Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сферы отрасли и формы страхования, их особенности..

Поиск

 

В России страхование, как и вся экономическая система, находится в состоянии реформирования. Существенные изменения происходят в системе государственного социального страхования, особенно в таких важнейших для каждого человека сферах, как пенсионное и медицинское обеспечение Пенсионная система РФ – совокупность созданных государством правовых, экономических и организованных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсий. Государственное пенсионное обеспечение – часть пенсионной системы, обеспечивающая за счёт сумм единого социального налога предоставление базовой части рудовых пенсий, а за счёт ассигнований из федерального бюджета – социальной пенсии нетрудоспособным гражданам в соответствии с законодательством.

Обязательное пенсионное страхование – часть пенсионной системы, обеспечивающая за счёт обязательных страховых взносов предоставление страховой и накопительной частей трудовых пенсий наёмным и самозанятым работникам (индивидуальные предприниматели, нотариусы и адвокаты), а также страховой части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца.

Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение – это часть пенсионной системы, обеспечивающая в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию предоставление пенсий за счёт накопительных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц.

Трудовая пенсия – ежемесячная денежная выплата для материального обеспечения граждан, достигших пенсионного возраста, ставших инвалидами или длительное время занимавшихся определённой профессиональной деятельностью, а также нетрудоспособных граждан, потерявших кормильца. Её размер определяется на основе трудового стажа и расчётного пенсионного капитала.

Страховой стаж – суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд.

Расчётный пенсионный капитал – общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд за застрахованное лицо, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии.

Трудовая пенсия подразделяется на три вида. 1. По старости. 2. По инвалидности – устанавливается в случае наступления инвалидности, определяемой по медицинским показаниям. 3. По случаю потери кормильца – назначается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, состоявшим не его иждивении.

Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей: · базовой; · страховой; · накопительной.

Лицам, имеющим право одновременно на различные виды пенсий, устанавливается только одна пенсия по их выбору. Базовая часть устанавливается государством в твёрдой сумме для всех пенсионеров. Страховая часть устанавливается в зависимости от уплаченных в Пенсионный фонд РФ страховых взносов. Эта часть пенсии финансируется по распределительному методу (т.е. взносы нынешних работающих граждан распределяются на выплату пенсий нынешних пенсионеров). Накопительная часть пенсии устанавливается в зависимости от суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо в накопительную часть пенсионной системы с учётом инвестиционного дохода от их размещения и ожидаемого периода выплаты пенсии.

Социальная пенсия устанавливается гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой или иной общественно-полезной деятельностью.

Размеры социальной пенсии дифференцируются в зависимости от основания назначения пенсии, тяжести инвалидности и времени её наступления, а также от того, потерял ли ребёнок одного или обоих родителей. В условиях экономического кризиса в стране, правительство РФ не отказывается ни от одного из взятых на себя социальных обязательств. Правительство уже объявило, что базовая часть пенсии в 2009 году будет повышаться: с 1 марта до 1950 рублей и с 1 декабря до 2460 рублей.

Задача негосударственного пенсионного страхования заключается в том, чтобы дополнять гарантии, предоставляемые в рамках обязательного пенсионного страхования гражданам по выплатам пенсий. Участие в негосударственном (добровольном) пенсионном страховании не регламентируется государством и реализует потребности и возможности каждого отдельного гражданина или профессионального коллектива.

Негосударственные пенсионные фонды – некоммерческие организации, которые осуществляют выплаты негосударственных пенсий своим участникам независимо от государственного пенсионного обеспечения населения. Государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов заключается в: · лицензировании деятельности фондов; · установлении порядка регистрации пенсионных правил фондов, нормативного размера пенсионных резервов фондов (пенсионные резервы – совокупность средств, находящихся в собственности фонда и предназначенных для обеспечения выплаты негосударственных пенсий; · утверждении условий, которым должны соответствовать договоры об управлении резервами фондов, заключаемые между фондами и управляющими компаниями (управляющая компания – коммерческая организация, получившая лицензию и осуществляющая управление пенсионными резервами фонда на основании заключённого с фондом договора); · контроль за размерами пенсионных резервов фондов, выполнением принятых фондами объёмов перед вкладчиками и участниками, за деятельностью объединения гарантийных фондов. Социальное страхование при временной нетрудоспособности

Существуют следующие риски наступления временной нетрудоспособности в результате: заболевания, беременности и родов, материнства, несчастных случаев на производстве и т.д. Страхованием этих рисков занимается Фонд социального страхования РФ, который обеспечивает работающих граждан гарантированными государством пособиями по социальному страхованию:

· по временной нетрудоспособности оплата больничных листов);

· пособия по материнству и детству;

· оплата четырёх дополнительных выходных денй по уходу за ребёнком-инвалидом;

· пособие на погребение;

· на санаторно-курортное лечение работающих и их детей.

Пособие по временной нетрудоспособности является одним из видов материального обеспечения рабочих и служащих за счёт средств Фонда социального страхования. Оно рассчитывается исходя из числа дней нетрудоспособности по больничному листу, стажа и среднедневного заработка работника, который исчисляется путём деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчётный период (12 месяцев, предшествующих данному моменту) на число фактически отработанных в этом периоде дней.

Выплата пособий по социальному страхованию, оплата работникам путёвок на санаторно-курортное лечение, финансирование других мероприятий по социальному страхованию осуществляется через бухгалтерию работодателя. Ответственность за расходование и правильность назначения пособий несёт администрация предприятия в лице руководителя и главного бухгалтера.

Во всех случаях минимальный размер пособия по временной нетрудоспособности установлен на уровне (90%) минимального размера оплаты труда.

Страхование от несчастных случаев

Страхование от несчастных случаев гарантирует защиту в виде выплаты возмещения при наступлении страхового случая.

Объектом страхования от несчастных случаев являются имущественные интересы застрахованного, связанные с утратой трудоспособности или смертью в результате несчастного случая.

Под несчастным, случаем в страховании обычно понимают внезапное, непредвиденное внешнее воздействие на организм человека, следствием которого становится временное или постоянное расстройство здоровья, а также смерть застрахованного.

В последнее время в целях ускорения решения спорных вопросов по выплатам в возмещение ущерба здоровью застрахованного страховщики предлагают клиентам обращаться не в суд, а в независимую экспертную комиссию. Комиссия создается из представителей клиента, страховщика и независимого медицинского учреждения. Достичь согласованного, приемлемого для обеих сторон решения удается гораздо быстрее и с меньшими издержками.

Если застрахованный умер, не получив причитающуюся ему страховую выплату (по нетрудоспособности), выплата производится наследникам застрахованного. В случае смерти застрахованного в результате несчастного случая страховая сумма выплачивается выгодо приобретателю или наследникам по закону в полном размере за вычетом ранее выплаченного страхового обеспечения.

Срок исковой давности о предъявлении претензий страховщик у устанавливается в три года со дня страхового случая.

Страховые тарифы по страхованию от несчастных случаев определяются по методикам, применяемым при построении тарифов для рисковых видов страхования. Поскольку страхование от несчастных случаев относится к страхованию ущерба, то в основу тарификации закладывается принцип распределения страхового риска между всеми застрахованными. Поэтому в основу нетто-ставки по страхованию от несчастных случаев закладывается средний показатель убыточности страховой суммы.

Тарифы по страхованию от несчастных случаев, как правило, не зависят от пола и возраста застрахованных. Дифференциация страховых премий определяется размером страховой суммы и опасностью осуществляемой застрахованным деятельности, в первую очередь профессиональной. Страховые тарифы возрастают с увеличением размера страховой суммы и степени риска выполнения застрахованным своих профессиональных или общественных обязанностей.

 

53. Финансовый механизм общества: структура и использование для целей эконом политики. Финансовый механизм, его сос тав и структураПрактическое воплощение финансовая политика находит в финансовых мероприятиях государства, которые реализуются через финансовый механизм. Он представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического развития. Финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения.Структура финансового механизма довольна сложна. В нее входят различные элементы, соответствующие разнообразию финансовых отношений. Именно множественность финансовых взаимосвязей предопределяет применение большого количества видов, форм и методов их организации (элементов финансового механизма).Государство в лице его исполнительных и законодательных органов власти устанавливает методы распределения общественного продукта, национального дохода, формы денежных накоплений, предусматривает виды платежей, определяет принципы и направления использования государственных финансовых ресурсов и т.д.Для эффективного использования финансов большое значение имеет осуществление финансового планирования и прогнозирования. Нормативное оформление применяемых способов организации финансовых отношений (налогов, расходов и пр.), контроль за правильностью применения различных видов, форм и методов финансовых отношений. Таким образом, основными звеньями (элементами) финансового механизма является: – финансовое планирование и прогнозирование; – финансовые показатели, нормативы и лимиты; – управление финансами; – финансовые рычаги и стимулы; – финансовый контроль;

В зависимости от особенностей отдельных подразделений общественного хозяйства и на основе выделения сфер и звеньев финансовых отношений финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций, страховой механизм, механизм функционирования государственных финансов и т.п. В свою очередь, каждая из этих сфер включает отдельные структурные звенья. Например, механизм государственных финансов подразделяется на бюджетный и механизм функционирования внебюджетных фондов и т.д. Каждая сфера и отдельное звено финансового механизма являются составной частью единого целого. Они взаимосвязаны и взаимозависимы. Вместе с тем сферы и звенья функционируют относительно самостоятельно, что вызывает необходимость постоянного согласования составляющих финансового механизма. Внутренняя увязка составных звеньев финансового механизма является важным условием его действенности. Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что финансовый механизм – совокупность форм и методов, инструментов и рычагов формирования и использования фондов финансовых ресурсов с целью обеспечения разнообразных потребностей государства, хозяйствующих субъектов и населения. Финансовый механизм играет особое значение в реализации финансовой политики государства. Современный финансовый механизм призван не только создавать реальную финансовую базу для обеспечения экономической самостоятельности государства, но и обеспечивать экономическое регулирование в условиях функционирования рынка и многоукладной экономики. Развитие новых форм финансовых отношений влечет за собой усложнение финансового механизма.

54. Финансовый рынок в структуре финансового механизма и его использование для обеспечения экономического роста и решения социальных проблем. В нашем понимании рынок финансовых услуг это совокупность отношений продавец-покупатель, осуществляемых через финансовую услугу как сферу хозяйственной деятельности, где финансовые услуги изначальнопроизводятся для обмена или купли-продажи. В свою очередь в подтверждение всего вышесказанного Кравченко П. П., определил финансовый рынок как рынок, где объектом купли-продаживыступают разнообразные финансовые инструменты и финансовые услуги [5]. Следовательно, взаимосвязь финансового рынка и рынка финансовых услуг возможно описать схемой. Для уточнения категории «финансовый инструмент» возможно привести определение данное в словаре финансово – экономических терминов и понятий [6]. Согласно словарю финансовые инструменты представляют собой:

1. любой тип финансового обязательства;

2. любой вид контракта, в результате которого появляются определенная статья в активах одной стороны контракта и адекватная статья в пассивах другой стороны участницы контракта.

При рассмотрении второго варианта определения категории «финансовый инструмент» следует признать, что в целом определение описывает экономическое содержание процесса обращения финансовых инструментов. Если рассматривать финансовый инструмент в качестве финансового обязательства, то это обязательство, представляющее собой: (а) договорное обязательство передать денежные средства или иной финансовый актив; (б) договорное обязательство совершить обмен финансовыми инструментами на потенциально выгодных условиях. К ним можно отнести: ценные бумаги, денежные средства, фьючерсы, опционы и т. д. Следовательно, возможно сделать вывод, что в повседневной хозяйственной практике важен не сам по себе финансовый рынок, а конкретные формы проявления финансовых отношений через оказание финансовых услуг с помощью финансовых инструментов (ценных бумаг, фьючерсов, опционов и т, д,), многообразные виды которых устанавливаются государством. Благодаря оказанию разнообразных финансовых услуг становится возможным использовать финансовый рынок в качестве экономического рычага, активного инструмента управления экономикой. Этот инструмент несет два начала: с одной стороны, он детерминирован объективно существующими финансовыми отношениями, а с другой - выступает орудием реализации целе- направленной финансовой политики государства. Действия, которые сегодня, согласно классификации, относятся к классу услуг, довольно разнообразны. Выделение финансовых услуг из числа услуг вообще не является аксиомой и понимание содержания финансовых услуг в зарубежных и отечественных классификаторах разное. Они направлены на различные объекты, имеют различную целевую аудиторию, чувствительность к продвижению, эластичность спроса по цене, различаются по степени осязаемости, возможности транспортировки и хранения. Исполнение одних услуг зависит в большей степени от использования технологических разработок и изобретений, других - от таланта и мастерства того, кто оказывает услугу и т.п. Под классификацией принято понимать упорядочение взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов системы и установление между ними связей и зависимостей. С точки зрения экономической классификация является способом системного упорядочения элементов финансовых услуг как единого комплекса соответствующих отношений. С целью четкого отделения услуг от производства с 1 января 1994 года введен в действие «Общероссийский классификатор услуг населению» (ОКУН) взамен «Общесоюзного классификатора бытовых услуг населению» и «Общесоюзного классификатора платных услуг населению» на территории Российской Федерации. ОКУН включает в классификацию услуг на финансовом рынке две основные позиции «Услуги банков» и «Прочие услуги населению». Услуги банков - это услуги, которые успешно развиваются на данный момент в России и состоят из 3 больших групп: 1. Услуги банков по вкладам населения, прием различных платежей; 2. Услуги банков по выдаче аккредитивов, чеков, сберегательных книжек и ссуд, услуги банков по операциям с ценными бумагами; 3. Услуги банков по размещению лотереи, услуги банков по операциям со свободно конвертируемой валютой, прочие услуги банков.

В перечень прочих услуг населению входит две группы приоритетных направлений:

1. Услуги по финансовому посредничеству;

2. Услуги по страхованию.

Рынок финансовых услуг выполняет следующие функции: - мобилизует временно свободный капитал из многообразных источников; - распределяет аккумулированный свободный капитал между многочисленными конечными его потребителями; - определяет наиболее эффективные направления использования капитала в инвестиционной сфере; - формирует рыночные цены на отдельные финансовые инструменты и услуги, объективно отражающие складывающееся соотношение между предложением и спросом; - осуществляет квалифицированное посредничество между продавцом и покупателем финансовых услуг; - формирует условия для минимизации финансового и коммерческого риска; - ускоряет оборот капитала, т.е. способствует активизации экономических процессов. Главная функция финансового рынка состоит в трансформации бездействующих денежных средств в ссудный капитал. А представленные функции рынка финансовых услуг отражают конкретные формы организации движения финансовых ресурсов посредством финансово– кредитного механизма между субъектами хозяйствования. Обобщая сказанное, следует отметить, что движущей силой этого механизма является оказание финансовых услуг, с помощью различных финансовых институтов. Рынок финансовых услуг играет важную роль в структуре финансового рынка. На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставления кредита и мобилизация капитала. Основную роль здесь играют финансовые инструменты и финансовые услуги, направляющие денежные потоки от собственников к заемщикам.

Анализ места и роли рынка финансовых услуг в структуре финансового рынка позволяет сформировать следующие теоретические выводы:

1. Рассмотрение сущности рынка финансовых услуг в структуре финансового рынка нуждается в учете информационного и институционального аспектов. Такой подход является следствием осознания функционального назначения рынка финансовых услуг, заключающийся в преодолении асимметрии информации между экономическими агентами и формировании новых инновационных возможностей.

2. Финансовый рынок предназначен для совершения сделок между покупателями и продавцами финансовых ресурсов, а сущность рынка финансовых услуг в том, что он отражает конкретные формы организации движения финансовых ресурсов посредством финансово – кредитного механизма.

3. Рынок финансовых услуг это совокупность отношений продавец-покупатель, осуществляемых через финансовую услугу как сферу хозяйственной деятельности, где финансовые услуги изначально производятся для обмена или купли-продажи. В повседневной хозяйственной практике важен не сам по себе финансовый рынок, а конкретные формы проявления финансовых отношений через оказание финансовых услуг, многообразные виды которых устанавливаются государством.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.34.78 (0.011 с.)