Вопрос 17 Правило Корлета-Хейга. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 17 Правило Корлета-Хейга.



Правило Корлетта—Хейга. Принцип «второго лучшего»

Как уже отмечалось выше, искажающее действие налогов в ряде случаев связано с тем обстоятельством, что досуг, с одной стороны, сопоставим с товарами и услугами как фактор благосо­стояния, а с другой — в отличие от других благ непосредственно не поддается налогообложению.

Последствия искажений могут быть уменьшены, если при прочих равных условиях товары и услуги, взаимозаменяемые по отношению к досугу, будут облагаться меньшими налогами, чем товары и услуги, взаимодополняемые с досугом3. Таково правило Корлетта—Хейга.

2 Строго говоря, имеются в виду значения эластичности компенсированного спроса. Доказательство приведено в приложении.

3 Напомним, что если блага взаимозаменяемы, то рост цены на одно из них, в том числе за счет налогообложения, приводит к увеличению потребления второго, а если они взаимодополняемы, то повышение цены на одно влечет сокращение потребления второго. Это правило является примером решения, отвечающего прин­ципу «второго лучшего», который играет важную роль в экономи­ке общественного сектора и обосновании реалистической эконо­мической политики. Прежде чем сформулировать данный прин­цип в общем виде, рассмотрим высказанное утверждение подроб­нее.

С точки зрения экономической нейтральности наиболее же­лательным был бы такой подход к налогообложению факторов благосостояния, при котором ни один из них не получал бы пре­имуществ, побуждающих увеличивать его потребление. Непосред­ственно применяя этот подход, например, к налогообложению рабочих спецовок и купальных костюмов, рассматриваемых изо­лированно от других благ, мы получили бы некоторое реше­ние. Оно было бы наиболее эффективным, если налогообложе­ние (или отсутствие налогообложения) всех остальных благ ни­как не отражалось бы на пропорциях потребления двух рассмат­риваемых товаров.

Однако известно, что налогообложение любых товаров, в дан­ном случае одежды, вообще говоря, мотивирует замещение труда досугом, поскольку это последнее благо налогообложению не подлежит. А такое замещение в свою очередь способно сыграть роль фактора, несколько уменьшающего спрос на спецовки и повышающего - на купальные костюмы, что в некоторой степе­ни сказалось бы на их относительных ценах.

Чтобы налогообложение не деформировало описанным обра­зом соотношение цен на два рассматриваемых товара, имеет смысл ввести своеобразное «контрискажение», облагая купальные кос­тюмы по более высокой ставке, чем предполагалось вначале. В итоге появляется нечто вроде опосредованного «налога на до­суг», который при определенных условиях мог бы погасить ис­ходное искажение. Это в данном случае и есть «второе лучшее» решение.

Будучи наилучшим из достижимых, оно, разумеется, не иде­ально. В самом деле, любое усложнение налоговой системы свя­зано с издержками и к тому же точно оценить размеры искаже­ния, которое требуется компенсировать, практически невозмож­но, так что «контрискажение» может оказаться недостаточным либо чрезмерным.

В целом принцип «второго лучшего» говорит о том, что при отсутствии одного или нескольких условий достижения оптимума по Парето наилучшее из возможных решений связано с нарушением других условий, даже если они сами по себе выполнимы. Поскольку реальная экономика не является миром совершенной конкурен-206

ции, причем государство осуществляет свое вмешательство пре­имущественно в ситуациях, наиболее далеких от идеального кон­курентного равновесия, поиски «вторых лучших» решений доста­точно характерны для практической политики.

Фактически многое из того, что уже изучалось в данном кур­се, может быть интерпретировано в терминах «второго лучшего». Например, регулируя цены посредством административных ре­шений, государство заведомо нарушает общепринятое условие достижения экономического оптимума, но, если речь идет о ес­тественной монополии, беспрепятственное установление частным предприятием любых желательных для него цен способно часто приводить к большим отклонениям от оптимума, чем регулиро­вание. Вместе с тем государство практически не имеет возмож­ности установить цены так, чтобы их соотношения в точности соответствовали соотношениям предельных норм замещения и предельных норм трансформации. Ведь оно не имеет возмож­ности получить вполне достоверную информацию о потребитель­ских предпочтениях.

Нередко политические решения приходится принимать в си­туациях, когда, с одной стороны, ясно, что некоторые предпо­сылки достижения Парето-оптимального состояния отсутствуют, а с другой - имеющейся информации недостаточно, чтобы со­ставить сколько-нибудь надежное суждение об интенсивности искажающих воздействий, а иногда - и об их направленности. В таких случаях принцип «второго лучшего» не может быть практи­чески реализован. Коль скоро искажающие факторы не поддают­ся оценке, имеет смысл от них абстрагироваться и искать «пер­вые лучшие» решения, понимая вместе с тем неизбежность су­щественных погрешностей.

 

 

18 вопрос: Цели и формы общественных расходов. Цели общественных расходов:

1) социальная поддержка безработных, малочисленных, трудоспособных;

2) финансирование производства общественных благ;

3) стимулирование отдельных видов производства рыночного сектора и стимулирование потребления социально значимых товаров.

Форма общественных расходов – выделение общественных средств из бюджета, социальных бюджетных фондов, предоставление бюджетных кредитов, предоставление государственных гарантий. Формы общественных расходов:

1) социальные выплаты нуждающимся

2) Прямое финансирование производства общественных и смешанных благ

3) Оплата государством товаров и услуг, произведённых в частном секторе экономики для нужд общественного сектора.

Соц. расходы ставят целью содействовать повышению уровня жизни населения, либо стимулирования отдельных общественных видов деятельности. Для обеспеченных людей предприятия общественного сектора могут предоставлять платные соц. услуги. В этом случае, общественные и частные могут конкурировать, кроме тех случаев, когда общественные услуги предоставляются по льготной цене. Производство общественных и смешанных благ может быть передано рыночному сектору, в том случае, когда общественное благо представляет собой сложную комплексную услугу, осуществление которой связанно с наличием и использованием комплекса материальных и индивидуальных ценностей., по крайней мере некоторые из которых могут производиться частным образом на предприятиях рыночного сектора. В таком случае возникает проблема согласования условий производства отдельных видов частных благ, для производства комплексных общественных благ. В этом случае все условия, необходимой характеристики продукции: срок поставки и т.д., должны быть чётко определены в контракте, если этого не сделано, то продукт может оказаться бесполезным для общества. Если частное благо формируется на основе частного производства, согласование всех условий производства, берут на себя генеральные заказчики, действующие от лица государства. Они определяют условия и характеристики производимой продукции.

В некоторых случаях условия согласования контрактов с частными производителями оказываются на столько сложными, что вариант непосредственного производства на предприятии оказывается более выгодным. Выбор варианта производства на основе конфронтации зависит от соотношения уровней транзакционных издержек по тому и другому вариантам. Некоторые виды товаров и услуг, производимые для населения, должны быть объектом государственного регулирования, например в тех случаях, когда в силу специфики товаров существует ассиметрия информации. Например при производстве лекарств – производство помощи. Во многих случаях производство таких благ требует ограниченной мотивации получения прибыли. Чтобы ослабить мотивацию на прибыль, организации, оказывающей соц.значимые услуги, по закону соответственно придаётся статус некоммерческой организации, а размер прибыли (получение дохода) ограничивается на основе государственного регулирования цен.

Государственное регулирование некоторых общественных и смешанных благ на частых предприятиях, либо в некоммерческих организациях опирается на систему контрактов.

В содержании контрактов указывается ряд условий, благодаря которым регулируется уровень дохода, распределяются риски, формируются мотивации к оказанию услуг надлежащего качества. Например: когда по условиям контракта цена на продукции формируется по форме: фактические издержки + % прибыли, весь риск инфляционного удорожания ложится на заказчика. У производителя не формируется мотиваций и экономических издержек. Чтобы перенести риск на производителя, цену можно фиксировать заранее, но тогда у производителя появляются мотивации завысить цену, чтобы добиться более продуктивного сочетания производителя и заказчика, в контракте оговаривается конкретные размеры увеличения при инфляции. В некоторых случаях, если цена фиксирована, производитель стремиться сэкономить на снижении качества товара. В таком случае контракт может оговаривать минимальный перечень стандартов, которые должна включать услуга. Существуют и другие приёмы регулирования условий характеристик общественных и смешанных благ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 895; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.007 с.)