Понятие финансовой политики, ее место в системе государственного регулирования экономики. Методы и инструменты финансовой политики. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие финансовой политики, ее место в системе государственного регулирования экономики. Методы и инструменты финансовой политики.



Под финансовой политикой понимают комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства. Финансовая политика государства является лишь средством осуществления его социально-экономической политики и выполняет вспомогательную роль. Именно в рамках социально-экономической политики может разрабатываться и проводиться в жизнь эффективная финансовая политика. Основа финансовой политики — стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

Краткосрочная финансовая политика государства направлена, прежде всего, на обеспечение текущей внутригодовой сбалансированности централизованных финансов. Это большая работа, проводимая финансовой системой и, прежде всего, Министерством финансов РФ: по проведению ранее принятых стратегических установок в текущем бюджетном планировании и исполнении бюджета; оценке и управлению текущими параметрами и оборотами в бюджетной системе и других централизованных фондах

Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их перераспределение и использование для выполнения государством его функций /1/ в любой области общественной деятельности: экономика, социальная сфера или международные отношения. Возможно другое определение финансовой политики: Финансовая политика - это элемент социальной политики государства, который включает совокупность целей, определенных источников формирования финансовых ресурсов, финансовые инструменты и методы их использования, а также методы поддержания баланса в треугольнике “цели - ресурсы - люди” в процессе достижения поставленных целей. Финансовая политика может быть названа категорией, включающей социально-экономическую сущность финансовых отношений, цели, инструменты и методы финансового менеджмента. Финансовая цель - это идеальный результат финансовой деятельности в будущем. Цель финансовой политики - упрочнение существующей в данном государстве системы социальных отношений.

Социально-экономическая сущность финансов определяется тем, за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в интересах каких социальных или профессиональных групп населения использует эти средства. Цели и инструменты реализации финансовой политики могут быть определены при реализации финансовой маркетинговой стратегии. Финансовый маркетинг может иметь два толкования: широкое и узкое. Финансовый маркетинг в широком понимании может быть определен как составляющая финансовой политики, которая обеспечивает выбор финансовых инструментов и способов их использования, в наибольшей степени соответствующих конкретным условиям и целям. Таким образом финансовый маркетинг включает выбор взаимосвязанной пары “сегмент рынка - финансовый инструмент”. Финансовый маркетинг в узком понимании может быть определен как совокупность методов создания спроса и продвижения финансового инструмента на определенном сегменте финансового рынка. Финансовый менеджмент определим как составляющую финансовой политики, охватывающую всю деятельность по поддержанию баланса в треугольнике “цели - ресурсы - люди” и обеспечению достижения поставленных целей с использованием выбранных в процессе финансового маркетинга инструментов на определенных при проведении маркетинга сегментах финансового рынка. Государственная краткосрочная финансовая политика имеет своей главной целью достижение поддержание, повышение ликвидности квартальных и годового бюджетного и кредитного балансов, или снижение степени не ликвидности таких балансов. Долгосрочная финансовая политика государства носит долговременный и часто скрытый характер. Она охватывает фундаментальные проблемы функционирования и управления не только государственными финансами, но финансами предприятий негосударственного хозяйства. Долгосрочная политика зависит, прежде всего, от двух факторов: политический и личный. Первый, - выражается в невозможности проведения долгосрочной финансовой политики вне рамок общего политического курса. Второй фактор в решающей мере определяет содержание долгосрочной финансовой политики в рамках принятого политического курса.

Финансовыми инструментами в широком понимании условимся называть совокупность юридически установленных форм отношений и методов их использования на финансовых рынках, с использованием которых осуществляются распределительные и перераспределительные отношения: между фондами денежных средств (например, облигация); между фондом денежных средств и собственностью на нематериальные активы (например, франчайзинг); конвертационные отношения между фондом денежных средств и собственностью на материальные активы (например, акции, лизинг); конвертационные отношения “государственный кредит - государственный траст”. При широком подходе могут рассматриваться следующие финансовые инструменты. Дотации - это средства из вышестоящего бюджета в твердой сумме для сбалансирования нижестоящих бюджетов при их дефиците /1/. Трансферт - это финансовые ресурсы, выделяемые местному бюджету из федерального бюджета для выравнивания фактического уровня бюджетной обеспеченности в различных регионах/1/.

Субвенция - это целевое выделение средств из бюджета вышестоящего уровня для реализации конкретной социально или(и) экономически значимой программы на более низком уровне иерархии /1/.

Льготы - это освобождения, законодательно или административно устанавливаемые в целях обеспечения социальной справедливости, компенсаций ранее наступившего ущерба или ускорения структурной перестройки, научно-технического прогресса; частичное или полное освобождение от обязательных платежей в бюджет (процентных ставок налогов или налогооблогаемой базы) или по обязательному страхованию; снижение цен на товары и услуги для отдельных категорий юридических (например, научно-исследовательских) и физических лиц (например, ветераны войн, ликвидации последствий Чернобыльской аварии и др.).

Государственный кредит - это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами -с другой стороны, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта /1/. Государственный кредит активно используют для формирования классовой структуры общества, отраслевой и региональной структуры экономики.. Обслуживание государственного долга может влиять и определять как социальное положение, так и развитие экономики страны.

Гарантия - это обязательство оплатить расходы вместо субъекта хозяйственной деятельности, обязанного сделать это по договору (но неспособного это сделать фактически), компенсировать убытки в случае появления определенных оговоренных последствий хозяйственной и коммерческой деятельности. Может рассматриваться и как самостоятельный финансовый инструмент, и как составляющая государственного кредита.

Налоги - это обязательные платежи в бюджет (общая их характеристика рассматривается в отдельном разделе).

Финансовый лизинг предлагается определять как специальный вид сделок, обеспечивающий заданную по продолжительности во времени конвертацию финансовых ресурсов одного юридического лица в права собственности на средства производства другого юридического лица.

34.Принципы организации финансов предприятий и организаций. Особенности организации финансов на предприятиях различных организационно-правовых форм. Финансовые отношения коммерческий организаций строятся на определенных принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности. Эти принципы находятся в постоянном развитии и совершенствовании. Принцип хозяйственной самостоятельности Принцип хозяйственной самостоятельности не может быть реализован без самостоятельности в области финансов. Его реализация обеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют сферу экономической деятельности, источники финансирования, направления вложения денежных средств с целью извлечения прибыли и приращения капитала, повышения благосостояния владельцев фирмы. Рынок стимулирует коммерческие организации к поиску все новых и новых сфер приложения капитала, созданию гибких производств, соответствующих потребительскому спросу. Коммерческие организации для получения дополнительной прибыли, приращения капитала и повышения благосостояния их владельцев могут осуществлять финансовые инвестиции краткосрочного и долгосрочного характера в форме приобретения ценных бумаг других предприятий, государства, участия в деятельности других хозяйствующих субъектов. Однако о полной хозяйственной самостоятельности говорить нельзя, так как государство регламентирует отдельные стороны их деятельности.

Принцип самофинансирования Реализация этого принципа - одно из основных условий предпринимательской деятельности, которое обеспечивает конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полную самоокупаемость затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и при необходимости банковских и коммерческих кредитов. самофинансирование относится к методам рыночного ведения хозяйства, когда собственных финансовых источников достаточно для финансирования хозяйственной деятельности. В условиях рыночной экономики обеспечение принципа самофинансирования достигается путем использования акционерного капитала, дивидендов, прибыли от финансовых операцийСамофинансирование имеет целый ряд преимуществ:

· исключаются расходы по займам (оплата процентов и погашение кредита);

· предприятие становится более независимым от внешнего капитала;

· за счет дополнительного собственного капитала повышается надежность и кредитоспособность предприятия;

· облегчается процесс принятия решения по дальнейшему развитию за счет дополнительных инвестиций.

Принцип материальной заинтересованности Смысл принципа материальной заинтересованности, или принципа финансового стимулирования (поощрение/наказание) заключается в том, что именно в рамках системы управления финансами разрабатывается механизм повышения эффективности работы отдельных подразделений и оргструктуры управления предприятием в целом. Достигается это путем установления мер поощрения и наказания. Наиболее эффективно данный принцип реализуется путем организации так называемых центров ответственности.Под центром ответственности понимается подразделение хозяйствующего субъекта, руководство которого наделено определенными ресурсами и полномочиями, достаточными для выполнения установленных плановых заданий.

Принцип обеспечения финансовыми резервами Принцип обеспечения финансовыми резервами диктуется условиями предпринимательской деятельности, сопряженной с определенными рисками невозврата вложенных в бизнес средств. В условиях рыночных отношений последствия риска ложатся на предпринимателя, который добровольно и самостоятельно на свой страх и риск реализует разработанную им программу. Кроме того, в экономической борьбе за покупателя предприниматели вынуждены продавать свою продукцию с риском невозврата денег в срок. Финансовые вложения организаций также связаны с риском невозврата вложенных денежных средств, либо получением дохода ниже предполагаемого. Наконец, могут иметь место прямые экономические просчеты в разработке производственной программы. Реализацией этого принципа является формирование финансовых резервов и других аналогичных фондов, способных укрепить финансовое положение предприятия в критические моменты хозяйствования.

Принцип сочетания финансового планирования и коммерческого расчета Важным принципом организации финансов предприятий является сочетание финансового планирования и коммерческого расчета. Имеются точки зрения о том, что коммерческий расчет несовместим с планированием финансов. Однако в мировой и отечественной практике общепризнанным рычагом финансового управления являются целевые комплексные программы как элемент планирования. В инвестиционной деятельности ни одна фирма не начинает дело до тех пор, пока нее разработает проект (план) с обоснованием финансирования и конечным финансовым результатом. На основе внутрифирменного планирования заключаются договоры, размещаются заказы на конкурсной основе. Разработка планов (за рубежом их называют проектами) основывается на глубоком изучении спроса потребителей, изучении опыта конкурентов, анализе финансовых возможностей предприятия. Хорошо разработанный план служит хорошим результатом коммерческого расчета.[8,c360].

Принцип материальной ответственности В любом предприятии складывается система мер поощрения и критериев оценки деятельности структурных единиц и отдельных работников. Составным элементом такой системы является идея материальной ответственности, суть которой состоит в том, что отдельные лица, имеющие отношение к управлению материальными ценностями, отвечают рублем за неоправданные результаты своей деятельности. Формы организации материальной ответственности могут быть различными, однако основные их них две: индивидуальная и коллективная материальная ответственность. Индивидуальная материальная ответственность означает, что конкретное материально-ответственное лицо (кладовщик, руководитель подразделения, продавец, кассир и др.) заключает договор с руководством предприятия, согласно которому любая недостача товарно-материальных ценностей должна быть возмещена этим лицом. В случае коллективной материальной ответственности за возможные недостачи отвечает уже не конкретное лицо, а коллектив (например, бригада продавцов, сменяющих друг друга в отделе магазина). Эта форма ответственности помогает избежать неоправданно частых инвентаризаций.[6,c23].

Принцип экономической эффективности Смысловая нагрузка принципа экономической эффективности определяется тем обстоятельством, что, поскольку создание и функционирование некоторой системы управления финансами предприятий с неизбежностью предполагает расходы, эта система должна быть экономически целесообразной в том смысле, что прямые расходы оправданы прямыми или косвенными доходами. Поскольку далеко не всегда можно дать однозначные количественные оценки, аргументирующие или подтверждающие эту целесообразность, оптимизация оргструктуры осуществляется на основе экспертных оценок в динамике – иными словами, она формируется постепенно и всегда субъективна.

Принцип финансового контроля Деятельность предприятия в целом, его подразделений и отдельных должна периодически контролироваться. Системы контроля могут быть построены по-разному, однако практика показывает, что финансовый контроль является наиболее эффективным и действенным. В частности, одним из важнейших способов контроля за конгруэнтностью целевых установок собственников компании и ее управленческого персонала является проведение аудиторский проверок. Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг. Внутренний финансовый контроль осуществляется путем организации системы внутреннего аудита.Классификация организаций по формам собственности:
Хозяйственные товарищества: Полные На вере Хозяйственные общества Общество с ограниченной ответственностью (ООО) Открытое акционерное общество (ОАО)/Закрытое акционерное общество (ЗАО) Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) Производственные кооперативы; Унитарные предприятия: Государственные; Муниципальные.

Финансы хозяйственных товариществ К ним относятся полные товарищества и товарищества на вере или коммандитные товарищества. Полное товарищество – это объединение граждан, которые занимаются предпринимательской деятельностью в соответствии с заключенным между ними учредительным договором от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Управление деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласованию всех участников.Уставный капитал полного товарищества создается за счет вкладов участников и по существу является складочным капиталом. К моменту регистрации полного товарищества его участники обязаны внести не менее половины своего вклада в складочный капитал. Остальная часть должна быть внесена в сроки, оговоренные в учредительном договоре. Участники полного товарищества несут субсидиарную ответственность по обязательствам товарищества, т.е. не только имуществом товарищества, но и своим личным имуществом. Товарищество на вере (коммандитное товарищество) – товарищество, в котором наряду с полными товарищами имеются участники-вкладчики (коммандитисты). Товарищество на вере создается и осуществляет свою деятельность на основании учредительного договора. В учредительном договоре определяются условия, величина и состав складочного капитала, сроки и порядок внесения долей каждого товарища. Порядок формирования уставного капитала аналогичен порядку его формирования в полном товариществе.
Управление деятельностью товарищества осуществляется только полными товарищами. Вкладчики в управлении не участвуют. Полные товарищи – участники, осуществляющие свою деятельность и отвечающие по обязательствам товарищества своим имуществом от имени товарищества.
Участники-вкладчики не принимают участия в предпринимательской деятельности товарищества и являются в сущности инвесторами. Они разделяют прибыли товарищества, несут ответственность за убытки, связанные с деятельностью товарищества, в пределах величины внесенного им вклада.

Общество с ограниченной ответственностью - общество, учрежденное одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделен на доли в размерах, определенных учредительными документами. Участники общества с ограниченной ответственностью отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов, что является важным преимуществом по сравнению с полным товариществом.
Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью формируется за счет вкладов его участников.

Общество с дополнительной ответственностью - общество, учрежденное одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделен на доли в размерах, определенных учредительными документами. Его участники несут солидарную субсидиарную ответственность по обязательствам общества своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов. Стоимость вкладов определяется учредительными документами. В случае банкротства одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между участниками пропорционально их доле в уставном капитале. Все вопросы, связанные с распределением прибыли, решаются аналогично тому, как они определены для общества с ограниченной ответственностью.

В отличие от обществ с ограниченной ответственностью в обществах с дополнительной ответственностью его участники, при недостаточности имущества общества, отвечают по обязательствам перед его кредиторами своим имуществом в одинаковом для всех участников кратном размере к сумме вкладов в уставный капитал, то есть несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом, аналогично участникам полных товариществ и полным товарищам в коммандитных товариществах.


Акционерное общество - общество, уставный (акционерный) капитал которого разделен на определенное количество акций. Акционеры (участники акционерного общества) не отвечают по обязательствам акционерного общества и несут ответственность в пределах стоимости принадлежащих им акций. Право на долю собственности акционера подтверждается его долей в акционерном капитале. Каждому держателю акций принадлежит часть имущества акционерного общества в соответствии с долей его акций в общем количестве акций, выпущенных в обращение. В этом смысле у акционерного общества нет собственного имущества.


Открытое акционерное общество – общество, участники которого могут продавать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Открытое акционерное общество может проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу на фондовом рынке на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами. При учреждении акционерного общества все его акции должны быть распределены среди участников.


Закрытое акционерное общество – общество, акции которого распространяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным способом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Акционеры закрытого акционерного общества обладают преимущественным правом приобретения акций, продаваемых другими акционерами.

Производственный кооператив - добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанное на их личном трудовом или ином участии и объединении имущественных паевых взносов.
Производственный кооператив отличается от хозяйственных обществ и товариществ прежде всего тем, что основан на добровольном объединении граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Производственный кооператив — преимущественно объединение лиц, а не капиталов, это предопределяет и право участия членов кооператива в правлении: каждый член кооператива имеет один голос независимо от размера имущественного пая.

Унитарное предприятие - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество. Различают унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления. К числу унитарных предприятий относятся государственные и муниципальные предприятия.

36. Виды доходов бюджета К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. 1)К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним. 2)К неналоговым доходам бюджетов относятся:а)доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;б)доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;в)доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;г)средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;д)средства самообложения граждан; е) иные неналоговые доходы.

3) К безвозмездным поступлениям относятся: А)дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; Б)субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии); В)субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации; Г)иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; Д) безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

4). Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета с учетом положений пункта 3 настоящей статьи.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:

. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

. Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

. Местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

. Бюджеты городских и сельских поселений Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Государственный внебюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном законом, либо в ином порядке, предусмотренном Кодексом

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования

В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификации РФ раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из бюджетов других уровней для осуществления отдельных государственных полномочий.

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района. Каждый субъект РФ имеет собственный бюджет. Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта РФ Федеральный бюджет - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 685; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.006 с.)