Межбюджетные отношения, принципы их построения



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Межбюджетные отношения, принципы их построения



В Бюджетном кодексе Российской Федерации межбюджетные отношения определяются как "отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами власти местного самоуправления"

межбюджетные отношения — это отношения не только между органами власти различных уровней управления, но прежде всего между субъектами государства по поводу распределения через федеральный центр и, кроме того, перераспределения между их совокупностью и федеральным центром всех денежных средств, которые общество (население и предприятия) передают власти для выполнения ею конкретных функций, необходимых для нормального развития страны и создания нормальных условий развития самого общества; именно регулярное перечисление средств из субъектов в адрес центральной власти дает им право требовать от нее выполнения конкретных функций по управлению государством и обязывает эту власть обеспечивать единое и эффективное управление страной в интересах своих регионов. В свою очередь, перечисление средств из вышестоящего бюджета в нижестоящий создает рычаг для выполнения субъектами РФ функций, которые ей предписывает выполнять единый центр управления страной, а также лишает объективной основы возможного возникновения каких-либо сепаратистских настроений и действий в регионах; Первым принципом межбюджетных отношений законодатель назвал принцип распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации. Названный принцип является частным случаем принципа разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. Применительно к межбюджетным отношениям рассматриваемый принцип означает, что каждому уровню бюджетной системы Российской Федерации соответствуют определенные расходы. Такие расходы изначально присущи данному уровню государственной власти или местного самоуправления и направлены на реализацию их собственных функций, либо они направлены на реализацию функций, которые были делегированы данному уровню государственной власти или местного самоуправления вышестоящим уровнем.

Второй принцип межбюджетных отношений - разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации -также служит продолжением принципа разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации и предполагает, что для обеспечения реализации функций государственной власти и местного самоуправления за каждым уровнем бюджетной системы Российской Федерации закрепляются определенные доходы.

Третийпринцип межбюджетных отношений - равенство бюджетных прав субъектов РФ, равенство бюджетных прав муниципальных образований - состоит в том, что все субъекты РФ и муниципальные образования в межбюджетных отношениях обладают равными правами.

На достижение минимального уровня бюджетной обеспеченности во всех субъектах РФ и муниципальных образованиях направлен четвертый принцип межбюджетных отношений - выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований. Он нацелен на реализацию таких принципов бюджетной системы Российской Федерации, как сбалансированность бюджетов и общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов.

Последний из принципов межбюджетных отношений - принцип равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ - предполагает, что не допускается дискриминация бюджетов или, наоборот, установление привилегированного положения во взаимоотношениях с вышестоящим бюджетом. Реализация рассматриваемого принципа является одной из наиболее эффективных гарантий бюджетного федерализма в Российской Федерации.

44)Гос и муницип кредит.Государственный и муниципальный кредит представляет собой отношения, по которым Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование являются кредиторами или заемщиками. Государственные и муниципальные кредиты могут быть получены и предоставлены Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями юридическим и физическим лицам, другим бюджетам, иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям в пределах полномочий соответствующего уровня бюджета. Государство в лице уполномоченного органа исполнительной власти заключает кредитный договор, в соответствии с которым у него возникают соответствующие обязательства или требования.

1.Важнейшая функция государственного и муниципального кредита — перераспределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности.

2.Государственный и муниципальный кредит выполняет также регулирующую функцию. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов их выделение на безвозмездной основе не всегда оправдано. Кроме того, эффективность использования выделенных средств на возвратной и платной основе выше, чем на безвозвратной и бесплатной. При этом кредитование создает мультипликативный эффект. У государства появляется дополнительная возможность для стимулирования развития отдельных отраслей и предприятий путем выделения им целевых бюджетных ссуд. Регулирующая функция проявляется и при получении Россией внешних займов от МВФ на финансирование бюджетного дефицита, проведение структурных реформ и реструктуризацию экономики, поддержку приватизации, фондового рынка и т.п. С помощью регулирующей функции государство воздействует на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное применение бюджетных ссуд.

3.Одной из функций государственного и муниципального кредита является учет и контроль за целевым и рациональным использованием кредита, выделяемого государством. Эту функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость контроля вытекает как из самой природы кредита, так и из функций государства.

К основным целям государственного и муниципального кредитования относятся: решение проблем финансирования бюджетного дефицита; проведение региональной финансово-кредитной политики направленной на выравнивание социально-экономических условий жизни населения и функционирования региональных экономик; поддержка муниципальных образований в решении неотложных социально-экономических задач; поддержка приоритетных для экономики секторов и видов деятельности.

46) Понятие, структура и назначение гос расходов. Классификация бюдж расходов.Бюджетные расходы можно определить как “процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы, в соответствии с законами о бюджетах на соответствующий финансовый год”. Бюджетный кодекс Российской Федерации содержит несколько иное определение. В соответствии с ним расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Приведенные определения отражают различные подходы к пониманию государственных расходов. В первом случае акцент делается на управленческие, процедурные моменты. Действительно, в современных условиях бюджетные расходы - основа сложной системы взаимоотношений, охватывающей не только органы государственной власти (законодательные, исполнительные, контрольные и др.), но и гражданское общество. Распределение государственных средств по отдельным расходным статьям закрепляется законодательно, в составе законов о бюджете. Его планирование, обсуждение, исполнение и контроль является центральным элементом бюджетного процесса. Определение, принятое в Бюджетном кодексе, подчеркивает функциональную сторону расходов, делает акцент на разграничении расходных полномочий различных уровней государственной власти.

Для количественной оценки расходов могут использоваться такие показатели, как общий их объем, темпы роста (прироста), динамика по отношению к ВВП, структура расходов и ее изменение, а также объем отдельных видов расходов в расчете на душу населения. Для изучения структуры могут использоваться экономическая, функциональная и ведомственная классификация расходов бюджета.

Величина бюджетных расходов зависит от многих факторов. Она определяется объемом валового внутреннего продукта страны; величиной доходов государства, которая, в свою очередь, зависит от уровня налогообложения, собираемости налогов, неналоговых поступлений в бюджет; предпочтениями общества в пользу перераспределительных программ и рядом других факторов. В различных странах периодически принимаются программы сокращения отдельных видов расходов, направленные на экономию бюджетных средств и повышение эффективности их использования.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются на текущие расходы (обеспечение текущих потребностей) и капитальные (инвестиционные нужды и прирост запасов). Формы расходов бюджетов: ассигнования на содержание бюджетных учреждений; оплата по государственным (муниципальным) контрактам; трансферты населению; ассигнования на осуществление полномочий, передаваемых на другие уровни власти и на компенсацию дополнительных расходов, возникающих из-за решений вышестоящих органов власти; бюджетные кредиты юридическим лицам; субвенции и субсидии юридическим и физическим лицам; инвестиции в уставные капиталы юридических лиц; бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, внебюджетным фондам; кредиты иностранным государствам; средства на обслуживание и погашение долговых обязательств.

При этом под дотацией понимается средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов, субвенция - средства, предоставляемые на той же основе бюджету другого уровня или юридическому лицу на осуществление целевых расходов, субсидия - средства, предоставляемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. В любом бюджете доходы и расходы должны быть сбалансированы. При дефиците бюджета - превышении расходов над доходами - должны быть указаны источники финансирования дефицита (перечень источников финансирования различен для разных уровней бюджетной системы РФ). Законодательством РФ установлены предельные размеры дефицита бюджета. Например, размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ (государственный долг - долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права). Для покрытия дефицита бюджета используются государственные заимствования - займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные виностранной(внешние)илироссийскойвалюте(внутренниезаимствования)

Вопрос 47

Экономич. классификация расходов бюджетов РФ, классификация источников внутреннего и внешнего финансирования дефицита бюджетов РФ.

Экономич. классификация расходов.

Расходы в зависимости от их экономич. содержания делятся на текущие и капитальные.

Капитальные расходы- обеспечивают иновац. и инвестиц. деятельность. Включает статьи расходов, предназначенные для инв-ции в действующие или вновь создаваемые юр. лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой.

Текущие расходы- часть расходов бюджетов, обеспечивающих текущие функционирование органов гос. власти, местного самоуправления, бюджетных учереждений и оказание гос. поддержки др. бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, сусидий, субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы, не включённые в капитальные расходы.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджета.

1.Классификация внутренних источников финансирования дефицитов:

-кредиты ЦБ

-изменение остатков средств бюджета

-гос. ценные бумаги

- гос. кредиты, полученные внебюджетным фондом

-бюдж. Кредиты, полученные от бюджетов других уровней и прочие источники внутреннего финансирования бюджета

2.Классификация источников внешнего финасирования дефицитов бюджета:

-кредиты международным фин. организациям

-кредиты правительств иностранных государств

-кредиты иностранных банков и фирм

-изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в иностранной валюте.

 

Билет № 48

Функциональная и ведомственная классификация расходов Федерального бюджета. Расходы региональных бюджетов.

Функциональная классификация - классификация расходов по отдельным функциям государства, в том числе гос. управление и местное самоуправление.

-судебная власть

-правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства

-промышленность ,энергетика и строительство

-сельск. хозяйство и рыболовство

-охрана окружающей среды и природных ресурсов

-гидрометиорология, картография, геодезия

-транспорт, связь и информатика

-ЖКХ

-предупреждение и ликвидация последствий ЧС и стихийных бедствий

-культура, искусство и кинематография

-СМИ

-Здравоохранение

-соц. Политика

-финансовая помощь др. бюд-м и бюд. Системам

-народ. Хозяйство

-прочие расходы и целевые бюдж. Фонды

Ведомственная классификация-расходов позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующие министерства, другие гос. учрежденя или юр. лицо, получающие бюджетные ассигнования



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.237.52.11 (0.011 с.)