Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перемещение выгод и искажающие действия общественных расходов на конкурентных рынках

Поиск

Государство выплачивает нуждающимся в соц. помощи денежные пособия или предоставляет помощь в натуральной форме с возможной последующей оплатой. Государственная помощь своеобразный отрицательный налог, которое государство выдает бедным и малообеспеченным. Предоставление социальной помощи может иметь сложные экономические последствия – фактическое перемещение выгод от получателей соц помощи к иным лицам. Это нужно учитывать при выборе способа соц поддержки, т.к. разные способы поддержки характеризуются отличными по величине эффектами перемещения выгод.

В США и др странах распространенная мера соц поддержки – предоставление бесплатных талонов семьям, нуждающимся в соц помощи. Талоны предназначаются для приобретения определенных видов продуктов. Предъявитель получает продукты, а продавцы предъявляют счет к оплате органы местного самоуправления. Варианты перемещения выгод:

1. Предложение продовольствия абсолютно эластично

А – первоначальное равновесие до введения программы бесплатных продовольственных талонов.Q0 – объем потребления тех, кто платит сам. Объем помощи – Н единиц для бедных.График d смещается вправо на Н. В – новая точка равновесия. Рыночная цена не изменяется. Объем производства и потребления увеличивается ровно на сумму бесплатных раздач (Q1=Q0+H).Экономич выгода, кот бесплатно предоставлена, целиком получена потребителем в объеме заштрихованного прямоугольника. Производители получили косвенную выгоду от увеличения объема производства и продаж. При этом товарные цены не изменились. Эффект перемещения выгод = 0.

2. Предложение продовольствия абсолютно неэластично

А – точка равновесия до введения продовольственных талонов. Р0 – рыночная цена. Введение бесплатных талонов на приобретение продовольствия в масштабах Р сдвигает график вправо в положение d’. В – новая точка равновесия. Р1 – новая рыночная цена. Совокупный объем производства и потребления остался неизменным (Q0). Потребление малообеспеченных составило Н=Q0-Q1. потребление тех, кто платит сам, уменьшилось ровно на сумму бесплатных раздач. Площадь фигуры 1 Q1EAQ0 – прямое уменьшение потребления платежеспособных. Это их чистые потери. Возникли эффекты перемешения выгод от потребителей неплатежеспособных к производителям. Из-за удорожания цен с Р0 до Р1 увеличивается налоговая нагрузка на платежеспособных. Площадь EFBA – сумма удорожания продовольствия для бедных, покупка которых профинансирована за счет дополнительного налогообложения состоятельных. Фигура 2 – первый эффект перемещения выгод. Имеет место и второй эффект перемещения выгод, т.к. состоятельные потребители приобрели меньший объем продукции по высоким ценам. P0P1FE – сумма удорожания.

Результат введения программы в данном случае – 2 дополнительных эффекта перемещения выгод производителям (площади фигур 2 и 3) и один эффект чистых потерь уменьшения потребления для платежеспособных. Результат программы – значительные дополнительные затраты, чистые потери, причем объем производства оставался неизменным. В этом случае поддержка малообеспеченных за счет применения бесплатных раздач неэффективна. Альтернативный способ поддержи – закупка продовольствия на мировом рынке по его цене. Объем мирового рынка по сравнению с отдельно взятой страной велик, поэтому дополнительная закупка продовольствия на этом рынке либо совсем не повлияет на цену мирового рынка, либо повлияет несущественно.

3. 0<Es<(знак бесконечности)

А – первоначальная точка равновесия до введения программы Р0 – начальная рын цена. Q0 – равновесный объем прод. Введение программы сдвинет график спроса вправо на величину бесплатных раздач. Потребление платежеспособных в пересчете на прежнюю рыночную цену уменьшится с Q0 до Q2, т.к. Q1-Q2=Н. это потребление малообеспеченных. Сумма чистых потерь для обеспеченных по прежней цене – площадь фигуры Q2FAQ0. Площадь фигуры FEBC – эффект перемещения выгод производителя от налогоплательщика, кот возникает из-за удорожания бесплатного продовольствия. Второй эффект перемещения выгод – P0P1EF – эффект перемещения выгод от состоятельных потребителей к производителям, возникающий из-за увеличения равновесной цены рынка. В 3-м случае сумма эффектов перемещения выгод и эффекта чистых потерь меньше, чем во втором случае. Величина 3-х эффектов прямо зависит от наклона графика предложения. Чем более полого расположен график, т.е. чем выше эластичность, тем меньше величина эффекта перемещения выгод и чистых потерь. В этом случае общество получает косвенные выгоды, т.к. благодаря программе увеличивается предложение продовольствия на внутреннем рынке. Это нужно в целях обеспечения продовольственной безопасности страны.

Многие экономисты считают, что если импорт продовольствия больше 30-40%, то безопасность страны по продовольств фактору может быть под угрозой. Чтобы уменьшить величину чистых потерь и перемещения выгод, государство может проводить такие меры поддержки аграрного сектора, которые способны в долгосрочном периоде существенно увеличить эластичность предложения. Для увеличения степени эластичности предложения в среднесрочном и долгосрочном периодах, государство использует меры: -предоставление помощи в приобретении дорогостоящих кредитных ресурсов (субсидирование всей или части процентных ставок по аграрным кредитам); -предоставление гос. помощи в сфере развития производственной, информационной, технологической инфраструктуры в сфере аграрного производства; -участие государства в финансировании затрат по предоставлению лизинга и оказанию гос. помощи в развитии малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, общий баланс косвенных выгод государства от увеличения продовольственной безопасности определяется степенью эффективности, обоснованности государственной аграрной политики, правильным выбором методов поддержки аграрных производителей.

В конечном итоге отбор спонсорской поддержки аграрных производителей и потребителей аграрной продукции определяется тем, как эти способы поддержки в долгосрочном и среднесрочном периодах способны уменьшить эффекты перемещения выгод и чистых потерь.

 

21. Влияние бесплатной раздачи и льготной продажи товара в ограниченном объеме на потребление.

1.Предложение продовольствия абсолютно эластично

А – первоначальное равновесие до введения программы бесплатных продовольственных талонов. Q0 – объем потребления тех, кто платит сам. Объем помощи – Н единиц для бедных. График d смещается вправо на Н. В – новая точка равновесия. Рыночная цена не изменяется. Объем производства и потребления увеличивается ровно на сумму бесплатных раздач (Q1=Q0+H).Экономич выгода, кот бесплатно предоставлена, целиком получена потребителем в объеме заштрихованного прямоугольника. Производители получили косвенную выгоду от увеличения объема производства и продаж. При этом товарные цены не изменились. Эффект перемещения выгод = 0.

2. Предложение продовольствия абсолютно неэластично

А – точка равновесия до введения продовольственных талонов. Р0 – рыночная цена. Введение бесплатных талонов на приобретение продовольствия в масштабах Р сдвигает график вправо в положение d’. В – новая точка равновесия. Р1 – новая рыночная цена. Совокупный объем производства и потребления остался неизменным (Q0). Потребление малообеспеченных составило Н=Q0-Q1. потребление тех, кто платит сам, уменьшилось ровно на сумму бесплатных раздач. Площадь фигуры 1 Q1EAQ0 – прямое уменьшение потребления платежеспособных. Это их чистые потери. Возникли эффекты перемешения выгод от потребителей неплатежеспособных к производителям. Из-за удорожания цен с Р0 до Р1 увеличивается налоговая нагрузка на платежеспособных. Площадь EFBA – сумма удорожания продовольствия для бедных, покупка которых профинансирована за счет дополнительного налогообложения состоятельных.

Фигура 2 – первый эффект перемещения выгод. Имеет место и второй эффект перемещения выгод, т.к. состоятельные потребители приобрели меньший объем продукции по высоким ценам. P0P1FE – сумма удорожания.

Результат введения программы в данном случае – 2 дополнительных эффекта перемещения выгод производителям (площади фигур 2 и 3) и один эффект чистых потерь уменьшения потребления для платежеспособных. Результат программы – значительные дополнительные затраты, чистые потери, причем объем производства оставался неизменным. В этом случае поддержка малообеспеченных за счет применения бесплатных раздач неэффективна. Альтернативный способ поддержи – закупка продовольствия на мировом рынке по его цене.

Объем мирового рынка по сравнению с отдельно взятой страной велик, поэтому дополнительная закупка продовольствия на этом рынке либо совсем не повлияет на цену мирового рынка, либо повлияет несущественно.

 

3. 0<Es<(знак бесконечности)

А – первоначальная точка равновесия до введения программы. Р0 – начальная рын цена. Q0 – равновесный объем прод. Введение программы сдвинет график спроса вправо на величину бесплатных раздач. Потребление платежеспособных в пересчете на прежнюю рыночную цену уменьшится с Q0 до Q2, т.к. Q1-Q2=Н. это потребление малообеспеченных. Сумма чистых потерь для обеспеченных по прежней цене – площадь фигуры Q2FAQ0. Площадь фигуры FEBC – эффект перемещения выгод производителя от налогоплательщика, кот возникает из-за удорожания бесплатного продовольствия. Второй эффект перемещения выгод – P0P1EF – эффект перемещения выгод от состоятельных потребителей к производителям, возникающий из-за увеличения равновесной цены рынка.

В 3-м случае сумма эффектов перемещения выгод и эффекта чистых потерь меньше, чем во втором случае. Величина 3-х эффектов прямо зависит от наклона графика предложения. Чем более полого расположен график, т.е. чем выше эластичность, тем меньше величина эффекта перемещения выгод и чистых потерь. В этом случае общество получает косвенные выгоды, т.к. благодаря программе увеличивается предложение продовольствия на внутреннем рынке.

Это нужно в целях обеспечения продовольственной безопасности страны.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.201.240 (0.01 с.)