ТОП 10:

Страховая организация: понятия, правовые формы, структура и бизнес-процессы.



 

Структура – фиксированное упорядоченное множество объектов и связей между ними. Организационная структура должна соответствовать обстоятельствам и условиям, сложившимся в конкретной организации и ее внешнему окружению.

Принципы построения СК:

1) Принципы построения:

-Управленческая структура

1. Дирекции

2.Департамент

3.Отделы

4.Подразделения

-Территориальная структура

1.Головная организация

2.Филиалы

3.Представительства

4.Агенства

5.Точки продаж

2) Принципы взаимодействия:

-Вертикальный

-Горизонтальный

-Целевой (функциональный)

СК в ходе осуществления страховой деятельности, выполняют ряд взаимосвязанных, но различных по содержанию функций:

1. Страховщики являются продавцами спец услуги – страх защита

2. По эк содержанию они выступают финансовыми посредниками

3. Являются крупнейшими институциональными инвесторами

2 главных структурных подразделения страховой компании:

1. Страховая дирекция – осуществление основной деятельности компании, связанная с привлечением рисков, с дальнейшей цессией рисков, с андеррайтингом рисков, с урегулированием убытков, формирование политики компании по освоению рынка.

2. Финансовая дирекция – включает блок бухгалтерского, налогового учета и контроля, отчетности планирования, инвестиционный блок и блок актуарных расчетов. Особенно важен инвестиционный отдел с точки зрения формирования дохода и мониторинга соблюдения строгих законодательных норм. Также важен актуарный блок: на базе актуарных расчетов андеррайтер строят тарифную политику, расчет страховых резервов.

Факторы, определяющие специфику структуры СК:

1) Финансовый характер деятельности – основной объект оперирования – денежные средства

2) Отсутствие «производства» - основной объект деятельности – управление риском

3) Ориентация на потребителя – страхование – услуга – финансовая гарантия, не может существовать вне потребителя, нет лага между выпуском и реализацией

4) Ориентация на контрагентов – из-за ограниченности видов деятельности самого страховщика, возникает целый ряд доп. Работ для выполнения

5) Привлечение посредников – страхование – сложный продукт, для эффективного продвижения необходимо участие проф. Страх посредников

6) Инвестиционный характер деятельности- СК-крупнейший институциональный инвестор, жестко контролируемы государство

7) Тесная взаимосвязь между результатами работы различных отделов компании

8) Тройственность направленности финансового потока: формирование фонда (сбор страх премий) – инвестирование фонда (размещение страх резервов и собственных средств) – расходование фонда (реинвестирование фонда и выплата страх возмещения)

Типология СК:

1) По основному акционеру (собственнику): государственные, иностранные, принадлежат банку, публичные (частные инвестиции), Общества Взаимного Страхования

2) По источнику и характеру страхуемых рисков: универсальные, специализированные, кэптивные, ОВС, перестраховочные, брокерские

3) По видовой специфике: страхование жизни (личное), рисковое страхование (иное, чем жизни) перестрахование, рисковое +перестрахование, обязательное медицинское страхование

4) По осуществлению обязательных видов страхования: компании осущ. Обяз мед страхование, компании осущ ОСАГО, компании осущ страхование ОПО, компании не осущобяз. Страхования

5) По охвату территории (и брэнду): международные (транснац), национальные (общерос имеют филиальную сеть), региональные

6) По территориальному признаку (где преобладала деятельность): Москва, СПБ, Уральский, Поволжский ФО, иные

7) По типу обособленного подразделения, которым представлены компания: головной офис, филиал, представительство, агентство

8) Типы объединений страховщиков: союзы и ассоциации, ПУЛы, синдикаты, холдинги (страх группы), соглашения о состраховании.

Типы структур:

1. Иерархический – структура на основе внутреннего строения, разделения труда (линейная, функциональная, линейно-функциональная, линейно-штабная, дивизионнальная)

2. Органический – структура на основе постоянного приспособления к условия внешней среды, то есть деление по характеру решаемости задачи (проектные, матричные, бригадные)

Примеры линейно-функциональной структуры:

 

       
   
Собрание собственников
 
 

 


Другие варианты линейно-функциональных структур:

 
 
Генеральный директор


1)

 

                           
   
 
   
Бэк-офис
   
Фронт-офис
   
Мидл-офис
 
 
 
   
Филиалы (представительства)
 
   
Генеральный директор

 


2)

       
 
 
   
Филиалы (представительства)

 

 


По уровню делегирования полномочий и обособленности ведения бизнеса выделяют следующие составные части компании:

1. Головная организация – все элементы функционирования и управления ( от стратег планирования до формирования отчетности, расчета резервов, лицензирования) только здесь решаются основные вопросы

2. Филиалы – ограниченные возможности (Положение о филиале). Принимает решения о страховании и урегулированию убытков, но пользуется основной методологией и методикой основного офиса, не занимаются обычно перестрахованием

3. Представительства- выполняет роль «представителя интересов», может в ряде случаев принимать решения о предоставлении страховой защиты. Характерно для перестраховочных компаний – как связующее звено

4. Агентства (точки продаж) – аквизиционнаядеятельность, привлечение клиентов и продвижение страховых продуктов

Бизнес – процесс – это набор необходимых и достаточных мероприятий, оптимально (наиболее эффективно) связывающих начало (точку входя в процесс) и результат решения (точку выхода из процесса) определенной экономической , административно или бизнес – задачи. То есть это мероприятия, приводящие к заданной результативности процесса.

Принципы построения бизнес-процесса в СК:

1. При описании БП необходимо использовать стандартизированный (унифицированный) инструментарий, который бы идентично читался всеми пользователями. Поэтому в начале необходимо разработать или уточнить понятийный и символьный аппарат.

2. Необходим качественный статистический анализ. Управление всегда начинается с измерения

3. Совершенствования бизнес-процессов начинается уже на стадии описания, когда только формируются параметры ожидаемого клиентом качества продукта. Именно определение критериев ожидаемого качества дает понимание того результата, на который необходимо выйти в ходе разработки и внедрения БП.

4. Главной задачей стоящей перед разработчиками БП должно быть выявление дефектов, их анализ и создание системы их преодоления

5. Непрерывное совершенствование БП

6. Вовлечение персонала в разработку и внедрение БП. Это генерирует в людях творчество, позволяет увидеть их с новой стороны, дает им полноценно раскрыть свои возможности.

7. Использование главных целевых понятий: ожидаемое качество (то, что устраивает клиента), привлекательное качество (превышающее ожидание клиента), производимое качество (то что может компания представить сегодня)

Для создания БП необходимо выполнить 3 условия:

1. Сформулировать (определить) точки входы и выхода из БП

2. Установить необходимые ресурсы и целесообразность их расходования

3. Определить направленность БП

Стадии разработки БП:

1. Определение параметров ожидаемого качества продуктов (сбор инфы об ожидаемом качестве, анализ статистических данных)

2. Выявление дефектов (выявление отклонения ожидаемого от качества имеющегося)

3. Рейтингование дефектов

4. Выдвижение гипотез о причинах дефектов

5. Оценка гипотезы (что надо сделать для достижения ожидаемого качества)

6. Разработка программы улучшения – построение БП (расчленение БП на элементарные БП, детализация каждого элементарного БП, выстраивание последовательности элементов БП И элементарных БП, оптимизация используемых ресурсов, документальное обеспечение: создание блох-схемы, текстовое описание процесса, вычерчивание графика-маршрута, описывающего среду процесса, формирование реестра БП)

7. Утверждение программы

8. Реализация (внедрение) программы

9. Закрепление нового стандарта качества

Особенности построения БП в страховых компаниях:

1. Финансовая направленность деятельности

2. Ориентация на контрагентов

3. Ориентация на финансовых контрагентов (невозможность фин обособленности)

4. Жесткое гос регулирование деятельности

5. Ограниченные инвестиционные возможности

6. Специфика продукта и его продвижения

7. Субъективность восприятия продукта

8. Не предрасположенность к приобретению продукта (не является продуктом первой необходимости)

9. Высокие требования к профессиональной подготовке сотрудников

10. Работа через посредников

11. Закрытость каналов обратной связи (тяжело узнать о степени удовлетворенности услугами)

12. Необходимость ассистентского сопровождения (не только финансирование убытков, но и оказание страховых услуг)

13. Преобладание вмененного (обязательного) страхования

14. Постоянное изменение и ужесточение законодательных требований к страховщику

15. Необходимость постоянного совершенствования методологии страхования

[Стоимость страховой услуги, или ее цена, выражается в страховом взносе (премии), которую страхователь уплачивает страховщику. Страховая премия устанавливается при подписании договора страхования и остается неизменной в течение срока его действия, если иное не оговорено условиями договора. Премия исчисляется относительно определенной базы, в качестве которой выступает страховая сумма по договору. Отношение величины страховой премии к базе дает страховой тариф.

Величина страховой премии должна быть достаточна, чтобы:

• покрыть ожидаемые претензии в течение страхового периода;

• создать страховые резервы;

• покрыть издержки страховой компании на ведение дела;

• обеспечить определенный размер прибыли.

Цена страховой услуги, как и всякая рыночная цена, колеблется под влиянием спроса и предложения. Нижняя граница цены определяется равенством между поступлениями платежей от страхователей и страховыми выплатами по договорам плюс издержки страховой компании. Верхняя граница цены страховой услуги определяется размерами спроса на нее.

Цена страховой услуги, предлагаемой страховой компанией зависит также от состояния дел у конкретного страховщика, а именно от величины и структуры его страхового портфеля, управленческих расходов, от доходов, которые компания получает от вложения временно свободных средств.

Стадии жизненного цикла конкретной страховой услуги в принципе те же самые, что и у любого другого товара: введение на рынок, рост спроса, насыщение или зрелость, спад продаж и уровня прибыльности и вытеснение из рынка. Жизненный цикл страховой услуги характеризуется показателями охвата «страхового поля», т.е. рискового сообщества, и динамикой числа заключенных договоров. Когда страховое поле близко к состоянию насыщения, рост охвата потенциальных клиентов договорами резко замедляется.

Цена страховой услуги достигает максимума на второй стадии жизненного цикла, на третьей стадии она стабилизируется, а на четвертой — возникает необходимость ее снижения либо модификации данного вида страхования.

Страховая премия как цена страховой услуги имеет определенную структуру, ее отдельные элементы должны обеспечивать финансирование всех функций страховщика. Большая часть уплачиваемых премий идет на формирование страхового фонда, из которого потом будут осуществляться выплаты по тем договорам, по которым произошли страховые случаи. Остальные средства должны компенсировать расходы страховой организации и обеспечить получение прибыли.

Страховая премия, которую уплачивает страхователь, называется брутто-премией. Основными компонентами брутто-премии являются: нетто-премия, надбавка на покрытие расходов страховой компании и надбавка на прибыль.

 

Элементы премии Назначение
Чистая нетто-премия по риску + Страховая надбавка = Нетто-премия по риску Финансирование платежей при наступлении страховых случаев и формирование страховых резервов
+ Надбавка на покрытие расходов страховой компании Оплата расходов, включая заработную плату персонала, издержки по содержанию офиса, на рекламу, комиссионные посредникам
+ Надбавка на прибыль Формирование прибыли
= Брутто-премия (страховой тариф)  

 

Нетто-премия предназначена для покрытия ущербов. Специфика страхования в обосновании этой части премии состоит в том, что в момент калькуляции цены величина ущерба не определена. Однако на основе данных об ущербах за прошлый период можно рассчитать их частоту, т.е. вероятность наступления, определить среднюю величину ущербов и их распределение по уровню вероятности. В соответствии с принципом эквивалентности в качестве минимальной премии за риск выступает ожидаемая величина ущерба, которую называют чистой нетто-премией по риску. Расчет нетто-премии ведется по отдельным рискам, даже если они объединяются в одном договоре. При этом выявленные закономерности появления ущербов в прошлом периоде проецируются на период калькуляции.

При таком подходе неизбежны технические ошибки двух видов: ошибки диагноза и ошибки прогноза. Ошибка диагноза появляется в силу недостаточности информации и заключается в том, что используемая в расчетах оценка случайного распределения общего ущерба не соответствует действительности. Чаще всего это связано с тем, что статистическая база оценки риска ограниченна и не отвечает требованиям закона больших чисел. Ошибка прогноза состоит в том, что выявленный за прошлые годы тренд динамики показателей ущербов не соответствует реальным обстоятельствам текущего периода. Это может быть вызвано неучтенными или изменившимися факторами.

Для того чтобы гарантировать клиентам страховую защиту, к чистой нетто-премии по риску делают страховую надбавку. Назначение страховой надбавки состоит в том, чтобы финансировать чисто случайные отклонения реального ущерба от его ожидаемых значений. Включение страховой надбавки в состав премии снижает случайный риск для страховой организации до приемлемого уровня. Размеры страховой надбавки устанавливаются в зависимости от меры риска, пропорционально отдельным моментам распределения калькулируемого ущерба (ожидаемой оценке риска, стандартному отклонению, коэффициенту вариации) либо комбинациям названных показателей.

Надбавка на затраты страховой компании представляет собой элемент премии, предназначенный для покрытия издержек страховщика. Расходы страховой компании складываются из следующих основных частей:

административно-хозяйственные расходы: оплата аренды помещения, заработная плата штатным сотрудникам, канцелярские расходы, плата за воду и электроэнергию и т.д.;

аквизиционные расходы, т.е. расходы на заключение новых договоров страхования, основную часть этих расходов составляет комиссионное вознаграждение страховым посредникам.

Надбавка на прибыль служит источником формирования прибыли от страховой деятельности. Надбавка на прибыль — это процент на собственный капитал, выступающий как вознаграждение владельцев капитала за его применение. Эта надбавка должна рассчитываться с учетом налогов на прибыль.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.75.58 (0.012 с.)