Глава 9. Страховое предпринимательство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 9. Страховое предпринимательство



 

9.1. Субъекты и участники страхового дела

 

Согласно ст. 4.1 Закона о страховом деле, участниками страховых отношений являются страхователи, застрахованные лица, выгодоприобретатели, страховые организации, общества взаимного страхования, страховые агенты, страховые брокеры, страховые актуарии и федеральный орган страхового надзора объединения страховщиков. Страховые организации, общества взаимного страхования, страховые брокеры и страховые актуарии являются субъектами страхового дела.

Деятельность субъектов страхового дела подлежит лицензированию, за исключением деятельности страховых актуариев, которые подлежат аттестации.

Сведения о субъектах страхового дела подлежат внесению в единый государственный реестр субъектов страхового дела в порядке, установленном страховым надзором.

Наименование субъекта страхового дела - юридического лица должно содержать слова, указывающие на осуществляемый вид деятельности: "страхование", "перестрахование", "взаимное страхование", "страховой брокер", - или производные от таких слов и словосочетаний. Субъект страхового дела не вправе использовать полное или краткое наименование, повторяющее наименование другого субъекта. Указанное положение не распространяется на дочерние и зависимые общества.

Законом о страховом деле предусмотрено, что юридические и физические лица для страховой защиты своих имущественных интересов могут создавать общества взаимного страхования в порядке и на условиях, определяемых Федеральным законом о взаимном страховании, принятие которого ожидается в 2011 г. В настоящее время общества взаимного страхования в России действуют, но только по страхованию своих учредителей.

 

Определение. Страховые агенты - граждане, действующие на основании гражданско-правового договора со страховщиком, или юридические лица (коммерческие организации), представляющие страховщика по его поручению в отношениях со страхователем.

 

Определение. Страховые брокеры - граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, или юридические лица (коммерческие организации), представляющие страхователя по его поручению в отношениях со страховщиком или осуществляющие от своего имени посредническую деятельность по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования или договоров перестрахования (ст. 8 Закона о страховом деле).

 

Страховые брокеры вправе осуществлять иную не запрещенную Законом деятельность, связанную со страхованием, за исключением деятельности в качестве страхового агента, страховщика, перестраховщика. Страховые брокеры не вправе осуществлять деятельность, не связанную со страхованием.

Деятельность страховых агентов и страховых брокеров по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования (за исключением договоров перестрахования) с иностранными страховыми организациями, на территории России не допускается.

Страховой агент занимается продажей страховых услуг, инкассирует страховую премию, оформляет страховую документацию и в отдельных случаях занимается дополнительным сервисным обслуживанием страхователей. Основная функция страхового агента - продажа страховых услуг. Посреднические услуги страховых агентов оплачиваются в форме комиссии, обычно в процентах от объема полученной страховой премии. Заработок страхового агента не лимитирован и при его успешной работе может превысить оплату труда руководителя страховой компании.

Многие страховые компании имеют свои корпоративные кодексы, основанные на этических принципах компании и распространяющиеся на всех сотрудников, и прежде всего на страховых агентов. Корпоративные кодексы обычно включают следующие принципы:

- вести себя с честью и достоинством, избегать действий, способных обесчестить профессию и компанию;

- продолжать обучение в период всей профессиональной деятельности;

- обеспечивать компетентное обслуживание клиента и соблюдать конфиденциальность;

- ставить интересы клиента выше своих собственных интересов;

- вести рекламу и конкуренцию честно и порядочно;

- исполнять законы и профессиональные правила, поддерживать систему профессионального надзора и ревизии.

Российское страховое законодательство пока не очень жестко регламентирует деятельность страховых агентов в отличие, например, от белорусского законодательства, которое ограничивает работу агента только на одного страховщика, или узбекского, запрещающего агенту совмещать агентскую работу с другими видами деятельности.

В мировой практике на страховых брокеров приходится до 60% собранной премии и около 20% - на страховых агентов, остальное - за счет прямых продаж. В России продажи через брокеров и агентов составляют не менее 90%, из которых, в свою очередь, более 90% приходятся на страховых агентов.

Брокер должен быть экспертом в области законодательства и практики страхования. В международной практике брокер не несет юридической ответственности перед страховщиком, что не исключает моральной ответственности. Брокер также не должен гарантировать платежеспособность страховщика и обычно не несет ответственности за страховые выплаты и возврат страховых взносов при расторжении договоров страхования. Если брокер допустил небрежность при выполнении своих обязанностей, в результате которой нанесен ущерб страхователю, последний имеет право потребовать от брокера возмещения ущерба. Если страхование (перестрахование) размещено брокером, он несет ответственность за уплату страховой премии вне зависимости от того, получил он ее от клиента или нет. Оплата услуг страхового брокера производится в виде комиссии.

В обязанности страхового брокера входит не только оказание помощи клиенту при заключении договора страхования, но и содействие правильному и своевременному оформлению документов при наступлении страхового случая на выплату страхового возмещения. Конкретный перечень обязанностей страхового брокера и его ответственность перед страхователем и страховщиком оговариваются в соглашении, которое заключается между ними.

Заслуживают внимания выдержки из Кодекса профессиональной этики страховых брокеров, подписанного большинством крупных брокерских компаний России, а именно:

- приоритет интересов страхователя, если эти интересы не противоречат действующему законодательству и общепринятым нормам морали;

- взаимоотношения брокера и страхователя должны быть (по возможности) зафиксированы письменно;

- брокер не вправе отказываться от поручений страхователя, а при объективной причине, не позволяющей их выполнить, должен содействовать в поиске другого брокера;

- брокер выполняет поручения страхователя безвозмездно, а оплату своих услуг получает в виде комиссии от страховщика.

Высокий уровень кэптивного страхования (кэптивных страховых компаний) и действия мелких страховщиков ограничивают брокерскую деятельность в России. Зарубежный опыт показывает, что рост числа реально работающих брокеров происходит по мере укрупнения размеров страховых компаний.

 

Определение. Страховые актуарии - граждане Российской Федерации, имеющие квалификационный аттестат и действующие на основании трудового или гражданско-правового договора со страховщиком. Они рассчитывают страховые тарифы, страховые резервы страховщика, оценивают его инвестиционные проекты с использованием актуарных расчетов (ст. 8.1 Закона о страховом деле). С 2011 г. планируется ввести обязанность страховщиков по итогам каждого финансового года проводить актуарную оценку принятых страховых обязательств (страховых резервов). Результаты актуарной оценки должны отражаться в заключении, представляемом в страховой надзор.

 

Требования к проведению квалификационных экзаменов страховых актуариев, выдаче и аннулированию квалификационных аттестатов устанавливает страховой надзор.

В страховом деле участвуют также сюрвейеры - представители страховщика, осуществляющие осмотр и оценку имущества, принимаемого на страхование; андеррайтеры - специалисты, имеющие полномочия от страховщика (перестраховщика) принимать на страхование (перестрахование) или отклонять предложенные объекты и риски и отвечающие за формирование страхового (перестраховочного) портфеля; аджастеры и аварийные комиссары - специалисты по оценке страховых убытков, эксперты и другие специалисты.

 

9.2. Основные бизнес-процессы страхования

 

Всю процедуру страхования можно представить состоящей из отдельных технологических операций, или бизнес-процессов страхования: маркетинг страховой, разработка страховых услуг (страховых продуктов), продажа, андеррайтинг, сопровождение договора, урегулирование убытков. На практике эти процессы смешиваются, повторяются, но тем не менее можно определить их последовательность (рис. 9.1).

 

Последовательность и основное содержание

бизнес-процессов страхования

 

┌───┬─────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ 1 │ Маркетинг │

├───┘ │

│ Маркетинг - деятельность, направленная на удовлетворение нужд и │

│ потребностей посредством обмена. │

│ Основные функции: исследовательская, стратегическая, │

│ предпринимательская │

└────────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┘

\│/

┌───┬───────────────────────────────────────────────┐

│ 2 │ Формирование страховых услуг │

├───┘ │

│ - простые (страховые продукты); │

│ - комплексные (корпоративные страховые │

│ программы); │

│ - индивидуальные условия страхования │

└───────────────────────────────────────────────────┘

/│\

┌───┬─────────────────────────────┐ │ ┌───┬─────────────────────────────┐

│ 3 │ Продажа │ │ │ 4 │ Андеррайтинг │

├───┘ страховых услуг - │ │ ├───┘ │

│ основные каналы │ │ │ - анализ и оценка риска; │

│ │ │ │ - принятие решения о │

│ - агенты (жизнь, сложные │ │ │ страховании или отказе; │

│ индивидуальные риски); │ │ │ - назначение тарифа и │

│ - брокеры (корпоративные │ │ │ согласование размеров страховой │

│ страховые программы); │<─┼─>│ суммы и премии; │

│ - офисные (страховые продукты, │ │ │ - согласование условий │

│ ОСАГО); │ │ │ страхования │

│ - партнерские - банки, почта, │ │ │ │

│ магазины, сетевые компании │ │ │ │

│ (простые продукты, ОСАГО) │ │ │ │

└─────────────────────────────────┘ │ └─────────────────────────────────┘

\│/

┌───┬───────────────────────────────────────────────┐

│ 5 │ Сопровождение договора страхования │

├───┘ │

│ - операционный и бухгалтерский учет; │

│ - расчет и инвестирование страховых резервов; │

│ - контроль за своевременностью и полнотой │

│ поступления страховых взносов; │

│ - контроль состояния застрахованного объекта; │

│ - организация обслуживания застрахованных лиц │

└─────────────────────────┬─────────────────────────┘

\│/

┌───┬───────────────────────────────────────────────┐

│ 6 │ Урегулирование убытков │

├───┘ │

│ - прием, анализ, проверка заявления о страховом │

│ случае; │

│ - осмотр объекта страхования, оценка убытков; │

│ - принятие решения о выплате или отказе в │

│ выплате; │

│ - страховая выплата │

└───────────────────────────────────────────────────┘

 

Рис. 9.1

 

Система продажи страховых услуг должна обеспечивать возможность активного контакта клиента не только с продавцом, как это происходит в традиционном маркетинге, но и со специалистами по рассмотрению и урегулированию страховых убытков, экспертами, бухгалтерами, секретарями. При этом сами продавцы страховых услуг часто превращаются в персональных страховых консультантов. Все эти специалисты, взаимодействуя, обеспечивают конкретные потребительские качества страховой услуги. Брокерские компании, принимая на себя урегулирование условий и размеров выплаты в переговорах со страховщиками от имени клиентов, также активно участвуют в формировании потребительских качеств страховой услуги.

В практической работе страховщиков не всегда возможно разграничить между собой отдельные бизнес-процессы, как, например, андеррайтинг и продажу страховых услуг. Но при их несомненной взаимосвязи цели и влияние на финансовый результат этих бизнес-процессов различны.

Хотя продажи направлены на увеличение поступающих финансовых потоков страховой премии (основного источника доходов страховой компании), но неконтролируемая с точки зрения оценки принимаемых на страхование рисков продажа приведет не к увеличению, а, напротив, к снижению финансового результата страхования - за счет роста страховых выплат свыше расчетных значений, заложенных в страховой тариф. Контроль принимаемых на страхование рисков, предшествующий заключению договора страхования (факту продажи страховой услуги), осуществляемый в процессе андеррайтинга, отклоняет "плохие" риски, что неизбежно снижает объем продаж.

 

Определение. Андеррайтинг (underwriting) можно определить как процедуру действий по принятию на ответственность страховщика или отклонению заявленных рисков по оговоренному объекту страхования с установлением (согласованием) страхового тарифа и франшиз в целях предложения страховой услуги с условиями, удовлетворяющими страховщика и страхователя, а также защиты страхового портфеля по виду страхования.

 

Роль андеррайтинга в формировании финансового результата страхования можно пояснить следующими рассуждениями. При правильном расчете базовых страховых тарифов и отборе на страхование рисков, соответствующих по своим параметрам условиям этих тарифных расчетов, суммарный убыток по страховому портфелю с доверительной вероятностью не должен превышать величину, исходя из которой рассчитывался страховой тариф (так называемый суммарный тарифный убыток). При этом сумма собранной страховой премии будет достаточной для покрытия прогнозируемых убытков по всем договорам, где произошли страховые случаи.

Однако для получения положительного финансового результата страхования необходимо не только правильно рассчитать стоимость страховой услуги исходя из объективной оценки предлагаемого на страхование риска, но и отбирать на страхование такие объекты (риски), для которых суммарный убыток по страховому портфелю будет ниже суммарного тарифного убытка (например, прием на автострахование автомобилей не старше определенного возраста). Отобранные таким образом объекты (риски) можно назвать качественными, или рентабельными, а соответствующие им суммарные страховые убытки - суммарным рентабельным убытком. Положительная разница между тарифным и рентабельным убытком и обеспечит положительный финансовый результат, как это схематично представлено на рис. 9.2. Полученный таким образом финансовый результат называют андеррайтерским финансовым результатом.

 

Интегральный закон

распределения суммарного убытка и андеррайтинг

 

 

Рис. 9.2

 

В дополнение к отбору рентабельных рисков андеррайтинг позволяет уменьшить вероятность наступления страховых случаев и снизить величину убытка за счет селекции принимаемых на страховую защиту рисков и разработки превентивных мероприятий (например, установка на автомобиле противоугонной системы).

На практике селекцию рисков неизбежно ограничивают продажи и цели андеррайтинга вступают в противоречие с целями продавцов. Разрешение этого противоречия на практике реализуется путем разделения предлагаемых страховщиком услуг на массовые виды страхования однородных и относительно простых рисков, не требующих тщательного индивидуального андеррайтинга, и страхование сложных объектов с индивидуальным андеррайтингом. В массовых продажах условия страхования стандартизируются, что упрощает андеррайтинг и позволяет выполнять его продавцу.

Оказание страховой услуги только начинается с продажей полиса (подписания договора и получения страховой премии) и продолжается весь период его действия. Сопровождение и обслуживание договора страхования обычно включает следующие операции:

- ввод и хранение договора в базе данных;

- отражение операций в бухгалтерском учете;

- контроль над своевременностью и полнотой поступления страховых взносов при уплате их в рассрочку;

- расчет и инвестирование страховых резервов;

- контроль состояния застрахованного объекта (условия эксплуатации, хранения, наличие или отсутствие модернизации, переделок, ремонта и т.п., для человека - условия жизни и работы) с целью своевременного учета изменения степени застрахованных рисков;

- внесение при необходимости изменений в договор страхования;

- отслеживание сроков окончания договора для своевременного предложения страхователю его продления;

- предоставление клиентам дополнительных услуг, предусмотренных договором.

Стандарты учета договоров каждый страховщик определяет самостоятельно.

Важнейшей завершающей стадией оказания страховой услуги является производство страховой выплаты при наступлении страхового случая. Качество обслуживания страхователя на этой стадии во многом определяет успех развития страховой деятельности компании.

Для страхователя страховая услуга материализуется при наступлении страхового случая в виде страховой выплаты, компенсирующей его материальные и финансовые потери. Основной задачей оплаты (урегулирования) страховых убытков является исполнение договора страхования - урегулирование, возмещение убытков и вреда, причиненных имущественным интересам страхователя (застрахованного) при наступлении страховых случаев, а в широком смысле - реализация защитной функции страхования. Урегулирование убытков оказывает неоднозначное влияние на конечный финансовый результат страхования.

Задержка сроков выплаты или занижение ее размера несомненно повышают текущий финансовый результат страхования, и многие страховщики этим пользуются. Однако спустя некоторое время это вызывает заметное недовольство страхователей и застрахованных, приводит к распространению негативной информации о страховщике и в конечном итоге к оттоку страхователей, снижению поступающей страховой премии и финансового результата.

Из всех бизнес-процессов именно андеррайтинг и урегулирование убытков являются исключительно страховыми, при этом урегулирование убытков более подвержено имиджевым и маркетинговым соображениям. Вопрос - выплачивать или нет - часто решается с учетом дальнейших взаимоотношений с клиентом. В среднем страховые компании теряют до 6% (по автострахованию - до 20%) клиентов из-за недовольства сроками и размерами страховых выплат, поэтому процесс урегулирования убытков приобретает дополнительную функцию - сохранение клиентов.

Каждому из бизнес-процессов страхования присущи свои специфические риски, в обобщенном виде представленные в табл. 9.1.

 

Таблица 9.1

 

Взаимосвязь бизнес-процессов страхования

и управленческих рисков

 

Бизнес-процесс Вид риска Возможные последствия
Маркетинг Неправильное определение клиентской группы Невыполнение плана продаж и доходов
Формирование страховых услуг Завышение базового тарифа Отток страхователей, снижение объемов продаж
Занижение базового тарифа Повышение убыточности, утрата платежеспособности, отзыв лицензии
Продажа страховых услуг и местный андеррайтинг Неправильное применение поправочных коэффициентов  
  Прием на страхование
Централизованный андеррайтинг Ошибки в перестраховочной политике
Сопровождение договора страхования Ошибки в обязательной финансовой отчетности Применение штрафных санкций налоговой службой, увеличение расходов, отзыв лицензии
Некачественное обслуживание страхователей Расторжение договоров, отток страхователей, снижение объемов продаж
Ошибки в инвестировании Снижение доходов, нехватка денежных средств
Урегулирование убытков Завышение сумм страховых выплат Повышение убыточности, утрата платежеспособности, отзыв лицензии
Занижение сумм страховых выплат Отток страхователей, снижение объемов продаж

 

Учитывая тяжесть последствий проявления присущих бизнес-процессам рисков в процессе финансового менеджмента, необходимо предусматривать управление этими рисками в целях минимизации их последствий.

 

9.3. Организационная структура страховщика

 

Для организации бизнес-процессов страхования в единый хозяйственный организм используются методы организационного структурирования бизнеса. Организационная структура должна основываться на стратегических планах компании и обеспечивать их реализацию в условиях воздействия внутренних и внешних факторов. Выбор организационной структуры во многом определяется корпоративной культурой менеджмента страховщика. С течением времени стратегии и корпоративная культура могут меняться, что потребует соответствующих изменений и в организационной структуре.

Формирование внутрикорпоративных отношений начинается с разграничения полномочий и ответственности всех подразделений. Выбор структуры необходим любой компании. Чем сложнее ее бизнес-модель и организационное построение, тем важнее продуманное разграничение ответственности за формирование корпоративного результата.

В практике крупнейших мировых страховщиков, работающих во многих странах, используется холдинговая структура, включающая центральный управляющий офис и несколько юридически самостоятельных дочерних страховых компаний, которые, в свою очередь, могут иметь разветвленную структуру (рис. 9.3). Холдинговая структура позволяет учитывать особенности национального законодательства и обычаев ведения бизнеса в стране регистрации дочернего общества. Холдинговая структура широко используется крупными страховщиками, работающими в США, где в каждом штате свое страховое законодательство, и в России, где, согласно требованиям Закона о страховом деле, необходимо создавать дочерние страховые компании для занятия такими видами страхования, как страхование жизни или ОМС.

 

Примерная структура страховой холдинговой компании

 

┌─────────────────────────────────────────────┐

│ Головная управляющая компания │

└──────────────────────┬──────────────────────┘

┌─────────────┴─────────────┐

│ Дочерние компании │

└─────────────┬─────────────┘

┌──────────────────┬────────┴─────────┬──────────────────┐

│ │ │ │

\│/ \│/ \│/ \│/

┌────────────────┐ ┌────────────────┐ ┌────────────────┐ ┌────────────────┐

│ Универсальная │ │ Компания по │ │ Компания по ОМС│ │ Страховая │

│ страховая │ │ страхованию │ │ │ │ компания за │

│ компания │ │ жизни │ │ │ │ границей │

└────────┬───────┘ └────────┬───────┘ └────────┬───────┘ └────────┬───────┘

│ │ │ │

\│/ \│/ \│/ \│/

┌────────────┐ ┌────────────┐ ┌────────────┐ ┌────────────┐

│┌───────────┴┐ │┌───────────┴┐ │┌───────────┴┐ │┌───────────┴┐

└┤┌───────────┴┐ └┤┌───────────┴┐ └┤┌───────────┴┐ └┤┌───────────┴┐

└┤┌───────────┴┐ └┤┌───────────┴┐ └┤┌───────────┴┐ └┤┌───────────┴┐

└┤ Филиалы │ └┤ Филиалы │ └┤ Филиалы │ └┤ Филиалы │

└────────────┘ └────────────┘ └────────────┘ └────────────┘

 

Рис. 9.3

 

В России понятие холдинга не определено на уровне законодательства, поэтому чаще холдинговые по своей структуре компании называют себя группой компаний. В состав такой группы могут включаться инвестиционные компании, компании, управляющие недвижимостью группы, сервисные, например медицинские, компании и т.п.

Многообразие организационных структур самостоятельных и дочерних страховых компаний можно условно описать тремя основными типами: бюрократический, партиципативный и матричный.

В больших страховых компаниях, включающих головной офис и распределенную сеть филиалов, агентств, представительств и обособленных рабочих мест, традиционно применялся бюрократический тип организационной структуры с жесткой вертикалью управления, обладающий стабильностью, но и слабой адаптацией к изменениям (рис. 9.4).

 

Бюрократическая структура страховой компании

с филиальной сетью

 

┌──────────────────────┐ ┌───────────────────────┐ ┌──────────────────────┐

│ Секретарь-референт ├──>│ Генеральный директор │<──┤ Совет директоров │

│ │ │ (президент) │ │ │

└──────────────────────┘ └────────────┬──────────┘ └──────────────────────┘

\│/

┌────────────────┐

│ Дирекции │

└───────────┬────┘

┌──────────────────────────────┬────────┬─┴───────┬───────────────────────────┐

│ │ │ │ │

│ \│/ │ \│/ │

│ ┌───────────────┐│┌──────────────────┐ │

│ │ Финансовое │││Управление продаж │┌─────────────┐ │

│ │ управление │││┌───────────────┐ ││Хозяйственное│<─┤

│ │┌─────────────┐││││ Отделы ├┐││ управление │ │

│ ││ Бухгалтерия │││││ розничных, │││└─────────────┘ │

│ │└─────────────┘││││ корпоративных,│││ │

│ │┌─────────────┐││││ офисных продаж│││ │

│ ┌──────────────────┐││Экономический││││└┬──────────────┘││┌─────────────┐ │

├─>│ Юридический отдел│││ анализ ││││ └───────────────┘││ Управление │ │

│ └──────────────────┘│└─────────────┘│││┌────────────────┐││ защиты │<─┤

│ ┌──────────────────┐│┌─────────────┐││││ Маркетинг и │││ информации и│ │

├─>│ Отдел кадров │││ Инвестиции │││││ реклама │││ безопасности│ │

│ └──────────────────┘│└─────────────┘│││└────────────────┘│└─────────────┘ │

│ ┌──────────────────┐│┌─────────────┐││└──────────────────┘ │

│ │Автоматизированная│││ Внутренний │││ /│\ │

└─>│система управления│││ аудит │││ │ │

│ (АСУ) ││└─────────────┘││ \│/ │

└──────────────────┘└───────────────┘│ ┌───────────────┐ │

├─>│ Андеррайтинг │ │

│ └───────────────┘ │

│ /│\ │

│ │ │

│ \│/ │

│ ┌───────────────┐ │

├─>│ Актуарные │ │

│ │ расчеты │ │

│ └───────────────┘ │

│ /│\ │

│ │ │

│ \│/ │

│ ┌───────────────┐ │

├─>│Перестрахование│ │

│ └───────────────┘ │

│ ┌───────────────┐ │

│ │ Урегулирование│<─────────────────┘

│ │ убытков │

│ └───────────────┘

Филиалы \│/ Агентства

┌───────────────────────────────────────┐ ┌───────────────┐

│ ┌─────────────────┐ ├┐ │┌─────────────┐├┐

│ │ Директор │ │├┐ ┌────────>│ Директор ││├┐

│ └─────────┬───────┘ │││ │ │└─────────────┘│││

│┌────────────────┐ │ ┌──────────────┐│││ │ │ /│\ │││

││ Планово- │ │ │ Отдел продаж ││││ │ │ │ │││

││ экономический │<─┼─>│ ├┼┼┼──────┘ │ \│/ │││

││ отдел │ │ │ ││││ │┌─────────────┐│││

│└────────────────┘ │ └──────────────┘│││ ││ Менеджеры ││││

│┌────────────────┐ │ ┌──────────────┐│││ │└─────────────┘│││

││Централизованная│<─┴─>│Урегулирование││││ │ /│\ │││

││ бухгалтерия │ │ убытков ││││ │ │ │││



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.8.110 (0.16 с.)