Решите задачи на понимание экономических и правовых основ страхования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Решите задачи на понимание экономических и правовых основ страхования.



 

Задача 1.1. В заключенном 4 марта 2009 г. договоре страхования ответственности квартиросъемщика была оговорена уплата страховой премии страхователем М. в десятидневный срок после заключения договора. При подписании договора был выдан страховой полис, в котором указаны дата начала (4 марта 2009 г.) и дата окончания (3 марта 2010 г.) полиса. 11 марта 2009 г. наступил страховой случай (залив водой соседей на нижнем этаже). Страховщик отказал в выплате, поскольку на дату страхового случая страхователь не уплатил премию по договору.

Задание. Дайте правовую оценку ситуации.

 

Задача 1.2. Гражданин N заключил договор страхования загородного дома типовой постройки в садово-дачном кооперативе. Договор страхования заключался без осмотра здания, с представлением фотографии. Страховая сумма была установлена по заявлению страхователя в размере 400 тыс. руб. Через два месяца в результате пожара в садово-дачном кооперативе дом полностью сгорел. При урегулировании убытков эксперт страховщика оценил ущерб в 350 тыс. руб. (действительная стоимость на основе справочника типовых проектов) и заявил данную сумму к выплате страхователю. Страхователь не согласился, так как, по его мнению, страховая компания должна произвести страховую выплату в размере страховой суммы по договору страхования.

Вопрос: Кто прав в данной ситуации?

 

Задача 1.3. Страхователь квартиры, в связи с переменой места жительства, продал ее. Квартира была застрахована в страховой компании. Через некоторое время у нового владельца квартиры произошел несчастный случай - залив одной из комнат. Он обратился в страховую компанию с заявлением о возмещении ущерба. Страховая компания отказала новому владельцу квартиры в страховой выплате.

Задание. Дайте правовую оценку ситуации.

 

Задача 1.4. Страхователь заключил договор страхования с условием уплаты страховой премии в рассрочку двумя платежами. Размер страховой премии по договору - 200 тыс. руб. В льготный период, т.е. до завершения оплаты договора страхования (до уплаты второго взноса), произошел страховой случай. Страховщик произвел страховую выплату в соответствующем данному страховому случаю размере за вычетом 100 тыс. руб.

Вопрос: Прав ли страховщик?

 

Решите контрольный тест, указав правильные ответы

1. Объектом страхования являются не противоречащие законодательству:

а) интересы страхователя в получении дохода;

б) имущественные интересы, связанные с личностью страхователя, с его собственностью и деятельностью;

в) интересы страхователя в отсутствие убытков.

2. Страховой полис - это:

а) документ страховщика, определяющий страховую сумму договора;

б) документ страхователя, подтверждающий получение страховой выплаты;

в) документ, подтверждающий факт совершения страхового случая и наступления обязанности страховщика произвести страховую выплату;

г) документ, подтверждающий факт заключения договора страхования.

3. Будет ли действовать договор страхования в части превышения страховой суммы над страховой стоимостью:

а) да;

б) нет;

в) в зависимости от вида и условий договора (каких)?

4. Страховые отношения могут возникать:

а) в силу закона;

б) по договору между страхователем и страховщиком;

в) по устной договоренности между страхователем и страховщиком.

5. Страховые отношения возникают со дня:

а) уплаты премии, если иное не указано в договоре;

б) выплаты возмещения;

в) заключения договора страхования.

6. Цели страхового бизнеса - это:

а) извлечение прибыли;

б) защита общества от рисков;

в) получение дохода от деятельности по удовлетворению общественной потребности в защите от рисков.

7. Страховая деятельность - это:

а) вид бизнеса;

б) форма защиты;

в) форма финансовой взаимопомощи;

г) способ аккумулирования средств;

д) разновидность услуг.

8. Контроль за страховой деятельностью осуществляет (укажите наименование).

9. Страховые платежи (уплаченная страховая премия) страхователя - юридического лица уменьшают его облагаемую базу по налогу на прибыль:

а) да;

б) нет;

в) по некоторым видам страхования облагаются налогом на прибыль (если так, то по каким).

10. Облагаются ли страховые выплаты страхователям - юридическим лицам налогом на добавленную стоимость:

а) да;

б) нет;

в) в случаях, установленным частью второй НК РФ (если есть, укажите их)?

11. У вас произошел страховой случай с застрахованным вами имуществом, и вы получили страховую выплату. Должны ли вы уплатить налог на доходы с полученной вами страховой выплаты:

а) да;

б) нет;

в) в особых, оговоренных НК РФ, случаях (если эти случаи установлены в НК РФ, укажите их)?

12. Оценка величины страховой выплаты является случайной величиной:

а) до страхового случая;

б) после страхового случая.

13. Суброгация - это право:

а) страховщика отказать в страховой выплате страхователю;

б) страховой компании требовать финансовой помощи у государства;

в) страхователя требовать дополнительной выплаты у лица, виновного в страховом случае;

г) страховой компании после производства страховой выплаты требовать возмещения у лица, виновного в страховом случае.

14. Миссия - это:

а) бренд;

б) цель и смысл деятельности;

в) лозунг дня;

г) общественное благо.

 

1.3. Экономические и математические основы страхования

 

Пример 1. Обеспечения платежеспособности.

В 2008 г. группа компаний "Росгосстрах" собрала 59,8 млрд руб., а с учетом купленной в 2008 г. страховой группы "Русский мир" - 68,9 млрд руб. страховой премии, а в 2007 г. - 52,2 млрд руб. По сравнению с результатами 2007 г. прирост страховой премии составил 14,6 и 32% соответственно, при этом совокупные собственные средства страховой группы "Росгосстрах" увеличились на 23,6%.

Вопрос: Достаточно ли увеличения собственных средств компании "Росгосстрах" для обеспечения платежеспособности с учетом роста страховых премий?

Ответ: С учетом включения в страховую группу компаний "Русский мир" недостаточно, поскольку совокупный рост обязательств, адекватный росту страховой премии, составил 32%, а рост собственных средств - 23,6%. Правильность ответа подтверждается обращением компании "Росгосстрах" в Правительство РФ за разрешением на увеличение уставного капитала за счет дополнительной эмиссии акций. В результате Росгосстрах был выведен из списка стратегически важных предприятий и получил согласие правительства на дополнительную эмиссию с уменьшением доли государства с 25% плюс две акции до 13,6%.

Платежеспособность является лишь техническим показателем финансовой устойчивости страховой компании, которая наряду с достаточным объемом собственных средств определяется также экономически обоснованными страховыми тарифами, страховыми резервами, достаточными для исполнения обязательств по договорам страхования, сострахования, перестрахования, взаимного страхования и системой перестрахования.

 

Пример 2. Расчет страхового тарифа в автостраховании.

В Москве величины тарифов по автокаско у различных страховщиков отличаются на 35 - 50% в зависимости от года выпуска и стоимости автомобиля (табл. 1.1, составленная по результатам, полученным исследовательским агентством Market Capital Solution (MARCS) <1> летом 2009 г.).

--------------------------------

<1> Материалы сайта http://www.megaresearch.ru/work/listing_research.

 

Таблица 1.1

 

Страховые тарифы по автокаско в Москве

 

Ценовой диапазон Тариф <*>, процент страховой суммы
средний минимальный максимальный
2006 г. выпуска автомобиля
Средний (0,35 - 0,6 млн руб.) 12,4 10,4 14,8
Бизнес (0,85 - 1,5 млн руб.) 8,1 6,5 9,6
2009 г. выпуска автомобиля
Средний (0,35 - 0,6 млн руб.) 8,4 7,0 9,7
Бизнес (0,85 - 1,5 млн руб.) 6,1 5,0 7,0

 

--------------------------------

<*> При условии эксплуатации одним 30-летним водителем со стажем вождения семь лет.

 

Отметим, что, по данным сайта Insure.com, стоимость автострахования в США заметно ниже: для автомобиля Mercedes-Benz SL600 составляет 2755 долл. (примерный тариф - 3,5%), Porsche 911 Carrera Turbo - 2706 долл. (2,5%), Kia Sportage LX - 1138 долл. (4,3%), Hyundai Tucson GLS - 1134 долл. (3,8%) <2>. Стоимость страхования рассчитана для водителя - мужчины 40 лет, не имеющего ранее аварий, тариф пересчитан с учетом примерной стоимости нового автомобиля.

--------------------------------

<2> По данным источника: auto.lenta.ru, от 17 марта 2010 г.

 

Для оценки соответствия страховых тарифов по автокаско реальной статистике рисков проведем исследование на примере Москвы. Согласно данным "Доски объявлений Рунета" (ruDoska, сайт http://www.autofive.ru/news/22.html), количество автомобилей в Москве к середине 2009 г. превысило отметку в 3,5 млн штук - 340 автомобилей на каждую тысячу жителей. Согласно статистическим подсчетам специалистов агентства "Автостат", 58% автомобилей из общего числа являются импортными. Наибольшее количество автомобилей в Москве относится к марке ВАЗ (976,4 тыс.), на втором месте - Ford (175,4 тыс.), на третьем - Toyota (170,6 тыс.). Для сравнения, в начале 2005 г. в Москве было 3 млн автомобилей.

В среднем, по статистике, в Москве происходит 1300 - 1500 ДТП в день, но в отдельные, редкие дни с особо сложными дорожными условиями (например, при внезапном обильном снегопаде и заморозке) количество ДТП возрастает до 2600 - 2700 в день <1>. Кроме ДТП на величину тарифа в автостраховании влияет количество краж и угонов - в 2008 г. на территории Москвы произошло 12,3 тыс. краж и угонов (в 2007 г. - 13,6 тыс.) <2>. Наибольшее число угонов зафиксировано по автомобилям марки ВАЗ вследствие их численного преобладания и слабости противоугонной защиты.

--------------------------------

<1> Материалы сайта http://www.dni.ru/auto/2009/1/13/156972.html, от 13 января 2009 г.

<2> Автоблог об авариях и угонах // URL: www.avariya-ili-ugon.ru, от 2 марта 2010 г.

 

Эти данные позволяют получить статистические оценки вероятности угона и повреждения автомобиля в ДТП для Москвы. Простейшие расчеты дают следующие величины: вероятность угона ; вероятность ДТП . Для расчета нетто-тарифа воспользуемся известной Методикой Росстрахнадзора <3>:

 

;

 

где , , - нетто-тариф, его основная и рисковая составляющие;

M(u) - математическое ожидание страхового убытка;

s - средняя страховая сумма на один договор.

--------------------------------

<3> Методики расчета тарифных ставок по рисковым видам страхования утверждены Распоряжением Росстрахнадзора от 8 июля 1993 г. N 02-03-36.

 

В качестве средней страховой суммы примем среднюю стоимость автомобиля, которую для автопарка Москвы можно оценить в 240 тыс. руб. для отечественных автомобилей и в 19 тыс. долл. для иностранных <1>, при этом средний страховой ущерб для водителей-женщин составляет 990 долл., мужчин - 1130 долл. <2>. Центр юридических услуг "Гарант" оценивает средний ущерб в ДТП по отечественным автомобилям в 25 тыс. руб., по импортным - 65 тыс. руб. Таким образом, отношение математического ожидания убытка в ДТП к страховой сумме можно принять равным 0,105, а для угона (хищения) - равным 1. Теперь можно рассчитать основную составляющую нетто-тарифа:

 

;

.

 

--------------------------------

<1> Материалы сайта http://www.autostat.ru/view.asp.

<2> Материалы сайта http://avtozhizn.ru/73-rossijjskie-zhenshhiny-popadajut-v-dtp-chashhe.html.

 

Поскольку сведений о среднем квадратичном отклонении убытка в общедоступной статистике нет, воспользуемся для расчета рисковой надбавки рекомендованной в указанной ранее Методике Росстрахнадзора приближенной формулой:

 

,

 

где n - число договоров (в нашем случае - объем статистической совокупности, т.е. общее число автомобилей, равное 3,5 млн шт.);

- коэффициент, учитывающий принятый уровень доверительной вероятности .

Приняв для расчетов (очень высокий уровень доверительной вероятности), получим значения рисковых составляющих , , которые пренебрежимо малы по сравнению с основной частью тарифов.

Поскольку "битые" автомобили практически не угоняют, то с достаточной для практики точностью можно принять, что угон (хищение) и ДТП являются несовместными событиями, тогда общий нетто-тариф при страховании от ДТП и угона равен их сумме и составляет, исходя из общей статистики по Москве, 0,0189, или 1,89% страховой суммы. Этот нетто-тариф, основанный на большом объеме статистики, можно считать минимально возможным. Даже при условии его увеличения в 1,5 - 2 раза (в среднем до 3,3%) для учета возможных неточностей в исходных данных и дополнительных рисков повреждения автомобиля в результате стихийных бедствий (градобой, удар молнии, падение предметов), пожара, взрыва этот расчетный тариф существенно ниже, чем действующие сегодня тарифы в автостраховании (см. табл. 1.1), но соизмерим с тарифами на автокаско в США.

Подумайте над вопросом: почему реальные страховые тарифы в России выше, чем результаты актуарных расчетов на основе совокупной статистики по ДТП и угонам?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 745; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.246.51 (0.044 с.)