ТОП 10:

Прибыль предприятий, различные виды прибыли, управление прибылью. Показатели рентабельности, области применения.



Прибыль является важнейшим показателем финансовой деятельности предприятия. Прибыль, с одной стороны - экономическая категория, выражающая определенные производственные экономические отношения; с другой – часть стоимости совокупного национального продукта (ВВП), стоимости и прибавочной стоимости (прибавочного продукта).

Современные российские нормативные документы также содержат ряд определений прибыли:

- бухгалтерская прибыль – конечный финансовый результат, выявленный в отчетном периоде на основании бухучета всех хозяйственных операций организации и оценки статуй бухгалтерского баланса;

- НРП (непокрытый убыток) – конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за вычетом причитающихся за счет прибыли налогов и иных аналогичных обязательных платежей;

- чистая прибыль формируется в соответствии с ПБУ 4/99 в отчете о прибылях и убытках и по своему содержанию соответствует НРП;

- прибыль (убыток) до н/о есть, по существу, прибыль (убыток) от обычной деятельности, т.к. налоговые и иные аналогичные платежи представляют собой инструмент изъятия государством части прибыли, полученной организацией, вследствие чего у нее формируется чистая прибыль;

- прибыль (убыток) от обычной деятельности – чистая прибыль от обычной деятельности, т.е. чистая прибыль без учета чрезвычайных доходов и расходов.

1)ВП (валовая прибыль)=В—С/с

2)Ппр (прибыль от продаж)=В-С/с-КР-УР

3)Пн/о (прибыль до налогообложения) = Ппр + ПКП (проценты к получению) – ПКУ (проценты к уплате) +ДУ(доходы от участия в др.орг.)+ПД (прочие доходы) – ПР (прочие расходы)

4)ЧП (чистая прибыль)=ПДН+ОНА(отлож.налоговые активы)-ОНО (отлож.налоговые обязательства) – ТНП (текущий налог на прибыль)

Основными методами планирования прибыли являются:

1) Метод прямого счета;

2) Исходя из затрат на 1 рубль товарной продукции;

3) Аналитический метод;

4) Маржинальный (анализ безубыточности).

Метод прямого счета

Объем продаж по каждой номенклатурной позиции умножают последовательно на цены реализации и на себестоимость каждой единицы. Разность м/у суммами обоих произведений по всем позициям номенклатуры составляет планируемый объем прибыли. По несравнимой продукции себестоимость каждой единицы должна определяться по плановым единичным калькуляциям.

Т.о. прибыль = Σцен i-го выпуска товарной продукции – Σ Затрат i-го выпуска – Кз (коммерческие затраты)

Этот метод прост, но при большом количестве наименований продукции трудоемкость его значительно возрастает. Недостаток: отсутствие номенклатуры и калькуляции на все виды издержек.

Метод исходя из затрат на 1 рубль товарной продукции

Вр (выручка от реализации) = Онг + ТВ – Окг, где Онг и Окг – остатки нереализованной продукции на начало и на конец года, ТВ – товарный выпуск.

Зр (затраты на реализацию) = Знг + Зтв – Зкг – Кз (коммерческие затраты).

Складывая эти 2 уравнения получаем величину прибыли Пр = Пн + Птв – Пкг - Кз

Аналитический метод. Этот метод заключается в следующем:

1) Определение объема продаж в базовом году;

2) Определяются ожидаемые затраты на этот объем продаж;

3) Исходя из ожидаемых затрат и продаж определяется расчетная (возможная) прибыль, которая относится к фонду себестоимости. Т.о. получается показатель базовой рентабельности.

4) Вся продукция предприятия условно делится на сравнимую и несравнимую

5) Исходя из объема выпуска сравнимой продукции в плановом году и %-а базовой рентабельности определяется прибыль по сравнимой продукции;

6) Определяется влияние ассортиментных видов и влияние изменения сортов;

7) Определяется ожидаемый выпуск несравнимой продукции;

8) Рассчитывается изменение остатка готовой продукции на складе.

Метод находит применение при планировании прибыли в отраслях с широким ассортиментом продукции, а также как дополнение к прямому методу, для проверки.

Информация, представленная в бухгалтерской отчетности, дает возможность произвести анализ, как абсолютной экономической эффективности, так и рентабельности, которая является характеристикой истинной эффективности, т.к. способ расчета рентабельности учитывает условия получения прибыли.

В общем виде способ исчисления рентабельности, т.е. прибыльности или доходности можно представить следующей формулой:

Рентабельность = прибыль / затраты или ресурсы( капитал)

Как правило, в ходе аналитических исследований используются различные показатели рентабельности, которые можно объединить в следующую систему:

1. Показатели рентабельности всей совокупности продукции, товаров, работ, услуг ( рентабельность продукции)

Рентабельность затрат на проданные товары, продукцию, работы и услуги = прибыль от продаж/ полная себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг.

Отражает величину прибыли, приходящуюся на единицу полных затрат и характеризует эффективность текущих затрат, ресурсов на производство и продажу.

2. Рентабельность продаж = прибыль от продаж/выручка-нетто

Отражает величину прибыли, приходящуюся на единицу объема продаж и характеризует уровень доходности продаж.

3. Показатели рентабельности капитала

Рентабельность активов = чистая прибыль/ средняя стоимость всех активов организации.

Отражает сумму прибыли, приходящуюся на единицу общей величины капитала (всех активов, не зависимо от источников их формирования) и характеризует эффективность исп-я всей совокупности активов( имущества организации)

Рентабельность производственных фондов = прибыль от продаж/ средняя стоимость основных фондов и материальных оборотных средств, т.е. запасов. Отражает величину прибыли, приходящуюся на единицу стоимости основных средств, и запасов и характеризует эффективность исп-я производственных фондов.

Рентабельность чистых активов = чистая прибыль/средняя стоимость чистых активов.

Отражает величину прибыли, приходящуюся на единицу чистых активов, т.е. собственного капитала в уточненной его величине и характеризует эффективность его исп-я.

Рентабельность собственного капитала = чистая прибыль/ средняя величина собственного капитала. Отражает величину прибыли, приходящуюся на единицу капитала собственников, и характеризует эффективность его исп-я.

Рентабельность акционерного (уставного) капитала = чистая прибыль/ средняя величина акционерного( уставного) капитала.

Отражает величину прибыли, приходящуюся на единицу вложенного учредителями капитала, и характеризует эффективность его исп-я.

Доходность акционерного (уставного) капитала = дивиденды, проценты начисленные из чистой прибыли/ средняя величина акционерного( уставного) капитала.

Отражает долю прибыли, начисленную в пользу собственников на единицу вложенного ими капитала.

 

10. Деньги: традиционное и современное определения категории. Функции денег: главная, основные и производные. Эволюция форм денег. Деньги современной России.

К.Маркс: Деньги - особый товар, играющий роль всеобщего эквивалента Деньги – это средство распределения ресурсов в человеческом обществе. Деньги – это все то, что выполняет денежные функции. Деньги - это информация, в определённом количестве стоимости закреплённая на не материальном носителе удостоверенное гос-ом и принятое всеми людьми.

Деньги – это совокупность финансовых активов, которые регулярно используются для сделок. Наиболее характерной чертой денег является их абсолютная ликвидность, то есть способность практически мгновенно и без потерь обмениваться на все иные виды активов. Ни один из прочих активов этим свойством не обладает в полной мере. Это и определяет главную функцию денег. Главная функция денег – создание оптимальных условий обмена, сведение к минимуму времени и транзакционных издержек как следствие абсолютной ликвидности денег. Главная функция конкретизируется в основныхи производныхфункциях денег. Основные функции определяют суть денег, производные функции эту суть конкретизируют и дополняют. Основные функции денег: 1.Деньги как средство обращения.используются для оплаты товаров и услуг и помогают им вступать в обращение..2. Деньги как мера стоимости (ценности). Деньги выполняют функцию меры стоимости, т.е. служат для измерения и сравнения стоимостей различных товаров и услуг. Все разновидности денег, действующие в национальной экономике в данный момент времени, предназначены для выражения стоимости товаров. В каждой стране установлена собственная денежная единица, которая является мерой стоимости всех товаров и услуг, присутствующих на рынке. Стоимость товара, выраженная в деньгах, представляет собой его цену. Цена, следовательно, есть форма выражения стоимости товара в деньгах. 3. Деньги как средство накопления.Обладатель денег является владельцем покупательной способности и получает возможность распределять свое потребление во времени, то есть решать, когда совершить транзакцию: сегодня, завтра, или через год. 4. Деньги как средство платежа.Функция средства платежа используется в не товарных сделках. Это получение и погашение кредитов, перевод денег через почтовую и банковскую систему, уплата налогов, получение социальных пособий, пенсий, з/п. 5.Мировые деньги. На мировом рынке знаки стоимости, обязательные к приему в рамках отдельного государства, теряют силу. Функцию мировых денег в настоящее время выполняют, так называемые, резервные валюты. Производные функции денег: 6. Информационная функция. На ранних стадиях товарно-денежных отношений информационная функция себя проявляла незначительно. Однако ситуация кардинально изменилась с возникновением банковской системы. Денежный поток, проходящий через банковскую систему, является объектом анализа для ЦБ, Правительства и различных аналитических агентств и центров. Такие показатели денежного обращения как объём денежной массы, скорость обращения, структура денежных запасов, направление движение денег, их концентрация по отраслям сообщают регулятором страны о состояние воспроизводственного процесса и возможных диспропорций экономического развития. 7. Производительная функция. базируется на трех основных функциях денег: меры стоимости, средства обращения и средства накопления. Производительность денег как меры стоимости: появление денег, как общей счетной единицы, является основой производительности денег. Деньги экономят ресурсы и снижают количество оценочных операций. Производительность денег как средства обращения: при недостаточной прозрачности рынка применение денег помогает сэкономить ресурсы, которые в противном случае отвлекались бы на получение информации. Производительность денег как средства накопления:Деньги – самый ликвидный экономический актив и имеет невысокие издержки хранения. 8. Сеньоражная функция (функция эмиссионного дохода). Данная функция возникает при двух необходимых условиях: 1) монополии на производство денег (монетная регалия) и 2) более низких издержках производства денег, чем цена, которую они демонстрируют в обращении. Деньги приносят эмиссионный доход государству, который выпускает их в обращение. В настоящее время ЦБ обладает монополией на эмиссию наличных денег, безналичные деньги имеют право выпускать КБ в процессе выдачи ссуд своим клиентам. 9. Регулирующая функция. Уже много веков назад с помощью денег реализовалась фискальная (бюджетно-налоговая) политика государства. В последние десятилетия всемерно усилилось значение монетарной (денежно-кредитной) политики. Центральный банк превратился центр регулирования экономического развития страны, используя такие инструменты, как управление денежной массой посредством операций на открытом рынке, формирования учетной ставки и т.п. 10. Институциональная функция. Деньги оказывают революционное влияние на институциональное развитие экономики. Деньги являются одним из главных атрибутов демократизации общества. Деньги всемерно повышают свободу экономического развития, как на макро уровне, так и на микро уровне. Можно выделить 6 ТИПОВ(основных форм) ДЕНЕГ: товарно-счетную (орудия труда, оружие, скот, рабы, украшения), товарно-весовую, слитковую, монетную, бумажную и кредитную. По мере интенсификации товарных произошел переход от т-сч-ых к товарно-весовымденьгам – хорошо хранящимся продуктам растительного и животного происхождения, а позже высшая форма товарно-весовых денег – слитковым металлам.Дальнейшая интенсификация торговли привела к появлению монетных денег. Монета, нарицательная цена которой соответствует стоимости содержащегося в ней металла и стоимости ее чеканки, называется полноценной;у неполноценноймонеты нарицательная цена превышает издержки ее создания. Недостатки: 1) громоздкость в расчетах, 2) потери на истирании монет, 3) рост затрат на поддержание металлического обращения. 4) металлические деньги не обладали необходимой эластичностью с точки зрения потребностей макроэкономического развития.

Бумажные деньги -это денежные знаки, снабженные принудительной покупательной способностью, и выпускаемые государством для бюджетных нужд. Обратный приток бумажных денег (казначейских билетов) происходит при уплате налогов и других неналоговых платежей. Но поскольку выпуск бумажных денег обусловлен потребностью в средствах для покрытия расходов государства (казначейства), стано­вится возможным чрезмерный выпуск таких денег в обращение, при котором вполне вероятно обесце­нение денег, уменьшение их покупательской способности. Кредитные деньги –это собирательное понятие, объединяющее различные виды денег, возникшие на основе замещения имущественных обязательств частных лиц или государства. Возникновение кредитных денег связано с развитием кредитных операций и банковского дела. Одним из первых видов кредитных денег стал вексель. Вексель стал необходим при переводе денег из одной местности в другую. Постепенно роль векселя расширялась, и он превратился в расчетное средство за поставленный товар. Уже в XVII в. вексель приобретает свойство обращаемости, и появляются первые банкноты.Банкнота центрального банка,вытеснившая классическую банкноту, была основным видом денежных знаков вплоть до второй половины XX в., после чего уступила место электронным деньгам. Электронные деньги – это деньги на счетах компьютерной памяти банков, распоряжение которыми осуществляется с помощью специального электронного устройства. На базе внедрения компьютеров в банковское дело возникла возможность появления пластиковых карт. Современные деньги России в виде билонной монеты и банкнот ЦБ имеют знаковую форму и представляют собой денежные знаки. Денежные системы, основанные на обращении неразменных бумажных денег,существуют в настоящее время в подавляющем большинстве стран мира. Очевидные преимущества таких систем, связанные в первую очередь с их удобством и экономичностью, способствовали их повсеместному распространению. Несмотря на то, что прямой связи с золотом современные деньги не имеют и выпускаемое их количество не увязывается с его стоимостью, оно косвенно может влиять на состояние и устойчивость национальной денежной единицы.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.102.38 (0.006 с.)