Элементы налога и их характеристики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Элементы налога и их характеристики



 

Существенные элементы:

1. Субъект налога
лицо, на котором лежит обязанность уплатить налог за счет собственных средств – организации и физические лица (ст.19 НК РФ)

2. Объект налога
юридические действия, которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог. Может быть: реализация товаров, работ, услуг имущество, прибыль, доход, расход etc 38 ст. НК

3. Налоговая база
количественное выражение предмета налогообложения, основа налога, к которой применяется ставка налога (53 ст. НК РФ). Стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения

4. Налоговая ставка
величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы

5. Налоговый период
55 ст. НК РФ, период времени, применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате

6. Порядок исчисления
стр.52 (по налогам 2 части НК)

7. Срок уплаты налога
срок, до которого налог подлежит уплате в бюджет (57 ст. НК)

8. Порядок уплаты налога
ст. 58 НК РФ (конкретно по налогам во 2 части НК)

Факультативный элемент:

Налоговые льготы – преимущества, предусмотренные законодательством о налогах и сборах и предоставляемые отдельным категориям плательщикам вплоть до возможности не уплачивать налог (56 ст. НК РФ)

 

Классификация налогов.

Классификационные признаки:

Субъект налога: - Налоги ФЛ - Налоги ЮЛ - Налоги ФЛ и ЮЛ

Вид ставки:

- Твердые (специфические): устанавливаются в фиксированном размере на каждую единицу налогообложения

- Процентные (адвалорные): устанавливаются в % к единице н/о.

- Комбинированные: сочетают твердую и процентную ставки

- Кратные МРОТ (5 205 р.).

Объект налога: - Реализация товаров (работ, услуг) – имущество - прибыль –доход –расход, емля, рента, капита, средства потребления.

Метод обложения (порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы):

- Равные: для каждого н/п-ка устанавливается равная сумма нал.

- Прогрессивные: с ростом нал. базы возрастает ставка налога

- Пропорциональные: для каждого н/п-ка устанавливается равная ст-ка налога

- Регрессивные: с ростом нал. базы уменьшается ставка налога

Периодичность:

- Разовые: уплата связана с бессистемным, случайным событием

- Регулярные (систематические, текущие): взимаются с определенной периодичностью в течение

всего времени владения имуществом или занятия видом деятельности, приносящей доход

Бюджетное назначение:

- Общие - налоги, не предназначенные для фин-яконкретного расхода

- Целевые – налоги, предназначенные для фин-яконкретного расхода бюджета

По способу изъятия (возможность переложения):

- Прямые – нал., кот. взимаются непосредственно из дох-ов н/п

- Косвенные – налоги, которые включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки, увеличивают ее и уплачиваются потребителем товара (работы, услуги) в их цене.

По платежеспособности налогоплательщика:

- Личные – налоги, которые учитывают платежеспособность н/п.

- Реальные – налоги, которые не учитывают финансовое положение налогоплательщика, уровень доходности объекта н/о.

По способу уплаты:

- Удержания (у источника выплаты дохода) – обязанность по исчислению налога возложена на третье лицо, которое в силу Закона обязано выступить налоговым агентом

- Начисления (декларационный) – уплата налога на основе налоговой декларации – официального заявления о своих налоговых обязательствах

- Кадастровый – налогообложение имущества производится на основе внешних признаков, его предполагаемой доходности, а момент уплаты налога не связан с моментом получения дохода.

Принадлежность к уровням власти и управления:

- федеральные – региональные – местные

Право использования:

закреплённые

регулирующие

От источника уплаты:

- З/П –Цена-Доход и прибыль – Себестоимость - Финансовый результат

Налоговая политика государства - это косвенный метод государственного регулирования экономики, система актов и мероприятий, проводимых государством в области налогов, направленных на реализацию определенных задач, стоящих перед обществом. Определив цели и задачи налоговой политики, государство выбирает методы ее осуществления.

Задачи налоговой политики заключаются в обеспечении государства финансовыми ресурсами, создании условий для регулирования хозяйственной жизни в стране, в сглаживании возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходах населения.

Отражает тип, степень и цель гос вмешательства в экономику и изменяется в зависимости от ситуации в ней. Она представляет собой систему мероприятий государства в области налогов и является составной частью финансовой политики. Содержа­ние и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества, социальными группами, стоящими у власти, стратегическими целями, определяющими развитие национальной экономики, и м/ународными обяза­тельствами в сфере гос финансов.

Одна из основных задач гос.налоговой политики на современном этапе — создание благоприятных условий для активной финансово-хозяйствен­ной деятельности субъектов экономики и стимулирование экономического роста посредством достижения оптимального сочетания личных и общественных инте­ресов, т. е. оптимального соотношения м/у средствами, остающимися в распо­ряжении налогоплательщика, и средствами, которые перераспределяются через налоговый и бюджетные механизмы.

На практике налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, ко­торый представляет собой совокупность организационно-правовых форм, методов и инструментов управления налогообложением. Государство придает этому меха­низму юридическую форму посредством налогового законодательства. Для под­держания высокой эффективности госналоговой политики необ­ходимо поддержать определенные пропорции м/у прямыми и косвенными налогами с учетом специфики конкретной страны.

Таким образом, рассматривая основные инструменты налогового регулирова­ния, мы можем сказать, что по своему характеру налоговое регулирование эконо­мики может быть стимулирующим или сдерживающим. При разработке налоговой политики необходимо учитывать мнение всех сторон налоговых отношений. С од­ной стороны, это стремление субъектов экономики к минимизации налогов, а с дру­гой - интересы государства. Для продуманной налоговой политики одним из са­мых важных моментов является правильное определение оптимального размера налогового бремени. Для этого необходимо провести серьезную аналитическую ра­боту по достижению компромисса м/у государством и налогоплательщиком.

Налоговая политика 2012-2014:

Временное снижение страховых взносов в 2012 году.

На 2012 и 2013 год буду временно снижены ставки страховых взносов. Они составят не 34 процента, а 30. Такой тариф будет применяться к зарплатам до 512 тысяч рублей в 2012 году и до 567 тысяч — в 2013-ом. С сумм, превышающих эти значения, страховой взнос будет взиматься по ставке 10%. Для тех, кто сейчас применяет льготный тариф в 26%, а также для социально ориентированных структур тариф страхового взноса составит 20 процентов, а сборы с суммы превышения — 7 процентов. Напомним, что в 2011 году предельная величина облагаемых выплат составляет 463 000 рублей, а с превышения страховой взнос не берется.

Начиная с 2013 года, ЕНВД будет плавно отменяться.

Постепенно будет сужаться область применения единого налога на вмененный доход. Произойдет это не сразу, а плавно: с 2013 года из-под ЕНВД выведут розничную торговлю через магазины и услуги общепита через залы обслуживания посетителей, а в 2014 году вмененный налог отменят вовсе. Тем предпринимателям, которые сейчас используют ЕНВД, будут вынуждены переходить либо на основную систему налогообложения, либо на УСН, если позволит уровень доходов. Как вариант для этой категории плательщиков с 2012 года будет введена отдельная патентная система налогообложения ИП.

 

Основные направления налоговой политики РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов

 

Правительство РФ одобрило предложенные Минфином России основные направления налоговой политики на 2013 г., а также на 2014 - 2015 гг. Документ был подготовлен в рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Нормативным правовым актом он не является, однако на его основе разрабатываются изменения, которые вносятся в налоговое законодательство. Следовательно, именно на этот документ предприниматели могут ориентироваться при долгосрочном налоговом планировании.

 

Авторы Основных направлений составили следующий перечень планируемых мер налогового стимулирования:

- поддержка инвестиций и развития человеческого капитала;

- совершенствование механизмов налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, а также иных финансовых операциях;

- совершенствование специальных налоговых режимов для малого бизнеса;

- развитие взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях.

Кроме того, в документе приведены меры, направленные на увеличение бюджета:

- налогообложение природных ресурсов;

- акцизное налогообложение;

- введение налога на недвижимость;

- сокращение неэффективных налоговых льгот и освобождений;

- совершенствование налога на прибыль организаций;

- совершенствование налогового администрирования;

- противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций;

- страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.

 

В целях поддержки инвестиций и развития человеческого капитала авторы Основных направлений предлагают следующие меры. В первую очередь, предполагается освободить от налогообложения некоторые социально значимые выплаты физическим лицам (гранты, выплаты безработным гражданам, суммы оплаты медицинских услуг отдельными категориями работодателей и др.). Кроме того, планируется скорректировать порядок предоставления имущественного вычета по расходам на строительство и приобретение жилья. Предлагается учесть недавно принятые постановления Конституционного Суда РФ о получении имущественного вычета родителями, приобретающими за свой счет имущество в долевую собственность с несовершеннолетними детьми, и пришел к выводу о необходимости установить порядок предоставления такого вычета в части долей несовершеннолетних детей. По мнению финансового ведомства, следует предусмотреть правила получения вычета при оформлении родителями имущества в собственность несовершеннолетнего ребенка. Авторы Основных направлений указали, что процедура распределения вычета в случаях приобретения имущества в общую долевую либо совместную собственность также должна быть уточнена.

 

Предлагается также ввести налог на недвижимость физлиц. В рамках планируемого введения этого налога также будет рассмотрен вопрос налогообложения роскоши, который неоднократно поднимался в разных законопроектах, но пока ни один из них не был принят. Сумму налога планируется рассчитывать исходя из рыночной кадастровой стоимости (а не инвентаризационной, которую определяет БТИ) по ставке от 0,05 до 0,3 процента. Самая высокая ставка будет установлена для совокупной кадастровой стоимости всех объектов недвижимости свыше 300 млн руб. Создание единого объекта недвижимости, включающего земельный участок и расположенные на нем здания и сооружения, на данный момент не планируется, однако для владельцев жилья будут предусмотрены стандартные и социальные налоговые вычеты, ставки и размеры которых предстоит определить только после проведения массовой оценки принадлежащего физлицам недвижимого имущества. Сроки введения налога на недвижимость также напрямую зависят от периода проведения оценки капитального строительства.

 

Помимо этого начиная с 2013 года будет введена минимальная ставка транспортного налога (без возможности ее снижения, но с возможностью увеличения законами субъектов РФ) для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 410 л.с. - 300 руб. с 1 л.с. Также планируется увеличение в 5 раз средних ставок транспортного налога для мощных мотоциклов, гидроциклов, катеров и яхт (свыше кроме спортивных, используемых исключительно для участия в спортивных соревнованиях).

 

Планируется изменить порядок исчисления налога на прибыль организаций, а именно действующий механизм восстановления амортизационной премии. Авторы документа предлагают уточнить порядок восстановления указанной премии в доходах. Амортизационная премия применяется в случае реализации объектов, в отношении которых данные вложения осуществлены, ранее чем через пять лет с момента их ввода в эксплуатацию. По мнению Минфина (с которым согласилось Правительство), целесообразно установить следующее условие: при реализации основных средств лицу, являющемуся взаимозависимым по отношению к налогоплательщику, суммы указанных капитальных расходов подлежат восстановлению. Данное предложение направлено на создание механизма, предотвращающего злоупотребление указанной льготой со стороны недобросовестных налогоплательщиков, многократно применяющих амортизационную премию к одним и тем же основным средствам при их перепродаже взаимозависимым лицам.

 

По замыслу авторов Основных направлений, стимулировать российские компании к инвестициям в модернизацию должно также обнуление налога на имущество с нового оборудования и техники.

 

С 2015 г. должны ускориться темпы роста акцизов на алкоголь и табак. Кроме прочих мер, предусматривающих увеличение бюджета, планируется подготовить предложения по совершенствованию механизма налогообложения добычи некоторых видов полезных ископаемых. В частности, Правительство РФ одобрило увеличение ставок НДПИ для производителей природного газа.

 

Как указано в Основных направлениях, планируется разработать методику оценки эффективности налоговых льгот, учитывающей наряду с выпадающими доходами бюджетной системы РФ создание благоприятных условий для инвестирования, а также результаты реализации налогоплательщиками полученных преимуществ. При этом обновление и актуализация перечня налоговых льгот будут проводиться ежегодно.

 

Планируется также организовать работу, направленную на сближение бухгалтерского и налогового учета (например, предлагается отказаться от правил определения используемых при расчете налоговой базы показателей, отличных от правил бухгалтерского учета).

 

В целях развития взаимосогласительных процедур предусматриваются, в частности, введение для всех актов налоговых органов обязательных досудебных процедур, а также увеличение с 10 дней до одного месяца срока на подачу апелляционной жалобы в отношении не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности.

 

Особое внимание в Основных направлениях уделяется специальным налоговым режимам для малого предпринимательства. Так, например, предлагается с 1 января 2013 г. ввести патентную систему налогообложения для предпринимателей путем ее выделения из УСН в самостоятельный налоговый режим. С 2013 г. также планируется установить добровольный переход на систему налогообложения в виде ЕНВД. По мере расширения сферы применения патентной системы к 2018 г. ЕНВД предполагается отменить. Следует отметить, что отмена указанного спецрежима откладывается уже не первый год.

 

Принявшее Основные направления Правительство РФ четко дало понять, что контролирующие органы собираются всерьез взяться за офшоры: в ближайшие годы планируется ввести институт налогообложения нераспределенной прибыли иностранных контролируемых компаний. Он заключается в том, что такой доход при расчете налога на прибыль организаций может рассматриваться как результат деятельности материнской компании. Выводить средства в офшоры при этом будет экономически невыгодно. Однако, прежде чем такая система заработает, законодателю предстоит определить статус иностранной контролируемой компании, установить для российских организаций обязанность указывать в налоговых декларациях все свои иностранные аффилированные лица, скорректировать содержание многих действующих двусторонних и многосторонних договоров об обмене информацией по налоговым вопросам (или заключить новые договоры), ввести в правовое поле понятия фактического получателя дохода и налогового резидентства организаций и т.п.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.62 (0.035 с.)