ТОП 10:

Инструменты денежно-кредитной политики. Особенности использования инструментов денежно-кредитной политики в современной России.



 

30. Инструменты денежно-кредитной политики (процентные ставки и кредитные потолки; политика «увещивания», джентельменские соглашения; политика рефинансирования (дисконтная и ломбардная); политика минимальных резервов; политика на открытом рынке; внешняя денежно-кредитная политика (своповой ставки; валютной интервенции и валютных резервов). Особенности использования инструментов денежно-кредитной политики в современной России.

Регулирующая функция ЦБ реализуется с помощью совокупности инструментов ДКП. Процентные ставки и кредитные потолки. Государство может регулировать цены (т.е. процентные ставки) и объемы кредитов. При административном регулировании процентных ставок власти контролируют уровень, нижний или верхний предел, а также амплитуду колебаний по всем или отдельным видам банковских операций. Чаще всего устанавливается нижний уровень ставок по вкладам и верхний уровень ставки по кредитам, а также льготные ставки по межбанковским кредитам. При ограничении верхних пределов процентных ставок спрос на кредит соответственно возрастает, что способствует оживлению экономики и целенаправленному распределению финансовых ресурсов. Посредством ограничения верхнего уровня процентных ставок облегчается доступ к кредитам разным категориям юр.лиц, в том числе мелким и средним фирмам; кроме того, низкие процентные ставки стимулируют инвестиции и способствуют повышению деловой активности. Нередко административное регулирование процентных ставок связано с мероприятиями государства по ограничению объемов кредитов («кредитные потолки»). Кредитный потолок – это ограничения на объем предоставляемых банками кредитов. Кредитный потолок может осуществлять ЦБ по отношению к банкам и публике, а также банки – по отношению к небанкам. Кредитный потолок для коммерческих банков, как правило, устанавливается в результате заключения «джентльменских соглашений» м/у ЦБ и коммерческими банками. Установление кредитных объемов может осуществляться также в форме кредитного рационирования, при котором ЦБ устанавливает квоту максимального объема кредита для каждого коммерческого банка.

Политика «увещевания». При помощи политики увещевания ЦБ пытается корректировать мероприятия ДКП для того, чтобы избежать мер прямого вмешательства. Посредством убеждения (через призывы к коммерческим банкам, обращениям к публике, предостережениям в адрес правительства) ЦБ пытается способствовать сдерживающим или, напротив, поощрительным денежно-кредитным мероприятиям.

Например, посредством убеждения центральным банк пытается добиться уменьшения коммерческими банками объема кредитов, для того, чтобы «остудить перегретую экономику» при: • распределении кредитов среди коммерческих банков, • финансировании дефицита гос бюджета и т.п. Подобные увещевания могут иметь высокую эффективность, особенно если они подкрепляются соответствующими законодательными и денежно-кредитными мероприятиями.Джентльменские соглашения.Джентльменское соглашение – это неформальная, основанная на взаимном доверии, договоренность м/у частными и (или) государственными сторонами. При этом стороны избегают заключать формальное соглашение на долгосрочную перспективу. Джентльменское соглашение носит добровольный характер и не предусматривает санкций за его невыполнение, но оно, как правило, выполняется, чтобы не наносить ущерба партнеру и не вызывать с его стороны соответствующей реакции. В м/ународном масштабе джентльменские соглашения могут заключаться м/у государственными органами, например, м/у центральными банками.Политика рефин-я(дисконтная и ломбардная).Выполняя функции банка банков и кредитора в последней инстанции, ЦБ предоставляет ссуды кредитно-банковским институтам, которые испытывают временные финансовые затруднения. По срокам исп-я кредиты рефин-ябывают краткосрочные (от одного дня до нескольких дней) и среднесрочные (3-4 месяца). Возможность получения кредитов рефин-яи их масштабов зависит от общего состояния финансового рынка, от целей и задач ДКП, а также от финансового положения кредитополучателя. По форме обеспечения различают учетные и ломбардные кредиты. В соответствии с политикой рефин-яЦБ уполномочен устанавливать учетную (дисконтную) ставку предоставления кредитов. Учетные (дисконтные) кредиты – это ссуды, предоставляемые ЦБ кредитно-банковским институтам в порядке переучета векселей. Проводя дисконтную политику, ЦБ устанавливает в рамках политики рефин-яусловия, при которых коммерческие банки могут брать кредиты у ЦБ. Чтобы получить кредиты в деньгах ЦБ, коммерческие банки должны перевести центральному банку вексель (редисконт). ЦБ предъявляют к векселям, представляемым к учету, определенные требования относительно их видов, сроков действия, наличия и характера поручительства и т.п. К переучету в ЦБ допускаются только векселя, имеющие поручительства гарантов, финансовое положение которых отвечает предъявляемым требованиям. Дисконтная (учетная) ставка или ставка рефин-я– это цена кредита ЦБ коммерческим банкам в порядке переучета векселей. Дисконт взимается в форме процентных вычетов от кредитной суммы. Дисконтная (учетная) ставка является своего рода ведущим процентом, который оказывает влияние на изменения общей процентной ставки в экономике. Официальная учетная ставка является ориентиром для рыночных ставок по кредитам. Устанавливая официальную учетную ставку, ЦБ определяет стоимость привлечения кредитных ресурсов коммерческими банками. Чем выше уровень официальной учетной ставки, тем выше стоимость кредитов рефин-яЦБ. Тем самым политика изменения учетной ставки представляет собой вариант регулирования качественного параметра денежного рынка – стоимости банковских кредитов. При осуществлении ломбардной политики в рамках политики рефин-яЦБ устанавливает условия, при которых коммерческие банки получают ссуду под залог депонированных в банке ценных бумаг в деньгах ЦБ по ломбардной процентной ставке, которая может ежедневно меняться. Ломбардная процентная ставка обычно превышает официальную учетную ставку примерно на один процентный пункт и изменяется одновременно с ней. Ломбардный кредит применяется только для краткосрочного кредитования. При этом, исходя из соображений ДКП, он может периодически ограничиваться или полностью отменяться. В качестве залога обычно применяются коммерческие и казначейские векселя, государственные облигации и другие обязательства, которые допускаются к учету в ЦБ. Ломбардные кредиты предоставляются на срок от 1 дня до 4 месяцев. Политика минимальных резервов. В рамках политики минимальных резервов ЦБ в соответствии с требованиями ДКП устанавливает норму резервирования (резервный коэффициент или норму минимальных резервов), т.е. установленное ЦБ соотношение обязательных резервов к базе резервирования. Резервные коэффициенты могут дифференцироваться в зависимости от размера кредитной организации (резервный класс), видов обязательства (вклады до востребования, срочные, накопительные, долговые ценные бумаги), кредиторов и некоторых других условий. Резервные требования (минимальные или обязательные резервы) – это отчисления кредитных организаций от объема привлеченных ресурсов в соответствии с принятыми правилами. Резервы могут храниться в определенной форме, как на счетах центрального банка, так и на счетах самого банка. Резервная база –объем обязательств кредитной организации, служащий основой для расчета резервных требований. При снижении нормы минимальных резервов и при прежней величине денежной базы, коммерческие банки увеличивают возможность предоставления кредитов. Если при этом существует избыточный спрос на кредиты, то объем кредитов, действительно возрастает. Если же избыточного спроса на кредит нет, возросшее предложение кредита снижает рыночную ставку процента. Увеличение кредитов приводит к росту денежной массы. Со снижением ставки минимального резервирования и при прежней денежной базе возникают свободные ликвидные резервы в форме избыточных резервов, что увеличивает объем денег центрального банка. Политика на открытом рынке.Операции на открытом рынке - операции ЦБ по купле-продаже ценных бумаг, условно принадлежащих к рынку денег (казначейские векселя, векселя гос корпораций, промышленных компаний и банков, векселя, учитываемые ЦБ), а также ликвидные ценные бумаги рынка капитала.Операции на открытом рынке – наиболее действенный и гибкий рыночный инструмент ДКП ЦБ. При покупке ценных бумаг за деньги ЦБ, ЦБ увеличивает денежную массу в обращении, тем самым осуществляет экспансионистскую политику открытого рынка. Напротив, продавая ценные бумаги, ЦБ осуществляет рестриктивную политику открытого рынка. Внешняя денежно-кредитная политика (своповой ставки; валютной интервенции и валютных резервов).Своповая политика - отправная точка внешней ДКП, с помощью которой ЦБ имеет возможность косвенно воздействовать на денежную массу и (или) ставку процента в стране. С помощью своповых операций ЦБ ограничивает нежелательные воздействия м/ународной конъюнктуры на экономику страны, влияет на функционирование на валютном рынке с тем, чтобы предотвратить нежелательные притоки или оттоки валюты, влияющие на обменный курс. Своп (swap - обмен) – это операция на валютном рынке, сочетающая куплю-продажу валют на условиях ее немедленной поставки (сделка спот) с одновременной контрсделкой на определенный срок (форвардной сделкой) с теми же валютами.

ЦБ может проводить своповую политику, при которой официальная своповая ставка фиксирована и находится выше или ниже свободной рыночной своповой ставки. Если официальная своповая ставка выше (ниже) рыночной своповой ставки, то импорт капитала возрастает (ограничивается или начинается экспорт капитала).

Валютная интервенция – это прямое вмешательство ЦБв функционирование валютного рынка путем купли-продажи иностранной валюты в целях воздействия на курс национальной валюты. Валютная интервенция применяется при осуществлении политики фиксированного валютного курса.

Валютные резервы представляют собой высоколиквидные финансовые активы, состоящие из монетарного золота, специальных прав заимствования (СДР), резервной позиции в МВФ и иностранной валюты, находящиеся в распоряжении ЦБ страны, а также в банках за рубежом, либо вложенные в иностранные ценные бумаги.

Официальные валютные резервы необходимы по следующим причинам:

• формальное обеспечение внутренней валюты;

• инструмент проведения валютной политики (регулирование волатильности и уровня валютного курса);

• обеспечение ликвидности на финансовых рынках во время кризисов;

• обслуживание валютных обязательств;

• потенциальный инвестиционный фонд страны.

Официальные валютные резервы периодически пересчитываются в национальные валюты, и данные о них публикуются.

Осн.целью ДКП ЦБР все же явл. снижение темпов инфл., обеспечение стабильности б-кой системы, сниж.безработицы. БР осущ-ет ДКП с помощью инструментов, ктр-ые закреплены за ним законодательно. К ним относ-ся: 1) %(ные) ставки по операциям БР; 2) резервные требования; 3) опер.на откр.р-ке; 4) рефенансир.кредит.орг-ций; 5) валютные интервенции; 6) установление ориентиров роста денеж.массы; 7) прямые количественные ограничения; 8) эмиссия облигаций от своего имени. Инструменты ДКП представляют собой различные способы влияния на фин.р-к, используемые БР для достижения поставленной цели. Выделяют административные инстр. - колич.ограничения размеров кредитов, пределов б-ких вкладов, макс.ссудных и депозит-х ставок. Эти ограничения позволяют гос-ву вмешиваться в деят-ть фин.р-ка при недостаточности развития его отдел-х сегментов и в состоянии кризиса эк-ки; и рыночные инстр. - к ним относ-ся опер.на откр.р-ке, рефенансир-ние КБ-ков.

Обязательные резервы (резервные требования) являются одним из основных инструментов осуществления денежно-кредитной политики Банка России и представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы.

 

Деньги и ценные бумаги как финансовые активы: общие черты и различия. Ценные бумаги в современной экономике и их функции: главная, основные и производные. Основные черты современного российского финансового и фондового рынка.

 

Деньги – это совокупность финансовых активов, которые регулярно используются для сделок.

Наиболее характерной чертой денег является их абсолютная ликвидность, то есть способность практически мгновенно и без потерь обмениваться на все иные виды активов. Ни один из прочих активов этим свойством не обладает в полной мере. Это и определяет главную функцию денег.

Главная функция денег – создание оптимальных условий обмена, сведение к минимуму времени и транзакционных издержек как следствие абсолютной ликвидности денег.

Обычно ценные бумаги относят либо к инструментам рынка денег, либо к инструментам рынка капитала.

Рынок денег – включает краткосрочные, высоколиквидные долговые инструменты, обладающие относительно низким риском.

Инструментами денежного рынка обычно являются краткосрочные субституты наличности – средства, на которых временно свободные денежные балансы могут быть инвестированы для получения отдачи.

Инструменты денежного рынка имеют: краткосрочный срок платежа, обычно один год и меньше; небольшой риск дефолта; и являются высоко ликвидными. Примерами таких ценных бумаг являются казначейские векселя, коммерческие бумаги и ликвидные сертификаты или депозиты.

Рынок капитала – включает более долгосрочные, чем на денежном рынке, ценные бумаги, обладающие более высоким риском.

Инструменты рынка капитала имеют более длительные сроки платежа с изменяющимся уровнем риска и ликвидностью. Примеры таких ценных бумаг: долгосрочные облигации правительства, муниципальные или корпоративные облигации, привилегированные акции и обычные акции.

Наиболее характерными чертами денег является их абсолютная ликвидность, безрисковость и нулевая доходность. В отличие от денег, ценные бумаги – менее ликвидный финансовый актив, обладающий риском, но зато способный приносить доход (положительный и отрицательный).

Если главной функцией денег является создание оптимальных условий обмена, сведение к минимуму времени и транзакционных издержек как следствие абсолютной ликвидности денег, то главная функция ценных бумаг заключается в ином.

Главная функция ценных бумаг – инвестиционная: ЦБ являются одним из важных источников внешнего фин-я предпринимательского и гос секторов.

Вся совокупность ЦБ состоит из трех основных групп: акции представляют собственность, облигации — долг, про­изводные инструменты — право на собственность.

Акция – эмиссионная долевая ЦБ, закрепляющая право ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.

Облигация – эмиссионная долговая ЦБ, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента или иного имущественного эквивалента.

Производные инструменты (деривативы, производные ценные бумаги) – это активы, представляющие собой имущественные права на другие экономические активы.

Двумя основными функциями ЦБ является 1) спекулятивная и 2) страхования рисков. 1. Спекулятивная функция. Спекуляцией является купля с целью дальнейшей перепродажи. Она основывается на изучении текущих трендов ценового поведения. Так, если цены в настоящее время растут, то люди пытаются предугадать, достигнут ли цены пика и вновь пойдут вниз, либо будут продолжать подниматься длительное время. На основе этих предсказаний люди будут строить свои планы действий. Спекуляция – распространенное явление на многих рынках: товаров, денег, факторов производства. Однако в наиболее широких масштабах спекуляция осуществляется именно на РЦБ. 2. Хеджирование (страхование) рисков также лучше всего осуществляется на фондовом рынке при помощи производных финансовых инструментов, таких как форварды, фьючерсы, опционы. Некоторые производные функции ЦБ напоминают соответствующие производные функции денег. Это и понятно: деньги и ценные бумаги – самые близкие родственники в семействе эк-х активов. К производным функциям ЦБ относятся следующие. 3. Информационная функция ЦБ в некотором роде сравнима с информационной функцией денег: фондовый рынок производит и доводит до своих участников рыночную информацию об объектах торговли и ее участниках. Именно фондовый рынок наилучшим образом может свидетельствовать об общей экономической конъюнктуре, так как реагирует на все важнейшие события, происходящие в экономике соответствующим ростом или падением курсов ЦБ. 4. Регулирующая функция ЦБ способна при посредстве осуществления политики специфических регуляторов (наподобие ФСФР – Федеральной службы по финансовым рынкам) соответствующим образом воздействовать на общую стратегию развития национальной экономики. 5. Перераспределительная функция ЦБ, во-первых, способствует перераспределению эк-х активов м/у отраслями и сферами деятельности, м/у регионами и странами, м/у домашними хозяйствами, фирмами и государством. Во-вторых, перераспределяя посредством купли-продажи долговые ценные бумаги, такие, как акции, происходит изменение состава кредиторов (покупателей ЦБ), тем самым повышается ликвидность долга. В-третьих, РЦБ является также важнейшим инструментом перераспределения собственности посредством операций на рынке акций, приобретения контрольных пакетов и т.п. 6. Венчурная функция выражается в возможности появления венчурного капитала, что позволяет динамично развивать новые отрасли производства. 7. Производительная функция. Хорошо отрегулированный РЦБ может повысить эффективность финансовой системы, так как он создает конкурен­цию м/у различными финансовыми активами и финансовыми ин­ститутами за кошелек инвестора. Предоставляя инвесторам широкий ассортимент средств для достижения инвестиционных целей, такой рынок в состоянии повысить номинальную норму сбережений и по­низить процентные ставки. А если капитал обходится фирмам и государству дешевле, то быстрее развивается экономика и все общество.8. Привлечение средств для покрытия бюджетных дефицитов широко используется как на общегосударственном уровне, так и на уровне местных органов управления. Практически во всех странах мира правительства прибегают к эмиссии гос ценных бумаг для обслуживания гос долга, а рынок гос ценных бумаг является ориентиром доходности и надежности операций с другими ценными бумагами. Этот неинфляционный путь решения бюджетного дефицита более дешевый, чем заимствование у кредитных институтов. 9. Институциональная функция. Развитый фондовый рынок многократно увеличивает мобильность развития экономики, что имеет свои положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, экономика приобретает динамизм, соответствующий потребностям научно-технического прогресса, с другой стороны, фондовый рынок способствует росту неустойчивости экономики, может провоцировать создание «эк-х пузырей» (bubble economy), провоцировать экономические потрясения. Без развитого фондового рынка экономика неспособна соответствовать критериям современного общества. Благодаря РЦБ мир покрылся сетью железных дорог, приобрел динамизм развития. РЦБ является одной из важнейших черт современного демократического общества.

Особенности современной российской экономики и ее финансового рынка:

1) открытость; 2) стабильные темпы экономического развития; 3) планомерный рост монетизации экономики; 4) несоответствие состояния, объема и структуры финансового рынка потребностям экономики; 5) низкая капитализация банковского сектора; 6) присвоение стране инвестиционного рейтинга ВВВ.

Фондовый рынок в России сравнительно молод, его зарождение происходило в начале 90-х годов. Он относится к категории развивающихся рынков, для которых характерна высокая доходность, но, как правило, и более высокая степень риска. В последние годы на российском рынке ценных бумаг произошел ряд позитивных изменений: повысилась ликвидность рынка и информационная прозрачность эмитентов, укрепилась законодательная база, наработаны новые механизмы защиты прав инвесторов.

 

15. Становление Московской биржи; планы и реалии создания регионального финансового центра в Москве.

 

ММВБ:

В январе 1992 года ведущие коммерческие банки РФ, а также банк России, Правительство Москвы и Ассоциация российских банков учредили АОЗТ «Московская Межбанковская Валютная Биржа» стала организация торгов иностранными валютами. За время своего существования ММВБ удалось стать центром формирования валютного курса российского рубля и привлечения инвестиций в экономику страны как на рынке долевых, так и долговых финансовых инструментов. Сама ММВБ трансформировалась в вертикально интегрированный холдинг.

 

В 1993 году на ММВБ прошел первый аукцион по размещению государственных краткосрочных облигаций. Таким образом биржа начала приобретать универсальный статус. В середине 90-х биржа начала внедрять другие финансовые инструменты фондового и срочного рынка – корпоративные ценные бумаги и валютные фьючерсы. В марте 1997 на ММВБ прошли первые торги акциями российских компаний. 22 сентября 1997 года биржа начала расчет сводного фондового индекса ММВБ. Однако в те времена подавляющий объем торговли акциями приходился на РТС.

 

В 1998 году у ММВБ были большие проблемы в связи с дефолтом: были заморожены проводившиеся на ММВБ торги ГКО; были приостановлены торги валютными фьючерсами. В этих условиях ММВБ начала развиваться в направлении фондовой секции.

В 2000-2001 годах в связи с развитием интернета вырос спрос на фондовом рынке со стороны частных инвесторов. Повысился интерес к торговле облигациями.

В 2005-2006 годах Правительство сняло ограничения на торговлю акциями Газпрома (раньше торговались лишь на некоторых биржах). Теперь акции Газпрома переходили на ММВБ, что способствовало отрыву ММВБ от РТС.

 

В июне 2007 года на ММВБ была открыта срочная секция. Однако на рынке деривативов сильнее РТС.

 

Руководители: Захаров, Потемкин, Корищенко, Аганбегян.

 

Биржа ММВБ-РТС. Создана в 2011 году (первые торги состоялись 19 декабря) путём объединения двух крупнейших конкурирующих площадок России — биржи РТС и Московской межбанковской валютной биржи. В первый день торгов на новой бирже произошёл технический сбой ущерб от которого, по данным газеты «Московский комсомолец», оценивается в 14 миллиардов рублей. По словам представителей биржи, в первом полугодии 2012 года планируется представить новый объединённый бренд, а в 2013 году — провести первичное размещение акций биржи.

 

МФЦ в Москве:

 

МФЦ — ядро российской финансовой системы и неотъемлемая часть глобального процесса взаимодействия инвесторов и организаций, нуждающихся в привлечении капитала. Проект МФЦ находится в постоянном развитии, в работу над ним вовлечены представители делового сообщества, государственных структур и различных слоев российского общества в целом. Движущей силой проекта является желание профессиональных участников рынка улучшить условия своей работы, сделать российский финансовый рынок полноценной частью глобального, повысить его привлекательность в глазах иностранных инвесторов и эмитентов (с сайта http://www.mfc-moscow.com).

 

Концепция: Правительство РФ распоряжением от 17 ноября 2008 г. № 1662-р утвердило Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. В качестве долгосрочного приоритета развития финансовых рынков РФ Концепция определяет создание международного финансового центра (МФЦ) как системы взаимодействия организаций, нуждающихся в привлечении капитала, с инвесторами, стремящимися к размещению своих средств. Такая система охватывает участников из многих стран. Формирование МФЦ рассматривается как неотъемлемая часть перехода РФ к инновационному социально ориентированному типу экономического развития. Задачей первого этапа развития является создание инфраструктуры международного финансового центра в столице. Распоряжение правительства Москвы от 7 августа 2008 г. № 1801-РП «О первоочередных мерах по развитию Москвы как национального и международного центра финансовых услуг» определяет это направление работы как одно из приоритетных.

 

Предпосылки: Москва уже сейчас является одной из финансовых столиц мира и кризис мало что изменил в этом отношении. Сегодня город — крупнейший центр концентрации капитала на постсоветском пространстве и в Центральной и Восточной Европе. На Москву приходится свыше 80 % финансовых потоков России и более половины российского банковского капитала. Треть банковских сбережений населения России сосредоточены в Москве, что в значительной мере обеспечивает устойчивость банковской системы и создает мощный кредитный капитал. В городе расположено почти 90 % штаб-квартир работающих в России зарубежных банков и международных финансовых организаций, сосредоточена практически вся биржевая торговля ценными бумагами. При этом темпы развития биржевой торговли таковы, что уже сегодня ведущая российская площадка — Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ) является крупнейшей биржей в России, странах СНГ, Центральной и Восточной Европе. В городе функционирует почти треть всех страховых организаций России, а суммы страховых премий и страховых выплат составляют около 2/3 от общероссийских.

 

Мнение Главы ФСФР Дмитрия Панкина о МФЦ:

Цель Международного финансового центра в Москве - это не стремление "притащить в Россию побольше иностранных участников рынка", а создание комфортных условий для бизнеса, заявил вчера глава Федеральной службы по финансовым рынкам Дмитрий Панкин во время Московской финансовой недели "Мосинтерфин-2011".

Для создания в Москве Международного финансового центра, по мнению Панкина, есть "почти все" - концентрация больших финансовых потоков и "точки приятия решений" по этим потокам. Речь, по его словам, идет как о федеральном бюджете, так и о бюджетах крупнейших корпораций. "Московский бюджет - тоже немаленькие суммы", - заметил глава ФСФР.

Что касается последних изменений в законодательстве, которые существенно улучшили возможность работы на российском фондовом рынке, то, сказал Панкин, сделано немало: "Серьезных изменений мы ожидаем в связи с вступлением в силу закона о неправомерном использовании инсайдерской информации". До недавних пор выигрыш на рынке для российских участников означал недопустимую информированность о закрытых данных по предстоящим сделкам.

"За это за границей давно сажают в тюрьму", - добавил глава ФСФР. С изменения такого менталитета он видит один из важных шагов на пути к финцентру.

Значительную роль, пояснил он, в обеспечении комфорта сыграет и закон о консолидированной финансовой отчетности, о клиринговой деятельности, изменения, вносимые в Налоговый кодекс, перемены в правилах игры с производными финансовыми инструментами. А принятие закона о центральном депозитарии, которое ожидается в ближайшие дни, перевернет рынок, упростив доступ российских эмитентов на зарубежные рынки, а иностранных компаний - на российский. Как сообщил Панкин, в течение осенней сессии ожидается также принятие закона, который изменяет механизм эмиссии облигаций. "Появится такое понятие , как "собрание облигационеров", что укрепит права владельцев облигаций", - сказал Панкин. Кроме того ведомство намерена до конца 2011 года принять приказ, который усовершенствует систему приостановок торгов на биржевых площадках, чего уже долго добиваются участники рынка.

Всего в 2012 году, подсчитал он, ФСФР разработает и реализует около 150 новых нормативных актов, сближающих работу российского финансового рынка со стандартами, привычными для западных инвесторов.

Между тем практически все выступавшие вчера иностранные эксперты, от которых организаторы "недели" пытались услышать ответ на лобовой вопрос, имеет ли Москва шансы стать финансовым центром и что должно для этого стать критичным, дали один схожий совет. Его предельно лаконично сформулировал президент Франкфуртского финансового центра ЛутцРэттиг. "Ключевые факторы, которые помогут России, нужно искать в самой России", - сказал он, добавив, что реальное существование финансового центра означает такой развитый финансовый внутренний рынок, который обслуживает потребности всех групп инвесторов - от населения до правительства, и компаний. "Этот рынок должен еще подогревать общую уверенность инвесторов, что позволит ему двигаться дальше", - отметил он. Начало этих движений вперед он видит в бурном развитии небанковских институтов - внутренних страховых, пенсионных, инвестиционных фондов. Их предлагается рассматривать в качестве идеальных долгосрочных внутренних "заемщиков". "Это хорошо сказывается на макроэкономической стабильности", - сказал Рэттиг. По его словам, присутствовать на международных биржах важно, но не настолько, как внутри собственной страны. А сильная связь между финансовым сектором и реальной экономикой должна стать частью национальной культуры", - философски подытожил немец. Также среди ингредиентов финцентра в России - предсказуемая налоговая политика, развитие юриспруденции, справедливой судебной системы и международного арбитража, госрегулирования и контроля, финансового образования и подготовки кадров.

Еще одна рекомендация - сознательное стимулирование через проведение IPO приватизации на российских площадках. Эту идею главы ММВБ и РТС Рубена Аганбегяна поддержал Дмитрий Панкин. Аганбегян привел пример Польши, где приватизация проводилась строго на внутреннем рынке, что дало серьезный толчок развитию Варшавской биржи. Наверное, сегодня удобнее и выгоднее размещать акции в Лондоне или Гонконге. Но если следовать такой позиции, то до создания финцентра в Москве идти будем еще очень долго, дал понять глава ФСФР. "На чем собирается специализироваться финцентр, на каких финансовых инструментах", - спросили у него.

"У Москвы большой потенциал, в первую очередь, это сырьевые рынки. Есть возможность работать на постсоветском пространстве, интегрировать в российский рынок рынки бывших советских республик", - сказал Панкин. Тем временем российские и иностранные участники дискуссии настолько разогрелись, что перешли в плоскость практических рецептов. Где лучше всего разместить финансовый центр: в пределах Садового кольца столицы или в другом регионе России?" - был задан вопрос для голосования. Половина склонилась к тому, что лучше всего финцентр будет чувствовать себя за МКАД.

Сегодня главными факторами, мешающими развитию МФЦ в Москве, можно назвать нехватку финансовых ресурсов, особенно долгосрочных, и их ограниченную доступность. В то же время отмечается и падение спроса на эти ресурсы из-за падения промышленного производства.

Сейчас, спустя пять лет после появления идеи, если мы спросим участников профессионального сообщества, есть ли в Москве МФЦ, то, скорее всего, ответ будет отрицательным. И назвать точные даты, когда он будет создан, невозможно. Но в то же время можно утверждать, что Москва сегодня является центром притяжения инвестиций.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.57.84 (0.037 с.)