Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Регулирование рынка ценных бумаг. Проблема мегарегулятора. Особенности регулирования рынка ценных бумаг за рубежом и в России.

Поиск

 

Регулирование рынка ценных бумаг – это упорядочение деятельности на нем всех участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

Регулирование деятельности делится на внутреннее (это подчиненность деятельности данной организации ее собственными нормативными документами: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, ее подразделений и ее работников) и внешнее (это подчиненность деятельности данной организации нормативными актами государства, других организаций, международным соглашениям).

Регулирование рынка ценных бумаг обычно имеет следующие цели:

· Поддержка порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;

· Защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций и преступников вообще;

· Обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

· Создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;

· В определенных случаях – создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т.п.;

· Воздействие на рынок с целью достижения каких – либо общественных целей (например, для повышения темпов роста экономики, снижения уровня безработицы т.д.)

· Защита общественных интересов на рынке.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг — это регулирование со

стороны общественных органов государственной власти. Система государственного

регулирования рынка включает:

· государственные и иные нормативные акты;

· государственные органы регулирования и контроля.

Формы государственного управления рынком можно разделить на:

§ прямое, или административное, управление осуществляется путем: установления обязательных требований ко всем участникам рынка ценных бумаг, регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими, лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка, поддержания право порядка на рынке.

§ косвенное, или экономическое, управление осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы: систему налогообложения (ставки налога, льготы и освобождение от налогов), денежную политику (%ставки, мин размер з/п), государственные капиталы (гос бюджет, внебюдж фонды), государственную собственность и ресурсы (гос предприятия, природные ресурсы и земли)

Прямое, или административное, управление рынком ценных бумаг со стороны

государства осуществляется путем:

· установления обязательных требований ко всем участникам рынка ценных бумаг;

· регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;

· лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

· обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;

· поддержания правопорядка на рынке.

Особенности регулирования рынка ЦБ за рубежом. 3 основных направления:

· путем прямого правительственного контроля (Ирландия, Нидерланды, Португалия)

· путем контроля с помощью финансово – банковских органов (ФРГ, Бельгия, Дания)

· через специально созданные учреждения (США, Франция, Италия, Испания, Великобритания) Россия придерживается

Структура органов гос. Регулирования российского рынка ценных бумаг в наст. Время следующая:

Высшие органы гос власти: Гос дума РФ(издает законы, регул рынок ЦБ), президент РФ (издает указы), Правительство РФ (выпускает постановления)

Государственные органы регулирования рынка ЦБ министерского уровня:

Федеральной службе по финансовым рынкам (раньше ФКЦБ) (федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности). ФСФР России находится в прямом подчинении Правительства Российской Федерации.),

министерство финансов РФ, (регулир выпуск ценных бумаг)

ЦБ РФ (регистр выпуск ЦБ кредитных организаций, регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом рынке ценных бумаг)

Мин РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.(устанавливает антимонопольное правила и осуществляет контроль за их осполнением)

Основные саморегулируемые организации:

НАУФОР (национальная ассоциация участников фондового рынка) Целями и задачами ассоциации являются развитие и совершенствование системы регулирования рынка ценных бумаг, обеспечение условий деятельности членов НАУФОР, установление правил и стандартов деятельности членов НАУФОР и контроль за их соблюдением, осуществление мониторинга деятельности своих членов, принятие мер к урегулированию конфликтов. общероссийская саморегулируемая организация, объединяющая профессиональных участников фондового рынка — брокеров, дилеров, управляющих ценными бумагами и депозитариев.

ПАРТАД - профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев.

Саморегулируемая организация «Национальная фондовая ассоциация» (НФА) — некоммерческая организация, объединяющая профессиональных участников фондового рынка. Учреждена в январе 1996 года. Первоначальное название НАУРаГ.

Национальная лига управляющих" (НЛУ), являющееся саморегулируемой организацией управляющих компаний

 

Регулирование РЦБ – это упорядочение деятельности на нём всех его участников и операций м/у ними со стороны организаций, уполномоченных обществом за эти действия. Регулирование РЦБ обычно имеет следующие цели: поддержка порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка; защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций; обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на цб на основе спроса и предложения; создание эффективного рынка; в определенных случаях – создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рын. структур; воздействие на рынок с целью достижения каких-либо общественных интересов; защита общественных интересов на рынке.

Форма и методы регулирования РЦБ могут быть различны. Наибольшее значение придается гос.регулированию РЦБ и его регулированию со стороны проф. Участников рынка, т.е. саморегулированию рынка. Гос.регулирование РЦБ – это регулирование со стороны общественных органов гос.власти. Выступает в качестве механизма обеспечения интересов всех участников в рамках действующего законодательства. Необходимость регулирования государством обусловлена потребностью в создании нормальных условий функционирования участников рынка, защите их прав, развития инфраструктуры рынка и др. Государственное регулирование важно не только для развития фондового рынка, но и для всей экономики страны. Неэффективное государственное регулирование отражается на инвестиционном климате государства и доверии инвесторов (внутренних и внешних) к национальной экономике.

С позиций органов, регулирующих РЦБ, различают следующие формы регулирования:

● государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами различных уровней и типов;

● саморегулирование рынка, которое реализуют профессиональные участники рынка ценных бумаг;

● общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение, при котором реакция широких слоев общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной, по которой государство принимает те или другие нормативные акты, а профессиональные участники корректируют свое поведение.

В США рынок ценных бумаг прямо или косвенно регулируется федеральными и мест­ными законами. Первым законодательным актом, регулирующим рынок ценных бумаг на федеральном уровне, стал Закон о ценных бумагах (1933 г). Он требует от эмитентов регистрации новых выпусков и предоставления необходимой для инвесторов информа­ции. Более того, он запрещает фальсификацию торговли ценными бумагами.

Закон о фондовых биржах (1934 г.) явился расширением предыдущего закона на вторичный рынок. В нем регистрация требовалась от национальных бирж, брокеров и дилеров. После его принятия появилась возможность создавать саморегулируемые организации для контролирования индустрии ценных бумаг.

С 1934 г. надзор за исполнением обоих законов (и последовавших за ними поправок) осуществляет Комиссия по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission, SEC), явля­ющаяся полусудебным правительственным учреждением. SEC состоит из четырех главных департаментов: Корпоративные финансы, Регулирование рынка, Управление инвестициями, Принуждение (Enforcement). Штаб-квартира комиссии находится в Вашингтоне.

В 1997 году в Великобритании началась реформа системы регулирования финансового сектора. Совет по ценным бумагам и инвестициям был переименован в Совет по финансовым услугам (FSA – Financial Services Authority), и ему были переданы все регулятивные функции, осуществляемые ранее различными ведомствами и СРО. FSA стал госструктурой, национальным мегарегулятором, контролирующим деятельность банков, компаний по ценным бумагам, страховых компаний, пенсионных фондов, фондовых бирж, депозитарно-клиринговых организаций и др. Великобритания отошла от модели саморегулирования фондового рынка.

До недавнего времени в Германии, банки, страховые компании и институты рынка ценных бумаг являлись объектами надзора со стороны трех специализированных федеральных органов надзора (BAV, BaWe). С 1 мая 2002 года все они были объединены в Федеральное ведомство по надзору за деятельностью финансовых организаций (BaFin). Причиной объединения послужило появление финансовых конгломератов, объединяющих банки, страховые компании и другие финансовые учреждения, и, как следствие, возрастающая интеграция финансовых рынков. Поэтому гарантией устойчивости финансового рынка на длительный период является всеохватывающий финансовый надзор. BaFin – это федеральный государственный орган, который организационно является самостоятельным, но юридически подчиняется федеральному Министерству финансов Германии. При этом он независим от фед бюджета.

Главным регулирующим органом во Франции на финансовом рынке является Служба надзора за финансовыми рынками ( Autorite des marches financiers – AMF ), которая объединила несколько секторальных регуляторов. Отвечая за безопасность в финансовые инструменты, AMF осуществляет регулирование финансовых рынков, надзор за деятельностью участников, обеспечивает раскрытие информации компаний, включенных в биржевой листинг, наказание за нарушение устанавливаемых требований.

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) при Правительстве РФ осуществляет функцию контроля и надзора на РЦБ. ФСФР России создана в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». В ее функции входит проведение единой гос.политики, в т.ч. защита прав интересов инвесторов на РЦБ, а также утверждение стандартов эмиссии цб, проспектов цб (в т.ч. иностранных); установление единых требований к правилам осуществления проф. деятельности на рынке. При этом ФСФР не устанавливает требования достаточности капитала к кредитным организациям, имеющим лицензию проф.уч. рынка, а также не утверждает процедуры эмиссии гос. цб и не осуществляет регистрацию выпусков госбумаг. Предписания ФСФР РФ обязательны для исполнения коммерческими и некомм. организациями, индивид. предпринимателями, физ.лицами.

Мегарегулятор - это орган, регулирующий отношения в определенных сферах деятельности.

Федеральная служба страхового надзора России присоединилась к Федеральной службе по финансовым рынкам, соответствующий указ подписал президент России Дмитрий Медведев. О слиянии двух ведомств глава государства сообщил на совещании по вопросу формирования в стране Международного финансового центра 04 марта 2011 г.

По проекту Минфина, новая служба будет курировать сразу два рынка: финансовый и страховой, а сама она будет находиться в ведении Минфина.

К новому ведомству перейдут функции финансового регулятора, за исключением банковской и аудиторской деятельности. А принятие нормативных правовых актов в сфере финансовых рынков, которым сейчас занимается ФСФР, Минфин предлагает возложить на себя.

 

Проблема мегарегулятора.

В настоящее время в России идет процесс формирования принципиально нового регулятора. ФСФР в новом качестве призвана объединить регулирование целого ряда финансовых рынков (ценных бумаг, страхования, а в перспективе – и микрофинансовых организаций).

Очень важный момент в процессе создания мегарегулятора – точное определение функций и их разделение с другими министерствами и ведомствами. Мы четко понимаем механизм взаимодействия с Министерством Финансов, в рамках которого за Федеральной службой остается подготовка предложений в проекты нормативных актов и законов, а уже непосредственно координация законодательной деятельности с другими ведомствами, внесение проектов в Правительство и Думу уже полностью относится к функциям Министерства Финансов. Новое Положение о ФСФР, где распределены все эти функции, находится на рассмотрении в Правительстве.

 

Проект распоряжения Правительства о реорганизационных мероприятиях по присоединению Росстрахнадзора к ФСФР также находится на рассмотрении в Правительстве РФ. После его подписания можно будет осуществлять многочисленные конкретные шаги по объединению двух служб (переезд ФССН и пр.) Мы рассчитываем, что в ближайшее время Положение будет подписано, и июль-август текущего года станут периодом физического объединения служб.

 

Пока предполагается, что действующие структурные подразделения ФССН будут чисто механически переведены к нам, и больших внутренних структурных изменений на первом этапе не будет. На втором этапе надо будет провести более глубокую коррекцию внутренней структуры и функций, предусмотреть более плотную интеграцию работы на финансовых и страховых рынках.

 

Необходимо отметить, что объединение двух федеральных служб проходит при весьма непростых обстоятельствах на самом страховом рынке. На первый взгляд, его состояние можно оценить позитивно, поскольку наблюдается существенный рост страховых взносов. Но при этом показатели страховых выплат клиентам и финансового состояния страховщиков такого же оптимизма не внушают.

 

Очень много вопросов вызывает тема повышения уставных капиталов страховых компаний. Для того чтобы выйти на соблюдение новых минимальных требований к капиталу, российским страховщикам суммарно не хватает 50,3 миллиардов рублей. И это только номинальной величины капитала! Из них 6,8 миллиарда рублей приходится на страховщиков с долей прямого иностранного участия более 49%. В связи с этим мы неоднократно выступали с предложением по изменению нормы, ограничивающей долю иностранного капитала на рынке 25%. Сейчас по факту она уже превышена, поэтому предстоит выработать единую позицию на уровне Правительства по повышению квоты.

 

Но самая серьезная, на мой взгляд, проблема – это качество капитала, те активы, в которые он вложен. Иной раз, когда мы начинаем разбираться со страховой компанией, претензии к которой в 5-10 раз превышают ее номинальный уставный капитал, то получаем объяснения, что она не может удовлетворить претензии, поскольку это долгосрочный проект, средства вложены в ценные бумаги неких эмитентов и через 10 лет дадут прекрасную отдачу. Понятно, что на практике это финансовые дыры.

 

Это направление, на наш взгляд, требует серьезной работы – со структурой активов и с качеством активов. Такие же проблемы есть не только у страховщиков, но и в других секторах финансового рынка, но для страхового сегмента этот вопрос особенно актуален.

 

Очень беспокоит уровень комиссий, которые некоторые страховые компании выплачивают страховым брокерам и иным посредникам. Если уровень комиссии достигает 40-50% – это уже не страхование и не выплата комиссии, а какие-то другие операции, которые совсем иначе называются.

 

Беспокоит и продолжающийся демпинг во многих видах страхования. Вызывает опасение отсутствие единые стандартов условий страхования. Возникают затруднения с надзором за группами страховых компаний, поскольку понятие «страховая группа» не урегулировано. Во всех этих направлениях также требуется дополнительно провести большую работу.

 

Таким образом, на предстоящий период мы видим перед собой масштабные задачи – как в части усовершенствования нормативной базы, так и в текущей надзорной деятельности. Необходимо также некоторое приближение нашего нормативного поля к международным стандартам и требованиям, которые разрабатываются в рамках «финансовой двадцатки» стран. Сейчас на международном рынке ведется серьезная работа по выработке новых правил игры для финансовых и страховых организаций, это тоже нужно учитывать.

 

В ближайшее время нас также ожидает большая работа по сближению стандартов надзора за различными рынками, находящимися в ведении ФСФР. Сейчас мы видим, что стандарты надзора на рынке ценных бумаг существенно отличаются от стандартов страхового надзора. Например, на рынке ценных бумаг самым типичным элементом системы санкций являются штрафные санкции, а на страховом рынке такой практики вообще нет. На мой взгляд, здесь есть повод унифицировать подходы и ввести для страховщиков дифференцированную градацию штрафов.

 

Это не значит, что со следующего дня начинается «новая жизнь», и будет резко ломаться существующая система страхового надзора. Мы будем постепенно вести работу по совершенствованию правил регулирования и надзора, по изменению внутренней структуры нашей Службы и по изменению порядка надзора и взаимодействия с участниками рынка.

 

Я считаю, что во всем этом процессе нам надо поддерживать диалог с участниками рынка. Для этого при Службе будет создан специализированный Совет, с которым мы будем взаимодействовать. Туда войдут представители основных участников рынка, и всем нам вместе предстоит большая работа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 647; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.205.182 (0.011 с.)