Дефицит бюджета, источники его финансирования. Государственный (муниципальный) долг, его структура. Влияние государственного долга на экономическое развитие. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дефицит бюджета, источники его финансирования. Государственный (муниципальный) долг, его структура. Влияние государственного долга на экономическое развитие.



Как финансовая категория дефицит бюджета - объективные экономические отношения м/у участниками воспроизводственного процесса при использовании государством денежных средств сверх имеющихся бюджетных доходов. Как параметр бюджетной системы, дефицит - превышение расходов над доходами и означает доп потребность государства в источниках фин-я. Существуют различные концепции бюджетного дефицита:

Концепция дефицитного фин-я: дефицит не является деструктивным фактором и не представляет опасности для национальной экономики, поскольку расходы, включая и те, которые превышают доходы, способствуют повышению благосостояния государства, стимулируя покупательский спрос, что в свою очередь вызывает рост объемов производства и, как результат, повышение доходов бюджета.

Концепция сбалансированности: достижение соответствия м/у доходами и расходами не в течение одного бюджетного цикла, а на протяжении экономического цикла. Чтобы противостоять спаду производства правительство должно снижать налоги и увеличивать расходы, а в ходе последующего экономического подъема следует увеличивать налоги и сокращать расходы, направляя возникающее положительное сальдо на покрытие бюджетного дефицита. При этом важно учитывать, что периоды спада и подъема могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности.

Концепция функциональных финансов: важно добиваться не сбалансированности бюджета, а сбалансированности экономики, что стимулирует увеличение доходных поступлений, и дефицит автоматически ликвидируется. Дефицит бюджета может классифицироваться по различным признакам: по уровню бюджетной системы выделяют дефицит фед бюджета, дефицит регионального бюджета и местного бюджета; по учету инфляции дефицит бывает номинальный и реальный; по продолжительности: хронический и временный; по методологии исчисления, первичный (без учета расходов на обслуживание долга) и вторичный (с учетом расходов на обслуживание долга); по качеству бюджета, т.е. по направлению исп-я средств бюджетного финансирования, выделяют текущий и инвестиционный. Предельные значения дефицитов бюджета. Ст. 92 БК устанавливает ограничения бюджетного дефицита по всем трем уровням бюджетной системы. Размер дефицита федер. бюджета: Общий объем расходов федерального бюджета не может превышать суммы доходов федерального бюджета (без учета дополнительных нефтегазовых доходов) и расчетного (при базовой цене на нефть) дефицита федерального бюджета, не превышающего 1 процент прогнозируемого объема

После достижения нормативной величины Резервного фонда общий объем расходов федерального бюджета может быть увеличен на сумму до 50 процентов дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета с их направлением на финансовое обеспечение инфраструктурных и других приоритетных проектов с ограниченным сроком их реализации, с одновременным уменьшением на указанную сумму объема дополнительных нефтегазовых доходов, перечисляемых в Фонд национального благосостояния.

Размер дефицита бюджета Субъекта Федерации не может превышать 15% (в опр случаях, 10%) общего годового объемов доходов Субъекта без учета безвозмездных поступлений. Дефицит местного бюджета не может превышать 10 (5% в опр случаях) от объема доходов без учета безвозмездных поступлений.

Источники финансирования. Классификация осуществляется по валюте займа. Внешние источники могут привлекаться только на Федеральном и региональном уровнях. Внутр источники:1.Разница м/у средствами, поступившими от размещения гос и муниципальных ценных бумаг и средствами, направленными на их погашение. 2.Разница м/у средствами, полученными от возврата бюджетных кредитов и суммой предоставленных бюджетных кредитов 3.Разница м/у полученными и погашенными кредитами кредитных организаций 4.Разница м/у полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте РФ кредитами м/ународных финансовых организаций (только для Фед и регионального уровней) 5.Разница м/у полученными и погашенными субъектами РФ и муниципальными образованиями в иностранной валюте бюджетными кредитами, предоставленными Российской Федерацией в рамках исп-я целевых иностранных кредитов 6.Изменение остатков на счетах по учетам средств соответствующих бюджетов 7.Поступление от продажи акций и иных форм участия в капитале 8.Поступления от реализации гос запасов драгоценных металлов и драгоценных камней за минусом выплат на их приобретение (исключительно для фед уровня) Внешн источники:1.Разница м/у средствами, поступившими от размещения гос ценных бумаг, стоимость которых указана в иностранной валюте и средствами, направленными на их погашение 2.Разница м/у полученными и погашенными и иностранной валюте кредитами иностранных государств (только для фед уровня) 3.Разница м/у полученными и погашенными в иностранной валюте кредитами кредитных организаций и иные источники внешнего финансирования. Гос долг РФ- долговые обязательства РФ перед ф.л. и ю.л., иностранными государствами, м/унар организациями и иными субъектами м/ународного права.

По БК ГМД существует в виде обязательств по: 1)кредитам, привлеченным от имени РФ, от иностранных государств, м/унар фин. организаций, др. субъектов м/ународного права, иностранных ЮЛ (только ГД РФ); 2)гос ценным бумагам, выпущенным от имени РФ; 3)бюджетным кредитам, привлеченным в ФБ из других бюджетов БС РФ; 4) гос гарантиям РФ; 5) иным долговым обязательствам (только по РФ);

Расходы на гос. долг носят непроизводительный характер и не создают никакого конкретного источника для погашения долга и выплаты % по нему. Это означает, что реально погашение гос. займов и выплаты % по ним осуществляется за счет общих доходов гос. бюджета, что определяет негативное влияние гос. займов на состояние экономики и на жизненный уровень в стране. При этом, чем больше задолженность и чем выше %, тем более отрицательно это влияние. В зависимости от заемщика: гос. долг РФ, гос. долг субъекта РФ и муниципальный долг.

Гос долг: капитальный и текущий. Капитальный включает в себя всю сумму выпущенных и неоплаченных обязательств, выраженных в валюте РФ на определенную дату; Текущий состоит из расходов по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств срок оплаты которых наступил.

Госдолг: Внутр – сов-ть обязательств фед пр-ва перед резидентами, а внешний - перед нерезидентами. В объем гос внутреннего долга РФ включаются: 1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ, в рублях 2) объем основного долга по кредитам, которые получены РФ в рублях 3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным РФ; 4) объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте РФ 5) объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств РФ, оплата которых в валюте РФ предусмотрена ФЗ до введения в действие БК. В объем гос внешнего долга РФ включаются: 1) номинальная сумма долга по гос. ценным бумагам РФ, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;2) объем основного долга по кредитам, которые получены РФ и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии РФ; 3) объем обязательств по государственным гарантиям РФ, выраженным в иностранной валюте. По срокам долговые обяз-ва: краткоср (до 1 года), среднеср (от 1 до 5) и долгоср (от 5 до 30 лет). В современной экономике масштабы гос. долгов и их классификация настолько увеличились и осложнились, что у каждого государства возникает необходимость в создании системы управления гос. долгами. При отсутствии такой системы резко увеличиваются расходы по управлению гос. долгами и сами долговые суммы используются непроизводительно. В худшем случае наступает момент, когда долговые проблемы становятся неуправляемыми, что ведет к катастрофическим последствиям. Принципы управления гос. долгом: - безусловность;- единство учёта -единство долговой политикит –согласованность -снижение рисков; -оптимальность структуры; -гласность

Управление государственным долгом осуществляется посредством следующих методов: 1. рефинансирование — погашение части гос долга засчет вновь привлеченных средств; 2. конверсия — изменение доходности займа; 3. консолидация — превращение части имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения. Чаще всего использование этого приема связано с желанием государства устранить опасность, которая может грозить денежно-кредитной системе в случае массовых требований по погашению задолженности; 4. новация — соглашение м/у государством-заемщиком и кредиторами по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного договора; 5. унификация — решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов; 6. отсрочка — консолидация при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам; 7. дефолт — отказ государства от уплаты гос долга. В современных условиях гос. долг - необходимое условие нормального развития экономики: 1) Гос. долг не только обеспечивает бюджет дополнительными средствами, но и оказывает на экономику регулирующее влияние посредством воздействия на уровень инвестиций, кредитную политику коммерческих банков, общий объем денежной массы. Средства гос. бюджета, полученные на основе займа, в современных условиях широко используются для фин-яи кредитования эк и соц инфраструктуры. 2) Заимствование на финансовом рынке по существу всегда определяет условия заимствования частным сектором, облегчает эти условия или затрудняет их.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.005 с.)