Показатели эффективности деятельности предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели эффективности деятельности предприятия



Основные показатели эффективности деятельности предприятия – это

прибыль и рентабельность.

Прибыль. Прибыль предприятия является важнейшей экономической

категорией и основной целью предпринимательской деятельности. Прибыль,

являясь непосредственной целью производства, характеризует одновременно

результат его деятельности. Если предприятие не получает прибыли, оно

вынуждено уйти из сферы производства, признать себя банкротом.

Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход,

созданный в сфере материального производства, и выполняет ряд функций:

1. Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в

результате деятельности предприятия. Получение прибыли означает, что все

расходы покрываются с избытком доходами.

2. Прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем,

что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но

и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Предприятие

заинтересовано в получении максимальной прибыли, так как это является


основой


для


расширения


производственной


деятельности,


научно-


технического


и


социального


развития


предприятия,


материального


поощрения работников.

Итак, стимулирующая функция прибыли предопределена тем, что

прибыль позволяет получать не только личный доход акционерам компании,

связанный с выплатой дивидендов, но, и создает возможности для

наращивания капитала, а соответственно и увеличения объема производства,

роста сегмента рынка, на котором действует фирма, возможность выхода на

новые рынки сбыта, что в свою очередь приводит к увеличению рабочих

мест, увеличению налоговых поступлений в бюджет.


3.


И,


наконец,


прибыль


является


защитным


механизмом


от


банкротства, которое может возникнуть и при прибыльной производственно-

хозяйственной деятельности (чрезмерное использование краткосрочных

168
 


 

кредитов). В этих условиях прибыльное предприятие за счет образованных из

прибыли резервных фондов может повысить долю собственных средств и

тем самым повысить свою финансовую устойчивость.

Предприятие в условиях рынка в своем стремлении максимизировать

прибыль обладает четырьмя степенями свободы:


1.

2.

3.

4.


установление цен;

формирование затрат;

формирование объемов продукции;

выбор номенклатуры и ассортимента продукции.


В


условиях


конкуренции


предприниматель


может


добиться


максимизации прибыли и устойчивого ее роста при установлении

платежеспособных цен, обеспечивающих высокую прибыль, минимальные

затраты, оптимальную номенклатуру, ассортимент, и безубыточного объема

производства (рисунок 4).

Прибыль – это результативный важнейший и обобщающий показатель,

характеризующий в денежном выражении количественную и качественную

стороны деятельности предприятий: рост объема производства, снижение


себестоимости


продукции


и


повышение


ее


качества,


улучшение


использования основных фондов и оборотных средств и т.п. Прибыль более


полно, чем себестоимость,


отражает результаты всей деятельности


предприятий, поскольку она непосредственно


связана с реализацией


продукции.

На промышленных предприятиях прибыль формируется из следующих

источников:

· от реализации товарной продукции (работ, услуг) по основной

деятельности, предусмотренной Уставом предприятия - Прреал.;

· от реализации основных фондов и другого имущества предприятия,

а также прочая прибыль предприятия, не связанная с реализацией - Прпр.;

Общая сумма прибыли, полученной из этих источников, называется

валовой (балансовой) прибылью Прв:

169
 


 

Прв = Прреал. + Прпр.


 

(66)


Основной частью (90-95%) от общей суммы валовой (балансовой)

прибыли является прибыль от реализации товарной продукции (работ,


услуг),


произведенной


предприятием


в


результате


его


уставной


деятельности. Эта прибыль определяется


как разность между объемом


реализуемой продукции в оптовых (отпускных) ценах предприятия-

изготовителя продукции и полной стоимостью этой продукции:


Прреал. = Σ Цi *Qi – Σ Сi *Qi = Σ (Цi - Ci)*Qi,


(67)


где Цi, Ci – соответственно оптовая (отпускная) цена предприятия (без

учета НДС и акциза) и полная себестоимость единицы продукции, руб.; Qi –

объем реализации вида продукции за рассматриваемый период, нат.ед.

Прочая прибыль (убытки) помимо прибыли от реализации основных

фондов и другого имущества, прибыли от реализации нематериальных


активов


(прав


предприятия


на


пользование


земельными


участками,


природными ресурсами, патентами, лицензиями и т.п.) и прибыли от

реализации ненужных или излишних товарно-материальных ценностей,

относимых к оборотным средствам, включает доходы (за вычетом расходов)

предприятий, не связанные непосредственно с реализацией (от переоценки

товарно-материальных ценностей в связи с изменением цен, от сдачи

имущества в аренду, от паевого участия в деятельности других предприятий,


от


акций,


принадлежащих


предприятию,


и


других


ценных


бумаг,


выпущенных сторонними эмитентами, сальдо по полученным и уплаченным

штрафам и т.п.)

На практике часто используются следующие несколько понятий

прибыли:


Бухгалтерская


прибыль


-


конечный


финансовый


результат,


выявленный в отчетном периоде на основании бухгалтерского учета всех

хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского

баланса.

 

170
 


 

Чистая прибыль - формируется в соответствии с ПБУ 4/99 в отчете о


прибылях


и


убытках,


по


своему


содержанию


соответствует


нераспределенной прибыли.

Прибыль (убыток) до налогообложения есть, по существу, прибыль

(убыток) от обычной деятельности, так как налоговые и иные аналогичные

платежи представляют собой инструмент изъятия государством части

прибыли, полученной организацией, вследствие чего у нее формируется

чистая прибыль (налог на прибыль (20%), налог на имущество, рекламу,

содержание жилищного фонда, сбор на нужды образовательных учреждений

- указанные платежи формируют доходную часть федерального и местного

бюджетов).

Показатель, обозначенный как прибыль (убыток) от обычной

деятельности, т.е. чистая прибыль от обычной деятельности без учета

чрезвычайных доходов и расходов (поступления вследствие стихийных

бедствий, пожаров - страховое возмещение и т.п.).


Формирование


фондов


и


резервов


вышестоящих


организаций


(холдингов, концернов) за счет прибыли входящих в них предприятий

осуществляется по нормативам, установленным вышестоящим органом

управления. Эти нормативы носят индивидуальный характер и зависят от

стратегии объединения.

Чистая прибыль направляется в основном на развитие производства и

на погашение кредитов, прирост норматива собственных оборотных средств,

уплату процентов за кредит, приобретение акций других предприятий.


Указанные


направления


использования


прибыли


определяются


предприятием самостоятельно из образуемых фондов.

Резервный фонд – создается на предприятии для выплаты доходов

учредителям и дивидендов по привилегированным акциям при отсутствии

или недостаточности прибыли отчетного года, для покрытия балансового

убытка и других возможных недостач.

Фонд накопления (фонд технического и социального развития) –

171
 


 

расходуется на финансирование инвестиций в создание и приобретение

основных фондов, подготовку и освоение новой продукции, погашение

долгосрочных кредитов банков и уплату процентов сверх ставки ЦБ по ним,

на пополнение и увеличение оборотных средств и т.д.


Фонд


потребления



используется


для


денежных


выплат,


осуществляемых из фонда оплаты труда, не включаемых в себестоимость

продукции (тринадцатая зарплата, выслуга лет, премии и т.д.), оказания

материальной помощи, выплаты доходов по акциям предприятия.

Рентабельность. Для оценки эффективности работы предприятия

недостаточно использовать только показатель прибыли. Например, два


предприятия получают одинаковую прибыль, но имеют


различную


стоимость производственных фондов, т.е. сумму основного капитала и

оборотных средств. Более эффективно работает то предприятие, у которого

стоимость производственных фондов меньше. Таким образом, для оценки

эффективности работы предприятия необходимо сопоставить прибыль и

производственные фонды, с помощью которых она создана. Это и есть


рентабельность, показатель, характеризующий


относительную величину


прибыли. То есть прибыль, полученную с 1 рубля вложенных средств.


Для этих целей


используют такие показатели, как рентабельность


продукции, рентабельность производственных фондов, рентабельность

активов, рентабельность реализации, рентабельность инвестиций.

Показатель рентабельности продукции отражает зависимость между

прибылью от реализации продукции и ее себестоимостью; он показывает

относительный (т.е. в %) размер прибыли на каждый рубль текущих затрат.

Рентабельность продукции может быть исчислена по всему выпуску

продукции предприятия Рп и по отдельным видам (или группам) продукции

Рпi:


Рп = Σ(Цi - Сi) * Qi * 100% / Σ Сi * Qi

или Рпi = (Цi - Сi) * 100% / Сi.


(68)

 

(69)

 

172
 


 

Однако, показатель рентабельности, исчисляемый по отношению к

себестоимости, не отражает эффективность использования имеющихся в

распоряжении предприятия производственных фондов. Он не показывает,

при каком размере производственных фондов получена данная величина


прибыли. Поэтому для


оценки эффективности работы предприятий


используется показатель рентабельности производственных фондов Рф,

который характеризует относительный (в %) размер прибыли, получаемой

на каждый рубль производственных фондов:


Рф = Прв* 100% / (ОФсг + ОСсг),


(70)


где Прв – годовая сумма валовой прибыли, руб.; ОФсг – среднегодовая

стоимость основных производственных фондов, руб.; ОСсг - среднегодовая

сумма нормируемых оборотных средств, руб.

Недостаток рентабельности фондов состоит в том, с его помощью

практически невозможно оценить эффективность производства отдельных

видов продукции. Поэтому при анализе работы предприятия наиболее

широко используют показатель рентабельности продукции, позволяющий

относительно характеризовать эффективность (доходность) производства

того или иного вида продукции.

Наряду с рассмотренными выше, для целей анализа используются

такие показатели, как рентабельность выручки (характеризует долю прибыли


в


выручке


от


реализации


продукции),


рентабельность


собственных


оборотных средств (характеризует использование собственных оборотных

средств) и некоторые другие показатели рентабельности.


Повышение


уровня


рентабельности


является


важнейшей


характеристикой


улучшения


работы


предприятия


и


повышения


ее


эффективности. Основными путями повышения


уровня рентабельности


являются, с одной стороны, увеличение абсолютного размера прибыли, с

другой – улучшение использования материальных и трудовых ресурсов

предприятия, основных фондов и оборотных средств.

 

173
 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1687; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.148.124 (0.058 с.)