Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация и технологии перевозок грузовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
6.1. Классификация грузовых автомобильных перевозок Производственный процесс AT заключается в перемещении грузов и пассажиров и называется автомобильными перевозками. Процесс выполнения автомобильных перевозок можно разделить на четыре этапа: • планирование; • организация; • контроль и оперативное управление; • учет и анализ результатов работы. В связи с многообразием условий выполнения перевозок и видов грузов ГАП различают по следующим признакам: по отраслям (типы обслуживаемых предприятий и, следовательно, виды перевозимых грузов): промышленные — 30 % общего объема перевозок (это грузы промышленных предприятий, включая сырье, готовую продукцию, топливо, перевозимые между промышленными объектами, узлами внешнего транспорта и складскими территориями); строительные — 35 % (это грузы промышленного и гражданского капитального строительства, включающие в себя грузы строительной индустрии, сырьевые строительные материалы, строительное оборудование и машины, грунт и строительный мусор); сельскохозяйственные — 10% (это сельскохозяйственная продукция, семена, удобрения и т.п.); потребительские — 20 % (это грузы продовольственного, промтоварного снабжения и бытового обслуживания населения, грузы очистки города от твердых бытовых отходов, снега и мусора, топливные грузы); прочие — 5 %; размеру партий груза: массовые, для которых характерны перевозки большого объема однородного груза; мелкопартионные, при которых масса партии груза не превышает половины грузоподъемности ПС; территориальному признаку: технологические, выполняемые внутри предприятий или в пределах технологического цикла выпуска продукции; городские, выполняемые по территории города; пригородные, выполняемые на расстоянии не более 50 км от границ города; междугородние, выполняемые на расстоянии более 50 км от границ города; международные, выполняемые между государствами; способу выполнения: прямого сообщения, которые осуществляются от пункта отправления до пункта назначения одним АТС; терминальные, выполняемые через систему грузовых автостанций (складов, терминалов); смешанного сообщения (интермодальные, мультимодаль-ные), которые осуществляются несколькими видами транспорта. Разновидностью этих перевозок являются комбинированные перевозки, осуществляемые несколькими видами транспорта без перегрузки (паромные переправы для перевозки ПС через водные преграды, контрейлерные перевозки ПС на железнодорожных платформах и т. п.); времени освоения: постоянные, наиболее характерные для промышленных и торговых грузов; сезонные, наиболее характерные для сельскохозяйственных грузов; временные, наиболее характерные для строительных грузов; организационному признаку: централизованные, когда перевозчик или специализированная фирма являются организаторами перевозок; децентрализованные, когда каждый грузополучатель самостоятельно обеспечивает перевозку груза. В зависимости от перечисленных условий сильно различаются требования к используемому ПС, технология и организация перевозок, методики планирования и средства контроля и управления движением ПС. 6.2. Технологический процесс перевозки грузов Процесс перемещения грузов затрагивает большое число участ-1иков транспортного процесса и должен рассматриваться комплексно на основе технологии, согласованной всеми сторонами и базирующейся на нормативных документах или результатах инже-1ерной подготовки перевозок. Технология грузовых перевозок — это совокупность приемов и способов выполнения процесса доставки груза потребителю. Для унификации технологических средств, методов и терми-1ологии с 1975 г. в нашей стране в качестве государственного стан- дарта действует Единая система технологической документации (ЕСТД). В соответствии с ГОСТ 3.1109-82 «ЕСТД. Термины и определения основных понятий» (с изм. 1984 г.) технологический процесс является частью производственного процесса, содержащей целенаправленные действия по изменению предмета труда. При перевозках технологический процесс обычно представляется в виде описания процесса перевозки, инструкций по его выполнению, правил и ограничений, особых требований, графиков и т.д. Технологический процесс перевозок грузов обычно содержит элементы, представленные на рис. 6.1. Разработка технологического процесса перевозок грузов осуществляется в следующей последовательности: • установление нормируемых характеристик перевозки (расчетная • выбор маршрута и технологии выполнения перевозок; • разработка технологической документации; • определение методов контроля качества и безопасности выполнения перевозок; • анализ характеристик проекта, который должен подтвердить • утверждение проекта руководящим составом АТО. является заявка на перевозки или договор (коммерческое предложение) с описанием требований к транспортной услуге заказчика перевозок. Для каждой характеристики транспортной услуги
Рис. 6.1. Основные этапы технологического процесса перевозок 62 Совершенствование технологического процесса является важнейшим условием повышения эффективности работы АТО. Эффективность выбранной технологии перевозок может оцениваться по следующим показателям: • себестоимость перевозок; • удельные затраты; • производительность ПС; • качество перевозок. При выполнении ГАП выделяют несколько основных видов технологий, которые существенно отличаются друг от друга и в значительной степени зависят от типа грузообразующего объекта — грузоотправителя. Особенности конкретного грузоотправителя вли-1ют на число используемых для доставки грузов АТС, вид ПС, возможность оптимизации маршрутов движения, необходимость согласования грузопотоков с другими видами транспорта, состав сопутствующих перевозке транспортно-экспедиционных услуг. Отличительные особенности основных видов технологий ГАП приведены в табл. 6.1. Таблица 6.1 Основные виды технологий грузовых автомобильных перевозок
Окончание табл. 6.1
Для тщательной проработки процесса выполнения перевозок в конкретных условиях разрабатывают транспортно-технологичес-кие карты, которые согласовывают с грузоотправителем и грузополучателем. На основании транспортно-технологической карты
Рис. 6.2. Технологический график работы АТС: ГОП — грузоотправной пункт; ГПП — грузоприемный пункт;............ — перерывы на обед водителей АТС 1—4, работников ГОП и ГПП разрабатывают технологический график доставки товаров и другие документы, необходимые для организации перевозочного процесса и согласования работы всех его участников. После согласования и увязки разных технологических операций разрабатывают графики работы нескольких АТС. Например, а рис. 6.2 приведен график работы четырех АТС и ПРП грузоотправителя и грузополучателя. Разработка и внедрение транспортно-технологических схем доставки позволяют: упростить оперативное планирование и диспетчерское руковод-ство перевозками за счет использования модульного принципа; обеспечить поточность, непрерывность и максимальную параллельность выполнения технологических операций; организовать согласованное выполнение операций; сократить общее время доставки грузов. 6.3. Основные методы организации грузовых автомобильных перевозок 6.3.1. Перевозки грузов специализированным подвижным составом К специализированному подвижному составу (СПС) относятся АТС, приспособленные для перевозки одного или нескольких видов однородных грузов и оборудованные различными приспособлениями и устройствами, обеспечивающими сохранность грузов и механизацию или автоматизацию выполнения ПРР. Основные типы СПС приведены в табл. 6.2. К достоинствам использования СПС можно отнести: повышение сохранности груза за счет исключения воздействия нa груз окружающей среды; снижение вредных последствий перевозки на окружающую среду и людей (пыление, испарения и т.д.); снижение доли ручного труда при выполнении ПРР; уменьшение расходов на тару и упаковку. К недостаткам использования СПС можно отнести: снижение на 10...20% грузоподъемности АТС; повышенная в 1,5 — 2 раза стоимость СПС по сравнению с базовым универсальным ПС; невозможность загрузки СПС в обратном направлении. Таким образом, эффективность использования СПС должна определяться как с учетом производительности и себестоимости эксплуатации СПС в АТО, так и с учетом снижения себестоимости выполнения ПРР и затрат грузоотправителя на подготовку груза. Таблица 6.2 Основные типы специализированного подвижного состава
Окончание табл. 6.2
При необходимости достижения максимальной производительности ПС область эффективного использования СПС можно оценить по равноценному расстоянию перевозки l р = [ qн(∆tп-р / ∆qн) - tп-р] βe v т не ∆tп-р — время, на которое сокращается простой при выполнении ПРР на СПС; ∆qн — величина снижения грузоподъемности СПС по сравнению с универсальным АТС. При расстоянии перевозки, меньше l р, СПС будет обеспечивать большую производительность по сравнению с универсальным ПС. При необходимости обеспечения минимальных затрат на перевозки следует использовать критерий равноценной себестоимости:
Спост/tп-р _ (Спост + ∆Спост )(tп-р - ∆tп-р) βe qн qн - ∆q l р = _________________________________________________, (Спост + ∆Спост ) / v т + Спер + ∆Спер _ Спост/ v т + Спер qн - ∆q qн где, Спост,, ∆Спер — изменение соответственно постоянной и временной составляющей себестоимости перевозок при использовании СПС. Время простоя СПС при выполнении ПРР обычно устанавливается по аналогии с бортовым ПС, самосвалами или фургонами. При наличии специализированного оборудования нормативное время простоя может устанавливаться исходя из его производительности. Для цистерн время простоя под погрузкой или 6.3.2. Перевозки тарно-штучных грузов Перевозки тарно-штучных грузов занимают первое место среди автомобильных перевозок других видов грузов. Можно выделить две основные технологии, используемые при перевозке тарно-штучных грузов: • помашинные отправки; • мелкопартионные перевозки. При помашинных отправках используют универсальный ПС. В зависимости от требований к защите груза от внешних воздействий можно использовать бортовые АТС, универсальные и специализированные фургоны или контейнеры. При мелкопартионных перевозках, как правило, обслуживают клиентов, не имеющих механизированные ПРП. В этом случае наиболее целесообразно использовать ПС, оборудованный погрузочно-разгрузочными приспособлениями. Чаще всего на ПС устанавливают: консольные крановые установки с шарнирно-сочлененной стрелой, балочной или неповоротными стрелами; портальные крановые установки; устройства бескранового типа (съемные кузова); грузоподъемный борт; комбинированные устройства. Основным способом повышения эффективности перевозки тарно-штучных грузов является максимально возможное укрупнение грузовых единиц. Для этого используют контейнеры, поддоны пакеты. При этом повышение трудоемкости подготовки грузов перевозке компенсируется снижением простоев АТС при погрузке и разгрузке и существенно облегчает процесс оформления документов. Например, если в АТС грузоподъемностью 10 т перевозить груз с массой грузового места 10 кг, для выполнения ПР потребуется выполнить 2 000 грузовых операций. Формирование транспортных пакетов массой 1 т сокращает число операций 100 раз. Использование контейнеров доводит число грузовых one раций до минимума. Грузы, которые по своим размерам и свойствам могут быт сформированы в пакеты, должны предъявляться к перевозке, как правило, в пакетированном виде. Пакетирование груза чаще всего выполняет грузовладелец до предъявления груза к перевозке. Однако в логистических системах доставки пакетирование могут выполнять и другие участники перевозочного процесса, например на терминале для повышения эффективности выполнения транс портно-грузовых работ. Пакеты, предъявляемые к перевозке, должны отвечать требованиям стандартов и технических условий. Поддоны для перевозки пакетированных грузов могут принад- лежать перевозчику, грузоотправителю или грузополучателю (если стоимость транспортной упаковки включена в стоимость товара). Как правило, поддоны, принадлежащие грузоотправителю, должны быть после перевозки возвращены владельцу. При постоянных перевозках для повышения ответственности перевозчика целесообразно поддоны перевести в оборотный фонд. При перевозке грузов в пакетах в ТТН помимо основных реквизитов указывают: число пакетов; вид упаковки отдельных мест; тип поддона в соответствии со стандартом или техническими условиями; масса нетто груза в пакете; масса брутто пакетов. Прием и сдача грузов пакетами перевозчиком осуществляется по числу пакетов с их наружным осмотром для проверки целостности без их расформирования и взвешивания. Нормы времени простоя ПС устанавливаются отдельно для пунктов погрузки и разгрузки. Для бортовых АТС время на погрузку или разгрузку груза массой до 1 т включительно можно принять ориентировочно 12 мин, свыше 1 т за каждую полную или неполную тонну добавляется 2 мин. Для фургонов и других АТС, загрузка или разгрузка которых осуществляется через боковые проемы, за массу груза до 1 т — 13 мин, сверх 1 т за каждую полную или неполную тонну добавляется 3 мин. Отдельные ведомства используют для собственных подразделений свои нормативы, которые учитывают номенклатуру перерабатываемых грузов, особенности организации и приемы работ, а также используемые технические средства. Предъявляемый к перевозке груз должен быть подготовлен в соответствии с ГОСТ 26653 — 90 «Подготовка генеральных грузов к транспортированию. Общие требования», с учетом требований стандартов на продукцию, Правил перевозок грузов и другой нормативной документации. Подготовка груза к перевозке должна обеспечивать: сохранность груза на всем протяжении перевозки и безопасность ПС и окружающей среды; максимальное использование грузоподъемности и (или) грузовместимости ПС и грузоподъемных механизмов; необходимую прочность упаковки груза при штабелировании и перегрузочных операциях; удобство проведения грузовых операций, крепления и размещения на АТС и складах. Грузоотправитель отвечает за последствия недостатков тары и внутренней упаковки грузов (бой, поломка, деформация, течь и т.п.), а также применение тары и упаковки, не соответствующей свойствам груза, его массе или установленным стандартам. При планировании загрузки ПС тарно-штучными грузами необходимо следить за соблюдением норм предельно допустимых нагрузок на оси АТС, так как их нарушение может повлечь наложение штрафа на водителя и перевозчика. Распределение осевых нагрузок между осями зависит от продольного размещения груза кузове ПС, особенно если груз имеет относительно большую единичную массу. В этом случае, даже при соблюдении разрешение полной массы АТС, какая-либо из осей может быть перегружу (см. подразд. 6.3.8). При размещении тарно-штучных грузов в кузове АТС необходимо учитывать, что груз, как правило, укладывают в один яр; (кроме крытых АТС). Штучный груз должен быть уложен без промежутков. При наличии промежутков между местами груза следует использовать надежные прокладки. Тара с жидким грузом должна устанавливаться пробкой вверх. Возвышение груза над бортом АТС не должно превышать 1/3 его высоты. Штучные грузы, возвышающиеся над бортами кузова необходимо увязывать крепким исправным такелажем. Крепление груза должно исключи! его перемещение и опрокидывание в процессе перевозки. Полуприцепы должны загружаться с передней части, а разгружаться с задней. Длинномерные грузы перевозят на автомобилях с прицепами- роспусками, к которым груз должен надежно крепиться. При од новременной перевозке длинномерных грузов различной длин более короткие грузы должны располагаться сверху. Металлопрокат (рельсы, пруток, профильный прокат, труб] диаметром до 350 мм и т.п.), чушки цветных металлов, медные никелевые катоды, мотки проволоки должны поставляться к перевозке в пакетах. Грузоотправитель обязан до предъявления к перевозке железобетонных изделий выдать перевозчику грузовые характеристики изделий и условия их строповки и складирования, в которых указываю- наименование изделия, его марку, массу и размеры; схему складирования и число ярусов, допускаемое в штабеле исходя из прочностных характеристик изделия; размеры прокладок; схему строповки с указанием предельных углов отклонения ветвей стропа от вертикали; данные по захватным приспособлениям; особые условия при ПРР и размещении груза. 6.3.3. Перевозки навалочных грузов Перевозки навалочных грузов в больших объемах выполняются в строительстве, при разработке полезных ископаемых и в сельском хозяйстве. Для перевозки навалочных грузов наиболее рационально использовать самосвалы или самосвальные автопоезда, которые обеспечивают быструю разгрузку. Тип самосвала должен соответствовать особенностям перевозимого груза (см. табл. 6.2). При значительных расстояниях перевозки, когда грузоподъемность ПС начинает играть главную роль, для перевозки навалочных грузов можно использовать универсальные автопоезда. Объем навалочного груза, который может быть перевезен в АТС, необходимо рассчитывать по формуле, учитывающей объем «шапки», образующейся над верхней поверхностью открытого кузова: VГ= VK + (bK/2)3tga дв, где VK — геометрический объем кузова; bK — ширина кузова; a дв — угол естественного откоса груза в движении. Максимальная масса перевозимого груза Q Г = VГ p, где р — плотность груза. Если Q Г > qH, объем кузова не может быть использован полностью и в самосвал необходимо загрузить массу груза, соответствующую его номинальной грузоподъемности объемом VГ t = qH/p. Если Q Г < qH, объем кузова недостаточен для полной загрузки данного АТС. Степень использования грузоподъемности будет определяться соотношением массы груза и номинальной грузоподъемности АТС. Необходимые справочные сведения по навалочным грузам приведены в табл. 6.3. Таблица 6.3 Характеристики основных навалочных грузов
Время погрузки самосвала зависит от времени цикла экскаватора и соотношения между грузоподъемностью ПС и ковша экскаватора. Для уменьшения времени погрузки желательно, чтобы вместимость ковша была кратной грузоподъемности ПС. При этом необходимо учитывать, что для уменьшения динамической нагрузки на шасси самосвала при ссыпании груза экскаватором его ковш должен находиться на высоте не более 1 м над днищем кузова. Следует соблюдать следующие соотношения между грузоподъемностью ковша экскаватора и ПС: мягкий грунт — 3; тяжелый или смерзшийся грунт — 4; скальный грунт — 5. Для самосвалов время простоя под погрузкой или разгрузкой можно ориентировочно рассчитывать исходя из 1 мин на каждую полную или неполную тонну груза. При погрузке или разгрузке вязких грузов (глина, строительный раствор, бетон, навоз) это время увеличивают приблизительно в 3 раза. Перевозки однородных навалочных грузов от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя оформляют одной ТТН и одним актом замера или взвешивания. Характерными особенностями карьерных перевозок являются значительный объем перевозок, непостоянство прохождения дорог, повышенные требования к прочности ПС и т.п. Для таких перевозок используют карьерные самосвалы грузоподъемностью свыше 100 т. Можно отметить следующие особенности использования АТС в карьерах: • сложные условия движения со значительными уклонами до • необходимость частого проведения технического обслуживания и ремонта ПС в связи с тяжелыми условиями работы карьерных самосвалов; • наличие нескольких технологических перерывов в течение В карьере схема движения АТС может быть встречной (однополосной или двухполосной), тупиковой или кольцевой. Выбор схемы движения зависит от дальности перевозки, ширины рабочих площадок и схемы установки экскаваторов, интенсивности и безопасности движения, расходов на строительство дорог. При использовании большого числа экскаваторов повысить эффективность использования ПС можно, не закрепляя самосвалы за конкретным экскаватором, а направляя АТС к наименее загруженному экскаватору. Это требует наличия диспетчерского поста на въезде в зону погрузки, но существенно снижает простои самосвалов в ожидании погрузки. 6.3.4. Контейнерные перевозки Контейнерные и пакетные перевозки — один из важнейших резервов повышения производительности и снижения себестоимости перевозок грузов. Транспортный процесс перевозки контейнеров в общем случае включает в себя следующие элементы: • подача порожнего контейнера к месту загрузки; • загрузка груза в контейнер; • установка контейнера на АТС и транспортирование к месту • снятие контейнера с АТС; • разгрузка контейнера; • установка порожнего контейнера на АТС и доставка к месту Такая технология требует наличия оборотного парка контейнеров для того, чтобы загрузка происходила до прибытия, а разгрузка контейнеров — после отбытия АТС. При прямых ГАП число используемых контейнеров зависит от числа АТС, осуществляющих перевозку, и числа ПРМ, обслуживающих эти перевозки, и определяется равенством интервала движения АТС /а и ритма погрузки контейнеров Rп: Iа = to /Aэ; Rп = to.KnK/XK, где t0 — время оборота АТС; to.K — время оборота контейнера; nK _ число контейнеров, одновременно находящихся на АТС; Хк — общее число контейнеров, участвующих в перевозке. Необходимое число контейнеров для выполнения перевозок составит XK = Aэ to.KnK/ to
При расчете времени погрузки-разгрузки учитывают число загружаемых или разгружаемых контейнеров. Время, необходимое для установки или снятия одного контейнера, можно ориентировочно принять в соответствии с табл. 6.4. Таблица 6.4
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.69.243 (0.021 с.) |