Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законодательное и нормативное обеспечение перевозок

Поиск

Устав автомобильного транспорта (Устав AT) является важ­нейшим документом, регламентирующим деятельность субъектов AT и отношения между ними.

На территории Российской Федерации действует Устав AT, утвержденный Совмином РСФСР 08.01.1969 (с последними из­менениями, принятыми Постановлением Правительства РФ от 28.04.1995 №433).

Естественно, что произошедшие за последние годы экономи­ческие и правовые преобразования привели к тому, что некото­рые положения этого документа перестали соответствовать совре­менной ситуации. В то же время Устав AT остается основным до­кументом, определяющим отношения между сторонами перево­зочного процесса, и используется при разрешении между ними конфликтных ситуаций.

В настоящее время в завершающей стадии разработки нахо­дится новая редакция Устава AT. Действующий Устав AT состоит из 10 разделов и 169 статей, из которых в современных условиях при организации перевозок представляют интерес следующие раз­делы.

Раздел II «Подвижной состав, автомобильные дороги, соору­жения и устройства для организации перевозок грузов и обслужи­вания пассажиров» содержит следующие положения:

• подразделение автомобильных дорог по подчиненности;

• правила пользования автомобильными дорогами;

• основы функционирования грузовых терминалов (автостан­ций), транспортно-экспедиционных предприятий, агентств, ав­товокзалов и автостанций и т.п.

Раздел 111 «Планирование и организация перевозок грузов» содержит следующие положения;

• порядок и правила составления договоров на перевозку гру­
зов и приема заявок на разовую перевозку;

• порядок приема груза к перевозке;

• порядок предоставления ПС заказчику;

• правила оформления товарно-транспортной накладной;

• условия, при которых необходимо экспедирование грузов;

• обязанности грузоотправителя по подготовке груза к перевозке;

• порядок определения времени выполнения ПРР, массы груза
и т.п.;

• обязанности АТО по сдаче груза получателю;

• обязанности АТО по доставке груза.

Раздел IV «Перевозка пассажиров, багажа и почты» устанавли­вает требования к АТО по предоставлению услуг по перевозке пассажиров, требования к условиям открытия маршрутов и их технической оснащенности, оговаривает права пассажиров.

Раздел VI «Тарифы и расчеты за перевозки» определяет пред­варительный порядок оплаты перевозок и условия окончательно­го расчета. До внесения провозной платы АТО вправе не прини­мать груз к перевозке.

Раздел IX «Ответственность автотранспортных предприятий и организаций, грузоотправителей, грузополучателей и пассажиров... Акты, претензии и иски» определяет порядок разрешения пре­тензий между сторонами перевозочного процесса.

Перевозчик может нести ответственность в виде наложения штрафа в следующих случаях:

• невыполнение плана перевозок, разового заказа или транспортно-экспедиционных услуг (в пределах 20 % стоимости невывезенного груза);

• неподача контейнеров под загрузку;

• несвоевременное прибытие ПС;

• опоздание в доставке груза при междугородних перевозках
(12% провозной платы за каждые сутки опоздания, но не более
60% общей стоимости перевозки);

• необоснованная переадресация груза.

Перевозчик несет ответственность за сохранность груза при его перевозке, и владелец груза может требовать возмещения ущерба в соответствии с понесенными затратами.

Владелец груза может потребовать полного возмещения его сто­имости при утрате груза. Груз считается утраченным через 10 дней после срока доставки при городской перевозке и через 30 дней при междугородней.

Грузоотправитель или грузополучатель может нести ответствен­ность в виде наложения штрафа в следующих случаях:

• непредъявление груза к перевозке (в пределах 20 % стоимости
перевозки непредъявленного груза);

• неиспользование контейнеров;

• простой ПС свыше установленных норм (определяется на ос­новании отметок в товарно-транспортной накладной или путе­вом листе). Сюда относятся как сверхнормативные простои при
выполнении ПРР, так и сверхнормативные простои на таможне,
санитарном контроле и т.п., если они произошли по вине заказчика, а также простои ПС в гараже при письменном отказе заказчика от использования АТС;

. • задержка контейнеров;

• неправильное оформление путевых документов или отказ в их
оформлении;

• повреждение ПС при выполнении ПРР, из-за неправильной
упаковки и крепления груза.

Штрафы подлежат уплате в срок до 5 дней.

На основании Постановления Правительства РФ от 28.04.1995 № 433 в бесспорном порядке перевозчик может взыскать штра­фы:

• за сверхнормативный простой ПС;

• задержку контейнеров;

• неправильное оформление путевой документации.

3.3. Документальное оформление перевозок

При выполнении перевозок на каждом АТС должны быть доку­менты, которые относятся к документам строгой отчетности (име­ют серию и учетный номер). В общем случае к таким документам относятся:

путевой лист:

товарно-транспортная накладная (ТТН) при перевозке грузов товарного характера (имеющих стоимость).

Путевой лист является основным первичным документом, оп­ределяющим показатели при учете работы ПС и водителя, начис­ления заработной платы водителю и расчетах за перевозки. При выполнении перевозок товарных грузов совместно с путевым ли­стом используется ТТН.

При выполнении перевозок используются путевые листы сле­дующих форм, утвержденных Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78:

• 3 — при перевозках легковыми автомобилями. Работа автомо­биля фиксируется на обратной стороне путевого листа, и каждая
поездка заверяется лицом, использующим автомобиль;

• 4-с (сдельная) — при грузовых перевозках на условиях сдель­ной оплаты, предусматривает подробное задание водителю по
маршруту движения и числу ездок. На обратной стороне путевого листа фиксируется время выполнения ездок, продолжительность простоев и номера ТТН, на основании которых перево­зился груз;

• 4-п (повременная) — при грузовых перевозках на условиях
повременной оплаты, предусматривает указание заказчика пере­
возок (заказчиков) и времени прибытия и убытия от заказчика.
Номера ТТН, по которым перевозился груз, записывают на об­
ратной стороне. Путевой лист имеет отрывной талон, который
должен быть заполнен заказчиком и заверен его печатью. После
обработки в АТО этот талон возвращается заказчику вместе со
счетом на перевозки;

• 4-л—при перевозках пассажиров легковыми таксомоторами.
В путевом листе предусмотрены отметки о простоях и выполне­нии заказных перевозок;

• 6—при городских и пригородных автобусных перевозках.
В путевом листе отмечают рейсы и регулярность их выполнения;

• 6-спец — при заказных автобусных перевозках. Путевой лист
имеет отрывной талон заказчика;

• 7— при междугородних автобусных перевозках.

На путевых листах в левом верхнем углу проставляется штамп или печать организации — владельца ПС. Заполнение путевого листа производится перед выездом АТС на линию, на линии и после возвращения в АТО.

Перед выездом на линию заполняются сведения о водителе, сопровождающих лицах и АТС, времени начала и окончания работы, заказчике перевозок, планируемом пробеге АТС и дви­жении горючего. Если выполняемые перевозки подлежат ли­цензированию, в путевом листе должны указываться номер и серия лицензии. Указанная в путевом листе дата выдачи долж­на соответствовать дате регистрации выданного путевого листа в журнале. В нижней части путевого листа должны быть поставлены подписи:

диспетчера, подтверждающая правильность заполнения путе­вого листа и наличия у водителя водительского удостоверения;

механика об исправности ПС;

медицинского работника о возможности допуска водителя к управлению АТС;

водителя о принятии АТС в технически исправном состоянии и получении задания на работу.

Данные в путевой лист заносятся должностными лицами АТО (диспетчером, техником по топливно-смазочным материалам и др.). Участие водителя в подготовке путевого листа не допускается.

На линии в путевой лист заносятся сведения о работе ПС, ре­зультаты проверки контролирующими лицами. Ответственное лицо заказчика расписывается и ставит печать, подтверждая правиль­ность заполнения данных о выполненной работе.

После сдачи водителем путевого листа при возвращении в АТО диспетчер или другое уполномоченное на это лицо заполняют данные о фактически выполненной работе водителем и АТС, дви­жении горючего. Водитель своей подписью удостоверяет сдачу ПС механику в технически исправном состоянии или в состоянии с определенными неисправностями и число сданных вместе с путе­вым листом ТТН. Механик своей подписью подтверждает эти све­дения. Диспетчер своей подписью подтверждает число сданных водителем ТТН и правильность заполнения данных после сдачи путевого листа водителем.

Ответственность за правильное заполнение путевого листа не­сут руководители АТО и лица, ответственные за эксплуатацию ПС и участвующие в заполнении документов. Путевые листы хра­нятся в АТО вместе с ТТН, что облегчает их совместную про­верку.

Для контроля движения путевых листов, выданных водителю, и сдачи путевых листов после их первичной обработки в бухгалте­рию ведется специальный журнал, форма которого утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78.

Приказом Минтранса России от 30.06.2000 № 68 введены фор­мы путевой документации и журнала учета путевых листов для индивидуальных предпринимателей, учитывающие особенности ве­дения ими хозяйственной деятельности. Если предприниматель использует наемный труд, водитель должен иметь при себе тру­довой договор (контракт). Путевой лист должен оформляться лично предпринимателем или специально назначенным лицом.

Товарно-транспортная накладная представляется перевозчику грузоотправителем и является основным документом для списа­ния груза грузоотправителем и оприходования его грузополучате­лем. Грузоотправитель оформляет отдельную ТТН для каждого гру­зополучателя и каждой ездки АТС с обязательным заполнением всех реквизитов не менее чем в четырех экземплярах (первый ос­тается у грузоотправителя, второй сдается грузополучателю, тре­тий и четвертый поступают в АТО). После проведения расчетов по выполненным перевозкам третий экземпляр возвращается грузо­отправителю вместе со счетом за перевозку.

При выполнении ГАП используют ТТН формы 1-т — «Товар­но-транспортная накладная».

Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов: то­варного и транспортного. В заголовочной части ТТН указывают дату ее выписки, наименование заказчика, который оплачивает перевозку, наименование АТО, марку и государственные номера ПС, данные водителя, номер путевого листа.

Товарный раздел ТТН заполняется грузоотправителем и содер­жит сведения о грузе и лице, отпускающем груз. Вместо указания подробных сведений о перевозимом грузе могут указываться но­мера товарных накладных, содержащих все предусмотренные ТТН реквизиты и прилагаемых к ТТН.

В транспортном разделе ТТН приводятся сведения о погрузочно-разгрузочных операциях и показатели работы ПС.

При получении груза водитель получает три экземпляра ТТН, заверенные подписями и печатями грузоотправителя и подписью водителя. При сдаче груза материально-ответственное лицо грузо­получателя ставит в ТТН свою подпись и печать. В случае несоот­ветствия доставленных товаров по качеству или количеству дол­жен составляться акт, который является юридическим докумен­том для предъявления претензий поставщику. Сведения о состав­ленном акте (номер, дата и краткая причина составления акта) записываются в соответствующей графе ТТН.

В случае перегрузки груза в пути следования на другой ПС све­дения об организации, водителе и АТС зачеркиваются с сохране­нием читабельности прежних данных и записываются новые дан­ные. Исправления заверяются подписью работника, руководяще­го перегрузкой, и о факте передачи составляется акт с выполне­нием соответствующей отметки в ТТН.

По грузам нетоварного характера, объем перевозок которых учитывается, ТТН выписывается в трех экземплярах (первый и второй для АТО, третий для грузоотправителя). Первый экземп­ляр АТО прилагается к счету за перевозку.

В зависимости от вида перевозимых грузов к ТТН могут прила­гаться другие товаросопроводительные документы.

 

Контрольные вопросы

1. Какие основные законодательные акты определяют условия выпол­нения автомобильных перевозок?

2. Как осуществляется регулирование работы автомобильного транс­
порта в Российской Федерации?

3. Какой вид деятельности при выполнении автомобильных перевозок подлежит лицензированию?

4. Перечислите унифицированные формы первичной учетной доку­ментации на автомобильном транспорте.

 


ГЛАВА 4

ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ПЕРЕВОЗКАМИ

 

4.1. Принципы планирования перевозок

При планировании провозных возможностей парка АТС исполь­зуют формулу

Q = αвДк∑(АспUр.д) i,


где индекс i обозначает перебор списочного состава парка АТС по моделям, выполняющих определенное суточное задание.

При стабильной организации работы на коэффициент выпус­ка αв основное влияние оказывает время простоя ПС при выпол­нении технического обслуживания и ремонта. Необходимо учиты­вать, что после 4 — 5 лет эксплуатации ПС такие простои резко увеличиваются, что влечет соответствующее снижение αв.

Объем перевозок за смену Uр.д, помимо других факторов, зави­сит от дорожных условий, технической скорости движения ПС на линии, надежности АТС. Техническая скорость движения ПС с большими сроками службы снижается вследствие ухудшения тя-гово-динамических качеств и увеличения простоев на линии для устранения мелких неисправностей.

Текущее планирование проводится на один год. В этом случае возможный объем работы и необходимые для его выполнения ре­сурсы рассчитывают на основании имеющихся и подготовленных к заключению договоров.

При расчете ресурсов, необходимых для освоения объемов ра­бот по договорам, используют коэффициент запаса, который дол­жен учитывать выработку ресурса ПС и возможность выполнения разовых заказов.

При составлении годового плана работы АТО по перевозкам грузов рассчитывают следующие показатели по типам ПС: коэф­фициент выпуска и использования парка АТС; количество авто-мобиледней в работе; возможные объемы перевозок; годовой про­бег, в том числе с грузом; требуемые ресурсы для поддержания АТС в работоспособном состоянии и расход топливно-смазочных материалов; себестоимость перевозок.

Оперативное планирование — это конкретизация плановых за­даний по времени выполнения, в пространстве (по местам вы­полнения производственных заданий), по специфике технологии и организации производства управляемого объекта (структура ПС, выбор технологии и т.п.). Оперативное планирование включает в


себя разработку планов работы в целом АТО и конкретных АТС водителей на месяц, неделю и смену. В процессе оперативно: планирования решаются следующие задачи:

• расчет провозных возможностей АТО;

• расчет оптимальных маршрутов движения ПС;

• составление почасовых графиков работы ПС;

• составление плана работ по клиентуре;

• расчет предполагаемых затрат и необходимых ресурсов дл
выполнения перевозок;

• составление сменно-суточного плана работы АТО, график
выпуска ПС на линию и оформление путевой документации.

Основным документом оперативного планирования являете сменно-суточный план.

Сменно-суточный план при сдельном использовании ПС включает в себя следующие данные:

• номер заявки или договора на перевозку;

• наименование заказчика;

• наименование груза, расстояние и объем его перевозки;

• пункт погрузки и пункт выгрузки груза, способ выполнения
ПРР;

• время подачи ПС под первую погрузку;

• число выделенных АТС по маркам по плану и фактически
(фактические показатели заполняют после обработки путевой документации);

• объем выполненной работы (число ездок, количество перевезенного груза, общий пробег и пробег с грузом).

При повременном использовании ПС в сменно-суточном плане отражается время предоставления и продолжительность работы АТС у заказчика по маркам ПС.

Сменно-суточный план составляют на основании данных о потребностях в перевозках, которые складываются из заключенных АТО договоров и поступивших разовых заявок на перевозки. В то же время сменно-суточный план позволяет оценить провозные возможности АТО на основании данных об исправном ПС и готовых к работе водителях.

 

4.2. Система управления перевозками

Управление — это функция организованных систем, обеспечивающая целенаправленное воздействие на участников процесс; производства для сохранения определенной структуры, режим; деятельности и достижения заранее намеченных результатов. Цель управления заключается в обеспечении эффективного и планомерного использования всех ресурсов для достижения наивысших конечных результатов производства при минимальных затратах


 

 

 

 

Рис. 4.1. Структурная схема процесса управления

Общая схема управления производственным процессом приведе­на на рис. 4.1.

Основополагающим принципом управления является наличие обратной связи, которая позволяет формировать управляющие воздействия на объект в зависимости от внешних воздействий и требуемого результата.

На рис. 4.1 штриховыми линиями обозначены блоки, которые участвуют в управлении при использовании информационных систем (ИС) управления. Система управления с использованием ИС позволяет повысить скорость и качество обработки информа­ции для выработки решений в органе управления за счет исполь­зования банка данных апробированных на практике вариантов решений проблем, возникающих в объекте управления, и авто­матизированных алгоритмов обработки данных.

Организация процессов управления характеризуется определен­ной последовательностью управляющего воздействия: выбором целей, прогнозированием, планированием, оперативным управ­лением, координацией, стимулированием, учетом и контролем. Для успешного управления эти функции должны объединяться в целенаправленный единый процесс. Обобщенная схема управле­ния перевозками приведена на рис. 4.2.

Руководство и управление перевозками включают в себя:

организацию приема заявок на перевозки и изучение потреб­ностей клиентуры АТО в перевозках и дополнительных услугах;

разработку сменно-суточных планов;

организацию выпуска ПС на линию и оформление документов при его возвращении с линии;

осуществление оперативного руководства и контроля работы ПС на линии;


 

Оперативное планирование
Формирование заявки Подготовка документации
 
Планирование маршрута Расчет затрат и ставки
   
Оперативное управление
Положение подвижного состава на маршрутах Оперативная связь
 
   
   
Учет и анализ результатов перевозок
Бухгалтерские операции Обработка путевых листов
 
Заработная плата и кадры Анализ затрат
 

Рис. 4.2. Обобщенная схема процесса управления перевозками

осуществление оперативного учета и анализа эффективное! работы АТС.

Содержание процесса управления перевозками в существе] ной степени зависит от типа АТО. Только комплексные АТО, кг это показано на рис. 4.3, выполняют все функции, связанные эксплуатацией АТС. Как правило, такие АТО являются ведущим в отрасли в технологическом и организационном аспектах. Однако тенденции развития AT показывают, что комплексные организации составляют незначительную долю в общем числе АТО.

Специализация организаций позволяет существенно снизить затраты на производственную деятельность и более рационально использовать финансовые и технологические ресурсы.

Одна из важнейших составляющих системы управления пер< возками — обеспечение безопасности перевозок. Безопасность перевозок включает в себя следующие компоненты:

• безопасность дорожного движения (БДД);

• экологическая безопасность;

• сохранность перевозимых пассажиров и грузов, ПС и личная безопасность водителя.

В связи с тем, что перевозки осуществляются вне АТО, вопросы сохранности пассажиров и грузов, ПС и личной безопасности водителей имеют специфические особенности. Безопасность в эти вопросах обеспечивается на четырех уровнях:


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                Организации автомобильного транспорта                
               
Эксплуатационные   Сервисные   Экспедиционные
                                                 
Грузовые   Пассажирские   Смешанные   Специальные     Авторемонтные     Сервисные станции     Терминалы   Диспетчерские пункты   Автовокзалы и автостанции   Транспортно-экспедиционные
                                   
  Комплексные автотранспортные организации  
                                                                         

Рис. 4.3. Классификация автотранспортных организаций

• организационный (поддержание надлежащей дисциплины,
полноценное оформление соответствующих документов, разграничение доступа к информации сотрудников АТО и т.п.);

• технический (установка на ПС противоугонных систем, под­
держание связи с водителем на линии, слежение за движением
АТС и т.д.);

• социально-психологический (стимулирование труда сотрудников, хороший моральный климат в коллективе, ответственность
каждого сотрудника за репутацию перевозчика);

• экономический (предотвращение материальных потерь АТО
(страхование пассажиров и груза, ПС и водителей), создание как
системы материального поощрения сотрудников в зависимости
от результатов деятельности организации, так и взысканий при
вине сотрудников).

4.3. Служба эксплуатации автотранспортной организации

Служба эксплуатации является важнейшим структурным под­разделением АТО. К основным задачам службы эксплуатации от­носятся:

организация перевозок;

обеспечение выполнения принятого плана работы АТО;

достижение наиболее эффективного использования ПС при необходимом уровне качества перевозок;

обеспечение безопасности движения АТС на линии.


Заместитель начальника АТО по эксплуатации (коммерческой работе)

           
     


Начальник отдела Начальники Начальник отдела

эксплуатации автоколонок безопасности движения

 
 


Водители


Грузовая группа Диспетчерская Контрольно- расчетная

(коммерческая группа) группа

 

Линейный Техник

диспетчер тарификатор

 

Сменный Техник

диспетчер по топливно-

смазочным

Диспетчер материалам

по выпуску

Техник обкатчик

 


 

• разработка мероприятий по повышению эффективности ис-­
пользования ПС;

• подготовка договоров с клиентурой и прием заявок на пере­
возку;

• составление сменно-суточного плана и подготовка заданий

водителям.

В автобусных организациях в задачи коммерческой группы (группы организации движения) входят специфические задачи по оснащению автобусных маршрутов линейным оборудованием (указателями остановочных пунктов, расписаниями, павильона­ми и т.п.), формированию бригад водителей и кондукторов.

В таксомоторных организациях коммерческая группа (группа оперативного планирования) составляет графики выхода на ли­нию, устанавливает и оборудует места стоянок такси, принимает заказы на перевозки.


Рис. 4.4. Типовая структура службы эксплуатации автотранспортной

Организации

Типовая структура службы эксплуатации приведена на рис. 4. 4. Необходимо отметить, что в зависимости от числа АТС в парке и типа АТО отдельные подразделения могут быть объединены, при этом выполняемые службой эксплуатации функции в общем не изменяются, может измениться только число сотрудников, и выполняющих.

Коммерческая группа является ведущей в службе эксплуатации выполняет следующие функции:

• изучение грузо- и пассажиропотоков, потребностей в пере
возках, потенциальной клиентуры в районе обслуживания АТО и анализ рыночной конъюнктуры в сфере транспортных услуг;

• контроль состояния подъездных путей и погрузочно-разгрузочных пунктов (ПРП), обеспеченности погрузочно-разгрузочными
ми механизмами (ПРМ); изучение возможностей повышения уровня механизации и автоматизации выполнения ПРР;

• подготовка маршрутов и расписания движения автобусного транспорта;

4.4. Оперативное управление перевозками

Диспетчер — это работник, регулирующий ход производствен­ного процесса и координирующий взаимодействие всех его звень­ев с помощью средств контроля, управления и связи.

В АТО диспетчер (оператор диспетчерской) является основ­ным сотрудником, непосредственно организующим и управляю­щим процессом перевозки грузов.

Диспетчерская группа в службе эксплуатации выполняет следу­ющие функции:

• выпуск ПС на линию, выдача и прием документации на пере­
возку грузов и ее подготовка на основании заданий водителям;

• оперативное руководство работой ПС на линии;

• первичная обработка путевой документации;

• составление сменно-суточного отчета (диспетчерского докла­
да) по выпуску ПС на линию, результатам работы за истекшие
сутки и выполнению плана перевозок.

Выпуск ПС на линию проводят на основании графика выпуска, при составлении которого учитывают режим работы АТС, график проведения технического обслуживания и перечень АТС, находя­щихся в ремонте. При выпуске ПС на линию сменный диспетчер проверяет наличие у водителя водительского удостоверения, конт­ролирует сдачу предыдущей путевой документации и после этого выдает новую путевую документацию.

При оперативном управлении процессом работы ПС сотрудни­ки диспетчерской группы:

поддерживают связь с пунктами отправления и прибытия ПС;

контролируют выполнение графика работы ПС; следят за вы­полнением наиболее важных перевозок, в случае необходим сти переключая ПС между маршрутами и объектами обслужи­вания;

принимают необходимые меры для ликвидации простоев ПС;

направляют на линию по заявкам водителей АТС технической помощи.

Распоряжения, поступающие водителям от работников диспет­черской группы, являются обязательными.

При управлении перевозками особое внимание необходимо обращать на организацию надежного взаимодействия с клиента­ми (согласование графиков работы, оперативная связь и т.д.). Ана­лиз причин невыполнения планов перевозок показывает, что в 80...90 % случаев сбой перевозочного процесса возникает из-за плохой организации работ у клиентов, 5... 10% — по причине выхода из строя ПС и столько же из-за недисциплинированности водителей и диспетчеров.

Для быстрого принятия решений при оперативном управле­нии перевозками разрабатывают карты типовых действий диспет­чера, в которых описываются типичные ситуации, возникающие при сбоях перевозочного процесса, и даются рекомендации для их устранения. Например, при поломке ПС на линии по степени эффективности диспетчер может принять одно из следующих ре­шений:

 

• ввод резервного ПС;

• принятие сокращенного плана перевозок;

• переключение ПС с второстепенных на основные перевозки.

Каждый из вариантов заранее просчитывается, тем самым обес­печивается сокращение времени реакции на сбои перевозочного процесса.

В случае отсутствия надежной оперативной связи с водителями и особенно, когда на обслуживаемых объектах работает большое число АТС, необходимо организовывать работу линейных диспет­черов, основные функции которых заключаются:

в контроле над обеспеченностью объектов грузами и ПРМ;

контроле за соблюдением норм простоя ПС под погрузкой или разгрузкой и правильностью оформления путевой документации;

контроле за графиком работы АТС и ПРМ;

 

проверке состояния ПС и его готовности к погрузке;

наблюдении за выполнением заданных маршрутов движения ПС;

учете выполнения плановых заданий для ПРП и АТС;

переключении ПС на другие объекты работы (по согласованию с главным диспетчером) в случае сбоев в работе ПРП и коррек­тировке графиков работы ПРП и АТС;

составлении актов претензий к работе ПРП, по качеству гру­зов и сверхнормативным простоям.

При организации перевозочного процесса объектом управле­ния является локальная подвижная система автомобиль — води-

 


 

Рис. 4.5. Классификация датчиков, используемых для определения место­положения автотранспортных средств

тель, которая работает в условиях постоянно меняющихся ситуа­ций по месту работы и времени. Для эффективного контроля работы АТС на линии необходимо наличие оперативной инфор­мации о режиме работы ПС. Для этого используют методы слеже­ния1 (vehicle tracking) и трассирования (vehicle tracing)2 АТС, ко­торые часто заменяются одним понятием контроля работы АТС. Это связано с тем, что, как правило, использование только од­ного метода не позволяет определить местоположение АТС с вы­сокой точностью и надежностью. На практике используют комби­нацию методов на основе различных датчиков, классификация которых приведена на рис. 4.5.

Абсолютное определение местоположения АТС позволяет по­лучить данные о географической широте и долготе, скорости и времени измерения, но требует наличия соответствующей инф­раструктуры в виде космической или наземной навигационной инфрастуктуры, средств связи и т.п.

Использование датчиков относительного местоположения пред­ставляет собой наиболее простое решение. Метод основан на сум­мировании приращения траекторий и углов направления движе­ния относительно начальной точки. Конечные координаты АТС п, уп) определяют по формулам

 

 

хn = х0 + ∑Li соs αi; yn = y0 + ∑Li sin αi;

где х Q, yQ исходные координаты АТС; Li, — расстояние, прой­денное на i -м участке без изменения направления; αi — угол вектора направления.

1 Слежение — систематический мониторинг и запись текущей позиции и
состояния АТС.

2 Трассирование — деятельность по поиску текущей позиции АТС путем
реконструкции его маршрута.

 

Основной недостаток метода заключается в суммировании по­грешностей при каждом измерении. Избежать этого можно за счет уменьшения интервала между началом нового измерения. Для этого используют датчики абсолютного положения АТС. Для маршрут­ных автобусов начальной точкой отсчета может являться остано­вочный пункт, местоположение которого заранее известно.

Для внесения коррективов в план работы необходима связь с водителем, находящимся на маршруте, что может быть обеспече­но при оснащении ПС аппаратурой, позволяющей водителям и диспетчерам в любой момент времени контактировать друг с дру­гом для обмена информацией.

В табл. 4.1 приведены основные характеристики средств мобиль­ной связи, которые могут быть использованы для контроля рабо­ты ПС на линии.

На основе такого оборудования возможно создание информа­ционной системы мониторинга для постоянного контроля рабо­ты АТС, учитывающей следующее:

• определение местоположения АТС в любой момент времени
при движении по маршруту с передачей данных в диспетчерскую;

• немедленная передача информации в диспетчерскую о нарушении сохранности груза и неисправностях АТС;

 

Таблица 4.1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 502; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.169.56 (0.013 с.)