Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Связь различных заболеваний и проблем здоровья водителей с риском дтп

Поиск

 

 

Заболевание Сопоставляемые группы Относитель­ный риск ДТП Пределы колебания риска ДТП
Острота зрения Лица со значениями до 0,7 и выше 0,7 1,16 1,02-1,31
Активное поле зрения Поле зрения более 40% и менее 40% 7,14 4,59-11,1
Чувствительность диафрагмы Высокая и нормаль­ная (ДТП в темное время суток) 1,61 1,09-2,38
Ночное видение Уменьшенное и нормальное (ДТП в темное время суток) 1,66 1,04-2,62
Ношение телеско­пических очков Носители очков и неносители 1,22 0,76 -1,97
Глухота Глухие и лица с нормальным слухом 1,19 0,88-1,62
Ограниченные двигательные функции Лица с ограничен­ной двигательной функцией и лица с нормальным дви­жением 1,11 1,07-1,15
Эпилепсия Больные и здоровые 1,97 1,80-2,16
Сердечно-сосуди­стые заболевания То же 1,36 1,29-1,45
Диабет » 1,22 1,16-1,29
Старческое слабоумие » 2,34 1,85-2,95
Психические заболевания » 1,45 1,15-1,83
Низкий уровень интеллекта Уровень интеллекта ниже 70 и выше 70 1,2 1,16-1,25
Потребление медикаментов Соматически больные и здоровые   1,03 0,67-1,58
Психически боль­ные и здоровые 2,21 1,76-2,77
3лоупотребление наркотиками Наркоманы и ненаркоманы 2,7 2,08-3,5

9.2.3. Факторы, связанные с транспортным средством

К факторам, связанным с транспортным средством и опреде­ляющим потенциальный риск ДТП и его тяжесть, можно отнести выбор способа передвижения; размеры и массу транспортного средства; мощность двигателя и скоростные характеристики транс­портного средства; техническое состояние и обустройство транс­портного средства.

Выбирая способ передвижения, участник дорожного движе­ния делает выбор между степенями потенциального риска ДТП.

На рис. 9.4 представлен риск ранения при разных способах пе­редвижения — число ранений на 1 млн чел.-км. Самый высокий риск ранения при езде на мотоцикле, самый низкий — для пользу­ющихся автобусом. У пешеходов и велосипедистов риск ранения также является относительно высоким. Представленные показате­ли риска построены на основе данных-о ДТП с участием транс­портного средства и являются аналогичными для многих стран. Цифры относятся и к водителям, и к пассажирам, пользующимся разными способами передвижения.

Таким образом, разные способы передвижения или группы участников дорожного движения можно разделить на две группы. К первой группе, имеющей высокий риск ранения и тяжесть по­следствий ДТП, относятся пешеходы, велосипедисты и люди, пе­редвигающиеся на мопеде или мотоцикле, ко второй — водители и пассажиры водителей, пользующиеся общественным транспор­том. Важной причиной этого является то, что пешеходы, велоси­педисты, мотоциклисты не имеют такой защиты от ранений, как водители.

Размеры и масса транспортного средства. В случае ДТП води­тель и пассажиры автомобиля оказываются более защищенными, чем, например, мотоциклист. Находясь в большом автомобиле, водитель и пассажиры защищены лучше, чем в маленьком. Со­гласно исследованиям риск гибели в ДТП уменьшается примерно в 2 раза на каждые 800 кг дополнительной массы автомобиля. При массе автомобиля 2 400 кг относительный риск гибели в ДТП ра­вен 1, при 1 600 кг — 2, при 800 кг — 4.

Размер автомобиля определяет степень безопасности водителя и пассажиров при любом столкновении (с движущимся автомо­билем или с неподвижным объектом). Чем больше автомобиль, тем длиннее передние и задние зоны его конструкции, тем более защищен его каркас безопасности от повреждений, тем меньше ударные усилия и тяжесть последствий ДТП для пассажиров внут­ри салона.

Мощность двигателя и скоростные характеристики. Этот фак­тор тесно связан с другими факторами риска, например вес и размер автомобиля, личные качества водителя, пробег автомоби­ля и т.д. Однако некоторые исследования свидетельствуют, что автомобили с двигателями высокой мощности имеют риск ДТП на 15...20% выше по сравнению с автомобилями с двигателями обычной мощности при одинаковом весе автомобиля, т.е. риск ДТП повышается с увеличением мощности двигателя.

Можно объяснить эту закономерность тем, что наличие высо­ких характеристик провоцирует водителя использовать полные возможности автомобиля и демонстрировать его качества окружа­ющим.

 

Рис. 9.4. Средний риск ранения в ДТП при разных способах

передвижения

 

Техническое состояние и оборудование транспортных средств. Мировые исследования подтверждают, что наличие обязательной сертификации и технического контроля при регистрации автомо­биля в сочетании с периодическим техническим осмотром влияет на БДД и это влияние определяет требования, предъявляемые к автомобилям, которые в свою очередь постоянно ужесточаются.

Проведенные в США исследования показали, что риск ДТП для грузовиков с техническими неисправностями возрастает на 60...70% по сравнению с грузовиками в нормальном техничес­ком состоянии. Также результаты американских исследований под­тверждают, что ужесточение требований по техническому состоя­нию автомобилей, а также по конструктивной безопасности по­зволяет сократить число погибших в ДТП на 30 %.

Конструктивная безопасность транспортных средств рассмот­рена в подразд. 9.4.

9.2.4. Факторы, связанные с дорогой

Надежностью автомобильной дороги как комплексного транс­портного сооружения является способность обеспечивать безопас­ное расчетное движение транспортного потока со средней скоро­стью, близкой к оптимальной, в течение нормативного или за­данного срока службы дороги при достаточных значениях других показателей.

 

Критериями эксплуатационной надежности автомобильных дорог являются:

непрерывное, безопасное, удобное движение транспортных средств;

работоспособность как состояние дороги, при котором она выполняет заданные функции с параметрами, установленными требованиями технической документации: стандартов, техничес­ких условий, строительных норм и правил, нормируемое интен­сивностью движения и наибольшей расчетной скоростью;

фактический по сравнению с требуемым срок службы дороги;

степень резервированности по пропускной способности и проч­ности дорожной одежды;

ремонтопригодность как приспособленность сооружения к пред­упреждению и обнаружению причин возникновения отказов, по­вреждений и устранению их последствий проведением ремонтов и технического обслуживания.

К дорожным факторам, определяющим потенциальный риск ДТП, можно отнести тип дороги, ее геометрические параметры, число пересечений и примыканий второстепенных дорог, обуст­ройство перекрестков, скоростной режим транспортных средств.

Согласно СНиП 2.05.02 — 85 «Автомобильные дороги» автомо­бильные дороги общего пользования в зависимости от их назна­чения, ширины проезжей части и земляного полотна, типа до­рожной одежды, радиусов кривых в продольном профиле и дру­гих параметров подразделяются на пять основных категорий.

В табл. 9.8 приведены категории дорог в зависимости от интен­сивности движения и народно-хозяйственного и административ­ного значения.

 

 

Таблица 9.8

Категории дорог в зависимости от назначения и интенсивности

Движения

 

 

 

Кате­гория дороги Расчетная интенсивность движения, авт./сут Народно-хозяйственное и административное значение
приведенная к легковому автомобилю в транспорт­ных единицах
I-а Свыше 14 000 Свыше 7000 Магистральные автомобиль­ные дороги федерального значения (в том числе для международного сообщения)
I-б Свыше 14000 Свыше 7000 Автомобильные дороги феде­рального (не отнесенные к 1-а категории), республикан­ского, областного (краевого) значения
II Свыше 6 000 до 14 000 Свыше 3 000 до 7 000

 

 

III Свыше 2 000 Свыше 1 000 Автомобильные дороги феде-
  до 6 000 до 3 000 рального, республиканского, областного (краевого) значе­ния (не отнесенные к I-б и II категориям), дороги местного значения
IV Свыше 200 до 2 000 Свыше 100 до 1 000 Автомобильные дороги рес- публиканского, областного (краевого) и местного значе­ния (не отнесенные к I -6, II, III категориям)
V До 200 До 100 Автомобильные дороги мест­ного значения (не отнесенные к III и IV категориям)

Примечания:

1. Расчетная интенсивность движения в физических транспортных единицах принимается в тех случаях, когда легковые автомобили будут составлять менее 30 % общего транспортного потока.

2. Категория подъездных дорог к промышленным предприятиям назначается в соответствии с расчетной интенсивностью движения.

Основные параметры элементов дорог и расчетные скорости движения на дорогах приведены в табл. 9.9, 9.10. Значительное число улиц и дорог не соответствует по своим параметрам суще­ствующим нормативам, что в значительной степени снижает эф­фективность дорожного движения и повышает риск ДТП.

Геометрические параметры дороги. Ширина полосы движения и проезжей части являются важными факторами, влияющими на БДД. Например, при ширине полосы движения 3 м во время встреч­ных разъездов безопасность обеспечивается лишь на небольшой скорости. В противном случае возможно столкновение или съезд транспортного средства на обочину. На дорогах низших категорий

 

обочина не имеет усовершенствованного дорожного покрытия, поэтому съезд на нее может привести к боковому скольжению и опрокидыванию транспортного средства. При ширине полосы дви­жения 3,5 м возможны безопасные интервалы между встречными транспортными средствами и между транспортными средствами и обочинами. Полоса движения шириной 3,75 м допускает встреч­ный разъезд транспортных средств без снижения скорости, даже если она близка к предельной у обоих транспортных средств.

 

 

Таблица 9.9

Элементы дорог

Элементы дороги Категория дороги
    1-а 1-6   III IV V
Число полос движе­ния 4; 6; 8 4; 6; 8        
Ширина полосы дви­жения, м 3,75 3,75 3,75 3,5  
Ширина проезжей части, м 2x7,5; 2х11,25; 2x15 2x7,5; 2х11,25; 2x15 7,5     4,5
Ширина обочины, м 3,75 3,75 3,75 2,5   1,75
Наименьшая ширина укрепленной полосы обочины, м 0,75 0,75 0,75 0,5 0,5  
Наименьшая ширина разделительной поло­сы между разными направлениями дви­жения, м    
Наименьшая ширина укрепленной полосы на разделительной полосе, м    
Ширина земляного полотна, м 28,5; 36; 43,5 27,5; 35; 42,5        

Таблица9.10



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.161.178 (0.007 с.)