Раздел II организация грузовых перевозок 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел II организация грузовых перевозок



ГЛАВА 5 ГРУЗЫ И ТРАНСПОРТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Грузы и их классификация

Все предметы и материалы с момента принятия их к транспор­тированию и до сдачи получателю являются грузами. Автомобиль­ным транспортом перевозится практически вся номенклатура су­ществующих грузов. От вида груза в значительной степени зависит тип используемого для перевозок ПС, ПРМ и технология пере­возок.

На рис. 5.1 представлена транспортная классификация грузов и их влияние на тип используемого для перевозок ПС.

В зависимости от наличия упаковки грузы бывают бестарные и тарные.

Грузы, которые можно перекатывать, называются катными.

По степени опасности грузы подразделяют на группы:

1 -я — малоопасные (стройматериалы, пищевые продукты и т. п.);

2-я — опасные по своим размерам (длинномерные и крупногаба­ритные);

3-я — пылящие.или горячие (цемент, минеральные удобрения, асфальт, битум и т.п.);

4-я — опасные грузы.

Перевозка опасных грузов регламентируется специальными нормативными документами.

Масса и габаритные размеры груза определяют его отношение к грузам большой массы (масса одного грузового места более 250 кг для обычных грузов и более 400 кг для катных).

Тяжеловесным называется груз, который, будучи погружен в транспортное средство, вызывает превышение хотя бы одного из параметров по разрешенной максимальной массе ПС или осевым нагрузкам, определенных в нормативных документах.

Крупногабаритным называется груз, который, будучи погружен в транспортное средство, вызывает превышение хотя бы одного из параметров по предельным габаритным размерам ПС, опреде­ленных в нормативных документах.




Таблица 5.1

Классы грузов

 

 

Класс Коэффициент использования грузоподъемности у
Диапазон Среднее значение
  0,91-1  
  0,71-0,9 0,8
  0,51-0,7 0,6
  0,4-0,5 0,45

Длинномерным называется груз, который, будучи погружен в транспортное средство, выступает за задний борт более чем на 2 м.

По степени загрузки ПС грузы подразделяют на четыре класса, сведения о которых приведены в табл. 5.1.

Класс груза в значительной степени определяет эффективность использования ПС и уровень тарифов на перевозку.

В зависимости от режима хранения и требуемых условий пере­возки грузы подразделяют на обычные, скоропортящиеся, антиса­нитарные и живность.

Физико-химические и биологические свойства грузов могут привести к изменению массы, объема или целостности груза и снижению его качества.

Качество груза — это совокупность свойств, определяющих сте­пень пригодности продукции к использованию по назначению. Основные показатели качества груза регламентированы стандар­тами и техническими условиями производителя. Для проверки ка­чества груза используют органолептический, лабораторный или натурный (обмер и взвешивание) методы.

Неизбежные потери груза относятся к естественной убыли, ко­торая при перевозках нормируется. Нормы убыли устанавливают­ся производителем или потребителем продукции и соответствуют тем максимальным размерам естественной убыли, за которые пе­ревозчик не несет ответственность. Как правило, нормы убыли зависят от сезона, способа перевозки, дальности, региона и т.п.

5.2. Транспортная тара

Выбор способа выполнения ПРР зависит от вида перевозимого груза и его упаковки — транспортной тары. Типы и размеры транс­портной тары в основном регламентированы стандартами. Грузо­отправитель обязан предъявлять груз перевозчику в транспортной таре, соответствующей требованиям стандартов, что обеспечива­ет максимальную сохранность продукции при доставке и рацио­нальное использование объема кузова АТС.


Транспортная тара предназначена для защиты груза от воздей­ствия внешних факторов и обеспечения удобства ПРР, транспор­тирования, складирования и крепления к АТС. Для перевозки на AT предъявляется груз в самой разнообразной таре, которую можно классифицировать по следующим признакам:

• сфера обращения: разовая; многооборотная;

• способность сохранять свою форму: жесткая (из металла, де­
рева, пластмассы и т.п.); полужесткая (складные ящики из поли­
мерных материалов, картона и т.п.); мягкая (мешки из ткани,
бумаги, пленки и т.п.).

К основным видам жесткой тары относятся:

ящики (деревянные, фанерные, полиэтиленовые, из гофри­рованного картона);

обрешетки из реек;

барабаны (картонные, фанерные, стальные, деревянные);

бочки (деревянные, стальные, алюминиевые, полимерные);

фляги (для молока и лакокрасочных материалов);

тара стеклянная;

контейнеры;

средства пакетирования (поддоны, кассеты, обвязки).

Пакетом называется укрупненная грузовая единица товара (гру­за), уложенная в один блок, размеры и масса которого соответ­ствуют требованиям рационального использования перегрузочного оборудования и ПС. Средства пакетирования предназначены для снижения затрат времени и сокращения ручного труда, при этом непосредственно груз может быть упакован не в транспортную, а только в потребительскую тару.

Для создания пакетов используют средства пакетирования — технические средства, предназначенные для формирования и скрепления грузов в укрупненную грузовую единицу. По конст­руктивным признакам средства пакетирования подразделяют на следующие виды:

• поддоны: плоские (паллеты); стоечные; ящичные. Рекомендо­ванные размеры поддонов в плане 1200x1000 мм (ISO 3676),
допускается 1200 х 800 мм («Европул»). В соответствии с ГОСТ 19434—
74 «Грузовые единицы, транспортные средства и склады. Основные
присоединительные размеры» (с изм. 1979 г.) размеры пакета, сформированного на поддоне, не должны превышать 1 240 х 840 или
1 240 х 1 040 мм в зависимости от типа поддона. Для загрузки круп­нотоннажных контейнеров могут использоваться пакеты с размерами в плане 1 140 х 1 140 мм, высотой 1 350 мм и массой до 1,25 т.
На внутренних перевозках чаще всего используют деревянные од-
нонастильные поддоны размером 1 200 х 800 мм грузоподъемностью
1 т, которые имеют собственную массу около 40 кг. Поддон рассчи­тывается на выполнение не менее 15 погрузочно-разгрузочных опе­раций и его гарантийный срок службы составляет 1 год; 55


• кассеты, представляющие собой пространственную раму, ко­торая со всех сторон защищает груз от повреждения. Кассеты используют для пакетирования хрупких материалов;

• стропы, изготовленные из синтетических лент. Стропы ис­пользуют для пакетирования мешковых и киповых грузов. Грузоподъемность стропов колеблется от 0,9 до 1,2 т, а собственная
масса не превышает 1,5 кг. На создание одного пакета может потребоваться до 10 м строп.

При перевозке продовольственных грузов непосредственно в магазины можно использовать тару-оборудование, которая состо­ит из трубчатого каркаса на колесиках с решетчатыми стенками и полками. Тара-оборудование позволяет существенно снизить тру­доемкость доставки груза за счет снижения числа перегрузочных и учетных операций без необходимости использования мощных средств погрузки-разгрузки. Товар после изготовления фасуется в потребительскую тару и укладывается в тару-оборудование, в ко­торой и доставляется непосредственно в торговый зал. Основание тары-оборудования имеет размеры в плане 840 х 620 мм, высоту 925... 1 600 мм, грузоподъемность до 300 кг и собственную массу 47...82 кг.

Наряду со средствами пакетирования наиболее прогрессивным способом перевозки грузов является использование контейнеров. Контейнер — это транспортное оборудование, предназначенное для многократного использования и приспособленное для меха­низированной погрузки-разгрузки и кратковременного хранения груза объемом более 1 м3. Контейнеры обеспечивают выполнение следующих основных функций:

• укрупнение грузовых единиц;

• функции съемного специализированного кузова;

•защита от различных воздействий
в качестве внешней тары;

•временной складской емкости.
Для ГАП используют контейнеры

 

разных типов: от сеточных для торгов­
ли до крупногабаритных международ­ного стандарта. Последние имеют особое значение для AT, поскольку в них
перевозят большинство грузов в международном сообщении и нескольки­ми видами транспорта. Размеры кон­тейнеров и присоединительные разме­ры специализированного ПС удовлетворяют принципу модульности, т.е.
Рис. 5.2. Система контейне- вместо более крупного контейнера
ров международного стан- можно разместить несколько меньших,

 

Таблица 5.2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.008 с.)