Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование показателей работы автомобильного транспорта

Поиск

Для планирования, учета и анализа работы ПС установлена система технико-эксплуатационных показателей, позволяющих оценивать эффективность использования АТС и результаты их ра­бот ы..

Списочным парком АТО называется весь ПС, числящийся на балансе организации:

Aсп = Ат + Ар,

где Ат — число АТС, готовых к эксплуатации; Ар — число АТС, требующих ремонта либо находящихся в ремонте или техническом обслуживании.

Число АТС, готовых к эксплуатации:

Ат = Аэ + Апр,

где Аэ — число АТС, находящихся в эксплуатации (на линии); Апр — число АТС, находящихся в простое из-за отсутствия ра­боты, топлива, водителей и по другим организационным при­чинам.

Для учета использования парка за определенный период вре­мени используют показатель авшомобиледень — АД. Например, если в течение пяти дней в АТО 20 АТС работали на линии, два АТС находились в ремонте и один простаивал, то списочные автомобиледни

АДсп = АДэ + АДр + АДпр = 20 5+ 2 5+ 1 5= 115

Эффективность работы парка ПС удобно оценивать коэффици­ентами.

Коэффициент технической готовности определяет долю исправ­ного (готового к эксплуатации) ПС в парке и характеризует тех­ническое состояние парка АТС:

αт = Атсп = АДт /АДсп = Дтк,

где АДт — продолжительность в автомобиледнях готовности АТС к эксплуатации; Дт — дни пребывания АТС в готовом для эк­сплуатации состоянии; Дк — число календарных дней. Продолжительность готовности АТС к эксплуатации

АДт = АДсп - АДрем - АДТО,

где АДрем, АДТО — продолжительность простоя ПС в автомоби­леднях в связи с ремонтом и техническим обслуживанием соот­ветственно.

Коэффициент выпуска характеризует долю парка ПС, находя­щегося в эксплуатации (на линии) относительно календарного времени:

αт = Аэ/ Асп = АДэ/ АДсп = Дэк,

где Дэ — число дней эксплуатации АТС.

 

Коэффициент использования характеризует долю парка ПС, на­ходящегося в эксплуатации (на линии) относительно рабочего времени:

αт = АДэ/ АДр = Дэ/ Др,

где Др — число рабочих дней за рассматриваемый календарный период.

В отличие от коэффициента выпуска коэффициент использования более объективно оценивает эффективность использования ПС, так как учитывает режим работы АТО.

Пробегом называется расстояние, проходимое ПС за опреде­ленный период времени. Классификация разных видов пробега ПС приведена на рис. 2,1.

Нулевой пробег — это пробег, который необходимо совершить ПС для прибытия из АТО на первый пункт маршрута и возвраще­ния после завершения работы на линии в АТО.

Для повышения эффективности эксплуатации ПС необходимо стремиться к снижению величины непроизводительного пробега (без груза или пассажиров). Доля производительного пробега в общем пробеге ПС оценивается коэффициентом использования про­бега

β = Lп/ Lоб,

где Lп производительный пробег АТС; Lоб общий пробег АТС.

Производительным пробегом для грузовых АТС является про­бег с грузом (груженый), для пассажирских маршрутных перево­зок — пробег на маршруте и для автомобилей-такси — платный пробег (с пассажирами).

При расчетах обычно различают коэффициент использования пробега:

за ездку

β = lе.г/(lе.г +lx),

lе.г --- пробег с грузом за ездку; lx --- пробег без груза за ездку;

Рис. 2.1. Виды пробега подвижного состава

 

за рабочий день

βр.д. = Lп/(Lп + Lх + Lн),

где Lх — пробег без груза за рабочий день; Lн нулевой про­бег за рабочий день.
Время пребывания АТС в наряде

Тн = Тм + tн,

Тм — время работы на маршруте; tн — время на выполнение нулевого пробега.

Средняя продолжительность пребывания АТС в наряде за сут­ки характеризует эффективность использования автомобильногопарка по времени и считается как отношение общего количестваавтомобилечасов пребывания в наряде за отчетный период к об­щему количеству автомобиледней эксплуатации.
Время работы на маршруте определяется из соотношений:
для грузовых перевозок

Тм = tдв+ tп-р=(Lг +Lх)/vт+ tп-р=(Lг+Lх)/vэ=ne[(le+lx)/vт+tп-р]=ne[le/(βеvт)+tп-р];

для пассажирских перевозок;

Тм= tдв+ tп.п.к = Lм/vт + tп.п.к=Lм/vэ=nе(lм/vт+tп.п.к),

где Lг — пробег с грузом за рабочий день; vэ — эксплуатаци­онная скорость движения; nе — число ездок (рейсов), выполня­емых ПС за смену; tп.п.к — время простоя автобуса на промежу­точных и конечных остановочных пунктах; Lм — пробег по маршруту за смену; lм длина маршрута.

Техническая скорость движения учитывает только время движе­ния ПС, а эксплуатационная скорость движения дополнительно учитывает время простоя ПС в период его нахождения в наряде.

Для пассажирских перевозок важное значение имеет такой по­казатель, как скорость сообщения, который характеризует сред­нюю скорость доставки пассажиров и определяется из соотношения

vc=lм/(tдв+tп.п),

 

где tп.п — время простоя на промежуточных остановках на мар­шруте.

В одних и тех же условиях эксплуатации самое высокое значе­ние имеет техническая скорость движения, самое низкое — экс­плуатационная, а скорость сообщения занимает промежуточное значение.

На практике чаще приходится на основании заданного време­ни работы ПС на маршруте определять возможное число ездок

ne=INT{Tм/[le/(βeve)+tп-р]},

где INT — функция, возвращающая ближайшее меньшее целое
значение.

Коэффициент использования грузоподъемности

γ=qф/qн,

где qф — фактическая грузоподъемность ПС; qн, номинальная
грузоподъемность ПС.

Для автобуса степень использования его вместимости оценива­ется аналогичным коэффициентом, который называется коэффи­циентом наполнения.

Производительность труда характеризуется количеством про­дукции, производимой в единицу времени.

Транспортная продукция — это перемещение пассажиров или груза, следовательно, производительность ПС — это число пасса­жиров или количество груза, перевозимое в единицу времени.

Производительность грузового ПС определяют в тоннах — U (или других физических единицах измерения массы, объема или количества груза, например м\ контейнеры и т.д.) и тонна-ки­лометрах — W. За одну ездку эти показатели составят

Ue=γqн; We=UеLе.г,

Производительность автобуса определяется числом перевезен­ных пассажиров и пассажирокилометров. За один рейс эти пока­затели составят

Ue= γηсмqн; We= γqнlм,

где ηсм — коэффициент сменности пассажиров, который опре­деляется отношением общего числа перевезенных за рейс пас­сажиров к номинальной вместимости автобуса.

Производительность автомобиля-такси определяется в доходах на 1 ч работы. Доходы складываются из оплаченных пробега и простоя.

При определении производительности за рабочий день (Uр.д,Wр.д) необходимо учитывать дискретный характер выполнения транспортной работы, когда она завершается одновременно с за­вершением ездок, число которых может быть только целым. Сле­довательно, для увеличения объема работы ПС необходимо таким образом изменить эксплуатационные условия (например, время работы), чтобы добиться увеличения числа ездок.

Действительно, выработка транспортной продукции происхо­дит в течение того времени, пока АТС движется с грузом от грузо­отправителя к грузополучателю, но как только АТС останавливается для разгрузки, выработка транспортной продукции прекра­щается и вновь возобновляется только после выезда из пункта погрузки. Количество доставленного груза может быть определено только в пункте разгрузки, и пока груз не будет выгружен, нельзя говорить об объеме перевезенного груза. Таким образом, количе­ство перевезенного груза и выполненной транспортной работы не является линейной функцией времени работы АТС.

Графически изменение количества продукции во времени пред­ставлено на рис. 2.2.

Автомобиль выезжает на линию в момент времени t\. В момент времени /, началась первая погрузка груза в автомобиль, которая заканчивается в момент /3 и начинается движение с грузом. При­бытие в пункт назначения определяется моментом времени t4, с которого начинается разгрузка груза, и в течение следующего пе­риода разгрузки груз постепенно поступает потребителю. В момент окончания разгрузки t5 заканчивается формирование объема гру­за, доставленного автомобилем за одну ездку, qф1. Затем автомо­биль перемещается к грузоотправителю для следующей погрузки, которая начинается в момент времени t6. Далее цикл транспорт­ного процесса повторяется, и в момент времени ц у потребителя ' оказывается количество груза, равное qф2. Если на этом работа автомобиля заканчивается, показатели работы автомобиля за смену (за рабочий день) будут следующими:

Uр.д= qф1+ qф2; Wр.д=lе.г (qф1+ qф2),

или в общем случае

Uр.д= qi; Wр.д= qilei.

Рис. 2.2. Изменение транспортной продукции во времени

Для анализа эффективности использования ПС используют такие показатели производительности, как часовая производитель­ность и производительность в тонна-километрах на 1 т грузоподъ­емности автомобиля в определенный временной промежуток.

Таблица 2.1 Расчет средних по парку АТС технико-эксплуатационных показателей

Показатель Расчетная формула
Коэффициент технической готовности αт= (АДсп – АДрем - АДТО)/АДсп
Коэффициент выпуска αв= АДэ/АДсп
Грузоподъемность ПС qср = (qАсп)/ Асп
Коэффициент использования грузоподъемности γср = Qф/ (qneAспαв)
Средний пробег с грузом за ездку (средняя длина груженой ездки) lег= Lп/ ne
Среднее расстояние перевозки 1 т груза lп= W/U
Коэффициент использования пробега β= Lп /Lоб
Продолжительность работы ПС в наряде тн = (TнАДэ)/ (АДэ)
Продолжительность простоя под погрузкой и разгрузкой tп-р = (tп-р Аэne)/ эne)
Средняя техническая скорость vт = эLоб)/ эtдв)
Средняя эксплуатационная скорость vэ = эLоб)/ эТн)
Коэффициент использования рабочего времени Нр.в= vэ/vт=tдв/Tн
Провозные возможности парка ПС (аналитический объем перевозок) Q= [TнβvтγсрвДкАсп/(lе.г+βvтtп-р)]
Аналитический грузооборот W= Qlп
Аналитическое количество отработанных автомобилечасов АЧрнαвДкАсп
Объем перевозок пассажиров Q= Тн βvэγсрвДкАсп/lе.п
Пассажирооборот автобусного парка W= Тн βvэγсрвДкАсп
Платный пробег (для такси) Lпл= Тн βvэαвДкАсп

 

 

Например, часовая производительность Uч, т/ч, и Wч,, т-км/ч,
при выполнении ПС определенной ездки (рейса) может быть рас­считана по формулам

Uч=γqн/te; Wч=UчLп,

Производительность в тонна-километрах на 1 т грузоподъем­ности может определяться:

на количество автомобиле-тонна-часов наряда, т-км:

Wт.ч= W/(qср АЧ)=γβvэ,

на одну списочную автомобиле-тонну, т-км:

Wт.ч= W/(qсрАсп)=γβvэТнДр,

где qср средняя грузоподъемность списочного состава АТС; АЧ — количество автомобилечасов в наряде.

Число АТС, необходимых для выполнения заданного объема работ, определяется из следующих соотношений:

для грузовых АТС

Aэ= CEIL/NG(Q/Uр.д),

где CEILING — функция, возвращающая ближайшее большее целое значение; Q — заданный объем перевозки груза за смену; для автобусов, работающих на маршруте:

Аэ = CEILING(to/I),

где t0 время оборота автобуса; I — интервал движения, рав­ный промежутку времени между проездом по маршруту следу­ющими друг за другом автобусами (определяется спросом и требованиями к качеству обслуживания пассажиров).

Работу парка ПС оценивают технико-эксплуатационными по­казателями, рассчитываемыми по результатам эксплуатации всех АТС. Расчет средних по парку технико-эксплуатационных показа­телей отличается от расчета результатов работы отдельного АТС или группы АТС по одному маршруту. Формулы для расчета сред­них по парку АТС технико-эксплуатационных показателей приве­дены в табл. 2.1.

2.3. Маршруты перевозки

Маршрутом движения называется путь следования ПС при вы­полнении перевозок. Выбор того или иного маршрута определяет­ся в основном вариантом организации транспортного процесса, особенностью дорожной сети и расположением на ней пунктов отправления и назначения.

Рис. 2.3. Классификация маршрутов грузовых перевозок

 

 

Классификация разных типов маршрутов грузовых перевозок пред­ставлена на рис. 2.3, а их характеристики приведены в табл. 2.2.

Для маятниковых и кольцевых маршрутов в качестве критерия их эффективности можно использовать коэффициент использо­вания пробега. Чем больше будет его величина, тем меньше будет расходоваться ресурсов на перемещение ПС без груза и, естествен­но, ниже будет себестоимость перевозок.

При выполнении перевозок по развозочно-сборочным марш­рутам какое-то количество груза находится в кузове АТС на всем пути следования, поэтому использовать в качестве критерия эф­фективности коэффициент использования пробега нельзя. Для того чтобы определить такой критерий, рассмотрим простой пример. Пусть из пункта отправления (ГОП) нужно развезти груз в три пункта. Объемы завоза и расстояния между пунктами приведены на рис. 2.4. Число возможных вариантов порядка объезда пунктов доставки груза равно 3! = 6. Показате­ли работы АТС при развозе груза по каждому из возможных вариантов при­ведены в табл. 2.3.

Очевидно, что минимальные за­траты ресурсов будут достигнуты при наименьших значениях пробега ПС и выполняемой при этом транспортной работы. Этим условиям соответствует вариант 3 в табл. 2.3.

Рис. 2.4. Схема расположения пункта отправления (ГОП) и пунктов завоза груза (1-3)

Маршруты пассажирских перевозок определяются размером и направлени­ем пассажиропотоков. Начало и конец

Время оборота Число оборотов Число ездок Объем перевозок за число оборотов Коэффициент использования пробега
Маятниковые маршруты
С обратным холостым пробегом
2lе.г/vт+tп-р INT[Tмvт/(2lе.г+ vтtп-р)] no γqн 0,5
С обратным частично груженым пробегом
2lе.г/vт+ tп-р INT{Tмβvт/[(lе.г1+ lе.г2)+β vт tп-р]} 2no qн γ (lе.г1+ lе.г2)/2lе.г1
С обратным груженым пробегом
2lе.г/vт+ tп-р INT[Tмvт/(2lе.г1+ vт tп-р)] 2no qн γ  
Кольцевые маршруты
Кольцевой
lм/vт+ tп-р INT[Tмvт/(lм+ vтtп-р)] kno qн γ lе.г/ lм
Сборочно-развозочный
lм/vт+tп-р+(m-1)tз INT(Tмvт/{lм+ vт[tп-р+(m-1)tз]}) no р1с.п)qн  

 

Примечание.k — число пунктов погрузки ПС на кольцевом маршруте; m число пунктов заезда на маршруте, где произво­дится погрузка и (или) разгрузка ПС; t3 — дополнительное время, требуемое на один заезд; γp1— значение коэффициента исполь­зования грузоподъемности на первом участке развозки груза; γс.п — значение коэффициента использования грузоподъемности на, последнем участке сбора груза.

Варианты развоза груза Таблица 2.3

Вариант (маршрут) We Lm β lе.г
Вариант 1 (1—2—3)     0,70  
Вариант 2 (3—2—1)     0,76  
Вариант 3 (1—3—2)     0,62  
Вариант 4 (2— 3—1)     0,72  
Вариант 5 (3— 1—2)     0,68  
Вариант 6 (2— 1—3)     0,70  

 

маршрута располагают в точках резкого изменения пассажиропо­тока. Автобусный маршрут — это установленный и соответству­ющим образом оборудованный путь следования автобуса между начальным и конечным пунктами. Рейс — это ездка автобуса по установленному маршруту в одном направлении, а оборотный рейс — в прямом и обратном направлениях. Маршруты разбивают на перегоны.

Перегоном называется путь следования автобуса между двумя смеж­ными остановочными пунктами. Расположение остановочных пунк­тов выбирают с учетом пассажирооборота и транспортной доступ­ности. Остановочные пункты подразделяют на следующие группы:

• постоянные — при постоянном пассажиропотоке;

• временные — при периодическом возникновении пассажи­ропотока по времени суток, дням недели или сезонам;

• по требованию — в местах с малым, но периодически возни­кающим пассажиропотоком.

 

Рис 2.5. Виды автобусных маршрутов

Городские автобусные маршруты в зависимости от их геометри­ческого расположения на плане города подразделяют на следу­ющие виды (рис. 2.5):

• диаметральные — соединяют окраины через центральную часть города;

• радиальные. — связывают окраины города с его центральной частью;

• тангенциальные — соединяют отдельные окраинные районы города, минуя его центр;

• кольцевые — имеют начальный и конечный пункты в одной точке.

Диаметральные, радиальные и кольцевые маршруты относятся к группе маятниковых маршрутов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 540; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.248.214 (0.014 с.)