Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемы экологии и безопасности на транспорте↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 23 из 23 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
По расчетам ученых численность населения планеты будет увеличиваться в два раза каждые пятьдесят лет, особенно заметен будет рост городов. Все это потребует расхода природных ресурсов и воздействия человека на природу. В целом человечество тратит более 100 млрд т различных веществ и материалов, что приводит к исчезновению отдельных видов растений и животных. Появилась так называемая Красная книга, куда заносятся исчезающие виды животного и растительного мира для возможного их сохранения. Природа не может быть неисчерпаемой и от нее зависит будущее людей. Экологические[40] проблемы отрицательно отражаются на здоровье и жизни людей. По исследованиям академика В. И. Вернадского (1863 — 1945) жизнь сосредоточена в тонком слое биосферы (область распространения жизни на Земле), в котором все компоненты связаны в единую планетарную систему. В свое время Ф. Энгельс сказал пророческие слова: «Не будем слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит». Человек омертвляет веществ гораздо больше, чем это жизненно необходимо. Появился термин «вещизм» от англ. waste (расточение, тратить зря), возникший от престижа потребления как экофобность (чрезмерное потребление). Необходимо вводить «этику отказа» эко- фильность — культуру поведения человека в окружающей среде, ограничивающую потребности. Во все времена у всех народов и религий были праздники по сезонам года с ограничением от принятия особых видов пищи, так называемые посты, которые, кроме того, положительно действовали на организм человека. История дает также примеры другого взаимоотношения человека и природы — усиленного потребления продукта, включая его заготовки различными способами, например, «яблочный спас», «мясоед» для спасения сортов яблок, не подлежащих длительному хранению, и мяса при массовом осеннем забое скота. Человечество на многих стадиях своего развития пытается находить выход из отдельных экологических ситуаций, например, уничтожение более 25 тыс. лет назад в результате охоты многих видов млекопитающих заставило людей заняться земледелием и скотоводством. Негативные последствия развития транспорта на различные ресурсы Земли отражены в табл. 6.2. Интересы сохранения среды обитания ставят сегодня вопрос о свертывании ряда производств и использовании определенных видов продукции. В связи с этим экологические потребности зачастую конфликтуют с традиционными материальными потребностями. Так давно назрела экологическая проблема замены бензина другими видами топлива, однако в добычу и переработку нефти вложены такие огромные средства, что человек не хочет от них отказаться. По данным ООН, транспорт и промышленность примерно поровну участвуют в загрязнении, но в городах транспорт имеет больший процент. Доля транспорта в проблеме экологии при сравнении с другими отраслями Природные загрязнения, %.............................................................. 20...32 Загрязнение атмосферы, %............................................................... 50 Загрязнение воды, %........................................................................ 5 Занятость территории, %................................................................... 30 Шум, %................................................................................................ 60...80 Человеческие жертвы (ДТП), %........................................................ 45 Эти данные можно рассматривать как приблизительные, так как много информации по авариям, происходившим в промышленности, были закрыты. Ученые нашей страны попытались ранжировать риски опасности, которую представляют собой отдельные природные катаклизмы и «рукотворные» катастрофы, связанные с поведением людей (табл. 6.3). Как видим из данной таблицы, неразумное поведение человека приводит его значительно чаще к гибели, чем стихийные природные бедствия, негативные последствия которых трудно предсказать и предотвратить. Загрязнение земли. Площадь суши земного шара составляет примерно 30 %, но плодородной земли не более 3 % (около 99 % продуктов питания человек получает благодаря использованию почвы). Каждый житель Земли создает ежегодно около 1 т мусора. Массовый характер носит процесс замусоривания промышленными и бытовыми отходами пространств вдоль железных дорог, автомобильных трасс, водных путей и транспортных сооружений. В Японии подсчитано, что каждые шесть лет в стране удваивается количество твердых отходов. Таблица 6.2. Негативное влияние развития транспорта Ресурсы Экологический фактор Социальный фактор
Занятость территории подвижным составом и транспортными сооружениями, после ликвидации которых плодородие почвы восстанавливается в течение 30 лет, является актуальной экологической проблемой. Транспортные системы занимают до 7 % территории, в городах до 20... 30 %, но в крупных промышленных агломерациях до 30 %, а в крупных городах до 60... 70 %. Наибольшую площадь занимают хозяйства автомобильного транспорта. Так, в современных деловых кварталах Лос-Анжелеса более 72 % земли занято улицами, автостоянками и станциями обслуживания. Современные аэропорты занимают площадь 25...50 км2, а аэропорт г. Далласа (США) — 70 км2. При поездках на одного пассажира, едущего в трамвае, приходится 2,6 м2 городской площади, троллейбусе — 2,4 м2, автобусе — 3,1 м2, легковом автомобиле — 38,5 м2, метро — практически около нуля (на поверхности только вестибюли станций, опоры наземного метрополитена). Крупные железнодорожные станции занимают площадь до 500 м шириной и 4...6 км длиной. При прокладке 1 км наземной шестиполосной магистрали требуется 4,5...7 га территории, а при такой же подземной — ОД га. Комплекс грузового терминала с площадкой-стоянкой, медицинским пунктом, мойкой, комнатой отдыха и туалетом занимает по нормам 2... 4 га, оборудованный комплекс автовокзала — 1,8 га, площадка-стоянка на пять пассажиров — 0,07 га, а база механизации на 300 машин — 4 га. Одним из наиболее эффективных выходов из создавшегося положения является рациональное и комплексное использование подземного или надземного пространства для размещения различных сооружений транспорта. За рубежом (Англия, Индонезия, Япония и др.) стали практиковать дороги на насыпных полосах морской территории и на плавучих искусственных островах. Но такое строительство, так же, как и вынос дорог в тоннели и на эстакады, увеличивает стоимость дорог (до 4 раз и более). При строительстве транспортных сооружений происходит нарушение гидросистемы почвы (природной циркуляции воды). Вода, как известно, обладает большой разрушительной силой, поэтому требуются дорогостоящие отводы воды. Наукой изыскиваются различные методы решения этой проблемы, в частности создан пористый асфальт, легко пропускающий воду, что позволит обойтись без водоотвода. При эксплуатации транспорта возникает целый ряд отходов: бензин, масла, выхлоп твердых и жидких компонентов, отработанные шины, транспортные средства и пр. Вследствие этого происходит биологическое загрязнение среды, особенно в городах с плохой очисткой сточных вод. Для борьбы с обледенением дорог разбрасывают на 1 км дороги до 3... 4 т соли, что приводит к засолению и изменению структуры почв. В этой связи интересен опыт ряда стран, в том числе Финляндии, в которой городские дороги посыпают мелкой каменной крошкой, в конце зимы ее собирают, сушат и хранят до следующего года (ресурсосберегающая технология). Загрязнение воды, которую называют «кровью земли», очень опасно и все проблемы с этим связанные могут решаться только при международном сотрудничестве. Тело взрослого человека состоит на 80 % из воды. На территории многих южных стран орошают 100 % почвы. Озера около городов на 80 % безжизненны из-за загрязнения сточными водами, в том числе промышленными отходами. Так, вокруг озера Байкал (1/5 часть пресной воды мира) складывается беспрецедентная ситуация по загрязнению воды отходами целлюлозного завода. Каждый житель земли потребляет большое количество воды, так в Лондоне и Копенгагене суточный расход составляет 250 л; в Париже — 450 л; в Москве — 650 л. Город с миллионным населением расходует ежесуточно 200 тыс. м3 воды, а в год до 70 млн м3. Вода, использованная для нужд транспорта, на 85 % становится непригодной к дальнейшему употреблению (бензин в 7 раз быстрее проникает в землю, чем вода). Опасным оказался сброс теплой воды от электростанций, в том числе атомных, которые не исключают и радиоактивное загрязнение. Мировая проблема — сброс твердых и жидких (особенно нефтесодержащих) отходов в моря и реки. При перевозке танкерами на каждый млн т нефти приходится 160 т потерь (до 40 % в порту выгрузки, остальное при погрузке и в пути). До 80 % загрязнений дают балластные и промывочные воды (с 1970-х гг. запрещен их сброс в воду, однако имеются нарушители во многих странах). По данным мировой статистики в год в воду попадает до 6 млн т нефти (1 т загрязняет поверхность воды до 10... 12 км2). Нефтяные масла распространяются на расстояние более 300 км от источника, тонкая пленка задерживает до 40 % солнечного света и снижает интенсивность жизненно необходимых процессов в океане. Учеными отмечено, что на водных видах транспорта на одного пассажира образуется ежесуточно до 3,5 кг бытовых и пищевых отходов против 0,04...0,27 кг для береговых условий. Стоимость очистки воды на судне в 12 раз дороже, чем на берегу. Существует Международная Конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью. Строго определены вещества, итилизация которых возможна лишь в специальные приемные сооружения. За загрязнение вод взимаются штрафы, например за сброс нефтепродуктов или нефтесодержащей воды в США — 10 тыс. долларов, Сингапуре — 20 тыс. или лишение свободы до 2 лет, Великобритании — 50 тыс. фунтов стерлингов. Ученые всего мира вносят вклад по разработке проблем очистки воды, прежде всего от нефти и ее производных. Многие танкеры строятся с двойным дном на случай повреждения. В танкере остается до одного процента груза, очистка от которого по международным законам может осуществляться лишь на очистных сооружениях. Из затонувших танкеров обязательна откачка нефти. Для перевозки нефти испытывался прочный мешок-резервуар (контейнер) на 126 тыс. галлонов[41]. Вдоль резинового с нейлоновой тканью корпуса резервуара были протянуты две эластичные трубы с азотом для плавучести. Применяются суда-сборщики судовых отходов, отходов жизнедеятельности человека. Два основных направления — механический сбор и химическая обработка. Механический сбор осуществляется с помощью боновых[42] заграждений, решеток, отстойников и других устройств, собирающих и фильтрующих воду. Так, в Швеции работает мусоросборник-катамаран, между корпусами которого смонтирован ленточный конвейер со стальной перфорированной лентой, в районе Стокгольма применяют барьер из перфорированных труб, в которые нагнетают воздух для сбора пленки нефти (суда типа «Светломор»). Химические способы борьбы — это рассеивание (диспергирование) химических веществ, вступающих во взаимодействие с нефтью и ее производными. Поскольку этот способ может быть токсичным, он запрещен в местах нереста рыб. Применение песка, мела, солей карбомидной кислоты и др., способствующих поглощению или отвердению нефти, в отдельных случаях ухудшает придонную экологию. При пожарах с нефтью используются ленточные заграждения с поплавками из коррозионно-стойкой стали, выдерживающей длительное воздействие огня. Загрязнение атмосферы (воздуха). В 1992 г. зафиксирована озоновая[43] «дыра» над Антарктидой на высоте 14...20 км. «Дыра» над Арктикой и значительной частью Восточной Сибири в 1996 г. достигала в течение двух месяцев 3 000 км в поперечнике. Причиной уничтожения озона могут быть добавки к топливу, газ из автомобильных кондиционеров, а также газ из аэрозолей и газ, используемый при пожаротушении, материалы, из которых изготовлены автомобильные кресла, и др. Различные исследования показывают, что 91,3 % загрязнений воздуха дает автомобильный транспорт; 3,7 % — железнодорожный; 2,7 % — морской; 1,4 % — воздушный и 0,9 % — речной. По данным США, автотранспорт дает 60,6 % загрязнений воздуха; промышленность — 16,2 %; отопление — 5,6 %; сжигание мусора — 3,5 %; электростанции — 14,1 %. Выброс токсичных веществ по видам транспортных средств автомобильного транспорта приведен в табл. 6.4.
Автомобили российской конструкции расходуют в среднем до 10 л/100 км пути, зарубежные автомобилестроители добиваются расхода примерно 4,5 л/100 км, автобусы большой вместимости имеют расход топлива до 40... 50 л/100 км. Концентрация СО в воздухе Лос-Анжелеса составляет 88 мг/м3, Парижа — 200 мг/м3, Лондона — 300 мг/м3, Рима — 565 мг/м3. Нужно заметить, что в транспортных потоках Лондона множество двухэтажных автобусов большой вместимости, в Риме — мотоциклов и мотороллеров. Отмечено, что упорядочение движения, например, в тоннелях, где обгон запрещен и часто снижена скорость, приводит к снижению концентрации СО. Так в тоннеле на пл. Маяковского в г. Москве содержание СО в 4 раза меньше, чем на прилегающих улицах, благодаря устройствам вентиляции. На 900 км пробега автомобиль расходует воздуха столько же, сколько человек за год. В Париже ежегодно погибает до 200 тыс. деревьев от автомобильного выхлопа и собаки живут до 5 лет, если квартира находится ниже третьего этажа. Та же тенденция наблюдается на основных улицах многих отечественных городов. По американским данным, от болезней, связанных с выхлопом, ежегодно умирает до 50 тыс. чел. в год. В Швейцарии установлено, что у людей, живущих вблизи шоссе с интенсивным движением, заболевание раком в 9 раз больше, чем у людей, живущих на расстоянии 400 м и более от автомобильной дороги. Появилось выражение: «Автомобиль душит больше, чем давит». Ухудшение качества воздуха имеет ряд негативных последствий, выраженных в подрыве здоровья и смерти людей, животных, растений, снижении урожайности, разрушении памятников культуры и строительных объектов и т.д. Необходимо отметить, что многие вредные вещества обладают способностью рассеивания в воздухе, так оксид азота переносится на расстояние 10 км за 1 ч, диоксид углерода — на 100 км за 48 ч, пары серной кислоты преодолевают 1 тыс. км за 96 ч. Влияние свинца, железа, меди, цинка и др. проявляется в уменьшении роста растений, желтизне и отмирании листьев. На ликвидацию последствий от загрязнения воздуха Великобритания тратит 100 млн фунтов стерлингов; США — 1,5 млрд долл.; Япония — 700 млрд йен. В Японии регулировщики движения одевают кислородные маски, а на улицах многих городов стоят автоматы с кислородом из-за высокой интенсивности городского движения. Американцы считают, что чистый воздух позволил бы сократить расходы на медицину более чем на 2 млрд долл. Увеличение интенсивности движения с 450 до 1 000 авт./ч значительно увеличивает количество отработавших газов и требует реорганизации движения, например, вывода транзитного транспорта за пределы города, ограничения грузового движения, особенно в центральных частях города, и т.п. Сокращение задержек у светофоров на 1/3 может уменьшить загрязнение воздуха отработавшими газами. Применение дорогих каталитических нейтрализаторов уменьшает на 70 % величину вредных выбросов. Усовершенствованные системы дожигания, добавки к топливу, электронная система зажигания и замена бензина на газ, спирты, углеводородное топливо не на нефтяной основе, а главное — замена на электроэнергию и водород, также рассматриваются как варианты уменьшения вреда. Синтетические виды топлива без нефтяных компонентов на 40 % делают выхлоп чище. В России ужесточены меры по оценке выхлопа (ГОСТ 21393 — 75 с уточнениями в последующие годы и ГОСТ 17.2.2.03 — 87). В странах Западной Европы с 1993 г. дествуют нормы выбросов дизельных и бензиновых легковых автомобилей, представленные в табл. 6.5. Автомобили, нормы выбросов которых превосходят значение новых норм, не допускаются к эксплуатации на дорогах Европы. Шумовое загрязнение. Шум (любой нежелательный звук, оказывающий неблагоприятное воздействие на организм человека), вибрация, электромагнитное и радиоактивное излучение относятся к физическому загрязнению. Шум, в частности, приводит к нервным расстройствам, желудочным заболеваниям, потере слуха и другим болезням, т.е. становится социальным явлением (табл. 6.6). Т. А. Эдисон пророчествовал: «Человек в городах, испытывающий постоянное воздействие шума, стоит перед неизбежностью родиться глухим». Шум называют невидимым ядом. По зарубежным данным, транспорт дает 45 % городского шума; авиация — до 2 %; промышленность — 30 %. Шум от транспорта увеличивается быстрее, чем его скорость. Уровень шума может быть проиллюстрирован следующими примерами: 60 дБ А — простой разговор; 160 дБ А — шум реактивного двигателя; при шуме более 150 дБ А или постоянном шуме в 90 дБ А происходит необратимая потеря слуха (например, обучение стрельбе должно вестись в специальных шумозащитных наушниках); при 200 дБ А может наступить смерть (см. рис. 6.9). Особенности распространения уличного шума в населенных пунктах представлены на рис. 6.10.
На скоростных дорогах уровень шума 87 дБ А, магистральных и общегородских с непрерывным движением — 85, магистральных дорогах с грузовым движением — 84, интенсивном потоке (до 100 тыс. ед./сут) — 90...95 дБ А. При этом уровни шума в 7,5 м от полосы движения пропорциональны тридцати логарифмам скорости и зависят от марки автомобиля и включенной передачи. Уровень шума зависит от интенсивности движения и состава транспортного потока. Поданным Министерства здравоохранения РФ уровень шума для сна и отдыха людей не должен превышать 30 дБ А ночью и 35 дБ А днем. Метрополитен практически не дает шума для города, скоростной трамвай создает шум, равный 80...90 дБ А, железная дорога — 100... 110 дБ А, транспорт на магнитном подвесе — до 60 дБ А. Мощными излучателями шума являются мосты и эстакады, но тоннель уменьшает уровень шума до 55... 65 дБ А. Изучение шумового воздействия на окружающую среду начато относительно недавно. Так, в Стокгольме в 1955 г. зафиксировано на каждые 100 чел. девять с потерей слуха, а в 1960 г. уже двадцать, что потребовало разработки ряда мероприятий по уменьшению шума. В планах переустройства городов, новых застройках стараются отделить транспорт от жилых массивов. Уменьшение уровня шума достигается озеленением (на 15... 18 дБ А); применением глушителей (на 10... 20 дБ А); строительством шумозащитных экранов, прокладкой шумоизолирующих материалов под путевыми сооружениями, шумоизоляцией помещений, оптимизацией состава потока и циклов светофорного регулирования и другими мерами. На морском транспорте уровень шума, создаваемый силовыми энергетическими установками (до 110 дБ А), снижают при расположении механизмов в загороженных помещениях или специальных кожухах, а также на специальные шумоизоляторы. Особое шумовое давление испытывают жители около аэропортов. Поэтому, например в школе, расположенной близ аэропорта Хитроу г. Лондона, сделаны специальные устройства, автоматически закрывающие окна при нарастании шума от самолета.
При повышении скоростей на железной дороге, как уже говорилось, делают тройное остекление, резко снижающее уровень шума внутри вагона. Вибрация связана с плавностью хода транспортного средства и оценивается ощущениями человека, особенно при экстремальных виброускорениях во время движения. Безопасной для здоровья человека считается виброускорение 0,1 м/с2. Электромагнитное излучение от различных приборов и оборудования, которые могут устанавливаться в салоне транспортных средств, влияют на самочувствие и здоровье людей, но в настоящее время не нормируются. Регламентации должны подвергаться электростатический потенциал кузова и напряженность электромагнитного поля в салоне транспортного средства. Истребление ресурсов. Автомобильная промышленность тратит огромное количество материалов, так как автомобиль состоит почти из 10 тыс. деталей и узлов (отечественные автомобили проходят практически двойной срок службы, следовательно, тратят больше запчастей). Такое расточительство приведет к истреблению запасов нефти через 30 лет, газа, угля, урана через, соответственно, 80; 240 и 55 лет. Необходимо внедрение энергосберегающих и безотходных технологий, а также переработки вторичного сырья. Кроме того, очень важно ввести систему контроля, слежения и оценки изменения состояния окружающей среды под влиянием человеческой деятельности и экологической регламентации (стандарты, экспертиза, санкции и т.п.). Расходы на охрану окружающей среды в нашей стране во много раз меньше, чем у США. Проблема твердых отходов в нашей стране практически не решается, свидетельством чему являются свалки бытовых отходов, представляющие прямую угрозу жизни города, а также промышленных отходов (особенно при добыче и переработке отдельных полезных ископаемых, включая радиоактивные вещества). Гиподинамия(гипокинезия) — явление, возникшее от изменений в жизни человека при применении достижений научно-технического прогресса, в том числе появления транспортных средств, особенно автомобилей, когда практически не тратится мышечная энергия. Наиболее прогрессивное человечество вводит в свой обиход не только занятия физкультурой и спортом, но и издавна известный велосипед и скайвей как вид городского транспорта. Примерное направление организации защиты окружающей среды (по основным аспектам) от негативных воздействий автомобилизации может быть представлено данными табл. 6.7. Не менее сложны вопросы безопасности на транспорте. 17 августа 1896 г. автомобиль, мчавшийся по главной улице Лондона со скоростью 6 км/ч, раздавил насмерть мисс Дизерол — это была первая автомобильная катастрофа в мире, несмотря на то, что был принят закон, по которому перед автомобилем должен был бежать гонец с флажком, предупреждая всех об опасности. Этот способ использовали через год на московской паровой железной дороге. Ни одна самая страшная эпидемия в мире (чума, холера и др.) не уносила столько жизней, сколько ежегодно уносят транспортные средства при авариях. Ученые подсчитали, что за 100 лет существования только на автомобильном транспорте погибло более 30 млн чел. В Японии во многих городах устанавливают щиты, оповещаю-
щие о количестве несчастных случаев, произошедших за истекшие сутки и с начала года. Обеспечение безопасности движения на различных видах транспорта является одним из приоритетных требований, предъявляемых к транспортным системам и их развитию. В общем комплексе мероприятий по обеспечению безопасности перевозок можно выделить три основные направления: • совершенствование конструкции транспортных средств; • развитие транспортных магистралей и инженерных сооружений; • совершенствование систем управления движением. Социальный показатель обеспечения безопасности движения, т. е. сопоставление количества людей погибших и получивших увечья на транспорте за определенные промежутки времени, как в абсолютном выражении, так и в различных расчетных формах, является на сегодняшний день наиболее распространенным. Печальное лидерство в этой области принадлежит автомобильному транспорту, который как по числу погибших, так и по числу раненых на несколько порядков опережает другие виды транспорта. Каждый год в мире гибнет от дорожно-транспортных происшествий более 1,2 млн чел. (19 чел. на 100 тыс. населения) и несколько миллионов получают увечья. Дорожно-транспортные травмы являются одной из трех самых распространенных причин смерти людей в возрасте от 5 до 44 лет. Риск ДТП в России в 3 — 4 раза выше, чем в странах с развитой автомобилизацией. В России за 2011 г. зафиксировано около 200 тыс. ДТП, погибло 28 тыс. чел., получили увечья 252 тыс. человек. Для сравнения: в 2004 г. было совершено свыше 208 тыс. ДТП, в которых погибло 34,5 тыс. чел. Каждое пятое происшествие в той или иной степени связано с недостатками содержания улично-дорожной сети. В каждом восьмом происшествии участвовал нетрезвый водитель. Около трети всех происшествий связаны с неправильным выбором скорости движения. Исследования показали, что вероятность гибели пешехода увеличивается в 8 раз при повышении скорости наезда с 30 до 50 км/ч и что пешеходы имеют вероятность остаться в живых при ДТП, равную 90 %, если скорость автомобиля была 30 км/ч и менее. Существующая дорожно-транспортная инфраструктура в городах соответствует уровню 60—100 автомобилей на 1 тыс. жителей, в то время как современный уровень превысил 200 автомобилей на 1 тыс. жителей. ДТП наносят ежегодно экономике России ущерб, составляющий около 2,5 % валового внутреннего продукта. Тяжесть последствий ДТП в России выше в 3 — 4 раза по сравнению с другими развитыми странами. Так, по данным Минздравосоцразвития России, после ДТП и до прибытия в лечебное учреждение погибают до 55 % от числа пострадавших в ДТП. Это объяснятся несвоевременностью оказания медицинской помощи, в том числе из-за невозможности своевременного сообщения о ДТП, отсутствием санитарной авиации, несовершенством отечественных автомобилей, а также нарушениями правил дорожного движения: в России в год фиксируется до 1,7 млн чел. в состоянии опьянения за рулем, совершающих около 14 % от общего числа ДТП, и 1,5 млн чел. без водительских удостоверений (примерно 16 % от всех ДТП), много аварий на железнодорожных переездах (2/3 переездов в России не охраняются, хотя могут иметь шлагбаумы). Безаварийность железнодорожных переездов можно достичь строительством специальных приспособлений, поднимающихся в момент перекрытия движения (рис. 6.11). Согласно общим оценкам экспертов Комитета по внутреннему транспорту ЕЭК ООН, минимальная оценка ущерба от гибели и увечья людей, порчи и повреждения грузов на транспорте составляет 3...4% от величины валового национального продукта. Меньшее число погибающих при ДТП в отдельных европейских странах и США связано не в последнюю очередь с обязательным страхованием 100 % транспортных средств, так как на деньги страховых компаний проводятся исследования вопросов безопасности движения; широко применяемым дорожным патрулированием скоростных магистралей (в том числе вертолетами и радарами) и развитой медицинской авиацией. Проблема заключается в том, что большая часть смертей происходит из-за несвоевременно оказанной медицинской помощи, что приводит часто к невосполнимой потере крови. Согласно имеющимся статистическим оценкам за продолжительный период времени уровень безопасности пассажирских перевозок различными видами транспорта характеризуется следующими расчетными показателями (табл. 6.8).
Таблица 6.8. Уровень безопасности пассажирских перевозок различными видами транспорта
|
Основой обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте является комплекс устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ). Централизация управления движением поездов осуществляется путем разделения транспортной сети на отдельные участки, на которых управление движением осуществляется из единого диспетчерского пункта. В зависимости от конкретных условий эксплуатации расстояния между пунктами могут быть от нескольких десятков до нескольких сотен километров. Управление осуществляется на основе плана-графика движения пассажирских и грузовых поездов с использованием средств радио- и телеуправления, светофорной и иной электросигнализации. В случае нарушения команд или сигналов, подаваемых из диспетчерского пункта, осуществляется автоматическая блокировка дальнейшего движения поезда.
Повышение безопасности движения обеспечивается также комплексной механизацией и автоматизацией работы сортировочных станций, системами управления стрелками и вагонными замедлителями, улучшением условий надежного торможения и характеристик тормозных систем локомотивов, совершенствованием технического состояния путей сообщения и устройств, обеспечивающих безаварийную эксплуатацию колесных пар, тележек, рельсов и др. Для обнаружения технических дефектов широко используют ультразвуковые и магнитные дефектоскопы.
На железной дороге особое внимание уделяется психофизиологическому состоянию локомотивных бригад и диспетчеров, играющих решающую роль в обеспечении безопасности движения.
Кроме того, остаются особым местом риска пересечения автомобильных дорог с железнодорожными. Перерыв в движении из-за аварий на них составляет более 230 ч, а материальный ущерб на железных дорогах в год доходит до 15 млн руб. и более. В Германии, например, существует с 1906 г. программа ликвидации переездов в одном уровне, но из-за больших капиталовложений она не выполнена полностью до сих пор. В Европе эта проблема стоит очень остро, так как скорости на железнодорожном транспорте превышают 160 км/ч. Франция полностью ликвидировала переезды в одном уровне на скоростных (до 320 км/ч) трассах. Япония создала банки данных по характеристикам переездов и анализу несчастных случаев на них по 100 позициям. Япония и многие европейские страны стараются предотвратить аварии на переездах путем обустройства различных приспособлений: автоматический шлагбаум, звуковой сигнал при приближении поезда, специальное заградительное устройство, поднимающееся на переезде при приближении поезда, и т.п., но это полумера не обеспечивающая решение задачи.
На автомобильном транспорте из-за многочисленности и подвижности транспортных средств проблемы обеспечения безопасности движения носят наиболее острый характер. Постоянно совершенствуются системы активной безопасности автомобилей, т.е. те узлы и агрегаты, которые предотвращают попадание в дорожно- транспортное происшествие: тормозные системы, рулевое управление, шины, системы освещения и обеспечения видимости, информационные, антиблокировочные, антизаносные и др. Ведется интенсивная работа по разработке и широкому внедрению систем пассивной безопасности, т.е. устройств, обеспечивающих или даже полностью исключающих негаивные последствия ДТП: ремни безопасности, фронтальные и боковые подушки безопасности, травмобезопасные рулевые колонки и педальные узлы, пожаробезопасные топливные системы, складывающиеся зеркала, надежные конструкции дверных замков, ручек дверей и др.
Активное применение перечисленных ранее средств в ряде стран Западной Европы позволило добиться снижения тяжести последствий и числа погибших.
Повышаются требования к автомобильным магистралям. Безопасность движения повышается за счет устройства транспортных развязок и пересечений в разных уровнях, совершенствования дорожностроительных материалов, улучшения видимости благодаря лучшей планировке, применения современных светоотражающих полимерных материалов для дорожной разметки и знаков, совершенствования обустройства территорий, примыкающих к магистралям, развитие дорожного сервиса и систем обеспечения медицинской и технической помощью.
Огромное внимание уделяется работе по распространению специальных знаний в области обеспечения безопасности движения среди широких слоев населения, включая дошкольные и школьные учреждения.
На водных видах транспорта безопасность движения достигается благодаря обеспечению технического контроля за состоянием судов, безопасности гидротехнических сооружений, прогнозированию и современной передаче метеопрогнозов, включая штормовое предупреждение, совершенствованию работы навигационных систем и средств световой сигнализации, повышению квалификации экипажей, своевременного выполнению комплексов работ по инженерному обеспечению безопасного судоходства.
Наряду со спутниковыми навигационными системами современных судов в местах интенсивного судоходства широко применяются и стандартные системы, позволяющие определять местоположение судна с точностью до 300 м, что в условиях мореплавания является вполне достаточным. На речных водных путях для четкого определения фарватера используются плавучие и береговые световые сигналы и створы. Особое внимание уделяется своевременному проведению дноуглубительных работ для обеспечения гарантированных глубин портов и речных магистралей.
На воздушном транспорте особое внимание уделяется технической надежности летательных аппаратов в силу возможных ка
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1688; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.21.139 (0.014 с.)