Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трубопроводный транспорт: особенности, сферы деятельности, проблемы

Поиск

Трубопроводный транспорт — это специфический вид транс­порта, осуществляющий перекачку грузов по трубам. Трубопровод­ный транспорт отличается от остальных видов транспорта тем, что понятие подвижной состав и специально приспособленные под него пути сообщения совмещены в единое целое — трубопровод.

Россия занимает второе место в мире после С ША по протяжен­ности трубопроводов. Протяженность магистральных газопроводов составляет 161,7 тыс. км, нефтепроводов — 70 тыс. км. На трубопро­водном транспорте перевозится 90 % добываемой нефти (по желез­ной дороге 6 %, на автомобильном транспорте 4 %).

Трубопроводный транспорт представляет собой трубопровод из сварных, как правило, стальных труб различного диаметра (для Рос­сии характерны 1 067; 1 220 и 1 420 мм) и насосных станций, рас­положенных на трубопроводе через каждые 100... 140 км, которые работают в автоматическом режиме.

При перекачке газа на трубопроводах устанавливают через каж­дые 200 км компрессорные станции для сжатия (сжижения) газа, что повышает производительность перекачки. Трубы многослойные, с антикоррозионным покрытием внутри, для снижения сопротивления внутри труб обрабатывают эпоксидной смолой или пластиком. В по­следние годы делают трубы из пластмасс.

К устройствам трубопроводного транспорта относят также линей­ные узлы для соединения и разъединения параллельных или пере­секающихся магистралей и перекрытия отдельных участков, в том числе при ремонте или авариях. В комплекс технического оснаще­ния входят также средства связи для передачи информации, напри­мер, телесистемы дистанционного наблюдения, обеспечивающей функционирование всей системы, сооружения для изменения физи­ческого состояния нефти или газа, для поддержания определенного уровня температуры, очистки газа, одоризации, т.е. приданию газа для бытовых нужд специального запаха и т.д.

Ввиду того что основные месторождения нефти и газа в России находятся в районах Севера и Сибири, роль трубопроводного транс­порта для доставки этих грузов неоценима: по трубопроводам транс­портируется более 95 % сырой нефти, весь природный газ, 50 % про­дукции нефтепереработки.

Трубопроводный транспорт играет большую роль во внешней тор­говле России, снабжая не только экономику нашей страны нефтью и газом, но и экономику стран Западной Европы, Турции и стран Юго-Восточной Азии.

Доля трубопроводного транспорта в общем объеме перевозок по­стоянно растет (табл. 2.1).

Таблица 2.1. Рост объема перевозок трубопроводным транспортом России

Показатель Годы
     
Объем перевозки, млн т 777,7   1 050
Грузооборот, млрд т • км 1 873,2 2 123 2 395

 

Магистральными (более 1 ООО км длиной) трубопроводами Рос­сии являются:

• крупнейший нефтепровод мира «Дружба» мощностью 66,5 млн т в год и длиной 5 116 км от Альметьевска до стран Восточной и За­падной Европы (3 445 км на территории нашей страны);

• трансконтинентальный газопровод Уренгой —Помары — Ужгород (построен в 1983 г.) мощностью 32 млрд кубометров газа в год и длиной 4 450 км для снабжения Европы;

• нефтепровод «Транссибирский» Туймазы — Иркутск длиной 3 700 км;

• «Союз» от Оренбурга до западной границы страны протяжен­ностью 2 750 км;

• Ямбург — западная граница длиной 4 605 км для продажи в ФРГ, Францию, Австрию, Швейцарию и другие страны;

• нефтепровод Мангышлак —Поволжье —Украина длиной 2 500 км;

• Каспийский трубопроводный консорциум мощностью 28,2 млн т.

В 2012 г. пущена Балтийская система длиной 1 300 км, которая связала трубопровод Дружба с морскими портами России на Балтий­ском море. Россия активно строит новые трубопроводные системы для продажи нефти и газа.

Основные технико-эксплуатационные особенности и досто­инства трубопроводного транспорта:

• эффективность работы на любых расстояниях перевозки;

• трубопровод может быть проложен на земле и болотистых участ­ках, под землей и участках вечной мерзлоты на специальных под­порках и т. п. Газопровод «Голубой поток» Россия — Турция мощно­стью 16 млрд м3 газа в год в 2003 г. проложен по дну Черного моря. Протяженность 1 213 км, из них под водой — 396 км. Диаметр под­водных труб 610 мм;

• самая низкая себестоимость и самая высокая производитель­ность труда, что связано с ограниченной численность персонала, не­обходимого для перекачки газа;

• размеры перекачки не ограничены;

• полная сохранность качества и количества грузов благодаря гер­метизации труб и станций;

• отсутствие отрицательного воздействия на окружающую среду;

• автоматизация операций по сливу, наливу (начально-конечные операции)и перекачке;

• незначительная зависимость от климатических условий, что де­лает процесс перекачки непрерывным;

• меньшие капиталовложения, чем в другие виды транспорта;

• более короткий путь по сравнению с водными видами транс­порта, по которым перевозят достаточное количество жидких гру­зов.

Рис. 2.9. Классификация трубопроводного транспорта

 

Относительные недостатки трубопроводного транспорта:

• неуниверсальность, так как в основном перевозится ограничен­ная номенклатура грузов, преимущественно жидких и газообразных;

• возможность утечки жидкостей или газа (экологическая про­блема).

Проблемы и тенденции развития трубопроводного транспорта:

• дальнейшее расширение сети трубопроводов, в том числе для снятия перевозки нефти и нефтепродуктов с других видов транспор­та. Грузонапряженность нефтепроводов составляет 7,3 млн т- км/км, а на железной дороге — 16 млн т- км/км;

• расширение сети газопроводов как единственно возможного, экологически безопасного и экономически целесообразного способа транспортировки газа;

• повышение пропускной способности трубопроводов за счет увеличения диаметра труб, строительства вторых линий, а также при увеличении давления;

• увеличение мощности насосных станций;

• создание прочных, дешевых и тонкостенных труб;

• защита трубы от внутренней и внешней коррозии[18], что связано с агрессивностью среды и блуждающими токами, характерными для городов;

• поиск материалов, снижающих или исключающих коррозию;

• защита груза от турбулентности, уменьшающей скорость дви­жения и производительность;

• укладка труб в местах залегания нефти и газа, особенно в усло­виях вечной мерзлоты;

• замена металла для строительства труб;

• изменение способа спайки и сварки швов для повышения без­опасности;

• быстрый поиск неисправностей в трубопроводе;

• расширение номенклатуры перевозимых жидких не нефтяных и твердых грузов.

Классификация подвижного состава трубопроводного транс­порта проказана на рис. 2.9.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 15807; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.107.243 (0.006 с.)