Транспортный процесс и особенности транспортной продукции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Транспортный процесс и особенности транспортной продукции



Транспортный процесс включает в себя три элемента: погрузку, перевозку и разгрузку.

Погрузка происходит после подачи соответствующего подвижно­го состава к месту (фронту) производства погрузочных работ, где должно быть заранее накоплено, отсортировано и сформировано грузовое место для данного транспортного средства. Местом погруз­ки является, как правило, терминал, хаб, станция и т.п., т.е. склад, на который поступает продукция, предназначенная для вывоза. Пе­редача товара на транспортное средство оформляется специальным документом — товарно-транспортной накладной. Согласно этому документу грузовладелец списывает со счета своего предприятия ма­териальные ценности (стоимость отправленного товара), а транспор­тник берет на себя на весь период транспортировки материальную ответственность, отвечая за количество, качество и возникающие потери (за исключением норм естественной убыли для некоторой группы товаров).

В момент передачи товарно-транспортной накладной все риски, связанные с грузом, переходят на перевозчика. При этом перевозчик не является собственником груза.

Перевозка является главной функцией транспорта. Задача транс­портника состоит в составлении маршрута, сокращающего время на­хождения груза в пути и гарантирующего безопасность доставки гру­за. Нужно заметить, что процесс движения складывается из несколь­ких подсистем: «груз — транспортное средство»; «водитель —тран­спортное средство»; «транспортное средство—дорога—среда» и за­висит от подсистемы «перегрузочные работы».

Разгрузка производится также в специально оборудованных ме­стах для приема груза, где груз сдается по товарно-транспортной на­кладной и происходит переход риска с перевозчика на материально ответственного у грузополучателя. Все претензии грузополучатель имеет возможность предъявить сразу или в течение определенного срока, который оговаривается в договоре между грузовладельцем и перевозчиком, так как возможны скрытые дефекты, в том числе из- за нарушений правил перевозки, не обнаруженные при визуальном осмотре в момент сдачи груза.

Погрузочно-разгрузочные работы могут быть достаточно слож­ными, трудоемкими и длительными (на морском транспорте, напри­мер, суда загружаются-выгружаются по нескольку суток в зависимости от грузоподъемности), что снижает производительность транспортно­го средства. Расширяя предложения своих услуг, транспортник может участвовать в процессе погрузки-выгрузки, предоставляя, в частности, собственные погрузочно-разгрузочные механизмы или специализиро­ванный подвижной состав, например, автомобильные самосвалы или железнодорожные вагоны-хопперы с самосвальным устройством.

Ситуация при перевозке пассажиров практически похожа. Посад­ка-высадка пассажира в транспортное средство производится на спе­циально оборудованных и оформленных местах — вокзалах, станци­ях, стоянках. Исключение составляет такси, посадка в которые может производиться непосредственно на дороге. При перевозке пассажи­ра водитель обязан предусмотреть безопасность его перевозки и не­сет полную ответственность за здоровье пассажира.

Производственные процессы на транспорте — массовые, повто­ряющиеся, тем не менее из-за разницы расстояний между грузовла­дельцами составляются оперативные задания на перевозку. Само перемещение груза, равно как и пассажира, сопровождается боль­шим количеством информации. На каждый выезд водителя к месту выполнения работ выдается путевой лист. В нем указываются марш­рут и время его выполнения, делается отметка о медицинском пред- рейсовом контроле, вносятся все данные по грузу, адреса грузовла­дельцев и др. Как отмечено ранее, необходимы оформленные то­варно-транспортные накладные, которые могут проверяться по марш­руту ГИБДД, таможенной службой и другими службами контроля. Оперативно во время выполнения перевозочного процесса из дис­петчерской службы может передаваться водителю разнообразная ин­формация, прежде всего о ситуациях на путях движения или у гру­зовладельцев. Для этого может использоваться мобильный телефон или специальные устройства связи в кабине у водителя.

Транспортные предприятия разбросаны на большой территории, подвижной состав во время работы находится вне их пределов. Си­туация несколько меняется в связи с разработкой новых навигаци­онных систем и средств связи, которые используются в основном как регулирующие или контролирующие работу по маршруту.

Тем не менее, влияние случайностей (стохастики[6]) делает процесс перевозки неустойчивым и трудно прогнозируемым. Риски, возни­кающие в таком процессе (поломка транспортного средства, резкое изменение ситуации на пути движения, сильные атмосферные осад­ки и т.п.), необходимо предусматривать заранее с разработкой пре­вентивных[7] мер. В противном случае доставка груза или пассажира не состоится или произойдет со значительным опозданием. В каче­стве примера превентивной меры можно привести наличие резерв­ного подвижного состава в автотранспортном предприятии, обслу­живающего определенные пассажирские маршруты города.

Особенности транспортного процесса обуславливают и особен­ности продукции транспорта. Главная особенность — это то, что сам процесс перемещения груза или пассажира является продукцией транспорта.

Транспорт завершает процесс производства товара в момент до­ставки ее в сферу потребления. Если продукция не доставлена в сфе­ру потребления, то потребитель этой продукции может считать, что она не произведена. Как только продукция доставлена в сферу по­требления (покупателю), процесс производства транспортной про­дукции прекращается. Следовательно, транспортная продукция производится только в период движения. Транспортное средство должно работать беспрерывно для производства продукции. Вот по­чему необходимо сокращать время погрузочно-разгрузочных работ.

Продукция транспорта носит нематериальный характер, что соз­дает самую большую проблему на транспорте — невозможность за­паса этой продукции при стохастическом процессе перевозки. Запас, как известно, снимает хотя бы частично возможные сбои (риски) по разным причинам при доставке грузов или пассажиров. Единственный выход из этой ситуации — всегда иметь запас транспортных средств.

Стоимость транспортной продукции входит в окончательную стоимость перевозимой продукции (товара). Грузовладелец, т.е. про­изводитель или получатель груза, по договоренности оплачивает транспортировку продукции, и эта стоимость закладывается в окон­чательную стоимость продукции, т.е. покупается продукция с учетом стоимости перевозки. Но стоимость товара не входит в стои­мость транспортной продукции.

Считается, что стоимость груза не влияет на стоимость транспорт­ной продукции, однако это не совсем так. Более дорогой груз или груз с особыми свойствами требует дополнительных затрат от транс­портников, например использование специализированного подвиж­ного состава увеличивает стоимость перевозки. Так, скоропортящи­еся продукты питания необходимо перевозить в рефрижераторных транспортных средствах с соблюдением определенного температур­ного режима, а дорогостоящие изделия ювелирной промышленности или особые выставочные экземпляры картин, скульптур и т. п. в бро­нированных транспортных средствах. Но и более дешевые насыпные грузы для сокращения перегрузочных работ требуют самосвальных устройств на подвижном составе.

Предметами труда на транспорте являются перевозимые грузы. При этом они, как сказано ранее, не являются собственно­стью транспорта, но во время перевозки он несет полную матери­альную ответственность за груз.

Особенностью транспортной продукции является также то, что с увеличением объемов перевозимых грузов или пассажиров может про-

исходить замена одного вида транспорта на другой. Например, при увеличении количества жителей в городе свыше 1 млн человек стро­ится метрополитен и ликвидируются, например трамваи на отдельных улицах. Это произошло в свое время в Москве, Лондоне, Париже.

Так как продукция транспорта производится только в период дви­жения, то имеется зависимость от уровня механизации погрузочно- разгрузочных работ.

Также транспортная продукция зависит от применения прогрес­сивных технологий организации процесса перевозки. При перевозке грузов в большегрузных (20 т) контейнерах длительность перегрузки составляет 10 мин. Использование интермодальных[8] технологий по­зволяет значительно ускорить процесс перехода с одного вида транс­порта на другой при полной сохранности груза. По этой технологии груз загружается в месте производства в транспортное средство без перегрузки его на всем пути следования в мультимодальном[9] сообще­нии, т.е. с применением нескольких видов транспорта.

Нематериальный характер транспортной продукции повлиял на ее себестоимость. Основу себестоимости на транспорте (до 50 %) составляет заработная плата водителя.

У управленческого аппарата транспортного предприятия не всегда есть возможность воздействовать на выпуск продукции, так как транс­портные средства находятся вне пределов предприятия. Развитие, пре­жде всего информационных технологий, содействует устранению это­го недостатка благодаря контролю движения транспортного средства и возможности оперативного сообщения с водителем. Транспорт — обслуживающая отрасль, и существует строгая направленность спро­са клиента, независимо от ситуации на пути следования.

Политика в экономике не в последнюю очередь влияет на про­дукцию транспорта. Рыночные отношения расширили, например деятельность автомобильного транспорта, который способен быстрее доставить груз благодаря своей мобильности, что в отдельных случа­ях важнее для грузовладельцев, чем цена на перевозку.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 2317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.008 с.)