Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль и значение транспорта в социально-экономической сфере страны↑ Стр 1 из 23Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Н. А. ТРОИЦКАЯ ОБЩИЙ КУРС ТРАНСПОРТА УЧЕБНИК Допущено
Учебно-методическим объединением по образованию в области транспортных машин и транспортно-технологических комплексов в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки бакалавров «Технология транспортных процессов » УДК 39.1(075.8) ББК 656я73 Т708 Рецензенты: зав. кафедрой «Автомобили и двигатели» ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.» И. К.Данилов', почетный работник транспорта России М. С.Ходош Троицкая Н.А.
Общий курс транспорта: учебник для студ. учреждений высш. образования / Н.А.Троицкая. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 176 с. — (Сер. Бакалавриат). ISBN978-5-4468-0543-3 Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки «Технология транспортных процессов» (квалификация «бакалавр»). Рассмотрены все виды транспорта, даны их характеристики, показатели и технология работы, описан подвижной состав. Приведены особенности каждого вида транспорта, показаны сфера применения и возможность совместного использования при смешанном (мультимодальном) сообщении. Освещены вопросы функционирования всех видов транспорта в условиях рыночных отношений, конкуренции, тарифной системы ценообразования. Затрагиваются научные проблемы развития и вопросы экологии. Для студентов учреждений высшего образования. Может быть полезен специалистам, работающим в транспортном комплексе. УДК 39.1(075.8) ББК 656я73 Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается ) Троицкая Н.А., 2014
) Образовательно-издательский центр «Академия», 2014 > Оформление. Издательский центр «Академия», 2014
ПРЕДИСЛОВИЕ Транспорт — важнейшая отрасль экономики, специализирующаяся на удовлетворении потребности в перемещении грузов и пассажиров. Развитие экономических связей внутри любой страны, а также между различными государствами усиливает роль транспорта, который должен обеспечивать ритмичность, бесперебойность, надежность, высокую скорость доставки в строго определенные странами сроки, без потерь и с наименьшей стоимостью. В любой стране, в том числе России, в связи с географическим положением, климатом, размерами территорий, плотностью расселения экономически целесообразно иметь транспортный комплекс, состоящий из различных видов транспорта. Это обусловлено тем, что каждый вид транспорта обладает своей спецификой, рациональной дальностью перевозки грузов и пассажиров, технологией транспортного процесса, стоимостью перемещения, что связывает (специализирует) его в большой степени с определенными отраслями экономики, конкретными видами грузов и условиями доставки. Улучшать работу отдельных видов транспорта возможно с помощью научных достижений и открытий. Особенно это касается определенных климатических зон, в частности северных. Различные проблемы, возникающие на транспорте, требуют, в свою очередь, ускоренного развития определенных разделов науки. Изменения в работе вида транспорта может менять в экономике страны предпочтения в использовании того или иного вида транспорта. Развитие рыночных отношений потребовало изменения отношения к транспорту, как обслуживающей отрасли, обязанной удовлетворять требования клиентуры, поменяло приоритеты в его работе. Дисциплина «Общий курс транспорта» является базовой для транспортных учебных заведений, на основе которой строят курсы специальных дисциплин. На основе этой дисциплины готовят специалистов в области транспорта, разрабатывающих направление технической и технологической политики на транспорте не только для нормального функционирования отрасли, но и для ее развития. Автор выражает благодарность рецензентам за ценные советы и рекомендации. Глава 1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ТРАНСПОРТА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ СТРАНЫ Глава 2 ХАРАКТЕРИСТИКИ МАГИСТРАЛЬНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА. ОСОБЕННОСТИ, СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРОБЛЕМЫ Относительные недостатки'. • создание дорогостоящих портовых хозяйств с высоким уровнем механизации; • ограниченное применение в прямом сообщении; • низкие скорости; • зависимость от климатических условий (сильных туманов, течений, ледоставов в устьях портов); • незначительная эффективность в малом каботаже; • возможные экологические проблемы при перевалке грузов и обработке судов. Проблемы и тенденции развития: • повышение скорости судов; • создание новых и модернизация старых типов подвижного состава; • применение специализированных судов; системы «река—море», ролкеров, паромных переправ, лихтеровозов, контейнеровозов и других; • внедрение новых силовых установок; • совершенствование навигационных систем (до 30 % аварий из- за их несовершенства); • строительство плавучих причалов, глубоководных портов для безопасной приемки и обработки крупнотоннажных судов; • расширение ледокольного парка; • строительство трубопроводов в акватории портов; • увеличение грузоподъемности кранов (в России максимальная грузоподъемность у крана «Витязь» — 1 600 т, в Японии существуют краны грузоподъемностью до 3 ООО т). Особое значение для морского транспорта имеет перевозка грузов в контейнерах, так как в 5 — 8 раз ускоряется перевалка грузов. Так как норма перегрузки 20-тонного контейнера — 1,5 мин (при механизированной перегрузке большегрузными портовыми кранами), то за 1 ч можно переработать 800 т груза, на что при другой таре необходимо 75 ч. Производительность труда на погрузке-разгрузке повышается в 10— 15 раз. Около 50 % тарно-штучных грузов за рубежом возят в контейнерах. Можно построить контейнеровозы на 5 000 контейнеров, но время перегрузки съедает эффект от контейнеризации. В судах Ро-Ро используют для ускорения перегрузки самоходную технику или грузовые лифты для вертикального перемещения грузов. Классификация подвижного состава морского транспорта (рис. 2.5). Максимальная грузовместимость морских судов равна 564,7 тыс. т в Японии (длина 485 м, ширина до 65 м) и 150 тыс. т в России. Она ограничивается мелководностью пролива Босфор и Дарданеллы (основные «ворота» России при зафанплавании), а за рубежом ограничивается глубиной Панамского канала. Важными характеристиками являются главные размерения судна (длина, ширина, высота борта, осадка) и вместимость — объем внутренних помещений, измеряемый регистровыми тоннами (1 регистровая тонна равна 2,83 м3). Сухогрузы составляют 2/3 флота и отличаются большим разнообразием конструкций и материалов, что связано с особенностью перевозимых грузов. Например, в зерновозах груз придавливается специальными крышками для предотвращения перемещения зерна на одну сторону, у рудовозов делают двойное дно, заполненное балластом для устранения поперечных колебаний, в танкерах для умень-
шения коррозии корпус делают из коррозионно-стойкой стали, биметалла, используют различные покрытия. Наиболее сложные конструкции для перевозки химических грузов из-за их агрессивности, кроме того, 30 % химикалий несовместимы друг с другом. Пассажирские суда могут быть круизными, прогулочными и для местного сообщения. Отличаются повышенным комфортом. К вспомогательному флоту относят буксиры, лоцманские суда для проводки больших судов в акваторию портов, ледоколы (рис. 2.6), паромы, спасательные суда. Специальный флот — это рыболовецкие, китобойные, учебные, научно-исследовательские, пожарные, гидрографические, метеорологические и плавучие базы. Технический флот состоит из землечерпалок, кранов, плавучих доков и др. Спортивные суда — это скоростные глиссеры, парусные, гребные и моторные суда и яхты. По типу силовой установки суда делятся на турбоходы, теплоходы, газотурбоходы, дизель-электроходы, парусные суда и атомоходы. Многие морские суда построены для переработки грузов в процессе перевозки, что особенно важно, например, для сохранности улова рыбы, которую консервируют, замораживают и перерабатывают. Глава 3 ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА ГОРОДА Таблица 3.1. Транспортные характеристики городского транспорта
|
Вид транспорта | Максимальная провозная способность, тыс. пасс.-ч | Скорость сообщения, км/ч |
Автобус | 2,5...8 | 18...25 (35 — экспресс) |
Такси | 1... 1,5 | 22...52 (до 70 на скоростных трассах) |
Маршрутное такси | 4,5 | — |
Фуникулер | 0,6 | 18,5 |
Вертолет | 0,5...0,6 | 90... 100 |
Велосипед | — | До 30 |
Электрический самокат (сигвей) | — | До 10 (максимальная около 20) |
Электрифицированные железные дороги используются как городской транспорт и для связи пригорода с городом. Достоинства электрифицированных железных дорог:
• большая пропускная способность;
• высокая скорость движения;
• низкая себестоимость;
• экологическая чистота.
Относительные недостатки:
• большие первоначальные капиталовложения;
• занятость территории города.
При интенсивной застройке отдельных территорий города строительство железнодорожных путей осуществляют чаще всего на эстакадах. Примером может служить участок городской железной дороги на Каланчевской площади (район трех вокзалов) в Москве или на площади Александерплатц в Берлине.
Важная проблема города — необходимость создания интермодальной системы со стыковкой станций железной дороги со станциями других видов транспорта, прежде всего, с метрополитеном, провозные способности которых достаточна близки. К станциям железной дороги обязательно должны примыкать автобусные станции или линии трамвая. Стыковка разных видов транспорта дает значительные удобства населению города и пригорода.
Метрополитен строится в городах, численность населения которых превышает один миллион человек. Требует больших капиталовложений и эффективен при значительных пассажиропотоках.
Метрополитен является внеуличным электрическим транспортом, полностью изолированным от уличного движения благодаря строи
тельству его сооружений в тоннелях, на эстакадах или на обособленном полотне земли без доступа пешеходов и транспортных средств. Различают подземный, надземный и наземный (называемый легким) метрополитен. Так в Москве и Токио 80...90 % всех путей подземные; в Лондоне, Париже и Нью-Йорке — 50... 60 %.
Линии подземного метрополитена могут быть глубокого (более 12 м) или мелкого (6... 12 м) заложения от поверхности земли. Расстояния между станциями от 0,5 до 2 км. Размещение линий метрополитена связано с геологией отдельных участков города. Примером глубокого заложения может быть метрополитен Санкт-Петербурга, что связано с особенностью почв этого города.
Достоинства метрополитена:
• большая провозная способность;
• высокие скорости доставки, особенно при значительных расстояниях перевозки;
• безопасность;
• комфорт перемещения пассажиров;
• внеуличное расположение, что снижает нагрузки на уличнодорожную сеть и уменьшает проблемы парковки;
• незанятость территории города при подземном расположении.
Метрополитен функционирует во многих городах мира, более
того, его популярность во всем мире растет — если в 1955 г. он был построен в 20 городах, в 2010 г. — в 110. Московский метрополитен считается наиболее скоростным, имеет более 180 станций, протяженность примерно 300 км (пятое место после Токио, Парижа, Лондона и Нью-Йорка). К 2020 г. будет 252 станции с общей протяженностью линий 442 км. За час на самом загруженном перегоне проезжает до 60 тыс. чел. Скорость передвижения с учетом остановок 41 км/ч. Каждый из 4 100 вагонов метро в день пробегает расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга.
На отдельных линиях метрополитена возможно автоматическое ведение поездов. В нескольких городах мира (Москве, Лондоне, Чикаго, Берлине и др.) существуют небольшие участки грузового метрополитена для решения ряда вопросов обеспечения жизнедеятельности города, таких, например, как перевозка почты, угля для старых кварталов европейских городов, стройматериалов для ремонта станций метрополитена.
В ряде стран существует в общей сети метрополитена скоростной в виде отдельных линий, например, система «РЕР» в Париже для связи нового удаленного от центра города района Дефанс, «БАРТ» в Сан-Франциско. Обычно скоростной метрополитен работает на пневматических шинах, что значительно уменьшает уровень шума, сечение тоннеля, увеличивает скорость и дает возможность преодолевать более крутые подъемы.
В Москве построена линия так называемого мини-метро с уменьшенным диаметром тоннеля, длина каждого поезда на 8 м короче применяемого в настоящее время (12 вместо 20 с шестью вагонами в составе). Провозная способность относительно невелика, что связано с небольшим потоком пассажиров, направляющихся в деловой квартал. Эта линия метрополитена обеспечивает связь делового комплекса «Москва-Сити» (новый район Москвы с многоэтажными офисными и гостиничными зданиями и крупным торговым центром). Линия имеет две остановочные станции от станции «Киевская». Вестибюль станции «Москва-Сити» расположился в подэстакадном пространстве Третьего транспортного кольца и связан специальными переходами с остановками наземного транспорта.
Трамвай используется в городах с населением более 500 тыс. чел. при стабильном пассажиропотоке более 9 тыс. пасс.-ч. Может быть основным или вспомогательным видом транспорта.
Основные достоинства трамвая:
• большая провозная способность, что позволяет обслуживать большие устойчивые пассажиропотоки;
• небольшая себестоимость;
• экологическая чистота;
• небольшой расход электроэнергии.
Относительные недостатки:
• ограниченная маневренность (привязка к колее);
• большие первоначальные капиталовложения;
• невозможность обгона в случае технических неисправностей;
• шум;
• небезопасность выхода пассажиров на проезжую часть.
Недостатки трамвая создают определенные сложности для жизнедеятельности города и в первую очередь — это снижение пропускной способности улиц из-за наличия трамвайных путей. Это определило и усложнило его судьбу — трамвай стали быстро заменять, прежде всего, на центральных улицах крупных городов новыми видами транспорта (автобусом и троллейбусом). В Париже трамвай был снят полностью еще в 1937 г., в Лондоне — в 1952 г. От трамвая отказались Нью-Йорк, Вашингтон, Гамбург и заменили его в обслуживании города бимодальной системой метро-автобус. Тем не менее, ряд стран, в том числе, Австрия, Италия, Швеция, Финляндия, ФРГ и другие оставили трамвай. Однако работа автобуса в общем потоке не была эффективной, к тому же энергетический кризис 1970-х гг. и экологические проблемы городов вернули трамвай, но изменили условия его работы на более прогрессивные.
К новым прогрессивным решениям можно отнести вынос трамвайных путей на обособленное от других транспортных потоков и пешеходов полотно; совершенствование подвижного состава (в том числе уменьшение шума благодаря конструктивным изменениям); повышение комфортности перевозки (в частности с помощью пневмоподвески); повышение скорости; устройство подземных линий на пересечении улиц в крупных городах, например подземный трамвай
Рис. 3.2. Станция подземного трамвая |
под центральной площадью Вены и др. (рис. 3.2) Трамвай, построенный на новых прогрессивных технологиях, получил название «скоростной» и относится к категории легкорельсового транспорта.
При удаленности зон приложения труда от жилых зон строят линии скоростного трамвая, маршруты которых могут проходить частично под землей. Преимущества скоростного трамвая не только в скорости и повышенной провозной способности, но и в возможности организовать движение на базе существующих трамвайных путей и его хозяйства и на путях метрополитена при спаде пассажиропотока. Расстояния между остановками обычно около километра, что обеспечивает скорость до 35 км/ч.
Одним из «старых» видов городского транспорта является монорельсовый внеуличный транспорт, появившийся в немецком г. Вупперталь в 1901 г.
Сферы применения монорельса:
• связь крупных жилых районов с отдаленными от них промышленными зонами;
• соединение конечных станций городского скоростного транспорта с пригородом и загородом, аэропортами, зонами отдыха, городами-спутниками (рис. 3.3).
В застроенных частях города эксплуатация этого вида транспорта осложняется большим шумом, вибрационным воздействием на застройки, большими радиусами закруглений, громоздкими опорами, а также невозможностью в целях безопасности глубже вкапывать опоры из-за различных подземных городских коммуникаций.
Рис. 3.3. Монорельсовая дорога |
Эффективность использования возможна при наличии пассажиропотока не менее 7... 10 тыс. чел./ч в одном направлении. В Москве построен участок монорельса в районе ВДНХ, однако пассажиропоток этого микрорайона не обеспечивает эффективности применения данного вида транспорта.
По конструктивным признакам монорельсовые дороги разделяют на навесные и подвесные. У навесной конструкции подвижной состав (вагон) располагается сверху на ходовом пути и движется, опираясь на него резиновыми, стальными или подрезиненными ходовыми и направляющими колесами. У подвесной конструкции подвижной состав подвешивается к тележкам, движущимся по ходовому пути.
К общим достоинствам обеих конструкций относятся высокий уровень безопасности данного вида транспорта (на Вуппертальской дороге не было ни одного случая со смертельным исходом), достаточно высокую провозную способность (около 50 тыс. при 30 поездах в час вместимостью 270 чел.).
Общими недостатками являются сложность конструкции стрелочных переводов и нарушение архитектурного ансамбля города.
У навесной конструкции более простое устройство путевой балки и более низкие опоры, однако более сложная конструкция вагона и меньшая его устойчивость, так как центр тяжести выше колеи; большая масса тары вагона, так как колеса располагаются внутри, уменьшая полезный объем; путевая балка не защищена от атмосферных осадков, что ухудшает сцепление колес с поверхностью качения.
Подвесная конструкция свободна от недостатков навесной, но вагон может раскачиваться при сильном ветре, поэтому конструкция путевого устройства (балки, опоры) более сложная. Но двигатель подвесного подвижного состава в 1,5 — 2 раза меньшей мощности, чем у навесного.
Стоимость сооружения монорельсовой дороги ниже стоимости устройства других внеуличных видов транспорта, эксплуатационные расходы ниже, чем у трамвая на 20 %.
В мире на сегодня эксплуатируются примерно 40 монорельсов, но по мнению многих ученых монорельс в «чистом виде» распространяться не будет, его идея закладывается в создание новых автоматизированных систем с кабинами сравнительно большой вместимости.
Троллейбус — это электрический наземный безрельсовый транспорт, соединивший достоинства трамвая и автобуса. Поэтому, говоря о достоинствах троллейбуса, имеется в виду ликвидация недостатков трамвая и автобуса.
Достоинства троллейбуса:
• большая маневренность по сравнению с трамваем;
• удобство для посадки-высадки пассажиров на тротуар;
• небольшая шумность;
• экологическая чистота;
• меньшая, чем у автобуса, стоимость эксплуатации;
• улучшенные условия эксплуатации в зимний период;
• большая, чем у автобуса, вместительность;
• не требует площадок закрытого хранения.
К недостаткам следует отнести:
• относительную сложность двухпроводной контактной сети и тяговых подстанций;
• требование ровного дорожного покрытия для надежного токосъема с контактной сети и сокращения до минимума пересечений линий для поддержания скорости передвижения и надежности крепления токоприемников.
Троллейбус используется в городах в основном как вспомогательный подвозящий транспорт. В курортных городах могут быть организованы и междугородние линии для сохранения экологической чистоты региона. Характерным примером является линия в Крыму Симферополь — Алушта — Ялта протяженностью 100 км.
Большим достоинством трамвая и троллейбуса является простота управления транспортным средством, что позволяет использовать женский труд.
Движущийся тротуар (пассажирский конвейер) — это устройство для перемещения пешеходов. Разновидностью является эскалатор (угол наклона более 15°).
Рабочее полотно — это сталерезиновая или резинотросовая лента шириной от 600 до 2 500 мм, движущаяся на роликах со скоростью до 1 м/с (3,6 км/ч) или сцепленные пластины — звенья с рифлением также движущиеся на роликах для устойчивости пассажиров. Движущийся тротуар с лентой шириной 1 м, длиной 1 500 м обладает пропускной способностью 8... 10 тыс. чел.-ч (Япония).
Движущийся тротуар относится к системам массового транспорта, ускоряющим пешеходное движение. Он может рассматриваться как альтернативный транспорт в центральных деловых районах городов, где массовый транспорт запрещен, а человек вынужден передвигаться на значительном для пешехода расстоянии до 3,5 км. Применяется также на локальных территориях, например, в зоне аэропорта, на пересадочных станциях метрополитена, в крупных торговых помещениях, в выставочных комплексах, на подходах к стадионам и т. д. В Японии, например, применяют на территориях промышленных предприятий для доставки рабочих от проходной до отдаленных цехов.
Преимущества движущихся тротуаров по сранению с другими видами городского транспорта:
• абсолютная безопасность движения;
• минимальный уровень шума;
• непрерывность движения, что ликвидирует время ожидания пассажиром перемещения;
• экологическая чистота (работает на электрической энергии);
• полная автоматизация процесса движения.
Недостатком можно считать ограниченность их протяженности.
Движущийся тротуар имеет постоянные или переменные скорости движения, не превышающие, как правило, 12... 15 км/ч. Однако с увеличением скоростей возникала проблема безопасной посадки- высадки пассажиров. Предложено несколько вариантов решения, например, переход пассажира от центра вращающейся с низкой скоростью роторной платформы на движущийся с постоянной скоростью тротуар; или несколько параллельных лент, имеющих различную линейную скорость, повышающуюся от ленты к ленте. Однако эксперимент по применению таких систем оказался не очень удачным. Лучшим вариантом стал движущийся тротуар S-образного типа (рис. 3.4), который позволяет довести постепенно скорость до 16 км/ч при расстояниях более 125 м.
Пассажир входит на платформу, скорость которой 3 км/ч, затем тротуар «вытягивается» таким образом, что на марше ширина его уменьшается до 0,6 м, благодаря чему скорость увеличивается, а у мест посадки-высадки лента расширяется до 3,6 м и скорость снижается. Такая система экспонировалась в Париже на выставке в 1973 г.
Автобус является наиболее распространенным маневренным видом наземного транспорта. В средних и малых городах осуществляет примерно половину перевозок пассажиров. В городах до 100 тыс. чел. автобусы, как правило, являются единственным видом массового пассажирского транспорта. При наличии железных дорог, метрополитена и трамвая работает часто как вспомогательный для подвоза пассажиров к этим видам транспорта. Большое значение имеет для пригородного и междугороднего сообщения, а также для туризма и экскурсий.
Рис. 3.4. Движущий тротуар S-образного типа: 1 — неподвижный перрон; 2 — арматура тротуара (в упрощенном виде); 3 — пластины покрытия тротуара |
Достоинства автобуса:
• большая маневренность;
• автономность (независимость от работы других и от наличия электроэнергии);
• работа на общей сети дорог (т.е. не требует специально приспособленных путей, что минимизирует капитальные вложения);
• использование различных технологий перевозки — обычной, экспрессной, полуэкспрессной;
• возможность изменения маршрутов движения;
• удобство выхода-входа пассажиров на тротуар;
• организация экстренной перевозки по любому направлению.
Относительные недостатки:
• небольшая провозная способность;
• высокая себестоимость;
• загрязнение воздуха отработавшими газами;
• сложность запуска бензинового или дизельного двигателя в зимнее время, что требует закрытого хранения;
• большой расход топлива.
Достоинства автобуса делают его применение незаменимым в любых городах. Даже при наличии метрополитена этот вид транспорта необходим, так как расстояния между остановками автобуса 350... 500 м, а метрополитена 1... 2 км; может быть использован для подвоза-вывоза большого количества пассажиров в районы массового отдыха, спортивных мероприятий при чрезвычайных неблагоприятных ситуациях — отключении электроэнергии вследствие обрыва, аварий и т. п.
Автобусы отличаются большим разнообразием типоразмеров, что связано с различной сферой использования. Автобус может работать как единственный вид транспорта в отдельных районах города, как подвозящий поток пассажиров из новых микрорайонов к основным видам транспорта с большой провозной способностью, может перевозить сотрудников отдельных учреждений и предприятий к местам приложения труда, школьников в школы.
За рубежом, особенно в тех городах, где всего два вида транспорта — метрополитен и автобус (например, в Лондоне) — на отдельных улицах применяют скоростной автобусный транспорт с выделением специальной полосы движения, въезд на которую запрещен остальному транспортному потоку (Вашингтон, Брюссель, Париж и др.). В Москве также выделили полосы для наземного пассажирского транспорта на многих городских артериях с наибольшим пассажиропотоком, их выделение продолжится в будущем. В Бостоне (США) для движения автобуса построен специальный тоннель. В некоторых зарубежных городах автобус имеет приоритетное движение на «зеленую волну».
К туристско-экскурсионным автобусам предъявляют дополнительные требования не только по комфорту (отоплению, вентиляции, искусственному освещению каждого места салона, удобству кресел (по типу самолетных), наличию гардероба, буфета, туалета), но и по обзорности, видимости, а главное полной безопасности движения (например, окна с термически обработанным стеклом) и др.
Фуникулеры и канатные подвесные дороги применяют в городах и курортной местности с гористым рельефом для связи районов города друг с другом, зонами отдыха, спортивными комплексами. Такой вид транспорта распространен например в Грузии, Армении, Швейцарии, Австрии, Болгарии, Чехии и многих других.
Провозная способность фуникулеров и канатных дорог невелика, но они удобны для городов с гористой местностью и являются вспомогательным транспортом локального (ограниченного) значения.
Фуникулер представляет собой рельсовый вид электрического городского транспорта, в котором вагоны движутся с помощью прикрепленного к ним каната, скользящего по роликам, расположенным между рельсами. Ширина колеи примерно один метр. Двигатели для тяги каната располагаются на стационарных приводных станциях. Для повышения безопасности движения есть специальные тормозные устройства. Вагоны фуникулера и площадки посадки — высадки пассажиров вследствие больших уклонов имеют ступенчатое расположение кабин.
Дорога может быть одно- и двухпутная. Для повышения провозной способности однопутной дороги делается развязка примерно на середине пути, где встречаются вагоны, идущие в разных направлениях (рис. 3.5).
Канатные дороги могут иметь индивидуальные места для пассажиров или кабины на несколько человек. Бывают двух видов: с одним тяговым канатом, к которому подвешиваются кабины (канат передвигается вместе с кабинами); или с двумя — один тяговый, другой несущий, к которому подвешиваются кабины на роликах или
Рис. 3.5. Развязка транспортных путей фуникулера |
катках, перемещающиеся по неподвижному несущему канату. Передвижение осуществляется отдельным тяговым канатом, для привода которого наверху строится приводная станция с электродвигателями, а на другом конце дороги — натяжная станция для регулирования натяжения каната.
Такси — это городской транспорт, который используется, прежде всего, для экстренных поездок, в ночные часы перерыва в работе общественного транспорта, при перевозке пассажиров с детьми, для поездок на вокзалы, в аэропорты и речные (морские) порты, для перевозки небольших партий багажа, перевозки больных пассажиров и т.п. Для перевозки инвалидов имеются социальные специализированные автомобили такси, позволяющие перевозить людей в инвалидных колясках.
Такси не предназначено для массовых перевозок. Оно обеспечивает небольшой поток пассажиров круглые сутки. Средняя дальность поездки в черте города 3... 8 км. Отличается высокой интенсивностью эксплуатации — до 300... 400 км/сут. Наем такси может производиться по телефону, на специально выделенных стоянках, а также по просьбе пассажира при следовании автомобиля-такси в общем транспортном потоке.
Воздушный транспорт для городского сообщения имеет весьма ограниченное значение. Основная сфера его применения — это связь центральных районов города с аэродромами, которые вынесены на значительные расстояния, что создает некоторые неудобства пассажирам и увеличивает общее время поездки. Кроме того,
Рис. 3.6. Грузовой мотоцикл |
может осуществлять связь с центральным аэропортом региона в курортных зонах, доставляя пассажиров к курортным местам небольшого размера. Воздушный транспорт применяется также для связи работающего населения города с местами приложения труда при вахтовом методе на нефтепромыслах, в северных регионах и т.п.
Достоинства: повышенные скорости перевозки пассажиров (около 100 км/ч), доставка в особые места, в требовании небольших посадочных площадок.
Основные типы вертолетов пассажировместимостью от 3 до 80 чел.
Недостатки — повышенный шум и относительная опасность полетов над городом.
Велосипед долгое время использовался как прогулочное транспортное средство. Однако узкие улочки старых городов Европы, например Германии, Голландии, Эстонии затрудняют движение городского наземного транспорта. Поэтому велосипед стал использоваться как индивидуальный вид городского транспорта. Страны азиатского континента в силу неразвитости видов транспорта и перенаселенности городов широко используют различные варианты велосипеда и мотоцикла как транспорта личного пользования, так и пассажирского и грузопассажирского транспорта общего пользования для перевозки пассажиров и небольших партий груза (рис. 3.6).
Пользование различными видами транспорта снижает нагрузку на мускулатуру граждан, что приводит к различным заболеваниям, поэтому с 1970-х гг. велосипед обрел новую жизнь во многих странах из-за развивающейся гиподинамии населения[20] (табл. 3.2). Велосипед в третьем тысячелетии будет рассматриваться как фактор здоровья.
Таблица 3.2. Число велосипедов на 1 ООО жителей в некоторых странах мира
|
Для возможности безопасного использования велосипеда как транспорта города в большинстве городов мира отводятся специальные велосипедные дорожки (обычно обозначаются цветом, отличным от цвета покрытия тротуара), пользоваться которыми не разрешается даже пешеходам. В людных местах, в том числе в районе торговых предприятиях, учебных заведениях, на площадях и других элементах городской инфраструктуры, устраивают специально оборудованные велостоянки.
Водный транспорт применяется в городах как сезонный, имеет небольшой удельный вес и используется как прогулочный, для связи города с пригородной зоной и зонами отдыха или двух территорий города, расположенных по обе стороны реки. Применяют быстроходные суда типа «Метеор» и «Ракета».
Электрический самокат сигвей[ — индивидуальное средство передвижения с необычной системой балансировки для удержания человека в равновесии. Появился в 2001 г.
Достоинства сигвея:
• высокая маневренность;
• бесшумность;
• работа на электроэнергии (заряжается от розетки с запасом хода до 40 км);
• компактность (помещается в багажнике автомобиля);
• экологическая чистота;
• экономическая эффективность;
• широкая сфера использования от бытовых прогулок до охраны правопорядка.
Сигвей может быть применен в уличном потоке, парках, зонах отдыха, аэропортах, вокзалах, в крупных торговых Рис. 3.7. Сигвей центрах, использоваться для доставки почты почтальонами, патрулирования городских территорий полицией (опыт США и некоторых других стран) и т.п. (рис. 3.7). Есть модели для перевозки багажа со специально прикрепленной сумкой.
Глава 4
Транспортные коридоры
В связи с особой историей развития отдельных видов транспорта в разных странах, различия политики и экономики транспортные связи между странами стачкиваются с целым рядом проблем, мешающих интеграции отдельных транспортных систем в единую с целью уменьшения времени транспортировки грузов и пассажиров, стоимости и рисков сбоя. Упрощению связей мешает и разнообразие техники и технологий на транспорте различных стран, а также правовые и организационные барьеры. Поэтому было предложено создание так называемых транспортных коридоров.
Трансп
Поделиться:
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.126.33 (0.015 с.)