Роль логистики в организации транспортного процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль логистики в организации транспортного процесса



Перевозочный процесс начинается с получения заявки на достав­ку груза определенного наименования конкретного производителя в сфере производства конкретному получателю в сфере потребления, т.е. при наличии спроса.

Спрос — это количество продукта (товара), которое потребители (покупатели) готовы и в состоянии купить по некоторой цене из воз­можных в течение определенного периода времени. Спрос рассматри­вается совместно с имеющимися предложениями данного товара.

Предложение — это количество продукта (товара), которое про­изводитель (продавец) желает и способен произвести и предложить к продаже по конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного периода времени.

Из этих определений видно, что спрос и предложение ограничены сроком действия. Нужно заметить, что и цена на продукцию может меняться от времени и других обстоятельств. Например, изменение стоимости рубля из-за изменения цен на нефть и связанной с ней стоимость валюты, на которую идут закупки-продажи товара. Срок действия характерен и для некоторых видов транспорта. Например, у речного транспорта спрос сезонный, длится на юге примерно 240 дней, на севере 120 дней. Транспортники обязаны за такой период выпол­нить все принятые к исполнению заявки на перевозку, иначе суда мо­гут попасть на мель или замерзнуть в образовавшихся льдах.

Любая экономика построена по принципу «товар —деньги — товар», следовательно, деньги можно получить за товар только после его поступления в сферу потребления (к покупателю). Очевидно, что спрос, удовлетворенный позже срока действия спроса, или не даст реализовать товар в сфере потребления, или его произойдет не по той цене, которая была назначена в период начала спроса.

Транспорт, как отмечено ранее, обслуживающая отрасль и в усло­виях ограничения сроков доставки товара ему отводится главенству­ющая роль. Экономика в рыночных условиях потребовала разработ­ки нового подхода к формированию и реализации материального потока (потока товаров) и связанного с ним финансового потока (потока поступления и возврата денежной массы за проданный то­вар). Любая недоставленная продукция омертвляет (т. е. не дает дви­жения) вложенный в ее производство капитал. И грузы, находящие­ся в процессе транспортировки, также омертвляют этот капитал на весь период перевозки. Новый подход в экономике позволяет рас­считывать точное количество необходимого товара (объем производ­ства) и его качество, сроки изготовления в точном соответствии со спросом на данный момент времени, уровень запасов на складах, обеспечивать своевременность доставки по цепям поставки «произ­водство — транспорт — потребитель» (рис. 1.2). Наибольшие трудно-

Рис. 1.2. Цепочка поставки «производство —транспорт —потребитель»

 

сти возникают в этой цепи у транспорта, обладающего сложной си­стемой стохастического производственного процесса и производимой продукции.

Подход к ускорению доставки грузов требует от участников цепи поставок объединения усилий, прежде всего на уровне информаци­онных потоков, когда необходим своевременный и зачастую опера­тивный обмен информацией.

Метод, применяемый в настоящее время в различных отраслях экономики для оптимизации работы в цепях поставки, получил на­звание логистика. Это искусство управления материальными, ин­формационными и финансовыми потоками. Можно сказать, что это алгоритм, управляющий материальным и соответствующими ему ин­формационным и финансовым потоками, которые требуют на каж­дом этапе соблюдения определенных принципов для получения опти­мального решения. Логистика позволяет разрабатывать и контроли­ровать указанные потоки во времени и пространстве с наимень­шими затратами и максимальной приспособленностью к изменяю­щейся ситуации, в том числе в пути следования грузов.

Экономика любой страны работает по следующей схеме.

В сферах потребления Y возникает спрос Si на изготовление в сфере производства I определенного товара i конкретного качества Кi и количества Qi. Спрос Si имеет длительность ti= t1,…,tn а также направленность Li-y и является функцией от указанных величин:

Sl=f(Qi,Khti, Li-y), (1)

где Li-y — расстояние между производителем и потребителем заяв­ленной продукции.

Ни до времени ti ни после времени tn производить товар не име­ет смысла — нет спроса, нет возврата затрат. Производство начнет выпуск продукции только после поступления сигнала о возникнове­нии спроса. Поскольку транспорт обеспечивает циркуляцию товара из мест производства к местам потребления, а спрос начал действо­вать, то каждая выпущенная единица продукции должна быть до­ставлена сразу покупателю. Но стоимость транспорта, как сказано ранее, войдет в стоимость товара при продаже, поэтому с помощью логистики рассчитывается величина партии товара и время когда це­лесообразно эту партию вывозить для минимизации затрат на до­ставку с минимизацией потерь производителя. Партия товара фор­мируется на складе производителя, который играет роль буфера сто­хастической системы: при своевременном прибытии транспортного средства погрузка будет начинаться своевременно. Поэтому в логи­стике большое значение уделяется работе склада и его механизации для минимизации времени поиска груза и начала его перегрузки.

В логистике большое значение придается риску — всегда суще­ствующей опасности, следствием которой являются убытки. Напри­мер, риск несвоевременной доставки груза может привести к невоз­можности его продажи из-за потери качества. Характерный при­мер — доставка пищевых продуктов. Логистический подход к фор­мированию маршрута движения подвижного состава позволяет априори (заранее без доказательств) находить места рисков и пред­принимать определенные превентивные меры. Самым рисковым местом в процессе транспортировки можно считать места перегруз­ки грузов, при этом возможны риски: поломка перегрузочного обо­рудования, отключение электроэнергии на постах перегрузки, не­согласованность прихода транспортного средства с перегрузочным процессом и т.д.

Полноценно разработанный логистический подход позволяет соз­дать такую цепь поставки (систему), которая с наименьшими затра­тами максимально адаптируется к изменяющимся условиям для по­лучения преимущества обслуживаемого клиента по сравнению с дру­гими благодаря срокам, качеству и стоимости обслуживания спроса. Применение новых информационных технологий позволяет полу­чать оперативные данные о сбойных ситуациях, а логистика дает воз­можность рассчитать варианты изменения процесса во избежание потерь времени. Приспособляемость системы к условиям эксплуа­тации состоит в учете множества требований и ограничений прак­тики, особенно при решении задач маршрутизации. Логистика ис­пользует ситуационные методы, позволяющие на каждом этапе про­водить анализ возникающих ситуаций и разрабатывать варианты их решения. В качестве примера можно привести перевозку крупнога­баритных тяжеловесных грузов на всех видах транспорта. Первона­чально требуется сравнение параметров груза в транспортном поло­жении с допустимыми нормами транспортной сети. Затем формиру­ется маршрут, учитывающий все особенности и рисковые места на пути следования. Далее идет проверка и получение специального разрешения, которое выдается органами, отвечающими за безопас­ность на дорогах данного региона. Иногда проверка осуществляется путем предварительного натурного проезда маршрута (в случаях осо­бо больших габаритов и массы). Такая последовательность с пошаго­вой проверкой дает возможность гарантированно безопасно провезти груз по каждому участку данной транспортной сети. Возникающие риски еще на стадии проектирования системы перевозки такого спец­ифического груза могут быть устранены предупредительными мерами, например, расчетом возможности изменения параметров самой сети. К таким мерам можно отнести проведение дноуглубительных работ в районе порта, устройство настилов при проезде железнодорожного переезда и т.п. Логистический подход можно рассматривать как ме­тод, обеспечивающий гарантированное качество перевозок.

Необходимо учесть, что в определенных условиях для заказчика перевозок может быть важна ее стоимость или сроки доставки, но всегда важно качество, которое характеризуется определенными по­казателями (табл. 1.1).

Таблица 1.1. Показатели качества перевозок разными видами транспорта
    Вид транспорта  
Показатель Автомо­ бильный Железнодорожный Мор­ ской
  Повагонные отправки Мелкие отправки
Срок доставки ++ - + -
Доставка «от двери до двери» ++ -  
Надежность ++ + ++ +
Гарантированность ++ + ++ +
Сохранность + ++ ++ ++
Гибкость ++ - - -
Соответствие требовани­ям потребителя ++ - -  
Эффективность - ++ ++ ++

Примечание. В табл. 1.1 приняты следующие обозначения качества

перевозок: ++ — очень высокое качество; + — высокое; - — низкое;--------------

очень низкое.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.178 (0.008 с.)