Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Транспортные тарифы в международном сообщении

Поиск

Транспортный тариф на международные перевозки представ­ляет собой совокупность цен на перевозку внешнеторговых грузов в определенном международном сообщении.

Особенности построения тарифов в международном сообщении связаны с внешней торговлей, которую обслуживает транспорт, и конкуренцией между видами и предприятиями одного вида транс­порта и странами. Мировые транспортные рынки являются частью мировых товарных рынков.

Все отношения транспортников и обслуживаемой клиентуры стро­ятся на основе специальных соглашений и конвенций, которые под­писываются на уровне Правительства стран, участвующих во внеш­ней торговле. Естественно, что отношения между странами находят­ся в поле зрения и под контролем государства и зависят от политики каждого из государств. На международные перевозки устанавлива­ются государством квоты и выдаются специальные разрешения.

Международные перевозки осуществляются со 100%-ным страхо­ванием ответственности перевозчика за весь причиненный ущерб и оформляются на основе правил ИНКОТЕРМС, т.е. унифицирован­ных правил, разъясняющих условия купли-продажи и права и обя­занности продавца и покупателя. В правилах перечислены базисы поставки, регламентирующие отношения между грузовладельцами, в том числе для учета перехода риска (табл. 5.1). Условия договора определяют также обусловленное место отправки/получения груза, что обозначается с помощью терминов «франко», или «свободно». Франко означает, до какого пункта на пути продвижения товара транспортные расходы включаются в цену, например, «франко- завод», «франко-перевозчик», «свободно на борту».

Таблица 5.1. Основные характеристики оформления международных перевозок по правилам ИНКОТЕРМС
Категории Базис поставки Вид транспорта Условия поставки
Категория Е (отгрузка) EXW Любые виды транспорта Франко-завод (указывается название места). Переход рисков: в момент передачи товара на складе продавца
Категория F (основная перевозка не оплачена продавцом) FCA Любые виды транспорта Франко-перевозчик (указывает­ся название места). Переход ри­сков: в момент передачи пере­возчику на складе продавца
FAS Морские и внутрен­ние водные перевозки Франко вдоль борта судна (указывается название порта отгрузки). Переход рисков: в момент размещения товара вдоль борта судна
FOB Морские и внутрен­ние водные перевозки Франко-борт (указывается название порта отгрузки). Переход рисков: с момента полной погрузки на борт судна
Категория С (основная перевозка оплачена продавцом) CFR Морские и внутрен­ние водные перевозки Стоимость и фрахт (указывается название порта назначения). Переход рисков: с момента полной погрузки на борт судна
CIF Морские и внутрен­ние водные перевозки Стоимость, страхование и фрахт (указывается название порта назначения). Переход рисков: с момента полной погрузки ца борт судна
CIP Любые виды транспорта Фрахт/перевозка и страхование оплачены до (указывается название места назначения). Переход рисков: в момент доставки/передачи перевозчику

Категории Базис поставки Вид транспорта Условия поставки
  СРТ Любые виды транспорта Фрахт/перевозка оплачены до (указывается название места назначения). Переход рисков в момент доставки/передачи перевозчику
Категория D (доставка) DAT Любые виды транспорта Поставка на терминале (указывается название терми­нала). Переход рисков: в момент доставки товара на терминал покупателя
  DAP Любые виды транспорта Поставка в пункте (название пункта). Переход рисков в момент доставки товара в пункт, указанный покупате­лем
  DDP Любые виды транспорта Поставка с оплатой пошлины (название места назначения). Переход рисков в момент передачи товара в распоряже­ние покупателя

 

Базисы поставки объединены в четыре категории:

категория F. обязательства продавца минимальны и ограни­чиваются предоставлением товара в распоряжение покупателя (франко-завод). Отгрузка производится со склада продавца (Ех works), где покупатель забирает товар и сам осуществляет перевозку, т.е. самовывоз;

категория F: обязательства продавца ограничиваются отправ­кой товара, основная перевозка им не оплачена. Передача товара от продавца за счет покупателя. Базис ЕСА (франко-перевозчик), со­гласно которому грузовладелец доставляет груз до указанных пере­возчиком места и времени; FAS (свободно у борта судна) — прода­вец доставляет груз в порт отгрузки до борта судна в установленные покупателем сроки; FOB (свободно на борту) — груз доставляется непосредственно на судно в установленные сроки;

категория С: продавец организует и оплачивает перевозку без принятия на себя связанных с ней рисков. Базис CFR — оплачива­ется стоимость и фрахт до порта назначения; С IF — оплачивается стоимость, страхование и фрахт до порта назначения; СРТ — фрахт/ перевозка оплачена до места назначения. Продавец отвечает за груз


до передачи первому из возможных перевозчиков. Покупателю этот базис не выгоден; CIP — фрахт/перевозка и страхование оплачены до места назначения;

категория D: расходы и риски продавца максимальны, так как он обязан предоставить товары в распоряжение покупателя в огово­ренном месте назначения (обеспечить прибытие). Базис DAT — по­ставка на терминал груза неразгруженным с прибывшего транспорт­ного средства; DAP поставка в пункт, указанный покупателем, с грузом, подготовленным для разгрузки под таможенным контролем; DDP — поставка с оплатой пошлины. DAT и DAP могут использо­ваться как мультимодальные.

Базисы поставки отличаются также оформлением таможенных формальностей. Так, за экспортные и импортные таможенные фор­мальности в базисе EXW отвечает покупатель; за экспортные тамо­женные формальности в базисах FCA, FAS, FOB, CFR, CIF, CIP, СРТ, DAT, DAP отвечает продавец; а в этих же базисах за импортные тамо­женные формальности отвечает покупатель; в базисе DDP за экспорт­ные и импортные таможенные формальности отвечает продавец.

Базисные условия поставки разработаны с целью однозначного определения системы транспортировки, возможных рисков и других особенностей, что особенно важно при международных перевозках, где сталкиваются интересы разных фирм и государств. Как говори­лось ранее, условия базиса могут влиять на стоимость товара. Если продавец не доставляет товар (базис EXW), то он довольствуется минимальной ценой, максимальной цене соответствует базис DDP.

Сама тарифная ставка на разных видах транспорта строится по- разному. Например, тарифы на автомобильном транспорте в между­народном сообщении зависят от затрат на 1 км пути 20-тонного транспортного средства или объема кузова 82 м3 плюс расходы по страхованию, на покупку разрешений, книжки МДП и других до­рожных документов и т. д. Для транспортных средств другой грузо­подъемности существуют корректировочные коэффициенты. Тариф на обратный путь с грузом, как правило, ниже. Во всех странах, кро­ме России и СНГ, в справочных и рекламных изданиях публикуют основные тарифные ставки.

Еще один пример построения тарифных ставок — это междуна­родные тарифы на грузовые перевозки воздушным транспортом. Они устанавливаются по зонам, на которые разделен земной шар, так как перевозкой грузов занимаются всего несколько десятков мировых перевозчиков, как правило, входящих в ИАТА.

ИАТА вырабатывает тарифную политику и правила применения тарифов на конкретных направлениях (зонах). Аэропорты объеди­нены в маршрутные группы, попадающие в ту или иную зону. Тариф устанавливается за перевозку 1 кг груза между парой городов с уче­том расстояния и включает в себя затраты на погрузку и выгрузку самолета, хранение груза, выполнение необходимых технологических операций с грузом. Базовая ставка установлена при перевозке грузов на расстояние 500 км (100 %), на большее расстояние ставка снижа­ется, например, на расстояние до 5 ООО км на 33 %, более 8 ООО км — на 42 %. Ограниченная вместимость грузовых отсеков транспортных средств требует учета не только массы груза, но и его объема. Так при удельном объеме груза меньше 6 ООО см3 на 1 кг тариф взимает­ся за массу груза, в противном случае — за объем.

Существуют три вида тарифа на регулярных линиях: основной, для отправки грузов массой до 45 кг независимо от их характеристик и стоимости (если на эти грузы не установлен другой тариф); класс­ный для грузов определенного класса и стоимости на определенных маршрутах и специальный или льготный тариф для отдельных грузов в зависимости от массы отправки. Для установления специального тарифа грузы разделяют на 10 групп по 1 000 подгрупп каждая. Такой тариф применяется на определенный период и между конкретными парами городов. Специальный тариф позволяет привлекать грузы с других видов транспорта при конкуренции в данном направлении. Существуют тарифы на чартерные[30] перевозки, которые устанавлива­ются владельцами самолетов на основе сложившейся конъюнктуры. Основу такого тарифа составляет стоимость летного часа.

Более подробно построение тарифа дается в литературе по эко­номике и перевозкам на каждом виде транспорта.

Внешнеторговые взаимоотношения регулируются, как говорилось ранее, государством, например, может быть наложен запрет (эмбарго) на ввоз или вывоз отдельных видов продукции или товаров из отдель­ных стран, изменены таможенные пошлины для того, чтобы ввозимый (вывозимый) товар был неконкурентоспособен на рынке (делается в основном для защиты собственного производителя) и др.

Оплата перевозок между странами СНГ в связи с тем, что боль­шинство дорог были общими и строились на общие деньги, произ­водится по специальному Международному и Единому тарифному соглашению (с сентября 1999 г. используется Международный тран­зитный тариф (МТТ) и Единый транзитный тариф (ЕТТ)). Плата рассчитывается в швейцарских франках, на Транссибирской маги­страли — в долларах США.

Каждая железная дорога имеет право уменьшать тариф, например, за предоплату перевозки, за поставку больших объемов груза и т.д.

Тарифы на пассажирские перевозки в международном сообщении зависят от расстояния, скорости доставки, уровня комфорта и типа транспортного средства. При построении этих тарифов также при­меняется целая система льгот, прежде всего, для туристических групп в зависимости от количества лиц, за билет туда и обратно, бесплат­ный провоз багажа определенной массы и др. Для туристско- экскурсионного обслуживания, спортивных обществ и некоторых других организаций разрабатываются специальные тарифы, в том числе для чартерных рейсов. Развитие круизного судоходства позво­ляет вносить в круизный тариф стоимость всех услуг, что дает воз­можность судовладельцу снижать тариф за проезд, компенсируя свои убытки с предоставлением дополнительных услуг. Кроме того, при­быль судовладельца может быть получена благодаря широкой сети разнообразных торговых точек на судне, включая магазины беспо­шлинной торговли.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ


Глава 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1531; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.181.90 (0.009 с.)