Состав транспортной системы страны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состав транспортной системы страны



Территория Российской Федерации составляет около 17,1 млн км2, население более 143,6 млн человек (на 01.01.2014). Протяженность страны с севера на юг более 4 ООО км, с запада на восток — пример­но 10 ООО км. Границы протяженностью 60 933 км, из них 38 808 км морские. В РФ 1 029 городов, из них 14 городов с населением более 1 млн человек. По числу городов-миллионеров Россия делит с Бра­зилией 3 — 4 место в мире. Также имеются более 2 000 поселков, сел, слобод, хуторов. Территории городов обслуживаются разнообразны­ми видами транспорта, а поселки и другие поселения обслуживают­ся обычно автомобильным транспортом, прежде всего автобусами разной вместимости.

Разнообразие видов транспорта обусловлено большой террито­рией страны, наличием большого количества естественных водных путей, наличием регионов с особенностями климата (до 60 % терри­тории России с вечной мерзлотой), разнообразием ландшафта, раз­личной плотностью проживания населения и т. п.

Виды транспорта:

• магистральный — работающий на значительных территориях;

• городской, как совокупность различных видов транспорта, об­служивающих городские территории, на которых проживает населе­ние страны;

• промышленный, являющийся совокупностью специализирован­ных видов транспорта, в том числе для обслуживания конкретных предприятий различных отраслей промышленного производства.

К магистральному относятся железнодорожный транспорт; во­дный (морской и речной транспорт); автомобильный транспорт; тру­бопроводный транспорт; космический транспорт; транспорт энергии и информации.

К городскому относятся железнодорожный городской и пригород­ный транспорт; метрополитен; скоростной трамвай; трамвай; трол­лейбус; автомобильный транспорт: автобус, маршрутное такси, так­си; монорельс; фуникулер; канатные дороги; движущийся тротуар; вертолет; велосипед, сигвэй.

К промышленному относятся железнодорожный транспорт, ра­ботающий внутри предприятия; автомобильный транспорт, специа­лизированный для данного предприятия; трубопроводный для об­работки груза внутри предприятия; речной транспорт; конвейеры; канатно-подвесные дороги; монорельсовые промышленные дороги; пневмо-и гидротранспорт.

Железнодорожный транспорт наиболее развитой и технически оснащенный, что связано с его конструктивными особенностями, историей развития и ролью в экономике. Железнодорожный транс­порт перевозит преимущественно массовые дешевые грузы на сред­ние и дальние расстояния, что особенно важно для экономики на­шей страны, являющейся по определению сырьевой. Пассажиры перевозятся в пригородной зоне и на средние расстояния. На сред­них и дальних расстояниях железная дорога конкурирует с более ско­ростным воздушным транспортом, а в летний период на коротких и средних расстояниях — с речным. Используется для туризма.

В рыночных условиях железная дорога в разных странах мира, осо­бенно в США, одно время утратила свои позиции из-за невысоких скоростей. Но экологические преимущества железных дорог, работа­ющих на электротяге, научные достижения в повышении скоростей до 500 км/ч и более, а также возможность перехода с одной ширины колеи на другую без остановки возвращают былую роль железнодо­рожному транспорту. Себестоимость[2] относительно невысокая.

Автомобильный транспорт — постоянно развивающийся вид транспорта особенно при рыночных отношениях в экономике. Ши­роко используется в перевозках разнообразной номенклатуры грузов на короткие расстояния, характерные для города и пригорода, и сред­ние расстояния (пригород и межгород). Если раньше эффективным расстоянием для автомобильного транспорта считалось предельно 200 км, а при перевозке в контейнерах до 400 км, то в рыночных условиях расстояние увеличилось до 400 км и более. Эффективность достигается увеличением грузоподъемности автомобиля, наличием обратной загрузки, применением более совершенных технологий перевозки (контейнеризация, пакетирование, интермодальность). Увеличение грузоподъемности требует усовершенствованных авто­мобильных дорог.

Самая широкая сфера деятельности используется в городе, при­городе, регионах, в межрегиональном, междугородном и междуна­родном сообщениях как самостоятельный, а в мультимодальных си­стемах как подвозящий (вывозящий). В сельскохозяйственных ре­гионах практически единственный вид транспорта для перевозки грузов и пассажиров. Широко используется для туризма и экскурси­онного обслуживания как самостоятельный и как обслуживающий другие виды транспорта.

Себестоимость высокая, экологически грязный транспорт.

Внутренний водный, или речной, транспорт наиболее ранний в истории развития человечества. В России более 2,5 млн рек, но в большинстве зимой ледостав, и более 2 млн озер. Появление более прогрессивных видов транспорта и определенные недостатки речного уменьшили его значение. Однако в некоторых регионах нашей стра­ны, а именно в Сибири (реки Обь, Иртыш, Лена и др.) и на Дальнем Востоке (река Амур), где практически нет других видов транспорта, он широко используется в навигацию[3] территориями, расположенны­ми вдоль бассейна рек. По волжской речной системе осуществляется 2/3 внутренних водных перевозок Российской Федерации. По рекам перевозят массовые дешевые грузы, а пассажиров перевозят на сред­ние и дальние расстояния в отдельных регионах. Широко использу­ется как круизный на больших и малых реках и озерах.

В международном сообщении задействовано 500 портов стран Ев­ропы, Африки и Азии. Российская Федерация имеет широкие связи со Скандинавскими странами, Голландией, Германией и др., чему способствует широкая сеть каналов, построенная частично еще до революции.

Себестоимость внутреннего водного транспорта при перевозке отдельных грузов немного ниже, чем на железнодорожном транс­порте.

Морской транспорт относится к старейшим видам транспорта. Большее значение имеет в межконтинентальном сообщении. В Рос­сии 14 морей, основная часть которых расположена на севере стра­ны в районе Северного Ледовитого океана. Береговая линия состав­ляет 37 653 км. Используется в регионах, прилегающих к морям. Применяется для перевозки массовых недорогих грузов, в том числе экспортно-импортных, и прежде всего сырья, продаваемого нашей страной. Себестоимость перевозок низкая.

Особое значение имеет морской транспорт в обслуживании се­верных территорий России, прилегающих к Северному морскому пути в связи с отсутствием в данном регионе других видов транспорта.

В пассажирских перевозках используется в основном как круиз­ный.

Воздушный транспорт используется главным образом как пас­сажирский на средние и дальние расстояния. Его применение в гру­зовых перевозках ограничено, прежде всего, из-за высокой стоимо­сти. Пассажиры имеют право выбора — могут использовать более дешевый вид транспорта, но менее скоростной. Отличается от осталь­ных видов транспорта возможностью осуществлять специфические виды деятельности (см. подразд. 2.6).

Себестоимость перевозок высокая.

Трубопроводный транспорт осуществляет перекачку жидких и газообразных грузов на любые расстояния. Перевозка твердых гру­зов в настоящее время ограничена.

Себестоимость транспортировки грузов самая низкая.

Транспорт энергии и информации (электроволновой) обеспе­чивает потребности жизнедеятельности общества и создает условия эффективного развития отраслей промышленности. Электроэнергия поступает из определенных регионов страны, где построены гидро­электростанции, тепловые и атомные станции, по специальным пу­тям на всю территорию страны и за рубеж. Количество передаваемой энергии неустанно растет.

Передача информации способствует связи отраслей экономики, эффективности транспортного процесса и обеспечивает обороно­способность страны.

Космический транспорт в настоящее время представляет собой отдельную отрасль по перевозке грузов и пассажиров на околозем­ную орбиту. Широко используется в научных целях, на станциях про­водятся различные эксперименты. Космические аппараты применя­ются также для передачи информации. Применяемая в настоящее время телематика[4] дает оперативную информацию о погрузке-раз­грузке транспортного средства, о месте нахождения груза, о взаимо­действии видов транспорта и др. посредством разнообразных систем и в первую очередь системы ГЛОНАСС[5].

Городской транспорт — это комплекс видов транспорта, обслу­живающий трудовые, деловые и культурно-социальные поездки жи­телей населенных пунктов, а также перевозку грузов, необходимых для жизнедеятельности людей.

Промышленный транспорт обслуживает конкретное предпри­ятие и находится на его балансе. Разнообразие видов промышлен­ного транспорта, применяемых на конкретном предприятии, зависит от выпускаемой продукции, размеров территории, разбросанности цехов по территории и др. Перевозки осуществляются со склада в цех, из цеха в цех, из цеха на склад, к магистральному железнодо­рожному транспорту, на котором ввозится сырье или полуфабрика­ты и вывозится готовая продукция или полуфабрикаты.

Себестоимость зависит от работы обслуживаемой отрасли.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 2101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.118.95 (0.011 с.)