![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Затраты транспорта и транспортные издержки потребителейСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Тариф является ценой на транспортную продукцию. Тариф — это система ставок, по которым взимается плата за оказание транспортных услуг. Тариф должен обеспечить транспортному предприятию возмещение необходимых затрат (прежде всего себестоимости), а также сокращение транспортных затрат в конечной цене перевозимой продукции отраслей (в этом проявляется социальное значение транспорта). Установление цены на свою продукцию — одна из основных проблем любого транспортного предприятия, так как от цены зависит объем продаж, конкурентоспособность в рыночных условиях, доход, положение на рынке, финансовая и деловая устойчивость предприятия. Опыт формирования и применения транспортных тарифов в развитых странах мира показывает, что тарифная политика рассматривается как единая ценовая политика экономики страны в связи с особой ролью транспорта. Увеличение транспортной составляющей, как части конечной стоимости товара, может привести на рынке к неконкурентной способности продукции обслуживаемой отрасли. Транспортные тарифы формируют доходы транспорта, но при этом являются транспортными издержками потребителя, который платит за оказываемые ему транспортом услуги. Получается как бы парадоксальная ситуация — грузовладельцы хотят получить услуги по более низким ценам, что даст им возможность не увеличивать цену на производимый ими продукт, а транспортники желают продать свою продукцию по более высокой цене для получения не только вложенных затрат на транспортировку, но и прибылей для дальнейшего развития предприятия. Поэтому предприятия договариваются о конкретной цене с учетом, в том числе, дополнительных требований потребителя, т. е. правильнее говорить о тарифном (ценовом) соглашении. При назначении цен на транспортные услуги рассчитывается, прежде всего себестоимость — затраты на производство единицы своей продукции, которая должна рассматриваться как нижняя граница цены, средние цены на рынке подобных услуг и предельная платежеспособность потребителя, которая должна рассматриваться как верхняя граница цены. Специфика разных видов транспорта, имеющих разные сферы деятельности и оказывающих различные услуги потребителям, отражается на себестоимости, следовательно, и на цене его услуг. Поэтому естественно, что транспортные издержки по разным видам транспорта различны.
Себестоимость автомобильного транспорта самая высокая, а трубопроводного, транспортирующий лишь узкую номенклатуру груза, самая низкая. В пассажирских перевозках наиболее дорогим является метрополитен, наиболее дешевым железнодорожный городской транспорт и трамвай. Абсолютная величина тарифной ставки, основу которой составляет себестоимость, зависит от конъюнктуры[25] транспортного рынка, спроса и предложения на транспортные услуги. Так как тариф обладает регулирующей и социальной функцией, влияющей на размещение и использование производства, цену готовой продукции, а следовательно на положение отдельных отраслей, то государство любой страны мира осуществляет определенный контроль за ценами и регулирует транспортные тарифы, особенно на отдельных территориях, видах транспорта или видах перевозок. Так, в нашей стране это, прежде всего, районы Крайнего Севера и Дальнего Востока и приравненные к ним, а также повсеместно область пассажирских перевозок. Основу тарифной платы составляет расстояние перевозки, размер единовременной отправки, транспортная характеристика груза (класс груза), специализация подвижного состава, территориальные условия выполнения перевозок. Каждый из этих факторов обладает объективным характером и оказывает существенное влияние на уровень тарифов. Тарифы подразделяются по виду перевозок на грузовые и пассажирские; общие (для основной номенклатуры грузов), исключительные (для отдельных грузов или условий перевозки), специальные (для специфических услуг), повременные (по времени занятости транспортного средства) и др. Грузовые и пассажирские тарифы различают по виду сообщения (городские, междугородние, международные и т.д.); скорости движения (обычная, скорая, пассажирская, экспресс); виду отправки (мелкая, повагонная, судовая и др.); типу подвижного состава и другим признакам. Транспортные тарифы: • государственные — регулируются на федеральном уровне; • региональные или местные — согласовываются с региональными и местными властями;
• отраслевые — устанавливаются отраслевыми транспортными организациями; • свободные — устанавливаются предприятиями; • договорные — устанавливаются по договору с потребителями; • контрактные — заключаются на единичную или долговременную перевозку. Как правило, конфиденциальные[26]. На рынке цены могут колебаться в значительных пределах, что связано не только с возможностью предприятий, но и в значительной степени с колебаниями спроса и предложений, видом транспорта и т.д. Широко используется ценовая дискриминация, т. е. ограничение или уменьшение. В этом случае цена устанавливается в зависимости от условий продаж и, прежде всего, от объема потребления или доходов покупателей с учетом преференций.[27] Примером такого подхода могут быть пассажирские перевозки, где широко применяется система преференций. Например, сезонные скидки с транспортных тарифов на зимний период для поездок в пригородную зону, льготы пенсионерам (в отдельных городах разных стран пенсионеры могут ездить бесплатно или за невысокий процент стоимости полного билета), студентам, постоянным клиентам, «семейный тариф» (при поездке семьи дети перевозятся бесплатно или за небольшой процент в зависимости от возраста), продажа заказанных, но невостребованных перед отъездом, билетов со значительной скидкой и др. Ценовая политика требует от предприятия четкого знания модели рынка, ценовой политики конкурентов, возможностей своего производства, наличия информации о будущем состоянии рынка. Здесь большую роль играет так называемый бизнес-план, т. е. детальный расчет указанных выше факторов с учетом возможностей развития предприятия в будущем. Рост рыночных цен может привести к экономической и социальной опасности в государстве, поэтому одна из обязанностей государства состоит в регулировании цен. 5.2. Ценообразование в условиях рынка Виды транспорта в единой транспортной системе страны работают в различных условиях, могут быть монополистами, как бы диктующими свои условия, или работать в условиях конкуренции, т.е. у каждого вида транспорта в силу его специфических особенностей своя сфера деятельности по расстоянию, номенклатуре грузов и т. п. Цель расчета цены на услугу — обеспечение возмещения тарифами затрат и получение необходимого уровня прибыли предприятий при более полном учете требований потребителей для повышения качества обслуживания. Кроме того, необходимо усиление стимулов и санкций за соблюдение взаимных обязательств, а главное — создание условий эффективного функционирования и транспортных предприятий и предприятий отраслей. На тариф воздействует в значительной мере тип рынка. Рынок — это сфера обмена по законам товарного производства, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (предъявителей предложений, т.е. товаров или услуг). Субъекты рыночных отношений — свободные товаропроизводители согласовывают свою деятельность с потребностями рынка, определяют цены и распоряжаются своими доходами, отвечая своим состоянием. При неблагоприятных обстоятельствах они могут перейти в разряд банкротов[28] и покинуть рынок. Сегодня в сфере транспортного рынка наряду с рынком перевозок стал развиваться рынок инфраструктурных услуг — экспедирование, перегрузка, предоставление складов, терминалов и др., что дает возможность транспортным организациям сделать процесс перевозки более независимым от грузовладельцев и получать дополнительные доходы при улучшении качества обслуживания.
Предприятие должно постоянно работать над эффективностью своей ценовой политики, изменяя ее в зависимости от типа рынка, условий на рынке, оценки спроса и предложений, анализа цен и товаров (услуг) конкурентов и т.д. Например, для удержания или завоевания нового клиента, для борьбы с конкурентом предприятие может снизить вплоть до уровня себестоимости цену на свою продукцию. Такой прием используется как временная мера, потому что без определенной прибыли предприятие существовать не сможет. При этом для других клиентов или других видов груза оно может завысить цену. В случае выхода на рынок с новой услугой предприятие может установить на определенный период времени максимальную цену до появления конкурентов с аналогичной услугой или, наоборот, с минимальной ценой для рекламы новой услуги. Цены на рынке зависят от специфики производства и потребления транспортных услуг, т. е. типа рынка, в котором работает данный вид транспорта. Существуют четыре типа рынка: • свободной (чистой) конкуренции — множество продавцов и покупателей однородной продукции. В этой ситуации никто не может серьезно повлиять на рыночную цену; • монопольный рынок — один потребитель устанавливает цену многим производителям, что заставляет производителя устанавливать объем своих продаж (производств). При наличии такого рынка имеется, как правило, государственное регулирование на федеральном или местном уровне; • монопольный конкурентный рынок — разновидность монопольного при дифференциации товаров по различным признакам, что создает монополию на всем рынке или его определенном сегменте; • олигополъный рынок — небольшое число производителей, не дающих простой возможности проникновения других на данный рынок, и множество потребителей. Различают также рынки оптовых и розничных услуг, например: грузовые перевозки — это оптовые услуги; пассажирские — розничные. На цену транспортной услуги влияет тип рынка. Стратегия ценообразования заключается в логической увязке целей, возможности и средств предприятия и состоит в установлении такой цены и возможностей варьирования последней в зависимости от ситуаций на рынке, чтобы удовлетворить свои нужды и цели с ориентацией на потребителя. В связи со спецификой сфер обслуживания, технологий производства каждый вид транспорта работает в своем пространственном рынке. По исследованиям отечественных и зарубежных ученых установлен уровень, при котором субъект рынка может определять ценовую политику, т.е. уровень монополизма. Так, монополистом в нашей стране считается фирма, организация, предприятие, доля которого на рынке превышает 35 %; в Англии — более 25 %; Германии более 1/3 рынка при определенных доходах; Австрии — более 50 % при обслуживании всего рынка 2 — 3 предпринимателями или если предприятие находится среди четырех крупнейших, общая доля которых на рынке более 80 %; Америке — если четыре крупнейших предприятия обслуживают 75 % рынка.
В связи с особенностями транспортных рынков нашей страны и выходом на рынок физических лиц можно отнести каждый вид транспорта к следующему типу рынка. Так, железнодорожный транспорт в нашей стране является естественным монополистом. Объективность его монополизма исходит из того, что, во-первых, большая часть страны связана широкой сетью железных дорог в единое пространство при максимальном обеспечении грузопотоков определенных регионов и зачастую при отсутствии других видов транспорта. А во-вторых, железная дорога осуществляет более 35 % грузооборота. Уровень тарифов и их дифференциация (различие при разных условиях) определены Прейскурантом № 10-01 (базовый документ). Изменения тарифов вносятся при непосредственном участии Правительства. Автомобильный транспорт имеет отраслевой и региональный характер, большая часть предприятий частных (индивидуальных), что создает условия для работы на рынке свободной конкуренции. Благодаря своим достоинствам — большей скорости доставки и возможности перевозки «от двери до двери» клиентов — автомобильный транспорт в региональном обслуживании играет все более значимую роль, отвоевывая новые сегменты рынка и конкурируя с другими видами транспорта. Это подтверждается мировым опытом работы автомобильного транспорта за рубежом, где расстояния его перевозок значительно больше отечественных. Тарифы не регулируются государственными органами, т.е. свободные, а тарифные ставки рассчитываются или самими перевозчиками или индексируются ставки тарифа Прейскуранта № 13-01. На автомобильном транспорте введены свободные тарифы по грузовым перевозкам и регулируемые по пассажирским. Договорные тарифы должны устанавливаться по согласованию с местными властями для социально важных, но, как правило, убыточных перевозок — обслуживание больниц, школ, интернатов, снабжение хлебобулочными изделиями и другими с дотациями или льготным кредитованием. Речной транспорт в силу своей специфики монополист в районах прилегания к рекам в сезон для определенной группы грузов. Тарифы на перевозку не регулируются (свободные), а услуги портов или рассчитываются перевозчиками, или индексируются ставки тарифов Прейскуранта № 14-01 (базовый документ). Тарифы регулируются на пассажирских перевозках и в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
Договорные тарифы должны быть на основе изучения платежеспособности населения в городах, пригородах, имеющих речной транспорт, местном сообщении и на переправах, а также в межобластном сообщении на пассажирских перевозках. Морской транспорт работает в двух типах рынка: при трансконтинентальных перевозках (загранплавание) он входит в небольшое число международных перевозчиков, работающих в олигополь- ном мировом фрахтовом рынке; при региональных перевозках внутри страны (каботажное плавание) морской транспорт естественный монополист, прежде всего в районах Крайнего Севера (Северный морской путь) и Дальнего Востока из-за отсутствия других видов транспорта. Здесь имеет место государственное регулирование тарифов, так как это особая экономическая зона, имеющая большое социальное значение для страны. Население этих зон живет в более тяжелых условиях, чем остальное население страны, поэтому Правительство обеспечивает так называемый северный завоз продуктов в эти регионы. Тарифы определяются условиями рынка морских перевозок, а тарифы на перегрузочные работы и различные сборы в морских портах регулируются государственными органами. Свободные тарифы в каботажном плавании при регулировании тарифов в районах Крайнего Севера и приравненных к нему. Ледокольный флот из-за его высокой стоимости и дороговизны эксплуатации государство дотирует, так как его работа в целом убыточна на 15 %, а в районах Арктики убыточна на 26,6 %, но он обеспечивает безопасность и саму возможность перевозок. Воздушный транспорт является монополистом по перевозкам пассажиров на большие расстояния и по специфическим видам работ (сфер деятельности). Тариф на перевозку свободный, рассчитывается каждым перевозчиком, но услуги аэропортов регулируются государственными органами по установленному перечню работ и услуг. Договорные тарифы возможны в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока и в регионах при отсутствии других видов транспорта с дотацией[29] транспортных предприятий. Необходимо вводить систему штрафов за нарушение качества обслуживания, что делается во всем цивилизованном мире. Трубопроводный транспорт является естественным монополистом при транспортировке газа и жидких грузов, к тому же доля его в грузообороте более 50 %. Транспорт энергии также является монополистом. Грузовые тарифы Особенности построения грузовых тарифов на различных видах транспорта зависят, прежде всего, от вида груза, поэтому на всех видах транспорта существует Единая тарифно-статистическая номенклатура грузов (ЕТСНГ), в которой указывается класс груза, связанный с использованием грузоподъемности транспортного средства. На железнодорожном транспорте грузовой тариф дифференцирован по таким признакам, как класс, количество и отличительные признаки груза (жидкий, твердый); расстояние перевозки; вид отправки (повагонная, мелкая, отправка в контейнере и др.); тип вагона (универсальный, специализированный и т.п.); вид сообщения (прямое, смешанное, международное); номер тарифной схемы (по специальному классификатору маршрутов); сбор за уборку вагонов, сопровождение грузов, хранение и т.п. операции. Уровень тарифов для сырьевых и массовых дешевых грузов ниже за счет тарифа на другие грузы. Для перевозок крупногабаритных тяжеловесных грузов на специализированном подвижном составе введен специальный тариф. Введены свободные тарифы на услуги, которые железная дорога не обязана предоставлять, но оказывает по просьбе потребителей, например, за досрочную доставку в новых типах вагонов, розыск грузов до истечения срока доставки, переадресацию грузов, находящихся в пути, и др. Могут быть и договорные тарифы (обычно как надбавки к действующим) при повышенном качестве обслуживания, например при подаче вагонов по графику потребителя. Существует система штрафов за различные нарушения, например, задержку в пути или при перегрузочных работах; за грязный вагон и др. Применяется исключительный тариф для особых условий, например, в районе о. Сахалин тариф повышен на 200 %. При перевозках в контейнерах установлен льготный тариф на 25 % ниже обычного, что объясняется меньшим временем переработки и возможностью применения более дешевых вагонов-платформ. Существует широкая система скидок (до 30 % и более) для привлечения клиентуры и объемов на железнодорожный транспорт, например, при предоплате перевозок, за повышенную величину отправок, за отправку маршрутными поездами и др. На автомобильном транспорте основным документом, регламентирующим формирование свободных тарифов является «Временный порядок установления и применения тарифов на перевозки грузов автомобильным транспортом в РФ», а также Прейскурант 13-01 (базовый документ — основа определения конкретных тарифов). Существуют следующие тарифы: • сдельный тариф — устанавливается за перевозку одной тонны груза определенного класса конкретной массы отправки в зависимости от расстояния перевозки. Применяется чаще всего при перевозке основной массы наиболее дешевых грузов, особенно, если перегрузочные работы не представляют большой сложности; • тариф из условия платных автотонно-часов за 1 автотонно- час и каждый километр пробега с грузом применяется при перевозке той номенклатуры грузов, где могут быть задержки при перегрузочных работах (автопредприятие как бы страхует свои возможные потери времени, а следовательно, и потерю производительности). В настоящее время используется редко; • повременный тариф за время использования транспортного средства в зависимости от его грузоподъемности и за каждый километр пробега применяют обычно при перевозке такой номенклатуры грузов, где время на передачу груза может значительно превосходить время перевозки. Это касается, прежде всего, торговых грузов, где необходимо взвешивание, счет и т.п. действия, а также оформление значительного количества документов; • тариф из покилометрового расчета — зависит от грузоподъемности транспортного средства и километража. Применяется в отдельных случаях, например, для доставки автомобиля клиенту; • договорные тарифы — устанавливаются при особых требованиях заказчика, за особое качество или сложность перевозки. Применяются в отдельных случаях, например, при перевозке крупногабаритных тяжеловесных грузов, отличающихся особой сложностью перевозки и, как правило, пониженными скоростями движения. Или при требованиях клиента доставки в более сжатые сроки его груза. Тарифы учитывают разные дорожно-климатические условия региона с помощью поясных коэффициентов. С помощью коэффициентов или надбавок учитываются и другие особенности перевозки, например, применение специализированного подвижного состава. На внутреннем водном транспорте тариф свободный, устанавливается за 1 т груза (по классам), району плавания и расстоянию, партионности отправки (судовые, сборные, мелкие), по ставке за начально-конечную операцию, схемам движенческих операций, ставкам сборов на перегрузочные работы, взвешивание, хранение и др. Мелкой отправкой считают массу груза менее 20 т (тариф повышается на 60 % против судовой отправки), сборной считается отправка массой более 20 т (тариф повышается на 20 % против судовой). Тариф устанавливают обычно путем введения коэффициентов к Прейскуранту или предприятие рассчитывает тариф на основе реальных затрат. Исключительный тариф устанавливается по пароходствам. Применяются различные виды штрафов и премий, например, «диспач» — премия за досрочную погрузку судна. Договорные тарифы применяют при сокращении норм времени доставки, использовании специализированных судов, при завозе грузов на малые реки с ограниченным сроком навигации и др. Тариф морского транспорта зависит от вида груза, типа плавания (заграничное или каботажное), вида сообщения (прямое или смешанное), региональных природно-климатических особенностей морских бассейнов, типов подвижного состава (рефрижератор, ролкер, лихтер и др. — специальный тариф). Тариф строится по принципу двух ставок, т.е. с учетом стоимости 1 тонно-мили (движенческая операция) и стоимости стояночной операции за 1 т груза. Движенческая ставка для сухогрузов зависит от удельного объема 1 т груза и совместимости грузов при перевозке; стояночная — по группам портов для 12 групп сухогрузов. Для наливных грузов движенческая ставка единая по бассейнам и несколько групп ставок для стояночной операции по типу груза: сырая нефть, масла, спирты и др. Тариф рассчитывается как сумма стояночных ставок и произведения движенческой ставки на среднее расстояние по тарифному поясу, а также дополнительных плат, сборов, штрафов за простой судов (демередж) и т.д. Тариф на услуги по перегрузке в портах, сборы за проход по внутренним водным путям иностранных судов, использование ледокольного флота и другие работы регулируются государством. К регулируемым портовым сборам относят сборы за использование маяка, причалов, якорей, лоцманских судов, навигационной техники и др. Ставки портовых сборов дифференцированы для российских судов в каботажном или загранплаваний и для иностранных судов. По морским бассейнам устанавливаются сборы за работу ледоколов на трассе Северного морского пути. Они взимаются с клиентуры круглогодично, хотя сопровождение ледоколом идет не всегда, но ледокол обеспечивает саму возможность перевозки. Перегрузочные работы, хранение груза и выдачу его, учет и другие работы проводят в порту стивидорные компании, являющиеся отдельной структурой внутри порта. Тарифы для заграничного плавания строятся на иных принципах. Морской транспорт в загранплаваний осуществляет перевозки между странами с различными Законами и принятыми требованиями и, как правило, в смешанном (мультимодальном) сообщении, поэтому он должен ориентироваться на базисные (основные) условия поставки как общепризнанные международные обычаи, которые должны выполняться любой участвующей стороной. Здесь основную роль играют условия поставки, а главное — момент перехода ответственности за груз или риски. Условия поставки разработаны Международной торговой палатой в виде правил ИНКОТЕРМС. Выбор условий зависит от множества причин, среди которых конкуренция на рынке импортера, солидность грузовладельцев, политические риски и др. Если на рынке спрос превышает предложение, то скорее покупатель сам перевезет товар для более быстрой реализации, в противном случае покупатель может ждать, когда ему товар доставят «на дом». Если производитель — солидная фирма, то она может перевозить свои товары крупным покупателям, а мелкие будут забирать товар у нее на складах. Здесь возможны различные варианты. Условия поставки влияют на отпускную цену товара, т.е. при неучастии производителя в процессе перевозки отпускная цена на его продукцию будет меньше, так как транспортные затраты будет оплачивать сам покупатель. На воздушном транспорте применяется свободный договорной тариф (тарифное соглашение) с дифференциацией по расстоянию. В глубинных районах, где отсутствуют другие виды транспорта, применяют повышенный до 70 % тариф. Деятельность аэропортов подлежит государственному регулированию, а стоимость его услуг в стоимости грузовой перевозки или билета не больше 15...20%. Например, обеспечение безопасного взлета и посадки для самолета ТУ-154 обходится примерно в 700 долл. США. Ценовое регулирование деятельности аэропортов производится с соблюдением рекомендаций международных организаций. На территории аэропорта должны производиться следующие виды работ: посадка самолета (включая руление), взлет, диспетчерское обслуживание при подходе и на территории аэропорта, пользование местами стоянки, обработка грузов, обеспечение безопасности и др. Тариф на трубопроводном транспорте устанавливается по каждому трубопроводу, что связано с различными условиями эксплуатации, следовательно, и различными расходами. Тариф на транспорт энергии ведомственный.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1744; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.1.182 (0.018 с.) |