Морской транспорт: особенности, сферы деятельности, проблемы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Морской транспорт: особенности, сферы деятельности, проблемы



Морской транспорт — вид транспорта, осуществляющий пере­возку грузов и пассажиров морскими судами на международных и внутренних (каботажных[15]) линиях. Используется, прежде всего, как межконтинентальный транспорт для международных перевозок мас­совых навалочных и наливных грузов и контейнеров. В пассажир­ских перевозках имеет ограниченное значение, используется как кру­изный.

Территория Российской Федерации омывается водами 12 морей, относящихся к трем океанам. Наша страна входит в десятку круп­нейших морских стран мира. Различают внешнее заграничное пла­вание и внутреннее каботажное. Широко используется фрахт. Ско­рости на морском транспорте довольно низкие, измеряются в узлах[16].

Понятие «путь сообщения» на морском транспорте специфич­но — это морские линии (линейное судоходство), определенные, за­ранее установленные направления (линии), используемые для про­ходки судов.

Основные технико-эксплуатационные особенности и досто­инства:

• возможность обеспечения массовых межконтинентальных пере­возок;

• небольшие первоначальные вложения в транспортные пути;

• низкая себестоимость перевозки;

• незначительные затраты энергии (топлива);

• высокая производительность;

• практически неограниченная пропускная способность;

• высокий уровень механизации перегрузочных работ;

• большой каботаж выгоднее железнодорожных перевозок в не­сколько раз.

Относительные недостатки'.

• создание дорогостоящих портовых хозяйств с высоким уровнем механизации;

• ограниченное применение в прямом сообщении;

• низкие скорости;

• зависимость от климатических условий (сильных туманов, те­чений, ледоставов в устьях портов);

• незначительная эффективность в малом каботаже;

• возможные экологические проблемы при перевалке грузов и обработке судов.

Проблемы и тенденции развития:

• повышение скорости судов;

• создание новых и модернизация старых типов подвижного со­става;

• применение специализированных судов; системы «река—море», ролкеров, паромных переправ, лихтеровозов, контейнеровозов и дру­гих;

• внедрение новых силовых установок;

• совершенствование навигационных систем (до 30 % аварий из- за их несовершенства);

• строительство плавучих причалов, глубоководных портов для безопасной приемки и обработки крупнотоннажных судов;

• расширение ледокольного парка;

• строительство трубопроводов в акватории портов;

• увеличение грузоподъемности кранов (в России максимальная грузоподъемность у крана «Витязь» — 1 600 т, в Японии существуют краны грузоподъемностью до 3 ООО т).

Особое значение для морского транспорта имеет перевозка гру­зов в контейнерах, так как в 5 — 8 раз ускоряется перевалка грузов. Так как норма перегрузки 20-тонного контейнера — 1,5 мин (при механизированной перегрузке большегрузными портовыми крана­ми), то за 1 ч можно переработать 800 т груза, на что при другой таре необходимо 75 ч. Производительность труда на погрузке-разгрузке повышается в 10— 15 раз. Около 50 % тарно-штучных грузов за ру­бежом возят в контейнерах. Можно построить контейнеровозы на 5 000 контейнеров, но время перегрузки съедает эффект от контей­неризации. В судах Ро-Ро используют для ускорения перегрузки са­моходную технику или грузовые лифты для вертикального переме­щения грузов.

Классификация подвижного состава морского транспорта (рис. 2.5).

Максимальная грузовместимость морских судов равна 564,7 тыс. т в Японии (длина 485 м, ширина до 65 м) и 150 тыс. т в России. Она ограничивается мелководностью пролива Босфор и Дарданеллы (основные «ворота» России при зафанплавании), а за рубежом огра­ничивается глубиной Панамского канала. Важными характеристиками являются главные размерения судна (длина, ширина, высота борта, осадка) и вместимость — объем внутренних помещений, измеряемый регистровыми тоннами (1 регистровая тонна равна 2,83 м3).

Сухогрузы составляют 2/3 флота и отличаются большим разно­образием конструкций и материалов, что связано с особенностью перевозимых грузов. Например, в зерновозах груз придавливается специальными крышками для предотвращения перемещения зерна на одну сторону, у рудовозов делают двойное дно, заполненное бал­ластом для устранения поперечных колебаний, в танкерах для умень-



 


Рис. 2.6. Ледокол «50 лет Победы» в Арктическом бассейне

 

шения коррозии корпус делают из коррозионно-стойкой стали, би­металла, используют различные покрытия. Наиболее сложные кон­струкции для перевозки химических грузов из-за их агрессивности, кроме того, 30 % химикалий несовместимы друг с другом.

Пассажирские суда могут быть круизными, прогулочными и для местного сообщения. Отличаются повышенным комфортом.

К вспомогательному флоту относят буксиры, лоцманские суда для проводки больших судов в акваторию портов, ледоколы (рис. 2.6), паромы, спасательные суда. Специальный флот — это рыболовец­кие, китобойные, учебные, научно-исследовательские, пожарные, гидрографические, метеорологические и плавучие базы. Технический флот состоит из землечерпалок, кранов, плавучих доков и др. Спор­тивные суда — это скоростные глиссеры, парусные, гребные и мо­торные суда и яхты.

По типу силовой установки суда делятся на турбоходы, теплоходы, газотурбоходы, дизель-электроходы, парусные суда и атомоходы.

Многие морские суда построены для переработки грузов в процес­се перевозки, что особенно важно, например, для сохранности уло­ва рыбы, которую консервируют, замораживают и перерабатывают.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 2458; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.72 (0.006 с.)