Железнодорожный транспорт: особенности, сферы деятельности, проблемы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Железнодорожный транспорт: особенности, сферы деятельности, проблемы



Железнодорожный транспорт — вид транспорта, осуществля­ющий перевозки грузов и пассажиров по рельсовым путям в вагонах[12] с помощью локомотивной тяги.

Железнодорожный путь — сложный комплекс сооружений и устройств, образующий дорогу с направляющей рельсовой колеей для движения подвижного состава.

Железнодорожный транспорт — универсальный. Он обслуживает отрасли хозяйства и удовлетворяет потребности населения в пере­возках вне зависимости от погоды, климата и времени года. Наибо­лее развит и технически хорошо оснащен. В нашей стране и многих странах мира на его долю приходится основная транспортная рабо­та по грузам на средние и дальние расстояния, а при перевозке пас­сажиров в пригородном сообщении — на средние расстояния.

Общая протяженность железных дорог в России — более 86 тыс. км (2-е место после США, имеющих протяженность железных дорог около 195 тыс. км), 50% электрифицировано.

Основные технико-эксплуатационные особенности и досто­инства железнодорожного транспорта:

• высокая пропускная и провозная способность, особенно при на­личии двухпутной дороги, которая пропускает до 150 — 200 пар поездов в сутки. Для сравнения — однопутная пропускает до 60 пар в сутки;

• надежность в работе — 95 % путей работают без сбоя. Возможен риск обрыва электропроводов при стихийных бедствиях (буранах, снежных заносах и т.п.);

• пути можно построить на любой сухопутной территории, на во­дных просторах движение осуществляется с помощью паромов, на которых проложены рельсы. Возможна связь с островными террито­риями с помощью железнодорожных мостов, тоннелей;

• непосредственная связь с крупными предприятиями любой от­расли экономики;

• универсальность использования для перевозок различных гру­зов и массовость перевозок дешевых грузов в сочетании с достаточ­но низкой себестоимостью (ниже у трубопроводного транспорта) и относительно высокой скоростью доставки особенно на большие расстояния;

• низкие энергозатраты;

• регулярность перевозок независимо от времени года, суток и климата;

• более короткий путь по сравнению с естественными водными путями примерно на 20 %.

Относительные недостатки железнодорожного транспорта:

• привязка к колее, что ограничивает маневренность подвижно­го состава;

• высокая первоначальная стоимость строительства пути, стои­мость которого составляет примерно 55 % капитальных вложений; материально-технической базы и подвижного состава, особенно по отдельным регионам страны (в трудных климатических и геологиче­ских условиях может быть в 2 — 3 раза выше);

• высокая трудоемкость обслуживания подвижного состава, пу­тей и материально-технической базы железных дорог, включая стан­ции, сортировочные горки, депо и др.;

• необходимость переформирования поездов по пути следования.

Проблемы и тенденции развития железнодорожного транс­порта:

• повышение производительности, прежде всего благодаря соз­данию резерва пропускной и провозной способности. Достичь этого возможно при строительстве двухпутных дорог и повышении грузо­напряженности, а также увеличении скорости движения. Скорости могут быть увеличены при замене типа тяги, а также благодаря из­менению дизайна подвижного состава (рис. 2.2);

• увеличение доли электрифицированных дорог. Стоимость экс­плуатации электропоездов ниже, экологически они менее вредны для окружающей среды, производительность у них выше, управляемость лучше;

  Рис. 2.2. Скоростной экспресс «Санкт-Петербург — Москва»

• снижение расхода топлива из-за замены сталей, применяемых при строительстве подвижного состава, на композитные и другие легкие материалы;


 

• выравнивание путей, так как радиус закругления 300 м по усло­виям безопасности движения требует снижения скорости до 70 км/ч, а при радиусе 1 ООО м — до 132 км/ч;

Рис. 2.3. Классификация подвижного состава железнодорожного транспорта

• укладка рельсов тяжелого типа для возможности увеличения скорости;

• внедрение 8-осных вагонов грузоподъемностью 120 т с повы­шенными прочностными характеристиками;

• создание специализированных вагонов под груз и возможности механизированной перегрузки, а также двухэтажных пассажирских вагонов;

• повышение уровня механизации перегрузочных работ;

• внедрение новых технологий организации процесса перевозки при переводе короткопробежных перевозок на другие виды транс­порта при целесообразности и экономической эффективности;

• повышение уровня информационного обеспечения для опера­тивного отслеживания поездов и их переформирования по пути сле­дования.

Усиление международных торговых отношений, развитие науки, экологическая ситуация и энергетические проблемы потребовали модернизации и совершенствования железнодорожного транспорта, которому нет альтернативы в дешевых массовых и экологически чи­стых перевозках, что особенно заметно с 1980-х гг., когда удалось резко повысить скорости на железной дороге.

Классификация подвижного состава представлена на рис. 2.3.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 8045; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.007 с.)