Страны тропической и южной африки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Страны тропической и южной африки



Этапы развития. После окончания Второй мировой войны в этом регионе были только три независимых государства: Эфиопия, Либерия и Южно-Африканский Союз (ЮАС), который в 1960 г. был провозглашен Южно-Африканской Республикой (ЮАР).

Во время войны и после ее окончания экономика стран Африки развивалась очень быстро. Возросли иностранные капиталовло­жения в горнодобывающую промышленность, транспортное и энергетическое производство, сельское хозяйство. Если в 1938 г, африканские страны давали метрополиям дань в 1 млрд. долларов в год, то в 1955 г. она возросла до 5,44 млрд. долларов. В странах Африки социальные изменения происходили очень быстро. Стало больше рабочих, горожан, национальных предпринимателей, интеллигенции. Число рабочих в 50-х годах превысило 10 млн. человек. В каждой стране формировались профсоюзы, обществен­ные организации и партии. Молодежь Африки, окончив учебу в городах Европы и Америки, стала принимать участие в национально -освободительном движении.

Во второй половине XX в. национально-освободительная борьба народов Африки прошла несколько этапов:

• середина 40 х — середина 50-х годов. Период организации национальных сил, формирования общественно-политических групп, начало борьбы;

• середина 50-х годов — 1960 г. В Тропической Африке Гана (1957 г.) и Гвинея (1958 г.) встали на путь независимости. В 1960 г. по основам колониальной системы был нанесен серьезный удар, он стал Годом Африки: 17 государств добились свободы;

• 60 — 70-е годы. Народы Гвинеи-Бисау, Анголы, Мозамбика, Зимбабве в вооруженной борьбе против колонизаторов завоевали свободу;

• 80 — 90-е годы. Искоренение тактики насилия и остатков колониальной власти. Намибия, ЮАР, Эритрея добились свободы.

Таким образом, Африка освободилась от колониальной зависи­ мости, — образовались 52 суверенных государства.

Проблемы развития. Многие страны африканского региона относятся к слаборазвитым (Сомали, Чад, Центрально-Африканская Республика, Ангола, Эритрея и др.). В период независимости экономика африканских стран стала заметно развиваться. Рост валового внутреннего продукта доходит в среднем до 3—4% в год, только этот показатель характерен не для всех стран. В 24 странах Африки положение не улучшилось. Это связано с несколь­кими причинами. Во-первых, родоплеменные и полуфеодальные отношения в Африке не были до конца уничтожены. Более 100 млн. крестьян пользуются примитивными орудиями труда. Во-вторых, быстро росла численность населения. Этнические, территориальные и политические конфликты, гражданские войны также мешали их развитию.

Одной из богатых стран Африки является Нигерия с населением около 115 млн. человек. С конца 60-х и до 90-х годов она пережила несколько военных переворотов. После выборов в марте 1999 г. здесь установлена гражданская власть. Ее возглавил О. Обасанджо.

В начале XXI в. Африку охватил процесс создания много­партийной системы. Хотя корни авторитаризма и военных диктатур еще не вырваны полностью, идет процесс демократизации общества. Конечно, в силу различных факторов он имеет свои особенности. Во-первых, создание многих мелких политических партий, которые носят на себе печать трайбализма, клановости, конфессионализма или даже группировки. Так, в Нигерии действовали 30, в Мали — 47, Мадагаскаре — 122, Камеруне — 176, Того — 70, Чаде — 78, Бенине — 160, в Демократической Республике Конго — 260 партий. Многие из них оказались нежизнеспособными и вскоре распались. Тем не менее появление партий, отражающих интересы отдельных групп, сохраняет силу. Во-вторых, многие из них не имеют четких программных установок и не обладают низовыми организациями, мало связаны с массами. В ходе политической борьбы больше занимаются демагогией или разоблачением ошибок, недостатков друг друга.

Далее, называясь демократическими, они в случае прихода к власти начинают проводить политику авто­ритаризма. Все это вытекает из разобщенности африканского общества, отсутствия политической культуры, слабости партий в организационном плане. Иногда оппозиции удается создать объеди­ненные коалиции и даже нанести поражение правящим партиям, долго пребывавшим у власти. Так, в Кении национальная радуж­ная коалиция во главе с М. Кибаки сумела одолеть Д. арай Мои, который 24 года являлся президентом (2002 г.). Но в той же Кении в 2007 г. произошел скандал, когда оппозиция во главе с Р. Одинга оспорила результаты президентских выборов. Лишь после кровавых столкновений в стране при содействии ООН и ОАЕ удалось снять напряженность.

Зимбабве — относительно развитая страна еще в колониальный период — за 27 лет правления Р. Мугабе оказалась далеко отброшенной назад. В начале 2008 г. президентские выборы, по мнению оппозиции, принесли ей победу в первом туре, однако власти путем подтасовок провели второй тур без участия главного оппонента. Мугабе сохранил пост, но западные державы объявили стране бойкот. После долгих препирательств при содействии Союза Африки оппозиционному лидеру позволено было занять пост премье­ра и тем самым в стране наступило относительное затишье.

Почти полвека на Мадагаскаре президентом был Д. Рацирака. В 2001 г. его соперник М. Равалуманана получил больше голосов, тем не менее Рацирака пытался не уступить власть. Многае африканцы испытывают нехватку продовольствия и начались вооруженные стычки. Лишь при участии питьевой воды стран Африки конфликт удалось уладить и победитель стал президентом. В 2006 г. Равалуманани вновь был избран президентом.

В то же время в некоторых странах действуют политические партии с общенациональными программами (Ботсвана, Замбия, Кения, Конго, Мали, Мозамбик, Ангола, Намибия, Танзания, ЮАР). В программах партий исчезли социалистические лозунги, вместо них идет речь о развитии рыночной экономики.

В апреле 2007 г. состоялись выборы президента страны, на которых победа досталась Умару Яр-Адуа. В том же году 30 декабря выборы президента прошли в Кении. Была объявлена победа действующего главы государства Мваи Кибеки, однако соперники не признали ее, что привело к беспорядкам в стране и гибели многих людей.

В ЮАР произошел раскол правящего Африканского национального конгресса. Весной 2009 г. президентом стал его лидер Д. Зума.

Внешняя политика. Страны Африки, ставшие независимыми, относятся к “третьему миру”. Они участвуют в движении непри­соединения. При участии К. Нкрумы (Гана), Дж. Ньерере (Танза­ния), императора Хайле Селасие (Эфиопия), К. Каунды (Замбия), С. Туре (Гвинея), М. Кейты (Мали), Л. Сенгора (Сенегал), руково­дителей арабских стран Г. А. Насера (Египет), Хасана II (Марокко), А. бен Беллы (Алжир) и др. 25 мая 1963 г. была образована Организация африканского единства (ОАЕ). В 1980—1990 гг. экономическое сотрудничество дало ход интеграционным процессам в регионах. На материке действуют несколько организаций. Стра­ны Африки сохраняют тесные связи с бывшими метрополиями.

В 2002 г. государства Африки решили создать Союз Африки с целью интеграции их экономик и путем сотрудничества выйти из острого социально-экономического кризиса. Не секрет, что из-за неоколониальной политики Запада, а также из-за слабости полити­ческой элиты и коррумпированности многих деятелей страны Африки не сумели преодолеть отсталость. Хотя в 60—90-х годах наблюдался рост производства, но богатства Африки оседали либо в западных банках, либо проедались численно возросшим в десятки и сотни раз чиновничеством, либо прикарманивались продажными режимами. В Центрально-Африканской Республике (ЦАР), Либерии, Уганде, Мали, Конго, Чаде, Эфиопии долгие годы правили казнокрады. Такие деятели, как Иди Амин (Уганда), Менгисту Хайле Мариам (Эфиопия), Муса Траоре (Мали), поль­зовались покровительством СССР, а Мобуту Сесе Секо (Конго), ЭК. Т. Бокасса (ЦАР), X. Хабре (Чад) опекали США.

Континент страдает от межплеменных и межрелигиозных противоречий. В 90-х годах в Руанде и Бурунди произошло страш­ное столкновение племен хуту и тутси, которое перекинулось и на соседние Уганду и Конго, где проживают их соплеменники.

Погибли более 1,5 млн. человек. Христианско-мусульманская резня часто сотрясает Нигерию, самую густонаселенную страну Африки (более 100 млн. человек).

Господство иностранных компаний, неэффективное руководство, рост военных расходов и другие факторы привели к большой..задолженности Африки: от 31,6 млрд. долларов в 1975 г. до 370 млрд. долларов к 2000 г. Хотя ряд развитых стран Запада пошел на списание части долгов, но на африканские страны падает почти половина задолженностей всех развивающихся государств мира. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) с тревогой отмечает рост заболеваемости СПИДом в Африке.

В середине 80—90-х годов наметилась тенденция к укреплению демократии в Черной Африке. Пали одиозные режимы в Конго, Чаде, ЦАР, Эфиопии, Мали. Многие казнокрады-диктаторы бежали в другие страны. Их имена покрыты позором.

В 2003 г. была ликвидирована диктаторская власть в Либерии. В Руанде и Бурунди восстановлено относительное затишье.

В последние годы в ряде африканских стран усиливается деятельность исламских экстремистов (Чад, Сомали, Нигерия, Сене­гал и др.). В Эфиопии, Конго, Нигерии поднимают голову сепара-тисткие организации. На побережье Сомали морские пираты создают серьезную угрозу торговым судам. Растут случаи прояв­ления черного расизма в ЮАР. Там же местные жители применяют насилие в отношении иммигрантов из соседних государств.

Проблемы Африки привлекают внимание великих держав, ЕС, ООН. В 2004—2007 гг. они списали долги самым бедным странам континента, рассмотрели и предложили новые схемы их развития. В 2008 г. выделены большие суммы для обеспечения стран, страдающих от нехватки продовольствия. Природные богатства Африки вызывают растущий интерес как со стороны бывших метрополий, так США, Китая, Японии, России, Индии, что ведет к новому витку соперничества между ними. Казахстан пока имеет дипломатические отношения с ЮАР.

 

СТРАНЫ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ

Основные тенденции социально-экономического и политического развития стран Латинской Америки в первые послевоенные десятилетия. Характерной особенностью развития стран Латинской Америки стал процесс проведения разнообразных экономических, политических, правовых и социокультурных реформ. В зависимости от уровня экономического и политического развития эти страны подразделяются на три группы.

Наиболее развитыми государствами Латинской Америки являются Аргентина, Уругвай и Чили, раньше других вступившие на путь капитализма. К этой группе относятся Бразилия и Мексика. В дальнейшем к ним подключились Венесуэла и Колумбия. Их развитие отличается большим динамизмом. В целом эти семь стран сосредоточили 80—85 % экономики региона. Они определяют облик и уровень его развития.

Вторая группа стран — Перу, Эквадор, Боливия и небольшие государства Центральной Америки и Карибского бассейна. В них слабее развита обрабатывающая промышленность, преобладает сельское хозяйство и заметнее патриархальные пережитки.

Третью группу составляют наименее развитые страны центральноамериканского субрегиона и территории Карибского бассейна (Гватемала, Гондурас, Сальвадор, Никарагуа, Коста-Рика, Панама, Белиз, Гаити), а также Парагвай. В этих странах доминирует сельское хозяйство со значительными патриархальными пережитками, остается сильной зависимость от иностранных монополий, низок уровень жизни, нищета подавляющего большинства населения, нестабильность политической жизни, существенна роль армии (за исключением Коста-Рики). Доминирование в этом субрегионе американской торгово-производственной компании “Юнайтед фрут компани” (ЮФКО) стало особенностью ее экономики.

Общей чертой экономики стран региона являлось преобладание аграрно-сырьевого экспортного хозяйства. Оно традиционно было связано с буржуазно-помещичьей олигархией и иностранным капиталом. Проведение аграрных реформ привело к изменению структуры производства. Быстрый рост местной промышленности вследствие сокращения импорта, из воюющих стран привел к развитию “импортозамещающей индустриализации”. В свою очередь, выросла численность рабочих и служащих на предприятиях, которые пополнялись крестьянами-переселенцами. Город становится центром политической жизни.

Политическая обстановка в регионе в послевоенный период характеризовалась неустойчивостью, хрупкостью конституционных, демократических форм власти, партийно-политических структур. Вооруженные силы оказывали давление на конституционные правительства, совершали государственные перевороты, сменяя одно правительство другим.

Заметную роль в общественной жизни региона сохраняет католическая церковь. В регионе проживает около половины католиков мира. В районах с компактным индейским населением сохраняется значительный вес индейского традиционного общества, его общинного устройства.

Национал-реформистские течения в Латинской Америке. В послевоенное десятилетие были созданы партии националисти­ческого и реформистского толка. Они использовали революцион­ный лексикон, доступный настроениям широких масс. К числу наиболее популярных национал-реформистских партий относились: в Перу — апристская Народная партия, Венесуэле — Демокра­тическое действие, в Боливии—Националистическое революционное движение, в Мексике — Институционно-революционная партия, в Коста-Рике — Национальное освобождение и др.

Самым массовым национал-реформистским движением стал перонизм в Аргентине. Наиболее влиятельной фигурой того времени был генерал Хуан Доминго Перо и, ставший после войны президентом Аргентины (1946—1955 гг.). В основе политики Перона лежали идеи хустисиализма и особого аргентинского пути развития. “Хустисиализм” (от исп. — “справедливость”) представлял собой концепцию о единстве всех слоев аргентинской нации под лозунгом “Великой Аргентины”.

Будучи военным, X. Перон выбрал авторитарный метод управления страной. В правительство наряду с Перонистской партией вошли также профсоюзы. Был проведен ряд радикальных реформ: национализированы железные дороги, телефон, Центральный банк, другие предприятия, поощрялся национальный капитал. Социальное законодательство предоставило широкие социальные права трудящимся, гарантией их была конституция, принятая в 1949 г. Но в сентябре 1955 г. в результате военного переворота X. Перон вынужден был бежать из страны.

Перонизм сыграл позитивную роль в национальном возрождении и развитии. Об этом свидетельствует возвращение X. Перона к власти после 17-летнего военного режима в Аргентине.

В Мексике демократические преобразования проводило правительство Л. Карденаса, целью которых было националь­ное возрождение страны. Национал-реформизм прочно укоренил­ся в мексиканском рабочем движении. После войны ведущей и самой популярной и массовой партией Мексики стала Институционно-революционная партия. Профсоюзы — конфеде­рация трудящихся Мексики — активно сотрудничали с прави­тельством и партией.

Реформистская альтернатива. “Союз ради прогресса”. Со второй половины 50-х годов широкий размах получают революционные и вооруженные повстанческие движения, целью которых ставилось радикальное решение многочисленных проблем. В их числе — кризисные явления в мировой экономике, падение цен на экспорт товаров из стран Латинской Америки, ухудшение финансовой сферы, рост цен, высокий уровень безработицы. Ситуацию осложнял демографический взрыв — рост населения, обостривший социальную напряженность.

Кроме того, неблагоприятный политический климат диктатор­ских режимов служил предпосылкой подъема революционно-демократического движения. В результате были свергнуты дикта­туры в Перу, Колумбии, Гондурасе, Венесуэле. В Аргентине военные передали полномочия конституционному президенту Фропдиси. В Никарагуа, Гватемале и Боливии развернулось антидиктаторское движение.

Воплощением идей национал-реформизма явилась программа “Союз ради прогресса”. Эта программа экономической, социальной и политической модернизации Латинской Америки была предло­жена президентом США Дж. Кеннеди в рамках политики “новых рубежей” и принята 19-ю латиноамериканскими республиками в августе 1961г. В течение 10 лет предполагалось выделить 100 млрд. долларов. Из них 20 млрд. долларов предоставляли США и 80 млрд. — сами страны Латинской Америки.

Подъем антидиктаторской борьбы. Кубинская революция. Наиболее яркими событиями 50—80-х годов в борьбе с диктатор­скими режимами были революции на Кубе, в Чили, Никарагуа.

Революционная борьба на Кубе против диктаторского режима Ф. Батисты началась в 50-х годах. Руководил повстанческими отрядами молодой адвокат Фидель Кастро Рус, сын богатого землевладельца. Он отказался от своего сословия, обладал огромной волей, смелостью, вызывал у кубинцев всеобщее восхищение. Первой попыткой было неудачное нападение на военную казарму в г. Сантьяго 26 июля 1953 г.

Повстанческая армия, в руководство которой входили известные революционеры, в том числе братья Кастро, Че Гевара, Вальдеса Менендес и другие, вела партизанскую войну в горах на востоке острова. Режим Батисты рухнул. 1—2 января 1959 г. Гавану заняли отряды повстанческой армии. В стране начались революционные преобразования и строительство социализма. Постепенно складывался тоталитарный режим, основанный на однопартийной системе, господстве одной идеологии, культе вождя.

На Кубе был ликвидирован частный сектор в деревне, национализированы все мелкие промышленные предприятия, сфера торговли и обслуживания. После разрешения “Карибского кризиса” 1962 г. были восстановлены дипломатические и экономические отношения Кубы со странами региона. Куба вошла в движение неприсоединения. До настоящего времени она остается одной из последних социалистических стран в мире.

В 2005—2007 гг. Ф. Кастро из-за болезни стал отходить от власти. В 2008 г. он ушел с поста представителя Государственного Совета. Все его полномочия перешли к его брату Раулю Кастро.

Революционное развитие в странах Латинской Америки. Победа Кубинской революции оказала сильное влияние на освободительное движение в странах Латинской Америки.

В 60—70-х годах в Уругвае, Бразилии, Аргентине, Мексике были организованы массовые движения за национальное освобождение. В результате к власти в этих странах пришли левые силы. Избранные президенты в интересах своих стран вели независимый национальный курс, в том числе в международной политике. Панама восстановила суверенитет над зоной канала, заключив договор с США (1977 г.).

Чилийская революция (1970—1973 гг.) явилась апогеем революционных и демократических преобразований. В 1969 г. левые партии и организации создали блок Народного единства во главе с социалистом Сальвадором Альенде. Победа на прези­дентских выборах 4 сентября 1970 г. позволила сформировать правительство Народного единства.

Одним из первых законов в сфере экономики был Закон о национализации крупных иностранных предприятий. Построение социализма ставилось целью преобразований в Чили.

11 сентября 1973 г. произошел военный переворот, прави­тельство Народного единства было свергнуто, сам Альенде погиб. К власти в Чили пришла военная хунта генерала Аугусто Пиночета (1973—1990гг.).

Революция в Никарагуа вылилась в центральноамериканский конфликт, ставший объектом конфронтации двух сверхдержав — США и СССР. Главными предпосылками революции стали синдром отсталости — издержки зависимой агроэкспортной модели экономики и антинародная политика клана Сомосы. Революционная борьба в форме партизанских действий началась в Никарагуа в конце 50-х годов. В 1961 г. была создана единая политическая организация — Сандинистский фронт национального освобождения (СФНО).В 1979 г. в результате успешных военных действий сандинисты свергли диктатора.

После нескольких лет внутренних трудностей переходного периода и угрозы внешней интервенции со стороны США и других соседних государств в 1984 г. на всеобщих выборах победу одержали вновь сандинисты во главе с одним из руководителей СФНО — Д. Орт era. В 1990 г. президентские полномочия были переданы В. Чаморро, кандидату правых. Однако в 2000 г. Д. Орте-га снова был избран президентом.

Политика модернизации военных режимов 70—80-х годов. Свержение правительства Народного единства в Чили стало не единственным поражением левых демократических сил. Свергнуты были левые националистические правительства в Аргентине, Боливии, Бразилии, Гватемале, Гондурасе, Уругвае, Эквадоре. В середине 70-х годов произошло изменение ситуации в целом в регионе: были установлены военно-диктаторские режимы авторитарного типа (военные хунты).

Репрессивные режимы жестоко расправлялись с левыми силами и с оппозицией. Постепенно общеэкономические преобразования вынуждали их эволюционировать в сторону либерализации политики.

На особенность авторитарных военных режимов влияли изме­нения мирового развития, вызванные НТР, ростом интернацио­нализации экономики, усилением неолиберального рыночного регулирования. Новая роль военных в Латинской Америке объяснялась ростом численности пролетарских и средних городских слоев в обществе, что привело к пополнению офицерского корпуса выходцами из этих малообеспеченных слоев. Под влиянием НТР образованные офицеры способны были понять причины отсталости своих стран и принимали новые доктрины по ограничению зависимости от иностранного капитала и местной олигархии.

Так, военные власти Аргентины и Бразилии за счет сокращения госсектора и укрепления частного сектора стимулировали экспортное производство, активно привлекая иностранный капитал. Внушительные успехи в экономике Бразилии назвали “бразильским чудом”: ежегодно в течение 7 лет темпы роста ВВП составляли 11%. Экономические реформы в Чили и устойчивые темпы роста ВВП заставили говорить о чилийском “экономическом чуде”. Итогом же эволюции режима А. Пиночета в Чили явились общенацио­нальные дни протеста и проведение референдума в 1988 г. Против диктатора проголосовали 53% чилийцев, и в декабре 1989 г. президентом был избран лидер ХДП П. Эй л вин, которому 11 марта 1990г. А.Пиночет передал власть.

Падение диктатур и восстановление демократических режимов (80-е — начало 90-х годов). К середине 80-х годов произошла эволюция военно-авторитарных режимов. В странах росло недо­вольство тем, что продолжаются массовые репрессии, отсутствуют демократические свободы, нарушаются права человека. Против этого все чаще выступала оппозиция, которую поддерживали широкие массы народа. Диктатуры теряли социальную и полити­ческую поддержку. Процесс ликвидации диктатур ускорился.

В 1983 г. в Аргентине на президентских выборах победил кандидат от гражданской оппозиции Р. Альфонсин, что поло­жило конец правлению военных. В 1985 г. в Бразилии и Уругвае военные передали власть гражданским президентам. В 1986 г. на Гаити пала тираническая диктатура семьи Дювалье. Тогда же пали диктатуры в Гватемале и Гондурасе, в 1989 г. был свергнут парагвайский диктатор А. Стреснер.

Впервые в истории континента почти повсеместно власть перешла к конституционным правительствам, они восстановили демократические свободы. Однако государства оказались в сложных экономических условиях. Модернизация, продолженная в новых условиях, не смогла улучшить социально-экономическое и политическое положение, Одновременно усиливалась финансовая, экономическая и научно-техническая зависимость региона, обострялись противоречия между государствами.

Современные проблемы развития стран Латинской Америки. Интеграционные процессы. Ориентация на внешние факторы, финансово-экономическую поддержку извне являются характерной тенденцией в развитии экономики стран региона. Огромная внеш­няя задолженность постоянно растет. Если в 1970 г. она составляла 20 млрд. долларов, в 80-х годах — 400 млрд., то к середине 2000 г. она увеличилась до 770 млрд. долларов.

Основное направление нынешних политических и экономических усилий латиноамериканских правительств — поиск альтернативы. Трезво оценивая свое положение в мире, они понимают, что в одиночку страны континента обречены на полное бесправие, осо­бенно в отношениях с США. Сама жизнь заставляет их совер­шенствовать пути региональной интеграции. Общая тенденция развития интеграции заключается в объединении усилий в защите общих интересов. Особенность экономической интеграции в Латинской Америке — это существование нескольких торгово-экономических группировок.

В 60-х годах крупнейшими интеграционными объединениями стали Латиноамериканская ассоциация свободной торговли (ЛАСТ) и Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР). В ЛАСТ входят 11 стран Южной Америки и Мексика. ЦАОР составляют Гватемала, Гондурас, Сальвадор, Никарагуа и Коста-Рика.

В 1967 г. государства региона подписали Договор Тлателолько (по названию района мексиканской столицы, где он был подписан) о создании безъядерной зоны. В ходе интеграции возникли субре­гиональные группировки. В 1969 г. внутри ЛАСТ появилась Андская группа (Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия и Чили), к ней присоединилась Венесуэла. В 1995 г. Андская группа была преобразована в Андскую систему интеграции.

В 1975 г. создается Латиноамериканская экономическая система в составе 25 государств с целью содействия их экономическому сотрудничеству.

Бразилия и Аргентина в 1986 г. заключили Соглашение об экономическом союзе. В марте 1991 г. он был преобразован в Южноамериканский общий рынок (МЕРЕОСУР) в составе Бразилии,

Аргентины, Уругвая и Парагвая (70% территории Южной Аме­рики). С 1 января 1995 г. МЕРКОСУР превратился в Таможенный союз, где 90% товаров были освобождены от таможенных пошлин.

Существует еще одна тенденция в интеграционном процессе латиноамериканских государств. Она заключается в сближении и в перспективе в интеграции с США, вплоть до создания общей с ними зоны свободной торговли в западном полушарии.

В настоящее время интеграционные объединения Латинской Америки, в особенности МЕРКОСУР, быстрыми темпами развивают связи с Европейским сообществом. За минувшие 10 лет товарооборот увеличился в пять раз.

В 2004—2008 гг. в ряде стран (Перу, Эквадор, Боливия, Мек­сика и др.) в результате выборов к власти пришли антиаме­рикански настроенные политики. Они стремятся избавиться от засилья североамериканских монополий. Эту политику активно поддерживают Куба и особенно Венесуэла.

 

Лекция 42

Тема: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX —НАЧАЛЕ XXI в.

План

1. Раздел мира на два враждующих блока во второй половине 1940-х – начале 1950-х гг.

2. Противостояние НАТО и ОВД.

3. Политика «Холодной войны».

4. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе.

5. Проблемы разоружения. Движение за мир и американо-советские соглашения.

6. Интеграционные процессы в мире.

7. Международный терроризм на современном этапе.

 

1. Североатлантический альянс (НАТО) был образован в 1949 г. представителями 12 стран: Бельгии, Канады, Дании, Франции, Исландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Португалии, Великобритании и Соединенных Штатов Америки. Греция и Турция присоединились к НАТО в 1952 г., Федеративная Республика Германия в 1955 г., Испания в 1982 г. Договор Североатлантического Альянса, подписанный в Вашингтоне 4 апреля 1949 г., предусматривал взаимную защиту и коллективную безопасность, первоначально против угрозы агрессии со стороны Советского Союза. Это был первый союз послевоенного времени, созданный Соединенными Штатами Америки. Поводом для создания договора был увеличивающий размах холодной войны.

НАТО разрабатывался в соответствии с 51 статьей устава Организации Объединенных Наций, которая предусматривала право коллективной самозащиты региональными организациями. Это обязывало нации, входящие в НАТО, к защите всей Западной Европы и Севера Атлантики. Кроме этого, договор разрабатывался также с целью углубления политической, экономической и социальной связи между его членами.

Главным органом, определяющим политику НАТО, является Североатлантический совет, который собирается в Брюсселе (до 1967г., когда встречи проходили в Париже). Военный комитет НАТО состоит из старших военных представителей каждой страны — участника НАТО (кроме Исландии, которая вооруженных сил не имеет и представлена гражданским лицом и Франции, которая вышла в 1966 г. из военного союза, оставаясь при этом участником НАТО). Вооруженные силы стран — членов НАТО включают в себя назначенного в мирное время командира, который в случае войны будет исполнять на местах приказы военного комитета.

В 1955 г., через 6 лет после образования НАТО, была основана Организация Варшавского договора (ОВД), в которую вошли европейские государства социалистического лагеря, кроме Югославии, традиционно придерживавшейся политики неприсоединения. В рамках ОВД были созданы объединенное командование Вооруженных сил и Политический консультативный комитет — орган, координирующий внешнеполитическую деятельность стран Восточной Европы. Определяющую роль во всех военно-политических структурах ОВД играли представители советской армии.

2. Создание НАТО было следствием холодной войны и поэтому вся его деятельность была направлена на жесткое противоборство с Советским Союзом и другими соцстранами. В 1949 г. была ликвидирована атомная монополия США, что привело к резкому усилению тенденции соперничества и наращиванию производств оружия массового уничтожения.

Первый после Второй мировой войны крупный международный кризис, связанный с войной в Корее, начался уже через год после образования НАТО в 1950 г. Военное командование США намеревалось применить атомное оружие против КНДР, его удержало только опасение аналогичных ответных мер со стороны СССР. В сложившейся ситуации СССР счел необходимым оказать военно-техническую помощь Северной Корее. Кроме СССР, помощь КНДР оказывали КНР и другие социалистические страны. К середине 1951 года обстановка в Корее стабили­зировалась, начались мирные переговоры, в результате которых 27 июля в 1953 г. было подписано соглашение о перемирии.

Благодаря смене высшего руководства СССР и так называемой Хрущевской оттепели в 1954 г. состоялось совещание министров иностранный дел США, Великобритании, Франции и СССР по ряду вопросов о коллективной безопасности в Европе и ряде кризисов. К 1954 г. вооруженные силы США были размещены в 49 зарубежных странах. Поскольку западные представители рекламировали на совещании оборонительный характер НАТО, то после совещания советское правительство выступило с предложением вступления СССР в НАТО и заключения договора о коллективной безопасности в Европе с участием США. Все эти предложения были отвергнуты Западом. На все дальнейшие инициативы Советского Союза по началу переговоров о заключении пакта о не нападении между НАТО и странами Варшавского договора НАТО отвечало отказом и объявляло эти инициативы пропагандистскими. В то же время в 1955-1960 гг. СССР в одностороннем порядке сократил численность своих вооруженных сил почти на 3 млн. чел., доведя ее до 2,4 млн. чел.

После создания термоядерного оружия в 50-х гг., СССР направил свои усилия на установление военно-стратегическо­го паритета с США, которое произошло на рубеже 60-70-х гг.

Самый опасный международный кризис возник осенью 1962 г. в связи с обстановкой вокруг Кубы. За годы Второй мировой войны США построили 434 военно-морские базы и 1933 базы для армии и стратегической авиации. Американские вооруженные силы находились на всех континентах, американские ракеты с ядерными боеголовками, размещенные на территории Западной Европы, Турции и других стран, были нацелены на несколько десятков крупных городов СССР и стран соцлагеря. После революции на Кубе и прихода к власти там социалистического правительства, Советский Союз, пользуясь соседством Кубы с США, начал там размещение ракет, способных нести ядерные боеголовки. В ответ на это США стянуло к острову свой флот (на территории Кубы находится одна из крупнейших военных баз США Гуантанамо) и выдвинуло ультиматум о выводе с Кубы советских войск. На начавшихся переговорах был достигнут компромисс и советские ракеты с Кубы были выведены.

Руководителям США и СССР в ходе Карибского и корейского кризисов, несмотря на взаимную неприязнь, удалось избежать прямого военного столкновения, которое вероятно привело бы к атомной войне со всеми ее последствиями. Впоследствии мировой общественности стало известно, что в 50-х гг. в США были разработаны секретные планы развязывания войны против СССР, который предусматривали атомные бомбардировки десятков советских городов. Нарушая нормы международного права, американские военные самолеты в течение нескольких лет на большой высоте совершали полеты в воздушном пространстве СССР с разведывательными целями,

С концом холодной войны и распадом Варшавского договора в 1991 г. роль НАТО в военных делах Европы стала неопределенной. Направление деятельности НАТО в Европе сместилось по направлению к сотрудничеству с европейскими организациями — например Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) с целью планировать политику с «меньшей угрозой континентальной безопасности». Также НАТО работает в направлении включения в свой состав бывших стран-участников Варшавского договора и стран СНГ.

В настоящее время роль НАТО несколько изменилась. Европейский союз, основу которого составляют государства — члены НАТО, стремится к ограничению вмешательства США в европейские дела. Со своей стороны США, которые сегодня не имеют во всем мире достаточно сильного политического и военного противовеса и практически не ограничены в своих действиях, заявили о том, что они в дальнейшем не нуждаются в поддержке своей политики со стороны каких бы то ни было межгосударственных союзов и не собираются связывать себя какими бы то ни было международными обязательствами. В первые годы XXI в. лидеры НАТО в континентальной Европе — ФРГ и Франция — проводили политику сближения с Россией и создания европейского сообщества, способного противостоять диктату США.

3. Политика «холодной войны» была провозглашена в программной речи У. Черчилля 5 марта 1946 в амери­канском г. Фултоне, в которой он призвал к созданию англо­американского союза для борьбы с «мировым коммунизмом во главе с Советской Россией». Начиная с 1946 г. стали говорить о «холодной войне» (в отличие от атомной «горячей войны») между двумя блоками стран. Сущность этой политики заключалась в обострении международной напряжённости, создании и поддерживании опасности возникновения «горячей войны» («балансирование на грани войны»). Целью «холодной войны» было подавление экономическими и политическими методами СССР как наиболее возможного конкурента США в борьбе за мировое господство, обоснование огромных государственных расходов на содержание армии и производство вооружений, оправдание неоколониальной политики США и их борьбы с рабочими, антирасистскими и освободительными движениями.

«Холодная война» заключалась в: образовании системы военно-политических союзов (НАТО, СЕАТО, СЕНТО, АНЗЮС и др.), направленных против СССР и его союзников. В противовес этим блокам страны соцлагеря были объединены под руководством СССР в Совет экономической взаимопомощи (СЭВ, 1949 г.) и оборонительную Организацию Варшавского договора (ОВД, 1955 г.);

- создании широкой сети военных баз во всех стратегически важных точках мира;

- форсировании гонки вооружений, включая ядерное и другие виды оружия массового уничтожения;

- использовании силы, угрозы силой или накопления вооружений как средства воздействия на политику других государств («атомная дипломатия», «политика с позиции силы»);

- применении средств экономического давления (дискриминация в торговле и др.); активизации и расширении подрывной деятельности разведслужб; поощрении путчей и государственных переворотов;

- идеологической пропаганде («психологическая война»);



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 2588; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.107.255 (0.08 с.)