ТОП 10:

Революция 1956 г. и ее подавление Советской Армией



23 октября в атмосфере назревшего общественного взрыва и под влиянием польских событий, где к власти пришел В. Гомулка, в Буда­пеште состоялась большая студенческая демонстрация, к которой по­степенно присоединились представители почти всехслоев населения. Число демонстрантов достигло 200 тыс. Главной причиной стало не­довольство народа политикой правящей партии. Власти былив расте­рянности, тем более, что главные лидеры только в этот день вернулись из Югославии. Министр внутренних дел сначала запретил, потомраз­решил демонстрацию. Она началась под лозунгами национальной независимости, демократии, полного исправления ошибок ракошистского руководства, привлечения к ответственности виновных за репрессии. Среди требова­ний фигурировали не­медленный созыв парт-съезда, назначение Надя премьер-министром, вывод советских войск из Венгрии, разрушение памятника Сталину. В ходе первых столкнове­ний с силами охраны правопорядка характер демонстрации изменил­ся, появились антиправительственные лозунги. Унять страсти не мог и Надь, выступающий по требованию демонстрантов на митинге перед зданием парламента.

К вечеру началось восстание. Демонстранты, вооружившись, зах­ватили радиостанцию, ряд военных и промышленных комплексов.

Той же ночью пленум ЦК решил образовать новое правительство во главе с Имре Надем. Однако Гере (лидер консерваторов в Политбюро) поспешил в речи по радио квалифицировать события, как контррево­люцию. Было объявлено чрезвычайное положение. Еще днем Гере по телефону обратился в Москву с просьбой ввести в Будапешт советс­кие войска, находившиеся в Венгрии по Варшавскому Договору. По­лучив приказ начальника Генштаба маршала Соколовского, части осо­бого корпуса в 22.00 по московскому времени 23 октября были подня­ты по тревоге и двинулись на Будапешт. Расчет был на демонстрацию силы, однако появление советских войск вызвало сопротивление.

24 октября в Будапешт прибыли эмиссары Кремля – Микоян и
Суслов.

25 октября все осложнилось: восстание расширялось. По мнению
Микояна и Суслова, два события всколыхнули страну: инцидент у пар­ламента, когда во время митинга с крыш близлежащих домов были обстреляны советские войска и сожжен один танк, а советские подраз­деления ответили огнем, в результате чего было убито 60 венгров; и перестрелка у здания ЦК – советские танкисты, прикрывавшие здание,
ошибочно открыли огонь по подходящей венгерской роте охраны,
приняв ее за отряд повстанцев: 10 венгров было убито. Одновременно
обострилась ситуация в Мишкольце, Сегеде и Пече. Началась всеоб­щая забастовка. Нарастали требования о выводе советских войск. В
ряде городов имелись случаи линчевания военнослужащих госбезо­пасности.

Надь попросил увеличить численность советских войск, особен­но пехоты. Такое обещание ему было дано.

Осложнившаяся ситуация требовала перемен в старом руковод­стве партии. 25 октября Гере подал в отставку. Первым секретарем партии стал Я. Кадар.

Янош Кадар (1912 – 1990 гг.) родился в семье батрака, работал сельским механиком. С 1931 г. – член компартии Венгрии, член ЦК венгерского комсомола. В годы Второй мировой войны – на неле­гальной работе. С 1943 г. – секретарь ЦК КПВ. С апреля 1945 г. по август 1948 г. – секретарь Будапештского горкома партии. С июня 1943 по 1950гг.-зам. Генсека ЦКВПТ. С июня 1950 по апрель 1951 г.-зав. Отделом партийных и массовых организаций ЦК ВПТ. В 1951 – 1954 гг. репрессирован, находился в тюрьме. В 1954 г. реабилитирован и из­бран 1 секретарем райкома ВПТ 13-го района Будапешта. В 1955 г. -1 секретарь Пештского обкома ВПТ. С июля 1956 г. – член ЦК полит­бюро и секретарь ВПТ. После подавления народной революции – пер­вый секретарь Венгерской социалистической рабочей партии.

Был пополнен и состав Политбюро, в частности, за счет сторонни­ков Надя.Но перетасовка в составе политбюро и правительства не давала результата. Участие советских войск в боях усилило антисовет­ский настрой в обществе.

Партийные органы и местные органы власти перестали функцио­нировать. 28 октября, выступая по радио, Надь изменил оценку событиям в стране, назвав их мощным народным демократическим движением, а не контрреволюцией. Объявил о роспуске войск и органов госбезопасности. Сообщения о прекращении огня, амнистии и начале переговоров с повстанцами. В стране началось формирова­ние новых вооруженных сил на базе армии и отрядов повстанцев.

29 октября Микоян и Суслов передали в Москву, что из «бесед в ЦК ВПТ становится ясно: венгерские товарищи не только не овла­девают массами, но, более того, антикоммунистические элементы наглеют».

А тем временем партийное руководство было вновь реорганизо­вано. ВПТ была распущена, и 31 октября было объявлено о создании новой, Венгерской социалистической рабочей партии (ВСРП). В со­став ее исполкома вошли Янош Кадар – первый секретарь, Имре Надь, Ференц Донат, Шандор Копачи и др.

31 октября Микоян и Суслов отбыли в Москву.

В действие вступали другие планы. К этому моменту маршал Ко­нев уже был назначен командующим операцией «Вихрь» (кодовое название вторжения в Венгрию) и 1 ноября начал перегруппировку войск и переброску подкреплений, окружение аэродромов и т. Д.

3 ноября было образовано Временное революционное Аиее-крестьянское правительство во главе с Яношем Кадаром,

Если на первой стадии событий, с 23 по 30 сентября в Венгрии было задействовано пять советских дивизий, то в операции «Вихрь» участвовали уже 2 армии в составе девяти дивизий и Особый корпус, дислоцированный в Венгрии, в составе трех дивизий. Были приобще­ны и воздушно-десантные части.

На рассвете 4 ноября советские войска по приказу маршала Коне­ва приступили к выполнению поставленной задачи «помочь сломить сопротивление мятежников в Будапеште, восстановить законную власть и порядок в стране».

Особый корпус генерал-лейтенанта Петра Лащенко начал действо­вать чуть раньше. Эти действия оправдывались просьбой правитель­ства Кадара. Всего в ноябре на территории Венгрии было задействова­но примерно 60 тыс. советских солдат и офицеров. Войска перебрасы­вались в спешном порядке из Одесского и Прикарпатского военных округов, зачастую неподготовленные, так как они были заняты на хозяйственных работах. Была задействована часть войск из состава ди­визии генерала Андрея Гетьмана, дислоцированной в Румынии.

Решено было вывести из строя венгерскую армию, разоружить ее части ввиду ненадежности. Венгерские подразделения, за редким исключением, не оказывали организованного сопротивления. Но бои с повстанцами (15 тыс. чел.) отличались ожесточенностью. Погибло до 4 тыс. венгерских граждан. За семь – девять дней сопротивление повстанцев было сломлено. Цена победы для советских войск была немалой – в боях, погибло 669 советских солдат и офицеров, 1450 ране­ных, 51 человек пропал без вести.

Начались аресты. На 15 ноября, как докладывал генерал Серов, советскими органами госбезопасности было арестовано 1372 челове­А и позднее передано венгерскому МВД. Захвачено большое количество оружия.

Кадар и его правительство из г. Сольнока перебрались в Будапешт 7 ноября и тут же принесли присягу председателю президиума ВНР Иштвану Доби. Так была решена проблема легитимности. Начался трудный процесс восстановления нормальной жизни, завоевания под­держки населения.

4. Режим Яноша Кадара:экономические реформы, либерализация общественной жизни

Сложными и болезненными были восстановление спокойной жиз­ни, ликвидация последствий глубокого кризиса, который пережила Венгрия в середине 50-х годов. Новому руководству страны во главе с Кадаром пришлось как бы заново решать многие проблемы государ­ственного строительства.

Изменить сложившуюся ситуацию в течение короткого време­ни было невозможно. Новое руководство направляло основные уси­лия на приоритетное развитие приборостроения, точной механики, оптики, электроники, т. Е. таких отраслей промышленности, которые были рассчитаны на использование передовой технологии и высо­коквалифицированной рабочей силы и не требовали большого ко­личества сырья. Произошли изменения и в легкой промышленнос­ти, где в значительно больших размерах разрешалось развитие ре­месленного производства.

Были пересмотрены пути преобразования деревни. Государство стало предоставлять более значительную помощь крестьянским хо­зяйствам, что оказало существенное воздействие на дальнейшее их кооперирование. Экономическая заинтересованность сыграла реша­ющую роль в начавшемся с 1959 г. массовом притоке крестьян в коо­перативы. Вступающие в кооператив получали ренту за сдаваемую землю (в среднем 7 – 8% общего дохода каждого работающего), была установлена также система пособий и пенсий членам кооператива. В течение трех-четырех лет практически вся венгерская деревня была охвачена кооперативами.

К началу 60-х годов улучшилась политическая обстановка в стра­не. Шла демократизация общественной жизни, были приняты меры по восстановлению законности. В 1962 г. были реабилитированы по­литические деятели, подвергшиеся репрессиям в период культа лич­ности Ракоши. Сам Ракоши, а также занимавший в 50-е годы пост ми­нистра внутренних дел Эрне Гере были исключены из партии.

Несмотря на смену руководства, осталась фактически нетрону­той система централизованного, командно-административного управ­ления экономикой и общественной жизнью. По-прежнему канонизи­ровался опыт СССР.

К середине 60-х годов венгерскому руководству стало ясно, что экстенсивный путь развития экономики себя исчерпал и не может больше обеспечить достаточного роста производства. Поэтому уже при составлении пятилетнего плана на вторую половину 60-х годов были предусмотрены меры но переходу на интенсивный путь разви­тия, С 1968 г. в Венгрии началось осуществление экономической ре­формы. Ее содержанием стала попытка рационального сочетания централизованного планирования и товарно-денежных отношений, административных и экономических методов управления. Предпри­ятиям была предоставлена большая самостоятельность при состав­Аи и реализации производственных планов, поощрялась матери­альная заинтересованность трудящихся в результатах деятельности предприятий.

Первые итоги осуществления экономической реформы в Венг­рии были в целом позитивными. К концу 60-х годов ускорились темпы промьшшенного развития, что создало условия для повышения жиз­ненного уровня населения. Значительно выросли пенсии, пособия, стипендии учащимся, улучшилось медицинское обслуживание насе­ления. Повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продук­цию улучшило материальное положение крестьян.

Экономическая реформа в Венгрии проходила в обстановке ос­трой политической борьбы. Консервативные силы в руководстве партии и государства саботировали применение экономических ме­тодов управления и хозяйствования, тормозили развертысание ре­формы. Неблагоприятное влияние на ход венгерской экономичес­кой реформы оказала неудача экономических реформ в Советском Союзе, где они были провозглашены в середине 50-х годов, но так и не получили практической реализации. На рубеже 60 – 70-х годов осуществление экономической реформы в Венгрии стало замедлять­ся, а затем было свернуто.

К середине 80-х годов в Вснгрии уже были исчерпаны ресурсы экстенсивного развития. Внешнеэкономическая ситуация стала еще более неблагоприятной. Это привело к ограничению капиталовложе­ний в народное хозяйство, к сокращению импорта, к снижению лич­ного потребления, к замедлению общих темпов роста.

Быстро росла внешняя задолженность: в 1986 г. она составляла 8 млрд. долл., а в 1989 г. возросла до 20 млрд. Все это создавало новые трудности в развитии хозяйства страны. Принимавшиеся меры (де­вальвация форинта, сдерживание роста заработной платы и др.) не давали положительных результатов.

Несмотря на неоднократные решения венгерского руководства о преодолении негативных тенденций в экономике, ситуация в хозяй­стве не улучшалась. Это привело к новым мерам по сдерживанию личного потребления и доходов населения. В 1987 г. было осуществлено централизованное повышение цен на продукты питания, на ряд промышленных товаров, на некоторые виды услуг. Цены неоднократ­но повышались и позже. Выросли цены на топливо, бензин. Поднялись квартирная плата и стоимость проезда на транспорте. Реальная зара­ботная плата сокращалась год за годом.

Преобразования в политической сфере были совершенно недо­статочными. Активизация деятельности Государственного Собрания, принятие им ряда актов о демократических свободах и правах граж­дан, о борьбе с хозяйственными преступлениями и проявлениями кор­рупции не смогли успокоить все возраставший критический настрой венгерской общественности. Некоторую надежду на обновление по­родили в мае 1988г. изменения в руководстве страной. Были обновле­ны политбюро и секретариат Венгерской социалистической рабочей партии. Возглавлявший партию в течение трех десятилетий Янош Кадар уступил пост генерального секретаря партии Карою Гросу.

5. Преобразования 1989 – 1990 гг. Венгрия на современном этапе развития

Однако отсутствие кардинальных изменений в системе полити­ческого управления все больше подрывало авторитет правящей партии и ее руководства.

В стране активизировались силы, требовавшие политического плю­рализма, ликвидации монопольного положения ВСРП. Эти требова­ния разделяли и некоторые руководители партии, считавшие, что толь­ко на основе многопартийной системы можно провести широкую демократизацию общественной жизни, обновить парламентскую си­стему правления, а затем и довести до конца реформу экономическо­го управления. К числу реформаторов ВСРП относились члены по­литбюро Рудольф Ньерш и Имре Пожгаи, премьер-министр Миклош Немет и председатель Государственного Собрания М.Сюреш. Имен­но они и выступили за роспуск ВСРП и создание на ее основе новой левой партии.

В конце февраля 1989 г. Государственное Собрание Венгрии при­няло закон о праве граждан на создание объединений и ассоциаций. Но и до принятия закона новые общественные организации развёр­тывали свою деятельность практически беспрепятственно, оказывая все более возрастающее влияние на политическую жизнь в стране. С этим вынуждена была считаться и оставшаяся у руководства стра­ной Венгерская социалистическая рабочая партия. Чрезвычайный съезд ВСРП в октябре 1989 г. провозгласил роспуск партии и создание новой, венгерской социалистической партии, которая наряду с други­ми многочисленными партиями начала борьбу за места в будущем новом парламенте. Хотя довольно значительная часть членов ВСРП отказалась признать решения чрезвычайного съезда и заявила о про­должении деятельности былой партии, существенного влияния на по­литическую жизнь страны дискредитировавшая себя партия уже не оказывала. Да и венгерская социалистическая партия, потеряв под­держку широких рабочих масс, также была отодвинута с авансцены политической жизни.

На первый план выдвинулись новые политические силы, открыто провозгласившие лозунг перехода на позиции парламентаризма до­военной Венгрии. К концу 1989 г. в Венгрии действовало около 20 партийно лишь несколько из них были крупными, многочисленны­ми. Наибольшим влиянием в стране стали пользоваться венгерский демократический форум (ВДФ) и союз свободных демократов (ССД).

Созданный осенью 1987 г. ВДФ объединил в своих рядах предста­вителей интеллигенции – писателей, деятелей искусства, ученых-об­ществоведов. Лидером новой партии стал историк Йожеф Анталл. ВДФ привлек к себе многих предпринимателей, широкие слои мелких час­тных собственников. Соответственно была сориентирована и програм­А форума: смешанная рыночная экономика, возвращение земли кре­стьянам.

ССД придерживался примерно той же программы, но шел еще дальше. Он считал, что Венгрия должна пойти по тому же пути эконо­мического развития, по которому шли развитые капиталистические страны, но при условии соблюдения защищенности тех слоев обще­ства, которые находятся на грани бедности.

Широкой популярностью пользовалась восстановленная «исто­рическая» партия – не­зависимая партия мел­ких хозяев (НПМХ).

Острая политичес­кая борьба в ходе изби­рательной кампании привела к еще большей дифференциации вен­герского общества. Ле­вые силы шаг за шагом теряли свои позиции.

Итог борьбы был подведен 25 марта 1990 г. на выборах в парламент. Венгерский демокрагический форум получил 25% голосов, союз сво­бодных демократов – 20%. За ними шли независимая партия мелких хозяев – 13% и венгерская социалистическая партия – 10,4% голосов. Коммунисты (ВСРП) и социал-демократы (ВСД) набрали соответ­ственно 3,5 и 3,7% голосов, что закрывало им путь в парламент, так как для участия в парламенте необходимо было получить не менее 4% голосов.

Выборы в венгерский парламент завершили длительный период политического руководства БСРП. Начинался новый этап развития. Дальнейшие преобразования экономической и общественной жизни страны стали проводиться блоком ранее оппозиционных партий и групп во главе с ВДФ. Сложная экономическая ситуация, рост безработицы, социальная незащищенность существенно усилили об­щественную активность в Венгрии, обусловили острую борьбу по воп­росу о перспективах дальнейшего развития страны.

Венгрия сегодня – парламентская республика. Главой государ­ства является президент, избираемый парламентом на 5 лет (не более, чем на 2 срока). С 13.08.1995 г. – Арпад Гёнц. Президент назначает премьер-министра, обычно лидера партии, победившей на выборах. Сейчас это представитель правоцентристской коалиции Виктор Орбан. Кандидатуры министров предлагаются главой кабинета и утвержда­ются президентом.

Парламент выбирает, а прези­дент назначает Председателя Верхов­ного Суда. Президент может распус­тить парламент, является Верховным главнокомандующим Венгрии, устанавливает дату выборов в пар­ламент и органы местного самоуп­равления.

Венгрияявляется сегодня вы­сокоразвитым индустриально-аграр­ным государством, экономика кото­рого интегрирована в общеевропей­ский рынок. Она-ассоциированный член ЕС,входит в Совет Европы,
практически решен вопрос о вхож­дении Венгрии в НАТО,с апреля 1999 г.

Румыния

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.167.74 (0.007 с.)