Обострение политической ситуации и распад СФРЮ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обострение политической ситуации и распад СФРЮ



После смерти Броз Тито в СФРЮ был введен институт коллектив­ного руководства - в лице Президиума СФРЮ, председателем кото­рой по очереди на 1 год становился каждый из 8 его членов - предста­вители 6 республик - Сербии, Хорватии, Словении, Черногории, Ма­кедонии, Боснии и Герцеговины, а также 2 автономных краев - Воево­дины и Косово. Аналогично было реорганизовано и руководство СКЮ. Видимые коллегиальность и демократичность федеральной власти на деле вели к тому, что каждый из новых руководителей использовал свои полномочия исключительно в интересах своей республики либо края. Все это усиливало националистические сепаратистские тенденции в СФРЮ.

Наиболее развитые в промышленном плане Словения и Хорватия обеспечивали 50% экспортного потенциала СФРЮ. Именно эти две «мятежные республики» выступили в конце 80-х гг. с инициативой 39 конституционных поправок, направленных на расширение их авто­номии. Сербия и Черногория предложили свои контрпоправки, уси­ливающие централизацию.

После того, как федеративный парламент - Союзная скупщина фактически поддержал Сербию и Черногорию, Словения в сентябре

1989 г. провозгласила приоритет республиканских законов над феде­
ральными и заявила о своем праве на выход из СФРЮ. Начинается
распад межреспубликанских экономических связей, торговля внут­
ри СФРЮ переходит на взаиморасчеты в немецких марках, в стране
действует 8 автономных энергосистем. Численность безработных пре­
высила 2 млн. человек. Начинается обвальная инфляция.

На протяжении послевоенной истории Югославии именно ком-партия"5ыла консолидирующей силой в обществе. Попытки XIV съез­да СКЮ сохранить единство армии провалились. Распад компартии Югославии означал крах страны. Союзы коммунистов всех респуб­лик изменили названия, кроме этого возникло свыше сотни новых по­литических партий. Особенностью ситуации стало отсутствие серьез­ных политических сил., выступающих с федералистских позиций.

В 1990 - 1991 гг! во всех республиках СФРЮ прошли парламентс­кие выборы. Лишь в Сербии и Черногории к власти пришли экс-ком­партии, в остальных республиках - оппозиционные им силы.

Начало развалу СФРЮ положила Словения. Здесь в конце

1990 г. состоялся референдум о независимости, на котором 86% на­
селения высказались «за». К власти пришел блок «Демос» - «Демок­
ратическая оппозиция» во главе с Миланом Кучаном. На сегодня Сло­
вения является наиболее стабильной и динамично развивающейся
страной, возникшей на развалинах бывшей Югославии, одним из
наиболее вероятных кандидатов в члены ЕС.

В Хорватии большинство получило Хорватское демократическое содружество во главе с Франьо Туджманом.

Туджмаи Франьо родился в 1922 г. в с. Великое Трювиин (Хорва­тия). С 1937 г. - член КПЮ. Участник Второй мировой войны, с 1941 г. -комиссар партизанского отряда. С 1945 г. работал в генштабе Юго­славской Народной Армии, генерал-майор. В 1961 г. вышел в отставку и занялся историческими исследованиями.

В 1961 - 1967 гг. - профессор факультета политологии Загребско-го университета. В 1965 г. защитил докторскую диссертацию. В 1965 -1969 г. -депутат парламента Хорватии, председатель комитета по на­уке. В1967 г. Туджмана из-за его политических взглядов исключили из рядов СКЮ. В 1972 г. он примкнул к массовому хорватскому национа­листическому движению и вместе с его руководителями был осужден на 2 года тюрьмы. В 1981 г. за пропаганду идей национального воз­рождения Хорватии вновь был осужден на 3 года. После выхода из тюрьмы ему было запрещено на протяжении 5 лет заниматься поли­тической деятельностью.

В 1989 г. он возобновил активную политическую деятельность, основал хорватское демократическое содружество. С 30 мая 1990 г. избран председателем Пленума Республики Хорватии. С лета 1990 г. -президент Хорватии.

Референдум, «короновавший» Туджмана, бойкотировало насе­ление Краины, самопровозглашенного сербского анклава на террито­рии Хорватии.

25 июня 1991 г. Словения и Хорватия официально провозгласили свою самостоятельность. Территории этих республик, заселенные сер­бами, начали борьбу за присоединение к Сербии. В конфликт этни­ческого характера постепенно была втянута Югославская Народная Армия. Разгоравшаяся гражданская война была приостановлена бла­годаря экстренному вмешательству миротворческого контингента ООН (в т.ч. и 2 батальона Украины).

В Македонии независимость была достигнута без военных конф­ликтов. В сентябре 1991 г. за нее высказалось 99% граждан республи­ки. Президентом был избран Кость Глигоров, пригласивший в каче­стве гаранта независимости подразделения морской пехоты США. Для Македонии острой проблемой остается международное признание. Его частичное отсутствие связано с позицией Греции в ЕС, претенду­ющей на часть македонской территории. Потому даже в Совет Евро­пы эта страна была принята под временным названием «Бывшая юго­славская республика Македония».

Особенно кровавый характер приобрело достижение независи­мости Боснией и Герцеговиной, где принципиальное значение имел этнический состав населения. Относительное большинство (39,5%) -мусульмане (этнические славяне, принявшие в средние века ислам). Интересно, что это единственный в мире пример, когда религиозная принадлежность служит критерием определения национальности. Затем идут православные сербы - 32%, занимавшие наибольшие тер­ритории в этой республике; 18,4% - хорваты-католики. После выбо­ров в парламент Боснии и Герцеговины в октябре 1991 г. мусульмане и хорваты заключили союз и, образовав большинство, провозгласили Меморандум о независимости республики. Сербская община отказалась признать Меморандум и объя­вила о создании сепаратной Сербс­кой республики в Боснии. Состояв­шийся в марте 1992 г. референдум, проигнорированный боснийскими сербами, голосами 92% от общего числа участвовавших в выборах под­твердил курс на независимость. В итоге, в апреле 1992 г. в Боснии и Герцеговине разразилась граждан­ская война на межэтнической и межконфессиональной почве. Уже к 1993 г. здесь погибло 160 тыс. чело­век. Взаимные этнические «зачист­ки», партизанские рейды, концлагеря для военнопленных, артобстрел столицы Боснии - г. Сараево продолжались более трех лет.

В ноябре 1995 г. по инициативе англо-американской дипломатии участниками конфликта в г.Дейтон (США) было подписано соглаше­ние, сумевшее погасить пламя гражданской войны. Миротворчес­кие силы, созданные под эгидой ООН и НАТО, смогли сдержать амби­ции противников при разделе территории Боснии и Герцеговины на три анклава. Выборы, прошедшие здесь в сентябре 1996 г., подтверди­ли прежнее соотношение сил 3 группировок. Мир в этом регионе хрупок и непрочен.

После отделения 4 из 6 республик СФРЮ, оставшиеся две - Сер­бия и Черногория провозгласили в апреле 1992 г. новую Югославию -Союзную Республику Югославию (СРЮ). Политику новой Югосла­вии всецело определяет сербское руководство во главе с Слободаном Милошевичем.

Милошевич Слободан родился в 1941 г. в г. Пожареваце (Сербия). С 1959 г.-член СКЮ. В 1960г. окончил гимназию, а в 1964 г.-юриди­ческий факультет Белградского университета. В 1963 - 1966 гг. - секре­тарь университетского комитета СКЮ по идеологической работе. В 1966 - 1969 гг. - советник председателя горсовета Белграда по эконо­мическим вопросам, руководитель службы информации горсовета. В 1969 - 1973 гг. - зам. генерального директора, а в 1973 - 1978 гг. -генеральный директор объединения «Техногаз». В 1978 - 1983 гг. -председатель правления объединенного банка в Белграде. В 1984 -1986 гг. - председатель горкома СКЮ Белграда. В 1986 - 1989 гг. - член ЦК, член президиума ЦК СКЮ, председатель президиума ЦК союза коммунистов Сербии. С мая 1989 г. - председатель президиума социалисти­ческой республики Сер­бии. В июле 1990 г. избран председателем социалис­тической партии Сербии. С декабря 1990 г. - прези­дент Сербии.

В первой половине 90-х гг. ООН не раз при­нимала против СКЮ эко­номические санкции, об­виняя сербов в экспансии и вмешательстве в дела Хорватии, а также Боснии и Герцеговины, жестком решении «проблемы Косово» (речь идет о стремлении про­живающего здесь албанского населения к автономии). В итоге в нача­ле 90-х гг. инфляция в СРЮ была занесена в книгу рекордов Гиннеса -3% в час; в стране пользовались деньгами с 11 нулями. После снятия санкций ООН в январе 1996 г. жизнь в СРЮ нормализуется, однако растет недоверие к режиму Милошевича. В 1999 г. в центре внимания мировой общественности вновь оказалась «проблема Косово», Этни­ческие чистки сербов привели к массовой эмиграции (свыше 3 млн. чел.) албанского населения, что вызвало, в свою очередь, вмешатель­ство НАТО. С 24 марта по 14 июня 1999 г. авиация НАТО бомбила города Югославии, вынудив в конечном итоге правительство Югосла­вии к диалогу и компромиссу. Территория Косово контролируется войсками НАТО и России.

В 1998 г. вновь обострилась ситуация в Косово. Вооруженные столкновения между сербской полицией и боевиками из местной организации “Армия освобождения Косово” (АОК) привели к вводу в край регулярных частей югославской армии. Из Косово в соседнюю Албанию и Македонию устремились потоки беженцев. В этом конфликте сербская сторона категорически отказывалась от любых форм расширения косовской автономии, албанцы настаивали на самооп­ределении, вплоть до выхода из состава Федерации. Международные переговоры не принесли успеха. НАТО решило применить военную силу. С марта по май 1999 г. территория Косово и другие районы Югославии подвергались систематическим ракетно-бомбовым ударам натовских соединений. Далее в результате международных переговоров сербские войска были полностью выведены из Косово. В Косово стали возвращаться албанские беженцы. В феврале 2008 г. образовано суверенное государство Косово. США, ряд западных стран сразу же признали это государство.

Российская Федерация отказалась признать рождение нового государства.

 

 

Лекция 40 – 41



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.130.31 (0.009 с.)