Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обострение политической ситуации и распад СФРЮСодержание книги
Поиск на нашем сайте
После смерти Броз Тито в СФРЮ был введен институт коллективного руководства - в лице Президиума СФРЮ, председателем которой по очереди на 1 год становился каждый из 8 его членов - представители 6 республик - Сербии, Хорватии, Словении, Черногории, Македонии, Боснии и Герцеговины, а также 2 автономных краев - Воеводины и Косово. Аналогично было реорганизовано и руководство СКЮ. Видимые коллегиальность и демократичность федеральной власти на деле вели к тому, что каждый из новых руководителей использовал свои полномочия исключительно в интересах своей республики либо края. Все это усиливало националистические сепаратистские тенденции в СФРЮ. Наиболее развитые в промышленном плане Словения и Хорватия обеспечивали 50% экспортного потенциала СФРЮ. Именно эти две «мятежные республики» выступили в конце 80-х гг. с инициативой 39 конституционных поправок, направленных на расширение их автономии. Сербия и Черногория предложили свои контрпоправки, усиливающие централизацию. После того, как федеративный парламент - Союзная скупщина фактически поддержал Сербию и Черногорию, Словения в сентябре 1989 г. провозгласила приоритет республиканских законов над феде На протяжении послевоенной истории Югославии именно ком-партия"5ыла консолидирующей силой в обществе. Попытки XIV съезда СКЮ сохранить единство армии провалились. Распад компартии Югославии означал крах страны. Союзы коммунистов всех республик изменили названия, кроме этого возникло свыше сотни новых политических партий. Особенностью ситуации стало отсутствие серьезных политических сил., выступающих с федералистских позиций. В 1990 - 1991 гг! во всех республиках СФРЮ прошли парламентские выборы. Лишь в Сербии и Черногории к власти пришли экс-компартии, в остальных республиках - оппозиционные им силы. Начало развалу СФРЮ положила Словения. Здесь в конце 1990 г. состоялся референдум о независимости, на котором 86% на В Хорватии большинство получило Хорватское демократическое содружество во главе с Франьо Туджманом. Туджмаи Франьо родился в 1922 г. в с. Великое Трювиин (Хорватия). С 1937 г. - член КПЮ. Участник Второй мировой войны, с 1941 г. -комиссар партизанского отряда. С 1945 г. работал в генштабе Югославской Народной Армии, генерал-майор. В 1961 г. вышел в отставку и занялся историческими исследованиями. В 1961 - 1967 гг. - профессор факультета политологии Загребско-го университета. В 1965 г. защитил докторскую диссертацию. В 1965 -1969 г. -депутат парламента Хорватии, председатель комитета по науке. В1967 г. Туджмана из-за его политических взглядов исключили из рядов СКЮ. В 1972 г. он примкнул к массовому хорватскому националистическому движению и вместе с его руководителями был осужден на 2 года тюрьмы. В 1981 г. за пропаганду идей национального возрождения Хорватии вновь был осужден на 3 года. После выхода из тюрьмы ему было запрещено на протяжении 5 лет заниматься политической деятельностью. В 1989 г. он возобновил активную политическую деятельность, основал хорватское демократическое содружество. С 30 мая 1990 г. избран председателем Пленума Республики Хорватии. С лета 1990 г. -президент Хорватии. Референдум, «короновавший» Туджмана, бойкотировало население Краины, самопровозглашенного сербского анклава на территории Хорватии. 25 июня 1991 г. Словения и Хорватия официально провозгласили свою самостоятельность. Территории этих республик, заселенные сербами, начали борьбу за присоединение к Сербии. В конфликт этнического характера постепенно была втянута Югославская Народная Армия. Разгоравшаяся гражданская война была приостановлена благодаря экстренному вмешательству миротворческого контингента ООН (в т.ч. и 2 батальона Украины). В Македонии независимость была достигнута без военных конфликтов. В сентябре 1991 г. за нее высказалось 99% граждан республики. Президентом был избран Кость Глигоров, пригласивший в качестве гаранта независимости подразделения морской пехоты США. Для Македонии острой проблемой остается международное признание. Его частичное отсутствие связано с позицией Греции в ЕС, претендующей на часть македонской территории. Потому даже в Совет Европы эта страна была принята под временным названием «Бывшая югославская республика Македония». Особенно кровавый характер приобрело достижение независимости Боснией и Герцеговиной, где принципиальное значение имел этнический состав населения. Относительное большинство (39,5%) -мусульмане (этнические славяне, принявшие в средние века ислам). Интересно, что это единственный в мире пример, когда религиозная принадлежность служит критерием определения национальности. Затем идут православные сербы - 32%, занимавшие наибольшие территории в этой республике; 18,4% - хорваты-католики. После выборов в парламент Боснии и Герцеговины в октябре 1991 г. мусульмане и хорваты заключили союз и, образовав большинство, провозгласили Меморандум о независимости республики. Сербская община отказалась признать Меморандум и объявила о создании сепаратной Сербской республики в Боснии. Состоявшийся в марте 1992 г. референдум, проигнорированный боснийскими сербами, голосами 92% от общего числа участвовавших в выборах подтвердил курс на независимость. В итоге, в апреле 1992 г. в Боснии и Герцеговине разразилась гражданская война на межэтнической и межконфессиональной почве. Уже к 1993 г. здесь погибло 160 тыс. человек. Взаимные этнические «зачистки», партизанские рейды, концлагеря для военнопленных, артобстрел столицы Боснии - г. Сараево продолжались более трех лет. В ноябре 1995 г. по инициативе англо-американской дипломатии участниками конфликта в г.Дейтон (США) было подписано соглашение, сумевшее погасить пламя гражданской войны. Миротворческие силы, созданные под эгидой ООН и НАТО, смогли сдержать амбиции противников при разделе территории Боснии и Герцеговины на три анклава. Выборы, прошедшие здесь в сентябре 1996 г., подтвердили прежнее соотношение сил 3 группировок. Мир в этом регионе хрупок и непрочен. После отделения 4 из 6 республик СФРЮ, оставшиеся две - Сербия и Черногория провозгласили в апреле 1992 г. новую Югославию -Союзную Республику Югославию (СРЮ). Политику новой Югославии всецело определяет сербское руководство во главе с Слободаном Милошевичем. Милошевич Слободан родился в 1941 г. в г. Пожареваце (Сербия). С 1959 г.-член СКЮ. В 1960г. окончил гимназию, а в 1964 г.-юридический факультет Белградского университета. В 1963 - 1966 гг. - секретарь университетского комитета СКЮ по идеологической работе. В 1966 - 1969 гг. - советник председателя горсовета Белграда по экономическим вопросам, руководитель службы информации горсовета. В 1969 - 1973 гг. - зам. генерального директора, а в 1973 - 1978 гг. -генеральный директор объединения «Техногаз». В 1978 - 1983 гг. -председатель правления объединенного банка в Белграде. В 1984 -1986 гг. - председатель горкома СКЮ Белграда. В 1986 - 1989 гг. - член ЦК, член президиума ЦК СКЮ, председатель президиума ЦК союза коммунистов Сербии. С мая 1989 г. - председатель президиума социалистической республики Сербии. В июле 1990 г. избран председателем социалистической партии Сербии. С декабря 1990 г. - президент Сербии. В первой половине 90-х гг. ООН не раз принимала против СКЮ экономические санкции, обвиняя сербов в экспансии и вмешательстве в дела Хорватии, а также Боснии и Герцеговины, жестком решении «проблемы Косово» (речь идет о стремлении проживающего здесь албанского населения к автономии). В итоге в начале 90-х гг. инфляция в СРЮ была занесена в книгу рекордов Гиннеса -3% в час; в стране пользовались деньгами с 11 нулями. После снятия санкций ООН в январе 1996 г. жизнь в СРЮ нормализуется, однако растет недоверие к режиму Милошевича. В 1999 г. в центре внимания мировой общественности вновь оказалась «проблема Косово», Этнические чистки сербов привели к массовой эмиграции (свыше 3 млн. чел.) албанского населения, что вызвало, в свою очередь, вмешательство НАТО. С 24 марта по 14 июня 1999 г. авиация НАТО бомбила города Югославии, вынудив в конечном итоге правительство Югославии к диалогу и компромиссу. Территория Косово контролируется войсками НАТО и России. В 1998 г. вновь обострилась ситуация в Косово. Вооруженные столкновения между сербской полицией и боевиками из местной организации “Армия освобождения Косово” (АОК) привели к вводу в край регулярных частей югославской армии. Из Косово в соседнюю Албанию и Македонию устремились потоки беженцев. В этом конфликте сербская сторона категорически отказывалась от любых форм расширения косовской автономии, албанцы настаивали на самоопределении, вплоть до выхода из состава Федерации. Международные переговоры не принесли успеха. НАТО решило применить военную силу. С марта по май 1999 г. территория Косово и другие районы Югославии подвергались систематическим ракетно-бомбовым ударам натовских соединений. Далее в результате международных переговоров сербские войска были полностью выведены из Косово. В Косово стали возвращаться албанские беженцы. В феврале 2008 г. образовано суверенное государство Косово. США, ряд западных стран сразу же признали это государство. Российская Федерация отказалась признать рождение нового государства.
Лекция 40 – 41
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.20.66 (0.009 с.) |