Положение японии после поражения во Второй мировой войне. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Положение японии после поражения во Второй мировой войне.



Подписав 2 сентября 1945 г. Акт о капитуляции, Япония признала свое поражение в войне. Согласно решению Потсдамской конференции, американские войска разместились на ее территории. Главные тенденции развития страны определял Союзный совет, в который входили представители государств, боровшихся против японского милитаризма, и Дальневосточная комиссия (ДВК). Старые политические партии были запрещены. Для наказания военных преступников Японии был создан Международный военный трибунал, перед которым предстали 28 бывших политических деятелей и генералов. В ноябре 1948 г. он завершил свою работу. По его приговору были повешены экс-премьеры Тодзё, Хирото, генералы Итатаки, Мацук, Муто, Донхара, Кимура, другие получили различные сроки тюремного заключения. Образовались новые партии: Демократическая, Либеральная, Социалистическая. В 1946 г. на выборах первые две партии, получив большинство голосов, сформировали правительство, а в оппозицию перешли Социалистическая и Коммунистическая партии. ДДП была образована в 1954 г. в результате слияния крупных буржуазных партий.

Народные массы терпели страшную нужду, не хватало продуктов. Были разрушены производственные предприятия, и миллионы людей остались без работы. Упал курс национальной валюты. Большая часть земли принадлежала помещикам.

Жители городов — рабочие, чиновники, мелкие собственники — получили право создавать профсоюзы, устраивать забастовки, им был установлен 8-часовой рабочий день.

Экономическое развитие Японии. К 1945 г. из всех промышленных предприятий, работавших в 1937 г., сохранилось 30%. Благодаря земельной реформе 1946—1949 гг. вдвое увеличилось число крестьян, владевших землей, начали развиваться фермерские хозяйства.

Япония быстро восстанавливалась благодаря помощи США. Конечно, давно сформированные промышленные отрасли с квалифицированными рабочими и инженерами, трудолюбие и дисциплинированность японцев были источником развития страны. Этому способствовало также выполнение заказов США, участвовавших в войне в Корее (1950—1953 гг.). В эти годы экономика Японии вышла на довоенный уровень, а в последующие годы достигла поразительных результатов. Мицуи, Хитачи, Мицубиси, Сопи и десятки других крупных промышленных и финансовых монополий стали выпускать новейшие товары и кредитовать другие страны.

В 50—60-х годах XX в. японские компании выгодно использовали достижения научно-технической революции, широко применяли изобретения других стран. Особое значение придавалось качеству продукции, экономии сырья, электричества, рабочего времени, эффективному использованию и обновлению оборудования, установлению доверительных отношений между руководителями и рабочими и т.д. Вместе с тем зарплата японских рабочих была ниже по сравнению с зарплатой в других странах, рабочий день был длиннее, эксплуатация монополий жестче, а их доходы — больше. К тому же и правительство оказывало прямое воздействие на развитие промышленности, выделяя финансовую помощь концернам, предоставляя льготы, помогая в продвижении японских товаров на иностранные рынки, участвовало в разрешении социальных противоречий. Особое внимание в экономике придавалось структурным изменениям.

Япония, несмотря на финансово-экономический кризис последних лет и рост стоимости нефти, сохраняет лидирующее положение в мире. На ее долю приходится около 12% мирового промышленного производства. Ее ВВП на конец 1999 г. равнялся 4,5 трлн. долларов.

Во внешнеторговом обороте Япония занимает 3-е место в мире после США и Германии. Золотовалютные резервы страны растут из года в год. Ее инвестиции в другие страны превышают 1 трлн. долларов.

Политическое положение Японии. Конец “холодной войны”, распад Советского Союза и крах идей социализма оказали большое влияние и на Японию. В конце 80-х — начале 90-х годов почти все политические партии пережили серьезные потрясения. Они стали терять классовый, или конфессиональный, характер и пытались стать “народными” партиями или “партией для всех”. Отдельные фракции ушли из ЛДП и образовали отдельные партии: Новую, Новых рубежей, Сакигакэ, Демократическую, Партию Солнца. СПЯ пыталась путем переименования на Социал-демократическую (СДП) сохранить свое влияние. Последовал роспуск Партии демократического социализма. Реформировалась “Комэйто”. ЛДП подверглась общественной критике за коррупционные скандалы, в которые были вовлечены многие ее боссы.

Не случайно на парламентских выборах весной 1993 г. ЛДП потеряла большинство в нижней палате. Впервые за 39 лет в стране был сформирован коалиционный кабинет с участием оппозиционных партий во главе с М. Хосакава. КПЯ не вошла в состав правительства, но поддержала его.

После краткого пребывания у власти Ц. Хаты было создано коалиционное правительство с участием ЛДП, СДП и новой партии — Сакигакэ во главе с лидером социалистов Т. Мураяма (1994—1996 гг.). Затем кабинет возхпавил лидер ЛДП Р. Ха-симото. Но он вынужден был уйти в отставку в 1998г., когда партия не добилась желаемой победы на выборах в верхнюю палату парламента. Созданное вскоре правительство К. О бути включало представителей Либеральной партии, а затем и Комэйто. Деятельность Обути была неожиданно прекращена в январе 2000 г. в связи с его болезью и смертью Кабинет возглавил Е. М о р и. Однако он не смог разрешить кризисные явления в экономике, да и в самой ЛДП были сильны позиции его соперников. В результате ожесточенной борьбы за лидерство в ЛДП в апреле 2001г. верх одержал Дз. Коидзуми, который возглавил правительство. Его кабинет имеет коалиционную структуру: в него входят Комэйто и Консервативная партия, которая была образована в ходе раскола Либеральной партии.

При нем удалось несколько ограничить коррупцию среди политиков, а также влияние фракционных “баронов” в правящей партии. В 2005 г. парламент не согласился с его планом приватизации почтовой связи в стране, имущество которой оценивалось в 3 млрд. долл., причем против голосовали около 40 депутатов от ЛДП. Тогда Коидзуми пошел на роспуск парламента и на новые выборы. Однако выборы принесли победу сторонникам реформ, и Коидзуми вновь возглавил правительство. Началась поэтапная приватизация государственного учреждения, которая требовала больших бюджетных средств. Вместе с тем за 2001—2006 гг. были приняты законы, позволившие направлять вооруженные силы за пределы страны для участия в миротворческих и иных (не боевых) операциях. В 2006 г. в сентябре Коидзуми подал в отставку. Новый премьер — С. Абэ создал впервые в послевоенной истории Министерство обороны в структуре правительства. Однако летом следующего года ЛДП потерпела поражение на выборах в верхнюю палату парламента, и он оставил пост, на который был утвержден 7 2-летний Ясуо Фу куда. В июле 2008 г. на о. Хоккайдо состоялся саммит “У-8″.

Внешняя политика. Япония смогла восстановить отношения с другими странами только после подписания в сентябре 1951 г. мирного договора в Сан-Франциско. Социалистические страны во главе с СССР ставили вопрос о выводе иностранных войск с территории Японии, об отказе Японии от островов, принадлежащих Советскому Союзу. Правительство Сталина не подписало мирный договор с Японией. В 1954 г. главой правительства стал лидер Демократической партии И. Хатояма, выразивший готовность урегулировать отношения с СССР. В Москве такое же мнение выразило новое руководство страны в лице Н. Хрущева. 9 октября 1956 г. в Москве была подписана Декларация о прекращении войны между двумя странами и восстановлении дипломатических отношений. СССР дал согласие вернуть Японии часть островов.

В январе 1960 г., после подписания американо-японского договора, СССР отказался вернуть Японии два острова из четырех. С тех пор эта проблема остается нерешенной.

Администрация США, заключив Пакт о безопасности с премьер-министром С. Ее ид ой, расположила военные базы на Японских островах. Япония, используя войну в соседней Корее, начала формировать военные силы.

Милитаризация страны и американо-японский договор породили недовольство в обществе. В 1960 г. был подписан новый американо-японский договор “О взаимном сотрудничестве и гарантии безопасности”. Этот договор продлевается каждые 10 лет. Обе державы тесно сотрудничают в военно -политической сфере. Торговый оборот Японии и США в 1995 г. составил 175 млрд. долларов.

В сентябре 1972 г. были урегулированы взаимоотношения Японии с Китаем, в 1978 г. между ними был подписан мирный договор. Сотрудничество двух стран достигло самого высокого уровня; в 1997 г. их торговый оборот составил 60,8 млрд. долларов (Япония — Россия — около 4 млрд. долларов); японские инвестиции в КНР составили 177 млрд. долларов.

 

Китай

Победа Народной революции. В конце Второй мировой войны в Китае действовали две мощные политические группировки. Северо-восточные районы Китая контролировала Коммунистическая партия, на остальной территории господствовала партия Гоминьдан. Разгромив японских империалистов в Северо-Восточном Китае, советские войска отдали коммунистам оружие и боеприпасы Квантунской армии и армии Маньчжоу. Северо-Восточный Китай стал революционной базой Китая

Правительство Гоминьдана установило взаимоотношения с США и другими капиталистическими странами. Переговоры по объединению Китая мирным путем закончились неудачно. Противоречия в стране привели к гражданской войне 1946—1949 гг. До 1946 г. преимущество было на стороне Гоминьдана. На территориях, находившихся в руках Коммунистической партии Китая, была осуществлена аграрная реформа, крестьянам предоставили землю. Народные массы перешли на сторону коммунистов.

В 1949 г. Народно-освободительная армия Китая освободила Пекин. В том же году она перешла р. Янцзы и завершила разгром армии Гоминьдана.

Образование Китайской Народной Республики. 1 октября 1949 г. в Пекине была провозглашена Китайская Народная Рес публика, Первым ее признало правительство СССР. Правительство Чан Кайши бежало на о. Тайвань.

Приход к власти китайских коммунистов полностью изменил положение в стране. В 1949—1952 гг. Коммунистическая партия Китая успешно осуществила аграрную реформу: 300 млн. крестьян получили 47 млн. га земли. Было покончено с помещичьим землевладением. Национализация предприятий крупных буржуа и иностранных капиталистов увеличила и укрепила государственную собственность. Эти реформы положили начало социалистическим преобразованиям.

В 1950—1959 гг. СССР построил в Китае 256 крупных предприятий, обучил более 20 тыс. китайских инженеров, оказал финансовую и военную помощь.

В 1954 г. в стране была утверждена новая конституция. Политическую власть осуществляла Коммунистическая партия Китая во главе с Мао Цзэдуном. Компактно проживавшие некитайские нации получили автономию в едином государстве.

Китайская Народная Республика в период “большого скачка” и “культурной революции” (1958—1969 гг.). В 1958 г. руководители КПК, опираясь на результаты первой пятилетки, объявили политику “большого скачка”. Не считаясь с экономическими возможностями страны, в кратчайший срок было запланировано перейти к коммунизму, выполнив пятилетний план за два года, а 15-летний план — за пять лет. Политика “большого скачка” игнорировала опыт других социалистических стран. Мао Цзэдун и его сторонники объявили “народную коммуну” в селах основным путем перехода к коммунизму. Каждая коммуна объединяла семьи более 20 тыс. крестьян.

Имущество 740 тыс. производственных KoorfepaTHBHbEx хозяйств было передано 26 тыс. “народных коммун”. Земля, дом, имущество, скот, домашняя птица, инвентарь становились общественной собственностью, произведенная продукция делилась между крестьянами поровну. Для ускорения индустриализации планировалось увеличить количество предприятий с примитивным производством и ручным трудом. На территории Китая было построено более 2 млн. простых печей для плавки металла. Политика “большого скачка” и “народной коммуны” привела к упадку сельского хозяйства и массовому недовольству трудящихся.

В середине 60-х годов в Китае развернулась кампания “культурной революции”, которая имела целью дискредитировать противников Мао.

Китай в годы реформ и модернизации. 9 сентября 1976 г. на 83-м году жизни в Пекине скончался председатель ЦК КПК Мао Цзэдун. Мао оставил Китай в кризисной ситуации. По официальным данным, в стране было 20 млн. полностью безработных, 8 млн. человек “искали” работу, 100 млн. человек голодали. Основные продукты питания и большинство непродовольственных товаров выдавались по карточкам.

После смерти Мао в руководстве партии и государства обозначилась группа прагматиков во главе с Дэн Сяопином, которая выступала за модернизацию Китая.

Официальное решение о проведении в КНР широкомасштабной экономической реформы было принято на Пленуме ЦК КПК в декабре 1978 г., на котором выступил с докладом Дэн Сяопин (1904-1997 гг.).

Экономическая реформа началась в деревне. Стабильность китайского общества и развитие китайской экономики зависели прежде всего от развития деревни и улучшения жизни крестьянства. Народные коммуны были распущены и на смену им пришел семейный подряд, основанный на аренде земли. На начальном этапе реформ государственные поставки с крестьянского двора не превышали 20% годового урожая, а с 1984 г. составляли не более 5%. Крестьянский двор получал в свою собственность земельный участок на 15—50 лет.

Весь скот, включая крупнорогатый, свиней, овец, коз и птиц, был продан крестьянам. Были сняты всякие ограничения на содержание скота. Составлялись контракты но государственной закупке производимой продукции. Эти государственные меры в деревне подняли дух крестьян, у них появился личный интерес к производству. Китайская деревня ожила. Госсовет КНР повысил на 10—15% закупочные цены на пшеницу, рис, кукурузу и соевые бобы. Крестьяне по своему усмотрению могли распоряжаться излишками произведенной продукции.

Государство уделяло внимание и выделяло значительные средства для обучения сельских жителей основам агротехники, механизации, химизации, ирригации и мелиорации. В сельских районах появились поселково-волостные предприятия. Эти предприятия представляли собой своеобразное сочетание сельскохозяйственных ферм и сельской индустрии, которые были способны производить промышленную продукцию.

Реформа в сельском хозяйстве ускорила, реформы в промышленности. С 1984 г. начались широкие экономические реформы в городах Китая. Предприятия получили широкую самостоятельность, усилилась коммерциализация государственных предприятий, сузилась сфера директивного планирования, снабжения сырьем и оборудованием. Правительство создало свободные экономические зоны с привлечением иностранного капитала.

Началась реформа цен. Были установлены три вида цен: твердые, плавающие и свободные. Экономические реформы проводились в условиях сохранения ведущей роли общественной собственности и отказа от массовой приватизации.

Несмотря на экономические достижения, в стране обнаружились и негативные явления, такие, как коррупция, хищения, бандитизм, нарушения прав человека. В Пекине и других городах происходили народные волнения. В руководстве КПК оформилась группа либералов во главе с Генсеком Чжао Цзыяном, поддерживавших идею политической реформы. В Пекине и других городах прошли митинги и демонстрации с требованиями ликвидации монополии КПК и введения многопартийности, создания правового государства. По приказу правительства воинские части разогнали демонстрантов. Чжао Цзыян был снят, новым Генеральным секретарем ЦК КПК стал Цзян Цзэминь.

Цзян Цзэминь на рубеже 90-х годов прошлого столетия сумел сплотить партию и массы вокруг лозунга “стабильности и развития” и далеко продвинуть Китай по пути социально-экономических преобразований.

Съезды КПК, прошедшие в период 80—90-х годов, неизменно поддерживали реформаторские идеи Дэн Сяопина. Состоявшийся осенью 1987 г. XIII съезд КПК принял концепцию начальной стадии социализма.

Последующие съезды партии поддержали идею построения “социалистической рыночной экономики” и углубления реформ в Китае.

В ноябре 2002 г. крупнейшая политическая партия мира (66 млн. человек) сменила, своих лидеров. 76-летний Цзян Цзэминь ушел в отставку с поста Генерального секретаря. На должность Генерального секретаря ЦК КПК был выдвинут 50-летний Ху Цзиньтао. В 2003—2004 гг. он занимал посты Председателя КНР и Председателя Центрального Совета КНР.

Страна разрешила проблему обеспечения 1,3 млрд. населения питанием и одеждой, подняла жизнь народа до среднезажиточного уровня. Со среднегодовыми темпами прироста ВВП в 9,3% КНР вошла в шестерку крупнейших экономик мира. Свидетельством роста международного веса КНР и ее открытости внешнему миру стадо вступление Китая в ВТО (Всемирную торговую организацию). XVI сьезд КПК поддержал идею Цзян Цзэминя о приеме в Компартию передовых представителей буржуазии, утвердил новые стратегические направления национального развития.

Очередные задачи по претворению этих планов в жизнь рассмотрены в решениях XVII съезда Компартии Китая (2007 г.).

Активное включение страны в мировую экономику способствовало укреплению связей с мировым сообществом. В 1971 г. КНР заняла свое место в ООН. Чанкайшисты были удалены из ее рядов. В 1978 г. был подписан Договор о мире и дружбе с Японией, в начале 1979 г. установлены дипломатические отношения с США.

В течение ряда лет отношения между КНР и СССР были весьма натянутыми. Улучшение отношений с СССР произошло только после 1985 г., когда новое советское правительство согласилось выполнить ряд предварительных условий Китая. Визит М. С.Горбачева в Китай в 1985г. нормализовал отношения между двумя соседними странами. Визит Президента Российской Федерации В. В. Путина в Китай в 2001 г. закрепил дружественные взаимоотношения с КНР.

КНР имеет стабильные политические и экономические связи со многими государствами Юго-Восточной Азии.

Китайская Народная Республика выступила инициатором сотрудничества евразийских стран. Первая встреча глав государств Китая, России, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана состоялась в Шанхае 26 апреля 1996 г.

Летом 2001 г. на совещании в верхах в Шанхае была учреждена Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Тогда же в ее ряды был принят Узбекистан. Летом 2002 г. в Санкт-Петербурге при участии Цзян Цзэминя, В. Путина, Н. Назарбаева, А. Акаева, И. Каримова, Рахмонова были подписаны основополагающие документы ШОС — Хартия, представляющая собой, по сути, устав организации; политическая Декларация и Соглашение о региональной антитеррористической структуре (РАЦ). В рамках ШОС были подписаны весьма важные соглашения: “Об укреплении доверия в военной области в районе границ” (1996 г.), “О взаимном сокращении вооруженных сил в pafioie границ” (1997 г.).

В июне 2004 г. в Ташкенте состоялось заседание Совета глав Шанхайской организации сотрудничества, где были подписаны 10 важнейших документов: Ташкентская декларация по итогам заседания Совета глав государств, Конвенция о привилегиях и иммунитетах ШОС, Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Соглашение об установлении Дня ШОС (15 июня) и др. Правительство КНР приняло решение о выделении 1 млрд. долларов на развитие торговли между странами ШОС. ШОС — не военный блок или замкнутый альянс. Это открытая структура, ориентированная на широкое международное сотрудничество. Ряд стран Азии выразили желание работать в составе ШОС (Индия, Пакистан, Южная Корея). Штаб-квартира ШОС размещается в Пекине.

Экономическое положение Китая. За годы реформ КНР достигла огромных хозяйственных успехов и стала экономическим гигантом мира. Прежде всего Китай добился стабильного промышленного производства. Так, годовой объем производства стали составил 100 млн. т — первое место в мире. Годовые объемы добычи нефти составили 140—150 млн. т, угля—1,3 млрд. т.

Темпы роста развития экономики составили в 2003 г. 9,9%. Валовые сборы зерновых достигли в 1997 г. 492,5 млн. т. За последние пять лет завершено строительство более 840 крупных и средних объектов, имеющих приоритетное значение для развития экономики КНР,

В Пекине 15 октября 2007 г. начал свою работу XVII съезд Китайской Коммунистической партии. Многомиллионную партию представляли на съезде 2200 делегатов из всех провинций Китая. Председатель КНР Ху Цзиньтао, выступивший с докладом, говорил о том, что курс реформ в стране будет продолжен, однако конечная цель перемен — построение “социализма с китайской спецификой”. Партия должна уделить внимание осуществлению единого комплексного планирования, развитию городов и сел, регионов страны, социально-экономической сфере. Съезд подчеркнул, что, несмотря на быстрый экономический рост, Китай столкнулся с рядом “сложных социальных и экономических проблем”. Одна из самых серьезных — коррупция. Докладчик и выступавшие в прениях коммунисты говорили о резком расслоении китайского общества. Съезд поставил задачу — формирование среднего класса. Применительно к Китаю “среднезажиточный” означает тысячу долларов ежегодного среднедушевого дохода. А в качестве ориентира на период до 2020 г. КНР предполагает выйти на уровень трех тысяч долларов на душу населения.

Столица КНР г. Пекин стал местом проведения 29-й всемирной летней Олимпиады 2008 г. В период интенсивной подготовки к Олимпиаде в мае 2008 г. в провинции Сычуань произошло землетрясение, ставшее самым разрушительным в стране за последние тридцать лет. Землетрясение было столь сильным, что толчки ощущались даже в Пекине, Шанхае, Гонконге, в Бангкоке и Ханое. Стихия уничтожила в Сычуане около 80% зданий, жилых домов, заводов, школ и больниц.

Тайвань. После разгрома Японии в 1945 г. Тайвань был возвращен Китаю. В 1949 г., после провозглашения Китайской Народной Республики, гоминьдановское правительство во главе с Чан Кайши переместилось на Тайвань и здесь установило свою власть.

В 1949—1971 гг. официальное лицо Тайваня в составе ООН представлял Китай.

Тайваньская экономика развивалась быстрыми темпами. Через 40 лет развития свободного рынка Тайвань вошел в состав развитых стран. Свой путь “поразительного” развития Тайвань начал с обновления сельского хозяйства. В 1950—1960 гг. он перешел на фермерский путь и увеличил производство продукции. Благодаря росту получаемого дохода, финансированию производства была решена продовольственная проблема, усовершенствована сырьевая база пищевой промышленности.

Тайваньская проблема не решена до сих пор. Тайваньцы считают себя единственными законными преемниками Китайской Республики, основанной в 1912 г. Сунь Ятсеном. Политические лидеры Тайваня считают, что его статус должен определить народ путем референдума. Активным поборником такой идеи является лидер Демократической прогрессивной партии (ДПП) Чэнь Шуйбяиь, дважды (в 2000 и 2004 гг.) победивший на президентских выборах и избранный главой государства.

2 января 2008 г, парламентские выборы завершились успешной победой находившейся в оппозиции партии Гоминьдана. Демократическая прогрессивная партия, лидером которой являлся Чэнь Шуйбянь, потеряла доверие избирателей за отказ от делового сотрудничества с КНР. На следующих президентских выборах лидер Гоминьдана Ма Инъцзю надеется взять верх над соперником.

Пекин считает Тайвань провинцией Китая и не приемлет всякую мысль о референдуме. Большинство стран, имеющих с Китаем дипломатические отношения, признают Китайскую Народную Республику в качестве единственного законного правительства и не стремятся установить с Тайванем каких-либо официальных контактов. В длительной дипломатической борьбе Пекин постепенно одерживает верх. К настоящему времени Тайвань признают только 27 государств (страны Центральной Америки, Африки, острова Тихого океана, а в Европе — только Ватикан). До начала 70-х годов большинство государств, за исключением социалистических стран, поддерживали тайбейское правительство. Мировое сообщество уверено, что данная проблема решится мирным объединением Китая.

Гонконг (Сянган). В 1842 г. Китай передал о. Гонконг во владение Великобритании. 19 декабря 1984 г. было подписано китайско-английское соглашение, по которому с 1 июля 1997 г. КНР устанавливала свой суверенитет над Гонконгом. В Гонконге в течение 50 лет будут сохранены прежние законы, а также статус свободного порта. Сянган, или Гонконг, стал регионом особого правления администрации: по принципу “в одном государстве — две системы”.

 

ИНДИЯ

 

Достижение независимости и провозглашение республики.

После окончания Второй мировой войны борьба за независимость приняла в Индии широкий размах. Против английского владычества выступили даже части Британской индийской армии, и 14—15 августа 1947 г. была объявлена независимость двух государств: Пакистана и Индийского союза. Это событие знаменовало собой свободу для народа, жившего на протяжении двух веков в рабстве. Однако в дни празднования независимости погибло много людей. Обострились религиозные противоречия между индусами и мусульманами. Индийский лидер К. М. Ганди (1869—1948 гг), пытавшийся остановить бессмысленное кровопролитие, сам погиб от рук индийских террористов.

Из-за княжеств Джамму и Кашмир разгорелась война между Пакистаном и Индией. Эта война была остановлена только 1 января 1949 г. Завоевание Индией и Пакистаном независимости положило начало развалу английской колониальной системы. Правительство Индии приступило к разработке программы дальнейшего развития страны.

Экономическое развитие Индии. Индия была слаборазвитой страной. Погромы и война с Пакистаном еше более обострили обстановку. В районах, отошедших к Пакистану, выращивалось 40% хлопка, 85% джута, 40% пшеницы, но большинство предприятий по их переработке были расположены на территории Индийского союза. Из-за нехватки сырья здесь нарастал экономический кризис. Предприятия, банки, плантации в стране контролировались иностранным капиталом. Сельское хозяйство было не в состоянии обеспечить страну продовольствием.

В 1947—1950 гг. правительство взяло под свой контроль железные дороги, порты, воздушные линии, средства связи, крупные электростанции, военные заводы, некоторые банки, принадлежавшие англичанам. Таким образом, началось формирование государственного сектора.

В 1950 г. Индийский союз стал Республикой Индией. Правительство возглавил один из лидеров национально-освободительной борьбы Дж. Неру (1898—1964 гг.).

Позднее в государственный сектор вошли новые крупные предприятия. Экономическое развитие страны стало осуществляться по пятилетнему плану. В первой пятилетке (1950—1955 гг.) правительство сделало упор на развитии аграрного сектора. По конституции, осуществление этих мероприятий ложилось на плечи руководства штатов, однако во многих районах бывшие правители и помещики по-прежнему сохраняли свою власть. Крестьянские семьи владели только небольшими участками земли, и, чтобы как-то прожить, они вынуждены были арендовать за большие деньги земли у помещиков. Благодаря аграрной реформе в 60— 70-х годах началось повсеместное использование тракторов, механи­ческой техники, удобрений, новых сортов семян, электроэнергии.

С помощью государства были построены крупные водохранилища, каналы и колодцы. Были созданы различные кооперативы. Эти меры назывались “зеленой революцией”. Значительные результаты были достигнуты в Пенджабе, Гуджарате и других штатах. С начала 80-х годов Индия перестала импортировать в большом объеме зерно. В 1993 г. было собрано 166 млн. тонн зерна.

Зарубежные страны помогали Индии в финансировании, снабжали ее оборудованием, готовили специалистов. Особая роль принадлежала в этом США Великобритании, Германии, Франции, Японии, Австралии, Канаде. Значительную помощь Индии оказывал СССР.

Усилились национальные монополистические группы Индии. Компании Тата, Бирж, Далмия-Джайн, М. Четтиор осуществляют свою деятельность и за рубежом. Быстрый рост населения (в 2000 г. — 1 млрд. жителей) и низкий жизненный уровень более 350 млн. человек тревожат индийское общество. Поэтому в городах Индии часто встречаются лозунги “Кариби хатау” (“Нет — голоду”), “Бекари хатау” (“Нет — безработице”).

Политическое положение страны. Политическая жизнь независимой Индии развивается в очень сложных условиях из-за ее многонационального состава и политической религиозности. Несмотря на запреты, в отсталых районах до сих пор существует кастовая система. В стране имеется очень много политических партий и организаций. До 1977 г. у власти находился Индийский национальный конгресс. Его статус поднялся благодаря К. М. Ганди и Дж. Неру. Л. Б. Шастри (1964—1966 гг.), дочь Неру —Индира Ганди (1966—1984 гг.), внук — Раджив Ганди (1984—1989 гг.), Н. Рао (1991—1996 гг.) были лидерами этой партии.

В конце 60-х годов обострился социально-политический кризис, внутри партии ИНК произошел раскол, руководителем раскольников стал М. Десаи. Сторонники курса Неру, поддерживая И. Ганди, создали партию ИНК(И).

На выборах в парламент весной 1977 г. ИНК потерпел поражение. Власть перешла к Джаната порти (Народная партия), находившейся в оппозиции. Новое правительство под руководством М. Десаи не смогло улучшить социальное положение народа. Разгорелась междоусобная борьба, среди сторонников М. Десаи появились разногласия, и правительство ушло в отставку. После этого на внеочередных выборах вновь одержал победу ИНК, а Индира Ганди снова вернулась к власти. В октябре 1984 г. она погибла от рук террористов.

Руководство ИНК предложило кандидатуру Раджива Ганди, сына Индиры Ганди, на пост лидера, и на выборах в декабре 1984 г. ИНК(И) одержал победу, набрав 401 из 508 голосов. Во время правления Р. Ганди “курс Неру” стал подвергаться изменениям: все шире развивалось частное предпринимательство, была начата приватизация, внедрялись свободные рыночные отношения, хотя сохранился государственный сектор. Были предоставлены дополнительные льготы иностранному капиталу, стали развиваться новые отрасли производства. После соглашения с сепаратистами в Пенджабе и Ассаме положение в стране стабилизировалось.

В результате внутренних противоречий через два года последовала отставка правительства. В 1991 г. во время парламентских выборов в результате взрыва, устроенного тамильскими террористами, Р. Ганди погиб. Этот теракт был совершен из-за отказа правительства Р. Ганди поддержать тамильских сепаратистов, живущих в Шри-Ланке. В связи с этим возрос авторитет ИНК: на выборах, проведенных в том же году, он выиграл. Против ИНК выступала религиозная партия Бхаратия Джаната порти (БДП).

В 1996—1999 гг. трижды были проведены парламентские выборы, трижды менялось правительство (А. Ваджпаи, Д. Говда, И. К. Гуджарал). На выборах в марте 1998 г. БДП набрала большинство голосов и ее лидер А. Б. Ваджпаи возглавил правительство. В апреле 1999 г. оно пало, В 199 S т. руководителем ИНК стала вдова Р. Ганди — итальянка Соня Ганди. Она не смогла сформировать правительство. По указу президента прошли парламентские выборы, к власти пришло новое коалиционное правительство под руководством А. Б. Ваджпаи.

В годы правления кабинета Ваджпаи Индия добилась заметных успехов в экономическом развитии. Рост ее экономики достигал 5—7% в год, что является прекрасным показателем. Эти достижения не привели к смягчению жизни основной массы населения. Около 200—250 млн. человек из общего количества населения жили в достатке, а 213 млн. имели очень низкий жизненный уровень — 1 доллар в день. Правящая Бхаратия Джаната порти (Индийская народная партия) не смогла приглушить межрелигиозные трения. В стране усилилась антимусульманская пропаганда. В этих условиях партия потерпела поражение на парламентских выборах в апреле-мае 2004 г. Победу одержала партия Индийский национальный конгресс (ИНК).

Однако ее лидер С. Ганди отказалась занять пост премьер-министра и вручила его Махмохану Сингху, соратнику по партии. Это первый случай, когда правительство возглавлял представитель сикхской общины. Он возглавил коалиционное правительство с участием коммунистов (марксистов). В мае 2009 г. состоялись очередные выборы и снова победу одержал ИНК. В 2006 г. М. Сингх подписал с президентом США соглашение о сотрудничестве в ядерной отрасли. Однако левые депутаты парламента не поддержали и не допустили его утверждения. В стране не прекращаются выступления в разных штатах, которые носят характер социально-экономических противоречий. Вместе с тем имеют место террористические акции, сепаратистские движения. В 2007—2008 гг. наблюдался всплеск политических распрей среди партий ввиду приближения очередных парламентских выборов.

В 2007 г. новым президентом Индии впервые стала женщина, 72-летняя Пратибха Патиль, которая победила в выборах своего главного конкурента Бхайрона Фингха Шекхавата.

Внешняя политика Индии. Индия является одной из стран, которая активно участвовала в укреплении мира во всем мире. Ее руководители и общественные организации поддерживали стремление народов к свободе. Индия добивалась прекращения войны на Корейском полуострове, Ближнем Востоке, на территории Индокитая. Политически и духовно Индия поддерживала вооруженную борьбу народов против колонизаторов (Алжир, Вьетнам, Ангола, Мозамбик, ЮАР, Зимбабве) и внесла огромный вклад в организацию Движения солидарности и проведение Бандунгаюй конференции, в формирование в 1961 г. движения неприсоединения. Особое значение имела поддержка Индией борьбы за мир и разоружение. В 1954 г. провозглашение пяти принципов мирного сосуществования премьер-министром Индии Дж. Неру и премьером КНР Чжоу Эньлаем было оценено как историческое событие.

К сожалению, в 1959 и 1962 гг. между Китаем и Индией начались приграничные споры. Позднее КНР создала свое ядерное оружие, начала укреплять вооруженные силы. Опасаясь этого, Индия начала секретные исследования и в 1974 г. на полигоне Похран “в мирных целях” провела первое атомное испы­тание, а в начале мая 1998 г. — военные атомные испытания. Пакистан тоже создал свое атомное оружие и в конце мая 1998 г. провел шесть ядерных испытаний.

Индия находилась в дружественных отношениях с СССР. Они начались после смерти Сталина и продолжались во время правления Н. С. Хрущева, Л. И. Брежнева. В начале августа 1971 г. между Москвой и Дели был подписан Договор о мире, дружбе и сотрудничестве. В это время народ Восточного Пакистана поднялся против режима Яхья Хана. В этой войне Китай поддерживал Пакистан, а СССР — Индию. В результате на месте Восточного Пакистана образовалось государство Бангладеш. М. С. Горбачев и Р. Ганди в целях дальнейшего укрепления отношений между Индией и СССР в ноябре 1986 г. подписали в Дели Декларацию о принципах безъядерного и ненасильственного мира.

 

4. ИРАН.

 

Иран после Второй мировой войны. В послевоенные годы Иран был охвачен глубоким кризисом, население на себе ощущало дороговизну, нехватку потребительских товаров, последствия засухи. После вывода из страны войск СССР и Англии начались выступления азербайджанцев, курдов, хорасанцев. Они требовали автономии. Власти подавили их.

В 1949—1953 гг. следствием нового подъема борьбы стала национализация англо-иранской нефтяной компании, проведенная правительством М. Мосаддыка. За 1914—1950 гг. АИНК вывезла из Ирана 324 млн. т нефти и получила 5 млрд, долларов чистой прибыли. Налоги, которые компания заплатила стране, не пре­высили 8% прибыли.

19 августа 1953 г. в результате военного переворота кабинет М. Мосаддыка был лишен власти и к власти пришла иранская реакция.

В 1954 г. компании США, Англии, Франции, Голландии организовали Международный нефтяной консорциум.

Причины, ход и результат “белой революции”. Иран начал сближаться с Западом. Он вступил в Багдадский пакт (СЕНТО). Здесь работали 4600 военных советников США. В страну проникала западная культура. Правительству Ирана было поручено провести ряд реформ для смягчения назревших противоречий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 1634; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.212.87.137 (0.081 с.)