Тема: германия во Второй половине хх века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: германия во Второй половине хх века.



План

1. Последствия Второй мировой войны для Германии.

2. Раскол Германии: создание ГДР и ФРГ.

3. Политическое и социально-экономическое развитие ФРГ в 1949 – 1990 гг.

4. ГДР в 1949 – 1990 гг.

5. Революция 1989 г. и крах ГДР.

6. Объединение Германии. Германия на современном этапе.

 

1. В результате Вто­рой мировой войны Германия была окку­пирована войсками ан­тигитлеровской коали­ции. Для управления ею был создан 4-сто-ронний Контрольный Совет, призванный ре­шать проблемы управ­ления послевоенной Германией. Целью по­литики победивших стран из антигитлеров­ской коалиции было уничтожение германского нацизма и милитариз­ма с помощью принятого на Потсдамской конференции плана "4-х Д", основанного на денацификации, декартелизации, демилитариза­ции и демократизации страны. В оккупационных зонах возникают по­литические партии, профсоюзы, молодежные и переселенческие орга­низации и т.д. Причем, не общегерманского типа, а организационно самостоятельные - по зонам. Среди политических партий выделяются: христианско-демократическии союз (ХДС), коммунистическая партия Германии (КПГ),социал-демократическая партия Германии (СДПГ) и др.

Оккупационными властями были проведены судебные процессы против военных

преступников (Нюрнбергский трибунал), про­водился в жизнь план "4-х Д". Гер­мания начала возвращаться к нормальной мир­ной жизни, изба­вившись отструк­тур "тысячелет­него третьего рейха".

Формально союзники не от­меняли Потсдамс­ких соглашений о согласованной политике отно­сительно побеж­денной Германии. Однако на деле в оккупационных зонах проводилась политика, отвеча­ющая их геополитическим интересам. Так, СССР под прикрытием выполнения Потсдамских соглаше­ний начал ускоренное построение социализма в Восточной Германии по советскому образцу: создание госсектора в экономике, аграрная реформа, "культурная революция"', ставка на репрессии и т.д. В ответ на это, особенно в связи с началом "холодной войны," западные дер­жавы отказались рассматривать Германию как единое экономическое целое, начав интеграцию западных зон между собой. Постепенно хо­зяйственный разрыв между западными и восточной зоной углублял­ся, создавая экономические предпосылки для последующего раскола страны.

 

2. Важным актом эко­номической стабилиза­ции в западных зонах Германии была денеж­ная реформа 20 июня 1948г. Тогда же в США было решено подклю­чить Западную Герма­нию к помощи по "пла­ну Маршалла". В поли­тической области важ­ным было решение о создании парламентско­го совета по выработке Конституции для запад­ных зон Германии, куда вошли делегаты от ландтагов (земельных советов), восстановленных еще в 1946 г. 8 мая 1949 г. парламентский совет утвердил проект Конституции. После утверждения оккупационными властями она всту­пила в силу 23 мая 1949 г. Конституция закрепила основные гражданс­кие и политические права и свободы; провозгласила Западную Герма­нию демократическим федеративным государством. В состав ФРГ в 1949 г. вошло 11 земель, каждая из которых имела свою конституцию, законодательные, исполнительные и судебные органы. Главой госу­дарства считается президент, но с край-не ограниченными полномочиями. Высшим органом власти в ФРГ явля­ется федеральный парламент - бун­дестаг. Глава правительства - феде­ральный канцлер определяется боль­шинством бундестага. На основе Кон­ституции 1949г. 14 августа состоялись выборы в бундестаг-нижнюю пала­ту парламента. Голоса избирателей распределились следующим образом: у ХДС-141 место, СДПГ-132, СвДП (партия свободных демократов либе­рального толка)-52, КПГ- 15. Верх­няя палата парламента - бундесрат - была сформирована из делегатов лан­дтагов. 7 сентября 1949 г. на совмес­тном заседании обеих палат парламен­та была утверждена Конституция ФРГ и избраны президент страны Теодор Хейс (СвДП) и первый кан­цлер Конрад Аденауэр.

В Восточной Германии во второй половине 40-х гг. также идет становление государства. В ответ на денежную реформу в западных зонах была введена восточная марка. Происходит процесс объедине­ния и централизации политических сил советской оккупационной зоны. На основе КПГ и СДПГ в апреле 1946 г. была создана СЕПГ -социалистическая единая партия Германии. По ее инициативе был создан Национальный Фронт (НФ), в который вошли все действую­щие зональные политические партии - ХДС, ЛДПГ, крестьянская партия, НДПГ. Руководящим органом НФ был избран Немецкий Национальный Совет (аналог парламента), который на своей сессии 7 октября 1949 г. провозгласил создание ГДР. Немецкий Нацио­нальный Сове! был преобразован в Народную палату ГДР, на заседа­нии которой 10 октября 1949 г. был избран первый президент ГДР Вильгельм Пик (СЕПГ) и первый премьер-министр - Отто Гроте­воль (СЕПГ). Таким образом, осенью 1949 г. произошел и организа­ционно оформился территориальный раскол Германии.

 

3. Бесспорной заслугой эры "христианских демократов" в ФРГ (1949 - 1969 гг.) является "немецкое экономическое чудо" - воз­рождение экономики Германии из поствоенной ситуации. Дей­ствительно, на общем фоне после Второй мировой войны немецкая ситуация выглядела особенно удручающе.

Разрушенные города, уничтоженные заводы, отброшенное на' десятки лет назад аграрное произ­водство, наличие 12-миллионной ар­мии переселенцев. В 5 раз возросло количество денег, находящихся в об­ращении и не имеющих товарного покрытия. Введение карточной сис­темы стимулировало расцвет "черно­го рынкаХВозрождаются товарооб­менные сделки времен натурального хозяйства. Оздоровление экономики Германии требовало решительных мер, и на них пошли члены правящей с 1949 г. партии ХДС. Главным архи­тектором хозяйственных реформ послевоенной Германии стал профес­сор Людвиг Эрхард (1897 - 1977 гг.). Именно под его руководством и состоялось "экономическое чудо", хронологические рамки которого 1948 - 1960 гг. К его предпосылкам можно отнести:

1) внутренние капиталовложения в промышленность;

2) помощь из США по "плану Маршалла" - около 3 млрд. долла­ров;

3) в 50-е гг. в ФРГ была самая продолжительная рабочая неделя в Западной Европе;

4) до 1956 г. ФРГ не имела значительныххвоенных расходов;

протекционистская политика государства и др. Рычагами экономического возрождения ФРГ Эрхард считал сво­бодную частную инициативу и конкуренцию в сочетании с активной ролью государства в хозяйственной жизни. Планы Л.Эрхарда опира­лись на денежную реформу, свободные цены, конкуренцию частных предпринимателей, регулирующую роль государства с помощью гиб­кой кредитной и налоговой политики, ставки на мелкий и средний биз­нес.

Весь ход "немецкого экономического чуда" можно разбить на этапы:

1-й прошел в 1948 - 1949 гг. под знаком денежной и ценовой реформ, началом повышения ставок реальной зарплаты с учетом ро­ста производительности труда, значительного роста производства;

2-й - 1950- 1951 гг. -время наибольшего напряжения в истории поствоенного немецкого рыночного развития, поднимается средне­годовой уровень занятости;

3-й - 1952 г, - прекращение роста цен и проверка создаваемой экономической системы на прочность и пригодность;

4-й - 1953 - 1955 гг. - начало эры "благосостояния для всех". В 1954 г. был вдвое превышен уровень общегерманского производства 1936г.;

5-й- 1955- 1960гг.-период торможения экономического подъе­ма и переход к спокойному прогрессу.

Важнейший итог «чуда»-возрождение экономического потен­циала страны, в результате которого ФРГ превращается в передовую страну Западной Европы, обгоняя в хозяйственном отношении своих былых победителей. К середине 50-х гг. она вышла на второе место после США по объему золотых запасов.

Вместе с тем превращение ФРГ в одну из самых мощных в эконо­мическом плане стран Запада поставило перед ней новые задачи в области внешней политики. Непризнание стран Восточной Ев­ропы, с которыми она находилась в непо­средственной бли­зости, завело дипло­матию ФРГ в тупик. Это становилось все более явным на фоне развивающихся от­ношений СССР и его союзников с други­ми странами Запада {в частности, Францией и Италией). Дальнейшее игнори­рование послевоен­ных реалий грозило Западной Германии потерей гигантского восточноевропейско­го рынка. Социал-де­мократы ФРГ стали инициаторами парла­ментской дискуссии об изменении внеш­ней политики. Дебаты завершились пере­группировкой полити­ческих сил, в результа­те которой коалиция СДПГ-СвДП в 1969г. сформировала новое пра­вительство. Правящий блок социал-демократов и свободных демок­ратов (1969- 1974гг.: Вилли Брандт (СДПГ) - канцлер и Вильгельм Шеель (СвДП)-министр иностранных дел; 1974 - 1982 гг.: Гельмут Шмидт (СДПГ) - канцлер и Ганс Дитрих Геншер (СвДП) - министр иностранных дел) начал "новую восточную политику" ФРГ: были признаны новые построенные границы в Восточной Европе, установ­лены межгосударственные отношения с ГДР, взаимное признание немецких государств открыло им путь в ООН, решена проблема За­падного Берлина и т.д. К итогам "новой восточной политики" можно отнести:

1) рост международного престижа Западной Германии;

2) в 70-е гг. ФРГ становится главным экономическим партнером стран Восточной Европы на Западе.

Кризисные явления 70-х гг., жесткая политика экономии, противо­речивая внешняя политика привели к очередной перегруппировке по­литических сил - СвДП вышла из коалиции с СДПГ и вновь поддержа­ла блок ХДС - ХСС. В 1982 г. к власти на федеральном уровне верну­лись христианские демократы, и их лидер Гельмут Коль стал канцле­ром ФРГ.

Гельмут Коль родился 3 апреля 1930 г. в г. Людвигсхафене в семье финансового чиновника. В 1947 г. вступил в христианский демократи­ческий союз - ХДС. Получил историческое и юридическое образова­ние в университетах Франкфурта-на-Майне и Гейдельберга. В 1958 г. защитил диссертацию в Гейдельбергском университете на тему "Пфальц и воссоздание партий после 1945 г." и получил степень доктора философии. Еще в 1954 г. стал за­местителем председателя молодежной организации ХДС "Молодое поколе­ние" в земле Рейнланд - Пфальц, а с 1955 г. -членом правления организа­ции ХДС в этой земле. В 1966 -1973 гг. -председатель организации ХДС в земле Рейнланд-Пфальц. С 1966 г. - член федерального правления ХДС. С 17 ноября 1969 г. - заместитель фе­дерального председателя ХДС, а с 12 июня 1973 г. – федеральный председа­тель ХДС. Депутат бундестага с 1976 г. В 1976 - 1982 гг. – председатель фракциях ХДС/ХСС в бундестаге. Женат. Имеет 2-х сыновей.

Новый канцлер начал с реформ "за экономический подъем в духе Л.Эрхарда" - были снижены налоги, сокращены государственные рас­ходы, проведена частичная приватизация госсектора в экономике, ока­зана госпомощь развитию новых технологий (микроэлектроники, космической индустрии, телекоммуникаций и т.д.). Одновременно пра­вительство Коля усилило борьбу с терроризмом и профсоюзным дви­жением, ограничило право на забастовку. Начиная с 1983г., в ФРГ идет экономический подъем, С этого времени, вплоть до 27 сентября 1998 г., правящая коалиция не про­играла ни одних выборов. Кроме того, Г.Колю суждено было стать и первым канц­лером объединенной Герма­нии. Осенью 1998 г. на выбо­рах в бундестаг победили со­циал-демократы - новым канцлером ФРГ стал Герхард Шредер.

 

4. После образования ГДР 7 октября 1949 г. СЕПГ - со­циалистическая единая партия Германии, практически захватившая монополию на государственное и политическое руководство в стране, взяла курс на построение социалистического общества. Исходной моделью послужила советская система сталинс­кого государственного социализма.

Как следствие ориентации на СССР, в ГДР в 50-е гг. формирова­лась германская модель административно-командной системы совет­ского типа. Не все жители Восточной Германии были согласны уча­ствовать в эксперименте "построения социализма на немецкой зем­ле". Сказывались соседство процветающей ФРГ, общие условия меж­дународной конфронтации периода "холодной войны", наличие оккупационных советских войск, карточная система распределения продовольствия, противоречивая внутренняя политика СЕПГ и дру­гие явления, ставшие предпосылками стихийных массовых выступле­ний в ГДР. Наиболее известное из них произошло вскоре после приня­тия в ЦК СЕПГ "нового курса на строительство основ социализма", которых* предусматривал дальнейшее проведение кооперирования сверху, чтобы решить продовольственную проблему, и введение бо­лее высоких норм выработки на производстве при фактическом зани­жении оплаты труда. 17 июня 1953 г. на ул.Сталин-Аллее на несанкци­онированную демонстрацию вышло 100 тыс. человек; в Лейпциге, Герлице, Галле и других городах - еще 400 тыс. человек. Одновремен­но тысячи крестьян в массовом порядке покидали навязанные им силой кооперативы.

Проходит штурм парткомов СЕПГ, полицейских участков, ратуш, тюрем. Началась классическая антитоталитарная революция, направ­ленная против просоветского режима. В те часы казалось, что навя­занный Москвой строй уже ничем не спасти - рабочие и крестьяне, которых он якобы олицетворял, вынесли ему приговор. Но в дело вме­шались советские войска. В 13 часов 17 июня 1953 г. член Политбюро ЦК КПСС Лаврентий Берия ввел в Восточной Германии чрезвычай­ное положение - против восставших были брошены танки. Начались аресты участников восстания - всего за решетку было посажено 10 тыс. человек; 20 демонстрантов было расстреляно по приговору суда, сот­ни немцев погибли под гусеницами советских танков.

Выступление в ГДР 17 июня 1953 г. было первым ставшим широ­ко известным в мире политическим кризисом в лагере стран, «стро­ящих социализм». В дальнейшем формы протеста в ГДР приобрета­ли разнообразное выражение, но наиболее распространенным ста­ла эмиграция - бегство восточногерманских немцев в ФРГ. В ответ на это была закрыта граница, а в Берлине в ночь на 13 августа 1961 г. сооружена печально известная "Берлинская стена", которую охра­няли пограничники ГДР, получившие приказ открывать огонь по пе­ребежчикам.

В начале 60-х гг. ХХ века правительство ГДР провело серию реформ. Была предпринята попытка соче­тать централизованное планирование с относительной самостоятельностью пред­приятий, вводились хозрас­чет, сдельная форма оплаты труда и др. Но все это про­исходило при фактически полной ликвидации частной собственности на средства производства. Вместе с тем даже эти половинчатые меры позволили поднять

уровень технического оснащения промышленности, улучшить управ­ление экономикой, повысить производительность труда.

В результате материальное положение граждан ГДР улучшилось, они были лучше обеспечены продовольственными и промышленными това­рами, чем население других стран социалистического лагеря. Вместе с тем, хотя экономика ГДР последовательно развивалась, разрыв в уровнях жизни ГДР и ФРГ увеличивался в пользу Западной Германии.

Приход к руководству ГДР и СЕПГ Эриха Хонеккера в 1972 г. при­вел к свертыванию политики реформ и консервации режима советс­кого типа. Все большее вмешательство в жизнь граждан стала осуще­ствлять "штази" - система государственной безопасности с многоты­сячным штатом осведомителей. При Хонеккере произошло оформле­ние общества тоталитарного социализма с характерными для него признаками: всевластие бюрократического аппарата; централизованно управляемая распределительная система; ставка на репрессивные ме­тоды удержания власти с игнорированием социальных проблем об­щества. В конце 80-х гг. ситуация в ГДР ухудшилась. Государственный долг составил огромную сумму - 20,6 млрд. долларов. Ежегодно воз­растал отток квалифицированных рабочих, покидавших ГДР. К 1989 г. он достиг рекордных размеров: число уехавших в ФРГ достигло 350 тыс. человек. Это привело к существенному сокращению объе­мов производства. Около 250 тысяч рабочих мест стали незанятыми.

Общественно-политический кризис в ГДР показал необходимость обновления всей общественно-политической жизни страны. Росло не­доверие к политике социалистической единой партии Германии, разо­чарование в модели авторитарно-бюрократического "социализма", которую отстаивало партийное руководство. Этому способствовал и внешний фактор - воздействие на население ГДР перестройки, демо­кратизации и гласности в СССР, а также кардинальные изменения в Польше и Венгрии, особенно введение там многопартийности и отказ от руководящей роли компартий.

Реакцией на все эти явления стало участившееся бегство жителей ГДР. В начале лета 1989 г. это бегство приобрело массовый характер, когда открылась возможность ухода.на Запад через венгерскую терри­торию. Облегчение режима на венгерско-австрийской границе при­влекло десятки тысяч туристов из ГДР, которые, приехав в Венгрию, затем направлялись через Австрию в ФРГ. В Чехословакии и Польше сотни туристов из ГДР проникали в посольства ФРГ и просили политическое убежище. В ряде городов страны, особенно в Лейпциге, Дрездене и Берлине все чаще стали проводиться митинги с требовани­ями политических реформ, демократии и свободы. В ответ на попыт­ки властей применить силу для разгона митингов и массовых демонст­раций росло народное возмущение. Оно достигло кульминации, когда более 70 тыс. демонстрантов в Лейпциге 9 октября 1989 г. потребовали привлечь к ответственности лиц, виновных в разгоне контрдемонстра­ции в Берлине в день 40-летия ГДР.

 

5. Поворотным моментом в истории Восточной Германии стала осень 1989 г. 7 октября ГДР отмечала свое 40-летие. По­чти 3 часа телевидение ГДР транслировало парадную от­четную речь Председателя Гос­совета и Генерального секрета­ря ЦК СЕПГ Эриха Хонеккера. Но именно этот юбилей, от­празднованный так, будто "социализм в красках ГДР" лишен каких бы то ни было проблем, явился последним импульсом к общественному взрыву.

В ГДР начались небывалые по массовости антиправительственные митинги и демонстрации – 200 тыс. дрезденцев, 300 тыс. жителей Лейпцига, 500 тыс. берлинцев потребовали «коренного обновления социализма на немецкой земле».

Пытаясь удержаться у власти, часть руководства ГДР начала ис­кать выход из создавшейся ситуации на путях политического лавиро­вания.

18 октября пленум ЦК СЕПГ освободил Э.Хонеккера от обязанно­стей генерального секретаря. Его сместили также с поста председате­ля Государственного совета ГДР. На обе должности, которые до этого занимал Хонеккер, был избран Эгон Кренц - один из близких к Хонеккеру деятелей, секретарь ЦК СЕПГ и член политбюро.

17 ноября Народная палата ГДР утвердила состав нового прави­тельства страны. Его возглавил Ханс Модров. Правительство было сформировано на коалиционной основе: из 28 министров 12 представляли СЕПГ, а остальные 16 - другие партии (христианско-демократический союз, либерально-демократическую партию, нацио­нально-демократическую партию и демократическую крестьянскую партию).

Правительство начало свою деятельность в совершенно новой си­туации. Резко изменились взаимоотношения с другим германским го­сударством—ФРГ. 9 ноября 1989 г. руководство ГДР приняло решение об открытии своих западных границ для свободных поездок в ФРГ и Западный Берлин. "Берлинская стена" перестала играть свою роль гроз­ного препятствия. Ее стали разбирать на сувениры.

Однако кризисная обстановка в стране не спадала. Напротив, она ещё более углубилась в связи со ставшими известными фактами злоупотреблений властью и коррупции в годы режима Хонеккера. ЦК СЕПГ принял решение об исключении из партии и предании суду бывших руко­водителей партии, в т.ч. Эриха Хонеккера.

Новое руководство СЕПГ не смогло сдержать распада своей партии. За два последних месяца 1989 г. из нее вышло около половины членов (900 тыс. из 2 млн. человек). Народной палатой ГДР было принято реше­ние изъять из Конституции страны положение о "руководящей роли СЕПГ'. Полная недееспособность руководителей СЕПГ в новых условиях привела 3 декабря 1989 г. к коллективной отставке политбюро и ЦК партии во главе с Эгоном Кренцем, а через 3 дня Кренц вынужден был оставить и пост председателя Государственного совета. Состоявшийся в середине декабря 1989 г. чрезвычайный съезд СЕПГ избрал новое руководство партии. Из прежнего состава ЦК в новое правление партии (101 человек) вошло йсего 3 человека. Изменилось и название партии. Она стала назы­ваться "Партия демократического социализма». Однако вскоре первая часть названия перестала фигурировать. Председателем партии стал мо­лодой адвокат Г.Гизи, объявивший о ее коренной перестройке.

Вслед за реорганизацией СЕПГ произошли другие важные перемены в политической жизни ГДР. Были созданы новые партии и организа­ции, заявившие о своем намерении бороться за места в будущем парламенте страны. Большую активность проявляли социал-демократическая партия, а также организации "Новый форум", "Демократическое про­буждение", "Объединение левых", "Инициатива за мир и права челове­ка" и др. В развернувшейся предвыборной борьбе 4 бывших союзника СЕПГ -христианско-демократический союз, либерально-демократичес­кая партия, национально-демократическая партия и демократическая кре­стьянская партия объявили о своем выходе из традиционного блока с коммунистами.

Эти 4 партии, а также новые политические объединения заявили об отказе от социалистического пути развития ГДР. Перспективу бли­жайшего развития они видели в "спасении страны через воссоедине­ние Германии". Лозунг объединения Германии стал главным про­граммным пунктом всех политических течений.

Дальнейшую судьбу страны должны были решить выборы в На­родную палату ГДР, назначенные на 18 марта 1990 г. Весь ход изби­рательной кампании свидетельствовал об оттеснении экс - СЕПГ -ПДС от руководства страной. Это показали и результаты выборов в парламент. Партия демократического социализма стала оппозицион­ной. Большинство голосов на выборах получил христианско-демокра­тический союз (40,9%), затем следовали социал-демократы (21,8%). Партия демократического социализма завоевала 16,3% голосов. Соот­ветственно определялось и распределение мест, полученных различ­ными партиями в Народной палате. Партии правого блока во главе с ХДС обеспечили себе 193 места из общего числа 400 мест, СДПГ- 87, а ПДС - 65 мест. Большинство граждан Восточной Германии проголо­совали за ХДС, лидер которой Лотар де Мезьер сформировал после­днее правительство Германской Демократической Республики. Л. де Мезьер уверенно повел Восточную Германию на воссоединение с западным соседом - ФРГ. Первый шаг - июньский референдум 1990 г. о валютном союзе с ФРГ, в итоге которого 94% восточных немцев высказалось за введение в ГДР с 1 июля 1990 г. новой валюты - запад­ногерманской марки. После недолгих консультаций был сделан вто­рой шаг - определена дата воссоединения Германии - 3 октября 1990г.

В ГДР в 1989 -1990 гг. прошла "бархатная" народная антитота­литарная революция. Новое объединение Германии изменило геопо­литическую карту Европы.

 

6. Объединение Германии имело крупные внешнеполитические по­следствия. Оно проходило в соответствии с рядом документов, подпи­санных как между двумя германскими государствами, с одной сторо­ны, и четырьмя державами-победителями, с другой. ГДР и ФРГ заключили экономический союз, определивший переход ГДР с 1 июля 1990 г. к западногерманской денежной единице. Договор об экономическом, валютном и социальном союзе дополнялся договором об объеди­нении Германии. На его ос­нове 13 августа 1990 г. На­родная палата ГДР приняла решение о вхождении ГДР в ФРГ с 3 октября 1990 г.

Другие документы подвели черту под результатами Второй мировой войны. 12 сентября 1990 г. в Москве 4 державы-победительницы (СССР, США, Великобритания и Франция), а также ГДР и ФРГ (формула "2 плюс 4") подписали Договор об окончательном урегулировании относительно Германии.

Изменение внешнеполитического положения объединенной Гер­мании закрепил также документ, подписанный 1 октября 1990 г. в Нью-Йорке министрами иностранных дел СССР, США, Великобри­тании, Франции, ГДР и ФРГ, о прекращении с объединением Гер­мании действия четырехсторонних прав и ответственности в отноше­нии Берлина и всей Германии. Объединение Германии стало круп­ным международным событием, которое подвело черту под итогами Второй мировой войны, завершило целую полосу послевоенной ис­тории Германии и Европы.

2 декабря 1990 г. прошли первые выборы в обеих частях Германии. Убедительную победу одержала правящая коалиция во главе с ХДС. Канцлер Г. Коль сформировал первое общегерманское правительство, которое просуществовало до 1998. г. После шестнадцатилетнего правления коалиции ХДС/ХСС в результате ноябрьских выборов 1998 г. па смену ей пришли социал-демократы.

Один из лидеров СДПГ — Герхард Шредер (1998—2002 гг., 2002—2006 гг.) — предпочел “Партию зеленых”, в блоке с которой сформировал коалиционное правительство. В результате выборов в 2002 г. “красно-зеленая” коалиция осталась на второй срок.

Парламентские выборы 2006 г. не дали преимущества ни правым, ни центристам. Было решено создать коалиционное правительство, которое возглавила А. Меркель.

Несмотря на определенную динамику, экономическое положение страны остается достаточно сложным. В течение 90-х годов в целом по стране наблюдался спад производства, начался устойчивый рост безработицы, увеличивался государственный долг.

Международное положение современной Германии. Объединение Германии значительно укрепило международное положение страны. Новая роль в системе мировой политики создавала для Германии не только преимущества, но и налагала политическое, финансовое, моральное бремя великой державы. Г. Коль сразу заявил, что ФРГ не будет оставаться в стороне от решения международных проблем.

В 1991 г. Германия отказалась от прямого участия в войне в Персидском заливе. Но она выделила на ее финансирование 17 млрд. марок. В 1994 г. после длительной дискуссии бундестаг снял конституционный запрет на участие немецких войск и боевой техники за пределами ФРГ и стран НАТО для “предотвращения кризисов и конфликтов, которые могут нанести ущерб целостности и стабильности Германии”. В составе бундесвера появились “силы реагирования на кризисные ситуации” численностью в 54 тыс. человек. Немецкие самолеты и солдаты впервые участвовали в миротворческой операции на Балканах в 1999 г. и в Восточном Тиморе.

Неизменным приоритетом внешней политики ФРГ остается европейская интеграция. Являясь, наряду с Францией, ее движущей силой, Германия все чаше выдвигает новые предложения.

Отрицательная позиция Германии в отношении военных действий США в Ираке в 2003 г. свидетельствует о ее самостоятельном поведении в мировых событиях. Федеративная республика выступает за скорейшее реформирование ООН, предлагая расширить состав Совета Безопасности за счет включения в него Германии и Японии.

Большое значение в международных отношениях имеет германо-российский диалог. К 31 августа 1994 г. был завершен досрочный вывод российских войск из Германии. Отношения между ФРГ и Россией имеют позитивную динамику взаимопонимания.

Германия признает имеющиеся политические и экономические интересы в Центральной Азии и Каспийском регионе. В 2002 г. была принята концепция федерального правительства по Центральной Азии. ФРГ одной из первых стран признала независимость Казахстана (31.12.1991) и установила с ним дипломатические отношения.

Лекция 34



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 4626; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.212.26.248 (0.114 с.)