ТОП 10:

Основные тенденции развития и течения литературы и искусства во второй половине XX века.



В годы Второй мировой войны значительное количество деятелей культуры - Э. Хемингуэй, А. де Сент-Экзюпери, Л. Арагон и другие с оружием в руках воевали против фашистов. Произведения в области литературы, музыки, искусства, кино играли важную роль в закаливании морального духа народов, приближая победу над фашизмом. Осмысление причин и последствий войны, ее жестокости, поведения людей в экстремальных условиях стало важной темой мирового искусства.

В условиях "холодной войны" идеологический сторону творчества стал преобладать над художественным. Периодические обострения социально-экономических противоречий, массовые общественные движения обусловили появление различных форм контркультуры ("Разгневанные", рокеры и т.д.). Они словно противостояли бездуховности массовой культуры и классической культуре прошлого. Назревания экологической катастрофы, гонка вооружений, острые международные кризисы способствовали росту настроений пессимизма, предчувствие апокалипсиса.

Распад колониальной системы способствовал повышению роли стран, развивающихся в мировой культуре. Международное признание получили индийский кинематограф, африканские и латиноамериканские музыкальные ритмы и мелодии.

Одним из следствий научно-технической революции (НТР) стал ускоренное развитие средств массовой коммуникации, создало материальную основу для небывалого расцвета массовой культуры и появления рок-музыки.

Развитие литературы

Вехами художественного осмысления фронтовой войны стали послевоенные романы немецких авторов А. Зегерс, В. Бределя, Э.-М.Ремарка,Б. Апиций. Судьбы обманутых нацистской пропагандой, мораль физически искалеченного поколения были главной темой произведений писателя Г. Белля и скульптора Фрица Кремера. Последний создал немало скульптурных композиций, передавая чувства и силу духа узников концлагерей.

Бурные события ХХ века дали многим писателям повод к историческим параллелям. Роли насилия в истории, выдающейся личности и народа, судьбы творческой интеллигенции в переломные эпохи посвящен произведения ЛионаФейхтвангера (1884-1958) "Лисы в винограднике", "Мудрость чудака", "Гойя ". Латиноамериканский роман, ярко представлен произведениями Ж. Амаду (Бразилия), М. Асуела (Мексика), Г. Маркеса(Колумбия). Творчески переработав достижения мировой литературы, они рассказали о трагической судьбе коренного населения, засилье монополий, злоупотребление диктаторских режимов, борьбу крестьян за землю. Латиноамериканская проза отличается эпическим характером повествования. В центре внимания зачастую не лицо, а коллектив - село, город, народ. Самостоятельным персонажем нередко является природа.

В 50-х годах в литературе появляются "разгневанные молодые люди "- английские писатели К. Эмис, Д. Уэйт, Д. Осборн и др.Их произведения отличались антифашистской направленностью, переживанием за судьбу молодежи, презрением к респектабельности и фальши. Они отстаивали свободу лица и его право на самовыражение. "Разгневанные" и американские"Битники" стали идейными предшественниками рок-движения.

Реализм стал важным орудием в освещении злободневны хпроблем современности. Так, в творчестве американского художника и писателя Рокуэлла Кента (1882-1971), романе Д. Олдриджа "Охотник" показано неразрывную связь человека с природой, гибель которой ведет к вырождению личности и общества в целом.

Горькая правда о войне в Индокитае и Алжире представленав романах П. Курдата и А. Стиля, в киноленте А. Стоуна "Взвод".Преступная деятельность спецслужб отражена в романах Грэма Грина (1904-1990)"Тихий американец", "Наш человек в Гаване", в кинолентахД. Дамиани и С. Поллака.

Социалистический реализм

Наибольшее распространение реализм приобрел в СССР(Социалистический реализм), где он считался частью официальной идеологии.

Революции 40-х годов в Восточной Европе и некоторых странах Азии, рост коммунистического и рабочего движения привели к распространению социалистического реализма. Основными его чертами принято считать: присутствие нового героя - революционера-пролетария, коммуниста; воспевание коммунистических идеалов; отображение и оценка жизненных ситуаций с точки зрения марксизма-ленинизма; многогранность художественных форм и проявлений. Некоторые исследователи отрицают существование социалистического реализма, утверждая, что это разновидность критического реализма.

В искусстве стран, которые называли себя социалистическими, доминировали темы Второй мировой войны, классовой борьбы, революции, пафоса преобразований. Начиная с 60-х годов, в официальном искусстве и массовой культуре усилились парадность, гигантомания.

Театральное искусство

Во второй половине ХХ в. общей чертой театрального искусства стало увлечение социальной и политической проблематикой.

Этапом развития театрального искусства стал эпический театр Бертольда Брехта(1898-1956). В своем творчестве он заставлял зрителя анализировать то, что происходит на сцене. Внимание привлекалось не к развязке, а к ходу событий. Для этого применялся эффект "отчуждения": рассмотрение общеизвестных истинно нетрадиционной точки зрения, обращение к залу, исполнение песен, не связанных с сюжетом, чередование стихов и прозы, диалогов и песен, замена декорации приоткрытой занавесе, использование масок. Пьесы Брехта были понятны людям во всех уголках мира. Возглавляемый Брехтом Берлинский Ансамбль стал одним из выдающихся театральных коллективов.

В Англии "литература разгневанных" прямо вошла в театр через творчество Дж.Осборна, Шийлы Дилэни, Брендана Биэн и др. Театр этого направления отмечался непримиримостью к общественному лицемерия, двойной морали, крайнего индивидуализма.

В Западной Европе пропагандировал критический направление так называемый "театр абсурда "(Сэмюэль Беккет, ирландский драматург, Эжен Ионеско, французский драматург). Главная идея произведений - бессмыслица окружающего мира, который может лишь порождать хаос, страх, неразумные поступки людей - от отчаяния к бунту.

В послевоенные годы развивалась "документальная драма", которая сосредоточила внимание на событиях германской истории периода зарождения нацизма.

Американский театр увлекался психологическим анализом поступков людей (Теннесси Уильямс и Артур Миллер).

Ярко заявил о себе молодежный театр - французский, английский.

Выдающимся явлением стали "интеллектуальные драмы" Макса Фриша и Фридриха Дюрренматта (Швейцария).

Не смотря на идеологическое давление, развивалось театральное искусство в СССР. "Театр на Таганке" стал одним из центров духовной диссидентства.

Массовая культура

Развитие средств массовой коммуникации - Прессы, радио, телевидение, кино, звуко-и видеозаписи, книгоиздания, их доходность и способность влиять на общественное мнение и вкусы стимулировали невиданное развитие массовой культуры. Ее главная цель – получение максимальной прибыли, а главные качества - доступность и развлекательность. Массовая культура породила специфические жанры - шоу, триллер, боевик, шлягер, комикс. Общей их свойством является пропаганда индивидуализма, физической силы и насилия, а нередко - идеологическая и шовинистическая направленность. Чертой массовой культуры является культ "звезды" - нередко искусственное создание популярности писателей, художников, певцов, актеров, спортсменов, а также"Приручения" разнообразными способами талантливых людей с целью их коммерческой и идеологической эксплуатации.

В социалистических странах, где массовая культура была монополизирована государством, его коммерческий характер был заменен организацией пропаганды официального политического курса, формированием культа вождей. Развлекательность проявлялась в организации различных идеологических шоу, романтизации классовой борьбы и революции, подвигов разведывательных и правоохранительных органов.

В изобразительном искусстве проявлением массовой культуры стал поп-арт (популярное искусство), который пришел на смену непонятном большинству абстракционизма. Произведения поп-арта строятся на сочетании фотографии, муляжей, репродукций с консервными банками, деталями машин и т.д. Бездуховность и популяризация дурного вкуса представители поп-арта пытаются компенсировать доступностью своих произведений любому зрителю.

Театральная и телевизионная разновидность поп-арта - хеппенинг - основывается на устроенных режиссером экстремальных ситуациях. Попадая в них, зрители становятся активными участниками событий.

Появилась "Массовая литература", рассчитанная на неприхотливые вкусы. Создавалась она в доступной форме, подавая сложные явления в упрощенном, иногда примитивном виде. "Массовая литература" призвана развлекать читателя. Основными ее темами являются приключения, описание ужасов, преступность и т.д. Некоторые герои "массовой литературы ", как например агент 007 Джеймс Бонд, стали всемирно известными персонажами. Типичный герой этой литературы - супермен, благородный юноша, который выходит на бой со злом, полагаясь на мужество и физическую силу.

В своих проявлениях массовая культура существует как средство для развлечений. Ориентируясь на специфические потребности и вкусы, она иногда порождает настоящие таланты. Созданный ею сверхприбыль частично вкладывается в развитие других видов культуры.

 

Экзистенциализм

После Второй мировой войны получила распространение философия экзистенциализма (существование) и искусство абсурда. Их идеологами были французские писатели и философы Жан Поль Сартр (1905-1980) и Альбер Камю(1913-1960). По их мнению, экзистенцию (бытие) понять невозможно, его можно лишь почувствовать. Поэтому основу своей философии они выложили не в научных трудах, а в художественных произведениях. В центре их внимания - личность, ее отношения с миром, обществом, Богом. По их убеждениям, история ХХ в. свидетельствует, что "Бог умер", и поэтому бытие не имеет смысла. Жизнь человека состоит в интуитивном гонении за маревом-политикой, моралью, свободой, представление о которых изменяется с изменением обстоятельств. Любые человеческие ценности - абсурд. Единственной силой, способной ему противостоять, является искусство - постоянный творческий бунт.

Пессимистическая философия экзистенциализма, распространилась в литературе, драматургии, кино,породила "антитеатр" (Э. Ионеску - театр парадоксов) и "Антироман" (А.Роб-Грийе, Н. Саррот, Ф. Саган). Произведения отличаются отсутствием сюжета, аморфным характером персонажей, спонтанностью их поведения, которую невозможно объяснить, непонятностью диалогов. Жизнь персонажей -трагический фарс, а идеалы, как правило, отсутствуют.

 

Основные направления и стили искусства ХХ века.

Название Основные идеи
Модерн (в поэзии - символизм) Обращение к мистических, персонифицированных образов природы, символов. Освобождение предыдущих культурных традиций.
Дадаизм Отрицание ценностей цивилизации, изображения антиэстетических, отталкивающие стороны жизни.
Экспрессионизм Повышенная эмоциональность, буйство звука, цвета, отрицание бытового жизненного опыта.
Примитивизм Взгляд на мир глазами ребенка.
Кубизм Изображение действительности в виде взаимосвязанных, геометрически правильных фигур, отражения не предмета, а его конструкции
Футуризм Передача динамики, движения, изменения.
Абстракционизм Отказ от реального изображения, выражение внутреннего мира художника.
Сюрреализм Создание собственного мира надреальности, которая иррациональна, символическая, фантастическаяпровозгласила основным источником творчества подсознательное, а методом - разрыв логических связей.
Конструктивизм Сближение искусства с инженерной творчеством, рациональная организация творчества.
Поп-арт Преобразование любого предмета повседневной жизни в объект искусства. Попытка раскрыть в вещах внутреннюю суть
Постмодернизм Сочетание различных стилей прошлого и настоящего. Западе и Востока, элементов фольклора, массовой культуры, поп-арта
Монументализм Сочетание национальных реалистических традиций с показом эпических картин истории, революционной борьбы
Антиутопия Произведения, содержащие предупреждения о предстоящих катастрофы
Кинетическое искусство Создание сложных устройств, движущихся
Гипперреализм Искусство, стремящееся фотографической иллюзорности изображения
Оп-арт Использование оптических эффектов
Концептуализм Отрицание визуальной информации, рассмотрение искусства как сообщения (основная форма - концепт перфоманс)

Билет 25

 

Билет 25

1. Формирование блока агрессивных государств оси «Берлин-Рим-Токио» накануне Второй мировой войны

Страны «оси» — агрессивный военный союз Германии,Италии, Японии и других государств, которому противостояла во время Второй мировой войны антигитлеровская коалиция.

Общие интересы Японии, Италии, Германии быстро привели их к сближению. 25 ноября1936 Германия и Япония подписали Антикоминтерновский пакт, а 6 ноября 1937 к нему присоединилась Италия. Образовалась "ось" Берлин-Рим-Токио. Стороны обязывались информировать друг друга о деятельности Коминтерна и вести против него совместную борьбу. В дополнение к договору дали обещание в случае войны одной из сторон с СССР не делать ничего, что могло был облегчить положение СССР.

Этот блок агрессоров не был монолитным. Германия и Италия соперничали в Австрии и обе претендовали на гегемонию на Балканах, прежде чем им удалось договориться о разграничении сфер влияния в этом регионе. Тогда же Германия признала завоевание Италией Эфиопии. После этого Германия и Италия активно координировали свою политику и совместно провели ряд международных акций. В1936 они поддержали мятеж националистов в Испании, Который привел в1939 г. до власти Ф. Франко.

Сложнее развивались отношения Германии и Японии. Они осложнялись тем, что Япония захватила германские колонии в Тихом океане и Китае и не собиралась их возвращать. Германия и Италия во время японской агрессии 1937 против Китай продавали оружие китайскому правительству. Обе страны находились далеко другот друга и стремились сохранить свободу действий в своей сфере интересов.

К середине 30-х годов Германия, Италия и Япония стали на путь прямого нарушения условий послевоенного урегулирования. Над всей Версальско-Вашингтонской системы нависла угроза. Альтернативой ей был предложен Германией, Италией и Японией основанный на господстве силы "новый порядок", который сводился к разделу мира между этими государствами. Путь к новому порядку шел через войну.

Союз стран «оси» первоначально был основан на германо-японо-итало-испанском Антикоминтерновском пакте и германо- итальянском «Стальном пакте», а полностью оформился 27 сентября 1940 года, когда Германия, Италия и Япония подписали Тройственный пакт о разграничении зон влияния при установлении «нового порядка» и военной взаимопомощи. Позднее к пакту присоединились Венгрия, Румыния, Болгария и Таиланд, а также марионеточные государства Германии и Японии.

Берлинский пакт 1940 года, известный также как Пакт трёх держав 1940 года или Тройственный пакт — международный договор (пакт), заключённый 27 сентября 1940 года между главными державами Оси — странами — участникамиАнтикоминтерновского пакта: Германией (Иоахим фон Риббентроп), Италией (Галеаццо Чиано) и Японией (Сабуро Курусу) сроком на 10 лет.

Заключение

Страны, подписавшие договор, заявили, что их целью является «сохранение длительного мира», путем «предоставления каждому государству возможности занять свое место в мире» и «создания и поддержания нового порядка» в Европе и Великой Восточной Азии . Статьи 1 и 2 конкретизировали географические сферы действия пакта - в Европе «руководящее положение» в создании «нового порядка» признавалось за Германией и Италией, в Великой Восточной Азии - за Японией. Общего врага не приходилось конкретизировать, так как он был известен - Великобритания. Однако пакт являлся предостережением от участия в войне какой-либо державе, «которая в настоящее время не участвует в европейской войне или японо-китайском конфликте», подразумевал в первую очередь США и СССР.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.76.39 (0.008 с.)