ТОП 10:

Национально-освободительная борьба народов Индии в 1920–1930-е годы. Деятельность М. Ганди.



 

Индийское национально-освободительное движение включало в себя широкий спектр политических организаций, философий, и движений, которые объединяла общая цель прекращения британского колониального господства в Южной Азии.

Непосредственным толчком к подъему национально-освободительного движения в 1918-1921 годы были реформы, которые закрепляли колониальное положение Индии. Колониальная администрация получила чрезвычайные полномочия в борьбе против национально-освободительного движения.

Во главе национально-освободительного движения оставался ИНК, признанным лидером которого был М. Ганди. Идеологией индийского национального движения стал гандизм. Он совмещал в себе политические, морально-этические и философские концепции, укорененные виндийскую культуру.

Гандизм, благодаря его социальным идеям о создании общества на принципах справедливости (сарвадайя), находил отклик в широких масс индийского крестьянства и городских низов. Заслугой Ганди было то, что идеи борьбы за независимость и преобразования общества он изложил в доступных и приемлемых для большинства населения образах. В народе его называли Махатмой, что означает "Великая душа". Широкой поддержкой пользовались методы борьбы, их предложил Ганди. Эти методы не предполагали насилия (бойкот, мирные демонстрации, отказ от сотрудничества и др.). Важным было то, что Ганди протест совмещал с терпимостью к колонизаторам (сатьяграха).

В условиях Индии с ее многонациональным населением, пестрым религиозным и социальным составом ненасильственные действия были единственным принятым средством для привлечения населения к общей борьбе.

Итак, гандизм объединил индийское общество в общей борьбе и, наконец, заставил колонизаторов без кровопролитной вооруженной борьбы предоставить стране независимость. Ганди и его учение подвергались критике со стороны радикально настроенных деятелей зато, что он шел на компромисс с колонизаторами и не реализовывал сполна все революционные возможности.

 

Сарвадайя Сатьяграха
- возвращение к истокам, к «золотому веку», когда индейцы жили в гармонии с природой, когда господствовала крестьянская община, взаимопомощь; - защита человека от разрушительного воздействия индустриальной цивилизации; - национальное и духовное освобождение от колониализма; социальная равенство и справедливость; - символом сарвадайи была ручная прялка, которая впоследствии стала гербом независимой Индии. - преданность религиозным, философским и культурным национальным традициям; - протест против колониального статуса в сочетании с терпением и терпимостью (толерантностью);   - Ненасильственных методах борьбы (ахимса) за независимость: митинги, демонстрации, отказ от участия в работе колониальной администрации, бойкот английских товаров, как крайнее средство - демонстративное нарушение законов колонизаторов т.д.

В 1918 г. ИНК (Индийский национальный конгресс) превратился в массовую общеиндийскую партию. Организованные им акции имели широкую поддержку у населения. Кроме ИНК развернула свою деятельность и Мусульманская лига, которая иногда прибегала к вооруженным акциям.

Репрессии колониальных властей усиливали национально-освободительную борьбу. Послевоенное подъем национально-освободительной борьбы началось с массовых забастовок в крупных промышленных центрах Бомбее, Мадрасе, Канпуре, Ахмадабаде.

Английский колониальная администрация, чтобы хоть как-то унять стихийное движение, удалась, по предложению министра по делам Индии Монтегю, к реформе управления страной. В1919 английский парламент принял закон об управлении Индией. Он подтверждал колониальный статус Индии. Реформа предусматривала расширение индийского представительства в совете при вице-короли Индии и губернатор провинций, а также увеличение числа избирателей с 1 до 3%. Одновременно был принят закон Роулетта, определявший наказания за антиправительственные акции.

Действия колониальной администрации, особенно закон Роулетта, дали мощный толчок к развертывание массового движения гражданского неповиновения.

6 Апреля 1919 Ганди призвал к свертыванию любой деловой активности и закрытие магазинов в знак протеста против закона Роулетта.

Ответом колонизаторов стало насилие. 13 апреля 1919 в Амритсаре, провинция Пенджаб, англичане расстреляли мирную демонстрацию. Погибло более 1 тыс. человек, 2тыс. были ранены. Эта акция насилия могла спровоцировать стихийный бунт, но благодаря Ганди его удалось избежать.

Осенью1919 на съезде ИНК было принято решение о бойкоте выборов по закону Монтегю. Бойкот достиг своей цели.

События 1919 привели Ганди к мысли о необходимости четкого плана дальнейшей борьбы. Он выработал тактику ненасильственного сопротивления британским колонизаторам. На первом этапе предусматривалась кампания бойкота колониальных учреждений и товаров. На втором - уклонение от уплаты налогов. Это уже означало открытый конфликт с колониальной администрацией.

Кампания ненасильственного сопротивления началась 1 августа 1920 Ее возглавили ИНК, который в то время насчитывал 10 млн. членов, и Мусульманская лига.

В начале 1922 г. произошли события, заставившие прекратить кампанию. В одном поселке толпа крестьян сжег заживо нескольких полицейских. В мусульманских районах вспыхнуло восстание. Колонизаторы бросили против восставших войска.Ганди осудил такие действия и объявил о прекращении акции.

Период стабилизации (1922-1929 гг) Индия пережила без значительных потрясений, хотя именно в то время один из лидеров ИНК Джавахарлал Неру выдвинул программное лозунг "Пурна сварадж" - полная независимость.

 

Движение в 30-е годы

 

Толчком к борьбе стал приезд комиссии британских политических деятелей во главе с Саймоном, которые должны были выработать новую конституцию для Индии. Общественность Индии была возмущена тем, что от разработки конституции было устранено известнейших индийских деятелей. Все индийские организации бойкотировали работу комиссии Саймона.

По решению ИНК началось проведение новой кампании гражданского неповиновения. Она проходила по той же схеме, что и в 20-е годы 26 января 1930 было провозглашено Днем независимости Индии. Сигналом к началу второго этапа должно было стать демонстративное нарушение существующей в Индии монополии колониальных властей на добычу и продажу соли.


В марте 1930 г. Ганди в сопровождении своих последователей отправился в трехнедельный поход к побережью Аравийского моря, чтобы выпарить соль из морской воды. Этот поход имел огромное влияние на индийскую общественность. В некоторых городах начались стихийные восстания. Беспорядки перекинулись и на армию. Колониальные власти объявили ИНК вне закона. 60 тыс. участников похода были брошены в тюрьмы. Но движение не прекращалось и приобрел еще больший размах. По всей стране население протестовало против ареста своего лидера.

В1931 между лидерами ИНК и британской администрацией было заключено соглашение, по которому колонизаторы прекращали репрессии и освобождали заключенных, соляная монополия ликвидировалась, а ИНК прекращал кампанию гражданского неповиновения. Вице-король Индии Едвард Ирвин (лордГалифакс) дал туманное обещание в будущем предоставить Индии независимость.

Ганди дал согласие на участие в конференции "круглого стола", созванное в Лондоне для обсуждения проблем Индии. Следовательно борьба была перенесена за стол переговоров. На конференции ИНК подал проект конституции под названием "Оосновные права и обязанности граждан Индии ", где были такие пункты:

· введение в Индии демократических свобод;

· признание кастовой и религиозной основе;

· административно-территориальная перестройка страны с учетом религиозного фактора;

· установление минимума заработной платы;

· ограничение арендной платы за землю;

· уменьшения налогов.

Конференция завершилась полным провалом. Тогда ИНК в 1932 г.объявила новую компанию гражданского неповиновения. В ответ колонизаторы запретили ИНК и бросили в тюрьму Ганди.

Но английское правительство понимал, что с Индией надо что-то делать, потому что со временем индийцы сами решат проблему независимости в свою пользу. В 1935 г. Британский парламент принял Акт об управлении Индией, по которому Индийская империя должна превратиться в федеральный доминион, состоявший из отдельных штатов. Избирательное право получили 12% населения, были расширены права местных законодательных органов, однако колониальный положение сохранялось.

В 1937 г. были проведены выборы, которые засвидетельствовали авторитет ИНК. Членами ИНК были 5 млн человек. Он получил большинство в 8 из 11 провинций и сформировал местные правительства. Это был большой шаг вперед в получении власти и в накоплении демократического, парламентского опыта. Несмотря на такой успех ИНК не смогла объединить людей всех религиозных концессий Индии. Мусульманская лига призвала своих сторонников бороться за создание отдельной мусульманской провинции - страны Пакистан ("Страны чистых").

С началом Другой мировой войны вице-король Индии объявил страну воюющей стороной. Индия выступила на стороне антигитлеровской коалиции. Реализацию положений Акта было отложено.

 

Дополнительно

Краткая биография М. Ганди

Ганди Мохандас Карамчанд - индийский политик, общественный деятель, идеолог и один из лидеров движения за национальную независимость. Родился 2 октября 1869 г. на севере страны, в княжестве Порбандер, где его отец занимал пост главного министра. Семья была очень религиозной, жила интенсивной духовной жизнью, строго придерживалась традиций, практиковала строгое вегетарианство, и мировоззрение будущего «отца нации» формировалось под воздействием этических и религиозных постулатов индуизма. Тринадцатилетним подростком Мохандас женился на сверстнице, брак с которой дал жизнь четырем сыновьям.

В 19-летнем возрасте Ганди уехал в Лондон, чтобы получить в английской столице образование юриста. В 1891 г. он вернулся на родину с дипломом адвоката, однако его деятельность на профессиональном поприще не давала результатов, на которые он рассчитывал, поэтому молодой юрист в 1893 г. уехал в Южную Африку и устроился работать в индийскую торговую фирму на должность юрисконсульта. За границей он постепенно включился в движение за права индийцев.

После возвращения на родину в 1915 г. в жизни Мохандаса Ганди начинается новый этап, связавший всю его последующую биографию с борьбой против дискриминации соотечественников, насилия в различных его проявлениях. Ганди вступил партию ИНК - Индийский национальный конгресс, борющийся за независимость Индии от Великобритании. С легкой руки Рабиндраната Тагора, известного индийского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе, Ганди стали называть Махатмой (в переводе - «великая душа»). Соотечественники питали огромное уважение к этому скромному в манере одеваться, в потребностях человеку, который считал себя недостойным столь лестного титула и отдавал много сил борьбе за их лучшую жизнь. В 1921 г. Мохандас Ганди стал лидером ИНК.

Принципы борьбы (как тактические, так и идейные), провозглашенные Ганди, получили широкую известность под названием «гандизм» и основывались на концепции «сатьяграхи», «упорства в истине» - сопротивления, основанного на ненасильственных действиях. Заметное влияние на ее формирование оказало, в частности, учение Льва Толстого о непротивлении злу насилием. Именно таким образом Ганди и его единомышленники противостояли диктату Великобритании - например, игнорированием продукции, выпущенной английскими производителями. Серьезный вклад внес Ганди в ликвидацию кастового неравноправия.

Последовательное воплощение в жизнь принципа ненасилия неоднократно подвергалось серьезным испытаниям и противопоставляло Ганди Конгрессу, не считавшего нужным распространять подобную стратегию на внешнюю политику. Принципиальные расхождения в этом вопросе и компромиссные решения летом 1940 г. и зимой 1941 г., давались Ганди, по свидетельству очевидцев, ценой больших душевных страданий.

Одним из приоритетных направлений деятельности Ганди была борьба с национально-религиозными распрями между индусами и мусульманами, раздиравшими Индию не одно столетие. В 1947 г. состоялся раздел бывшей британской колонии на республику Индия, где большинство населения были индуистами, и Пакистан с преобладанием в нем мусульман, и это событие послужило поводом для нового обострения отношений.

Махатма Ганди выступал с призывами остановить бессмысленное насилие, но все попытки были тщетными, и тогда в январе 1948 г. он объявил голодовку. Поскольку Ганди был большим авторитетом для обеих враждующих сторон, они заключили компромиссное соглашение. Но экстремистская индуистская группировка решила устранить с политического горизонта яркую, харизматичную личность Махатмы, мешавшую их борьбе с мусульманами, и организовала крупный антиправительственный заговор. 20 января 1948 г. на Ганди произошло покушение: возле него взорвалась самодельная бомба, никому не причинив вреда. 78-летний Ганди категорически отказался от усиленной охраны, и уже 30 января 1948 г. его жизнь оборвали три пули, выпущенные террористом. Последними жестами Мохандас Ганди дал знать, что дарует своему убийце прощение.

 


2. Распад Югославии. Гражданская война, ее последствия.

 

Независимое государство южнославянских народов образовалось в Европе в 1918 г. С 1929 г. оно стало называться Югославией, в 1945 г., после освобождения страны от фашистской оккупации, было провозглашено Федеративной Народной Республикой Югославией, а в 1963 г. получило наименование Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ). В ее состав вошли союзные республики Сербия, Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина, Македония и Черногория. Кроме того, в составе Сербии были выделены два автономных края – Воеводина (со значительным венгерским населением) и Косово и Метохия (с преобладанием албанского населения).

Несмотря на родство всех южнославянских народов, между ними сохранялись и существенные религиозные и этнолингвистические различия. Так, сербы, черногорцы и македонцы исповедуют православную религию, хорваты и словенцы – католическую, а албанцы и славяне-мусульмане – ислам. Сербы, хорваты, черногорцы и славяне-мусульмане говорят на сербохорватском, словенцы – на словенском, а македонцы – на македонском языках. В СФРЮ применялись две письменности – на основе кириллицы (Сербия, Черногория и Македония) и латиницы (Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина). Важно подчеркнуть, что к этим этнолингвистическим особенностям добавлялись и очень существенные различия социально-экономического характера, прежде всего между более развитыми Хорватией и Словенией и менее развитыми остальными частями СФРЮ, которые обостряли и многие социальные противоречия. Например, православные и католики считали, что одной из главных причин высокого уровня безработицы в стране является высокий прирост населения в ее мусульманских областях.

До поры до времени властям СФРЮ удавалось не допускать крайних проявлений национализма и сепаратизма. Однако в 1991–1992 гг. этническая нетерпимость, усугублявшаяся тем, что многие границы между союзными республиками были изначально проведены без должного учета национально-этнического состава населения, приобрела очень большой размах, и многие политические партии стали выступать под откровенно националистическими лозунгами. В результате именно в эти годы произошел распад СФРЮ: в 1991 г. из нее выделились Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония, а в 1992 г. сформировалась новая югославская федерация – Союзная Республика Югославия (СРЮ), в которую вошли Сербия и Черногория (рис. 10). Этот быстротечный распад СФРЮ протекал в различных формах – как относительно мирных (Словения, Македония), так и крайне ожесточенных (Хорватия, Босния и Герцеговина).

Наиболее мирный характер носило отделение Словении,в ходе которого хотя и не удалось избежать небольшого вооруженного конфликта, но он оказался лишь эпизодом в этом довольно спокойном «бракоразводном» процессе. Да и в дальнейшем каких-либо серьезных политических и тем более военно-политических осложнений здесь не возникало.

Выделение из состава СФРЮ Македониисопровождалось не военным, а дипломатическим конфликтом. После провозглашения независимости этого государства соседняя Греция отказалась его признать. Дело здесь в том, что до 1912 г. Македония входила в состав Османской империи, а после освобождения от турецкого владычества ее территория была разделена между Грецией, Сербией, Болгарией и Албанией. Следовательно, независимая Македония, выделившаяся из состава СФРЮ, охватывала только одну из четырех частей этой исторической области, и Греция опасалась, что новое государство предъявит свои права и на ее греческую часть. Поэтому в конечном счете Македония была принята в ООН с формулировкой «Прежняя Югославская Республика Македония».

Карта 1 Независимые государства, возникшие на месте бывшей СФРЮ

 

Гораздо более крупными военно-политическими осложнениями сопровождалось отделение от бывшей СФРЮ Хорватии,в населении которой в начале 1990-х гг. доля сербов превышала 12 %, причем некоторые ее области издавна считались исконно сербскими. В первую очередь это относится к так называемой Военной Крайне – пограничной области, созданной еще в XVI–XVIII вв. Австрией и сохранившейся в XIX в. после образования Австро-Венгрии вдоль границы с Османской империей. Именно здесь осело много православных сербов, бежавших от преследований турок. Исходя из своего количественного перевеса, эти сербы еще в период существования СФРЮ объявили о создании в пределах Союзной Республики Хорватия своей автономной области Крайна, а после выхода Хорватии из состава СФРЮ в конце 1991 г. провозгласили образование независимой Республики Сербская Крайна с центром в г. Книн, объявив об отделении ее от Хорватии. Однако эта самопровозглашенная республика не была признана ООН, которая направила в Хорватию миротворческий контингент, чтобы предотвратить военное развитие конфликта. А в 1995 г. Хорватия, выбрав момент, когда Союзная Республика Югославия была экономически сильно ослаблена жестким эмбарго со стороны стран Запада, ввела в Крайну свои войска, и через несколько дней республика хорватских сербов перестала существовать. В 1998 г. Хорватия возвратила себе и территорию Восточной Славонии, захваченную сербами еще в 1991 г. в результате кровопролитной военной операции. Такое развитие событий дало повод сербским радикалам обвинить тогдашнего президента СРЮ Слободана Милошевича в «предательстве Крайны».

Карта 2. Расселение народов Боснии и Герцеговины

 

Ареной еще более непримиримого военно-политического и этнорелигиозного противостояния стала бывшая союзная республика СФРЮ Босния и Герцеговина,которая отличалась самым многонациональным составом населения, что на протяжении многих веков служило первопричиной разного рода этнических конфликтов. Согласно переписи 1991 г., сербы составляли 31 % ее жителей, мусульмане – 44, хорваты – 17 %, а остальное приходилось на другие этнические группы. После провозглашения независимости Боснии и Герцеговины оказалось, что сербы составляют большинство в ее северных и восточных районах, мусульмане – в центральных, а хорваты– в западных (рис. 11).

Нежелание сербов и хорватов оказаться в мусульманском государстве, а мусульман – в христианском с самого начала независимого существования Боснии и Герцеговины привело к конфронтации между ними, которая весной 1992 г. переросла в гражданскую войну. На первом ее этапе победу одержали боснийские сербы, которые, опираясь на дислоцированные в республике силы югославской армии, захватили почти 3/4 всей ее территории, начав «этнические чистки» в мусульманских районах и фактически превратив мусульманские города в анклавы, со всех сторон окруженные сербскими войсками. Наиболее яркий пример такого рода – столица Боснии и Герцеговины Сараево, осада которой сербами длилась более трех лет и стоила жизни десяткам тысяч ее жителей. В результате национально-религиозного размежевания на территории с преобладанием сербского населения была провозглашена Боснийская Республика Сербская. Хорваты и мусульмане сначала также образовали свои республики, но в 1994 г. на основе антисербского союза создали единую Боснийскую мусульмано-хорватскую федерацию.

В это же время в ходе войны наступил перелом не в пользу сербов, который объясняется несколькими причинами. Во-первых, против правительства СРЮ, обвиненного во вмешательстве в дела соседнего государства и вооруженной поддержке борьбы боснийских сербов, Совет Безопасности ООН ввел строгие международные санкции. Во-вторых, лидер непризнанной Боснийской Республики Сербской Радован Караджич был обвинен в организации «этнических чисток» и объявлен военным преступником. В-третьих, западные союзники и многие мусульманские государства начали вооружать армию боснийских мусульман, боеспособность которой благодаря этому заметно возросла. Наконец, в-четвертых, американские, британские и французские самолеты начали наносить бомбовые удары по позициям боснийских сербов.

Боснийская война завершилась поздней осенью 1995 г. По мирному соглашению Босния и Герцеговина формально сохранила статус независимого государства с единым президентом, парламентом, центральным правительством и другими органами власти. Но фактически она была разделена на две части. Одну из них образовала мусульмано-хорватская федерация с территорией 26 тыс. км2, населением 2,3 млн человек и столицей в г. Сараево, которая имеет своего президента, парламент и правительство. На другой части образовалась Республика Сербская с территорией 25 тыс. км2, населением более 1 млн человек и столицей в г. Баня-Лука. Конфигурация территории Республики Сербской очень причудлива: следуя расселению боснийских сербов, она как бы окаймляет с северной и восточной сторон более компактную территорию мусульмано-хорватской федерации. Республика Сербская также имеет своего президента, свои парламент и правительство.

И мусульмано-хорватская федерация, и Республика Сербская относятся к числу самопровозглашенных государств, поскольку ни та, ни другая не признаны ООН. Между ними сохраняются и многие прежние противоречия, в особенности с учетом недостаточно четко определенной пограничной линии. Так что новых вооруженных конфликтов здесь удается избежать в основном благодаря тому, что еще в конце 1995 г. в Боснию и Герцеговину под флагом миротворчества были введены войска НАТО, а затем и миротворческий контингент ООН; его мандат уже неоднократно продлевался. В состав международных миротворческих сил входят и российские войска.

Однако все это – только видимая стабилизация обстановки, которая не решила главных спорных вопросов. Например, миротворческие силы не смогли обеспечить возвращение беженцев к местам их прежнего проживания. А ведь это едва ли не главная задача демократизации жизни в Боснии и Герцеговине. По данным ООН, численность беженцев на территории всей бывшей СФРЮ составила 2,3 млн человек, причем подавляющее большинство из них приходится как раз на Боснию и Герцеговину (рис. 12). А вернулось из них всего около 400 тыс., в том числе в Боснию и Герцеговину немногим более 200 тыс. Можно добавить, что массовый исход сербов из Сараево привел к тому, что этот некогда многонациональный город фактически превратился в моноэтнический, где доля сербов сократилась до нескольких процентов.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.21.186 (0.015 с.)