Современные геополитические интересы Индии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные геополитические интересы Индии



Со времени своей независимости в 1947 году, Индия поддерживает дружественные отношения с большинством стран. В 1950-х годах Индия сыграла важную роль на международной арене, выступая за независимость европейских колоний в Африке и Азии[123]. Индийская армия провела две непродолжительные миротворческие миссии в соседних странах — на Шри-Ланке (1987—1990) и Операцию «Кактус» на Мальдивских островах. Индия является членом Содружества наций и членом-основателем Движения неприсоединения[124]. После Китайско-индийской пограничной войны и Второй индо-пакистанской войны 1965 года, Индия заметно сблизилась с Советским Союзом ценой разрыва связей с США и продолжила подобную политику вплоть до конца холодной войны. Индия участвовала в трёх военных конфликтах с Пакистаном, в основном из-за спорной территории Кашмира. Другие столкновения между двумя странами произошли в 1984 году из-за ледника Сиачен и Каргильская война 1999 года.

В последние годы Индия продолжает играть заметную роль в Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии и Всемирной торговой организации. Индия является одним из членов-основателей Организации Объединённых Наций и активным участником в её миротворческих миссиях: более 55,000 индийских солдат приняло участие в тридцати пяти операциях по поддержанию мира на четырёх континентах. Несмотря на критику и военные санкции, Индия постоянно отказывается подписать Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и Договор о нераспространении ядерного оружия, предпочитая взамен поддерживать полный контроль над своими ядерными программами. В последнее время, на внешнеполитической арене индийское правительство направило усилия на улучшение взаимоотношений с США, Китаем и Пакистаном. В экономической сфере, Индия имеет близкие взаимоотношения с другими развивающимися странами в Южной Америке, Азии, и Африке.

Индия, как зона геополитических интересов России, начала восприниматься исходя из совокупности действия, в первую очередь, политических факторов. Это– в принципе негативное отношение США к освободительной борьбе народов колоний, “холодная”война и военно-политическое противостояние СССР и США, индо-пакистанские противоречия по Кашмиру и ухудшение отношений Индии и СССР с Китаем, поддержка Китая и Пакистана США. Процесс политического сближения СССР и Индии послужил хорошей основой для экономического и научно-технического сотрудничества.

1. Встретив негативное отношение Запада к планам индустриализации, Индия еще в 50-х годах обратилась за помощью к СССР, который первым поддержал ее стремление развивать экономику на плановой основе с упором на создание тяжелой индустрии. В 1956-70 г. г. 50 % советских кредитов шло на развитие металлургии, 18 % на нефтедобычу, 9 %– тяжелое машиностроение, 5 % –горнодобывающую промышленность. В 80-е годы объекты, построенные при содействии СССР, давали около 40 % чугуна и стали, 80 % металлургического оборудования и более 55 % энергетического оборудования, 10 % электроэнергии, значительную часть нефтепродуктов, каменного угля, приборов, медицинских препаратов и др. Более того, советские кредиты увязывались с индийскими пятилетними планами. Это служило гарантией их надежности и эффективности.

2. Одновременно со строительством промышленных объектов, СССР передавал Индии технологии, привлекал к проектным работам индийских специалистов для передачи опыта. Осуществлялась крупномасштабная подготовка кадров (более 120 тыс. индийских специалистов). О масштабах сотрудничества в области науки и техники говорят следующие данные: в 80-х годах 68 советских и 48 индийских НИИ работали над 112 совместными проектами в области геологии, геофизики, кибернетики, кристаллографии, нефтехимии, инженерии, альтернативных источников энергии, в области космоса.

3. Сближение Китая с Пакистаном и США стимулировали сотрудничество Индии и СССР в области обороны. В 70-е годы на долю СССР приходилось 80 % индийского импорта вооружений. И хотя в последующие годы эта доля сокращалась, однако до самого распада СССР, он оставался главным поставщиком оружия и военной техники в Индию.

Распад Советского Союза и перемены на его бывшей территории и в мире в целом, негативно повлияли на российско-индийские отношения, особенно на их экономическую составляющую. Если в 1991 г. доля СССР в экспорте Индии составляла 16 %, а импорте– 6 % (более 10 % внешнеторгового оборота), то в 1984 г. –2, 9 % и 1, 1 % соответственно (менее 2 % внешнеторгового оборота). Это при том, что на долю России в составе СССР приходилось около 80 % советско-индийской торговли. Кроме чисто экономических причин такого обвала сотрудничества стоит обратить внимание и на политические. Это прекращение холодной войны, постепенное улучшение отношений с Китаем и падение интереса новых российских политиков к Индии как геополитическому союзнику. А в целом– резкая переориентация внешней политики России на страны Западной Европы. Однако надежды России на Запад не во всем оправдали себя. Россия не нашла там поддержки в деле оздоровления геополитической ситуации у собственных государственных границ. Более того, Запад проявляет настороженное отношение к интеграционным процессам в СНГ. Стремление его не считаться с российскими интересами проявилось достаточно быстро в виде продвижения НАТО на восток. Ослабив свои внешнеполитические позиции в Азии, в том числе и Индии, РФ оказалась наедине с сильным и организованным Западным сообществом. Неестественность такой ситуации очевидна: страна, будучи на 2/3 азиатской, не может ограничивать себя только западным геополитическим вектором развития. Понимание этого привело к стремлению обеих сторон наладить взаимодействие и перейти от прежней модели отношений“СССР и Индия – стратегические союзники” к новой модели “Россия и Индия – стратегические партнеры”. Отсюда всплеск политической активности: подписание Договора о дружбе и сотрудничестве; Московской декларации о защите интересов многонациональных государств; Декларации о дальнейшем углублении сотрудничества; соглашения о военном сотрудничестве; пакета документов, включающего соглашения об избежании двойного налогообложения, о сотрудничестве и взаимопонимании в таможенных делах, в вопросах защиты растений, в области физической культуры и спорта; учреждение Межправительственной российско-индийской комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству. Необходимость сотрудничества между Россией и Индией на региональном уровне определяется самим фактом их принадлежности к единому геополитическому пространству. Оба государства относят к приоритетам собственной внешней политики отношения с соседями. А значит, районы, находящиеся между границами России и Индии, попадают в зону их взаимных интересов и эти интересы не сталкиваются, а совпадают: сотрудничество со странами Центральной Азии в противовес активности исламских государств; здесь содействие прекращению войны в Афганистане и нормализации обстановки на афгано-таджикской границе с целью сделать более безопасными собственные границы; урегулирование индо-пакистанского конфликта в отношении Кашмира политическими средствами; борьба с терроризмом и наркобизнесом в регионе; добрососедские отношения с Китаем.

Есть благоприятные возможности и для наращивания экономического сотрудничества. Экономики обеих стран взаимно дополняют друг друга. Некоторые составляющие такой кооперации уже определены межправительственными соглашениями, это–электроэнергетика, металлургия, электроника, информатика, ядерная физика. Веским аргументом в пользу сотрудничества служит долг Индии России по ранее предоставленным кредитам, который превышает 10 млрд. долл. Если учесть, что среди всех должников бывшего СССР, Индия была чуть ли не единственной страной, которая исправно платила долги, то станет понятным, что для находящейся в глубоком кризисе российской экономики, эти выплаты представляют существенную поддержку.

Стоит подробнее остановится на сотрудничестве в области обороны, т. к. его эффективность является производной от политического и экономического геополитических факторов. В отличие от предыдущих лет, характерной особенностью нового этапа военного сотрудничества стали не только прямые поставки отечественного вооружения и военной техники или продажа лицензий, но и взаимодействие в области оборонных прикладных исследований, а также совместного производства вооружения и техники для продажи в третьи страны. Это крайне важно для Индии, ибо, несмотря на быстрый рост экспорта национальной оборонной продукции в стоимостном выражении он к середине 90-х годов составлял всего 50 млн. долл. Для России немаловажно, что в отличие от ряда других, рынок оружия Индии расширяется.

1. Наиболее дорогостоящая продукция на мировом рынке оружия –это авиация. Значительная часть экспортных поставок российских истребителей идет в Индию:

2. Оборонительная доктрина Индии предусматривает существенное увеличение ее военного присутствия в Аравийском море. Освоение мирового театра военных действий требует переоснащения военного флота. Российские специалисты активно в этом участвуют. Большое значение при этом придается их оснащению не имеющими аналогов в мире отечественными системами оружия, такими как ПКР“Москит”, зенитными комплексами и т. д. Российские “ноу-хау” применяются при создании эскадронных миноносцев УРО “Дели”, фрегатов УРО Годавари”и более мелких кораблей и катеров. Общая стоимость поставленного при этом из РФ в Индию пакета высоких технологий оценивается в 100 млн. долл. И все это на фоне уже созданного военно-морского флота Индии, укомплектованного, в основном, техникой российского производства: противолодочные корабли, ракетная подводная лодка с ядерной силовой установкой, дизель-электрические подводные лодки.

На долю иностранной военной техники приходится большая часть боевых самолетов индийских вооруженных сил, до 50 % танков ПМП и РК, 60 % артиллерийских систем, до 90 % боевых кораблей основных классов. Это не вполне устраивает индийскую сторону, но с учетом взаимодополняемости национальных хозяйств двух стран, создает хорошие предпосылки для военно-технического и экономического сотрудничества, сохранения рабочих мест и повышения темпов технологического развития российской и индийской экономик.

В целом же следует отметить, что Индия не может не быть одним из приоритетов внешней политики России. Отказавшись от него, мы тем самым лишаемся последнего союзника в Азии (и одного из немногих в зоне Rimland), с вытекающими из этого последствиями: опасные южные границы (min), ослабление континентальных сил (max).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 898; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.005 с.)