Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Геополитическая ситуация в Латинской Америке↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Глобальная экономическая интеграция изменила структуру власти в мире: еще более очевидным стало преимущество главных действующих сил и отставание периферии. Новый мировой порядок, сформировавшийся в эпоху глобализации, выявил беспомощность развивающихся стран в противостоянии с экономическими гигантами. Латиноамериканские страны столкнулись с новым набором угроз и вызовов. Первой из них стала проблема геоэкономической нестабильности латиноамериканского региона. Она стала результатом использования под патронажем США неолиберальной экономической модели странами Латинской Америки при их интеграции в мирохозяйственные связи. Политика монитаризма усиливала социальную нестабильность и привела к волне кризисов в регионе. Как следствие, в начале XXI в. возвышение стран Юго-Восточной Азии проходило на фоне острых финансово-экономических и социальных кризисов в Латинской Америке. Основная причина падения темпов роста латиноамериканских стран, по мнению американского социолога И. Валлерстайна, состояла в монетаристском курсе либерализации экономики по рекомендации МВФ. Напротив, страны Юго-Восточной Азии пошли по пути протекционизма и защиты национальной экономики. Неэффективность монетаристской модели ощутили страны-лидеры: Бразилия, Аргентина, Мексика. Либеральные реформы конца 80-х в Мексике привели к социально-экономическому кризису. Вслед за мексиканским кризисом последовали бразильский и аргентинский. Особенно сложная ситуация сложилась в Аргентине, также продолжающей путь либеральных реформ по рецептам МВФ. Еще одна важнейшая проблема латиноамериканских стран — резкая поляризация в обществе между стремительно богатеющей элитой и растущей нищетой большинства населения, что служит причиной перманентной социальной нестабильности в странах Латинской Америки. Рост безработицы и падение уровня жизни порождают ситуацию гражданской войны. Выход из этой ситуации многие латиноамериканцы видят в миграции в США и Канаду, которая принимает угрожающие масштабы. Число нелегальных мигрантов, проникающих через мексиканскую границу в США, оценивается в 1—1,5 млн. ежегодно. Стратегия взаимодействия и региональная интеграция Геополитическая стратегия стран Латинской Америки ориентирована на решение двух задач: 1) осознание необходимости объединения латиноамериканских государств для проведения общей экономической политики и отстаивания общих позиций на мировой арене; 2) создание противовеса давлению США в регионе путем выстраивания новых экономических и политических отношений с Европейским Союзом и Россией. Решение этих двух задач взаимосвязано и зависит от отношений с США. Несмотря на изменение форм и методов геополитического контроля, стратегия США в отношении стран Латинской Америки в последние годы осталась прежней — стремление к гегемонии на континенте. Если в первой половине XX в. преобладало откровенное политическое давление и даже военные интервенции США в регионе (в Мексику, на Гаити, в Доминиканскую республику), то сегодня преобладает более мягкое геоэкономическое давление под демократическими лозунгами гуманитарной помощи и развития партнерских отношений. США стали уделять внимание формированию конструктивных отношений с Латинской Америкой в экономической и политической сферах. Стремления американцев направлены на то, чтобы латиноамериканские политические и экономические структуры приобретали все большее сходство с Западом и были полностью подконтрольны. Этому призваны служить региональные интеграционные образования, через которые США осуществляют влияние и контроль. Важным инструментом контроля США является ОАГ, созданная на 9-й Межамериканской конференции в Боготе в 1948 г. ОАГ объединяет все 35 государств Западного полушария плюс США и Канаду (1994 г.). В 1962 г. под нажимом США от участия в работе органов ОАГ было отстранено нынешнее правительство Кубы. Для повышения эффективности деятельности и содействию ОАГ в социально-экономической сфере в 1996 г. создан Межамериканский совет по комплексному развитию (СИДИ). Важное направление деятельности ОАГ — укрепление демократии и обеспечение прав человека и проблемы континентальной безопасности. США стремятся сформировать под своим руководством новую модель военно-политического сотрудничества стран континента. Набирает силу процесс переосмысления концепции континентальной безопасности, ее переориентации с задач защиты от внешней угрозы на противодействие новым вызовам — проблемы борьбы с наркобизнесом, терроризмом, незаконным оборотом оружия, коррупцией, по предупреждению и ликвидации последствий стихийных бедствий и другими. Прием латиноамериканских стран в НАФТА (Североамериканская ассоциация свободной торговли) во многом направлен на то, чтобы создать противовес расширению «внутренних» латиноамериканских торгово-экономических союзов, имеющих антиамериканскую направленность. В 1990 г. была создана Группа Рио, объединившая 14 наиболее влиятельных государств региона — Бразилию, Аргентину, Мексику, Венесуэлу, Колумбию, Коста-Рику, Чили, Уругвай, Парагвай и др. Группа Рио выступает с резким осуждением политики США, направленной на торгово-экономическую блокаду Кубы, Такая откровенно антиамериканская позиция этой организации свидетельствует о растущем стремлении латиноамериканских государств самостоятельности. В 1991 г. был создан Южноамериканский общий рынок (МЕРКО-СУР), в который вошли Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уругвай, Чили. Основная его цель — способствовать более тесной экономической интеграции южноамериканских государств, отчасти — в ответ на подписание НАФТА (США, Канада, Мексика) Исторически по мере укрепления экономической, военной, финансовой мощи и политического веса США Латинская Америка постепенно втягивалась в геополитическое поле северного соседа. И сейчас практически Соединенные Штаты занимают в абсолютном большинстве стран этого континента гегемонистское положение. “Прибирать к рукам” латиноамериканцев США начали еще в первой четверти XIX в. В конце 1823 г. президент Соединенных Штатов Дж. Монро обратился к Конгрессу со специальным посланием, которое явилось результатом обобщения и развития теории и практики внешней политики США и получило название доктрины Монро. Эта доктрина была разработана на заседаниях американского правительства в связи со слухами об угрозе интервенции со стороны Священного Союза (Россия, Австрия, Пруссия) в Латинскую Америку с целью восстановления былого господства Испании в ее американских колониях. Этот надуманный предлог был использован США для утверждения своей гегемонии в южном полушарии континента. В доктрине выдвигался и развивался “принцип, закрепляющий колонизацию”. В этом документе в дипломатически завуалированной форме были заложены интересы плантаторов — рабовладельцев Юга и крупной буржуазии Севера в экспансии, создании благоприятных условий для расширения территории США и выдвижения лозунгов, теоретически оправдывающих “преимущественные права” США на американском континенте. Эти “преимущественные права” северного соседа сводились к простой геополитической идее: рост могущества и благосостояния страны связывался с расширением территории американских штатов. “Преимущественные права” США, провозглашенные в доктрине Монро, реализовались в 1924—1926 гг. против Кубы и Пуэрто-Рико, когда силами Колумбии и Мексики американцы подчинили себе кубинцев и пуэрториканцев, а в 40-х годах XIX в. у Мексики в знак “признательности” за ее усилия по закабалению Кубы американцы отторгли Техас, Орегон и Калифорнию. О решении осуществлять функции “международной полицейской силы” (сначала применительно к странам Латинской Америки) США объявили еще в 1895 г. (доктрина госсекретаря Р. Олни) Спустя более чем 150 лет США, действуя точно так же, сперва организуют “независимое государство” в Латинской Америке, Африке, на Балканах, в Восточной Европе или в другой геополитической точке планеты, а затем вводят туда свои “миротворческие” войска и под видом гуманитарной помощи осуществляют экономическую экспансию. Реализуя функцию “международной политической силы”, в начале XX в. США организуют многочисленные интервенции на Кубу, в Мексику, на Гаити, в Доминиканскую республику, Никарагуа, Панаму и другие страны. Начиная с 50-х годов XX в. и до конца второго тысячелетия вмешательство США в жизнь стран континента практически не прекращалось. Растущее национально-освободительное движение в Латинской Америке в первую очередь было направлено против бесцеремонного северного соседа и его ставленников (“Самоса — бывший диктатор Никарагуа — сукин сын, но наш сукин сын”, — говорил президент США Ф.Д. Рузвельт). Большинство латиноамериканцев резко отрицательно относятся к доктрине Монро. По словам бывшего президента Гондураса П. Бонилья даже упоминание об этой... доктрине... считается в странах Латинской Америки оскорблением их достоинства и их суверенитета и в то же время угрозой их независимости. Конец XX в., конечно, внес изменения в геополитическую систему силовых полей континента. Возникли и активизируются новые процессы в политике, экономике, которые во многом обусловлены ускорением научно-технического прогресса, формированием транснациональных компаний и другими причинами. Важной особенностью этих перемен является то, что в их орбиту втягиваются все страны мира. И Латинская Америка в полной мере испытывает на себе позитивное, а также и негативное воздействие новой обстановки. Перспектива усиления независимости Европы и Азии беспокоила американских политических стратегов со времен Второй мировой войны. Это беспокойство усилило развитие независимости Латинской Америки. В современных условиях, когда США, погрязли в своих ближневосточных авантюрах, американский континент стремится освободиться от опеки США. Региональная интеграция в Латинской Америке является ключевым и все более важным вопросом, что, по мнению Вашингтона, предвещает дерзкий выход всего мира из-под контроля США. Энергоресурсы повсеместно остаются определяющим фактором в международных отношениях, в том числе и во внешней политики США по отношению к Латинской Америке. В начале XXI в. в Латинской Америке набирают силу левоцентристы, которые приходят там к власти повсеместно — от Венесуэлы до Аргентины. Коренное население становится все активнее и влиятельнее, особенно в Боливии и Эквадоре. В этих странах они хотят либо ввести национальный контроль над добычей нефти и газа, либо, в ряде случаев, вообще прекратить такую добычу. Венесуэла, являющаяся ведущим экспортером нефти в Южном полушарии, наладила самые тесные из латиноамериканских стран отношения с Китаем. Она намерена продавать ему все большее количество нефти, что является частью усилий этой страны по снижению своей зависимости от открыто враждебного американского правительства. Венесуэла присоединилась к МЕРКОСУР. Укрепляются и отношения между Венесуэлой и Кубой, причем каждая из стран вносит в них свой вклад. Венесуэла поставляет дешевую нефть, а Куба взамен организует программы в области образования и здравоохранения, направляя в эту страну тысячи высококвалифицированных профессионалов, учителей и врачей, которые работают в самых бедных и заброшенных районах. Куба делает это повсюду в странах третьего мира. Кубинскую медицинскую помощь приветствуют везде. Одной из самых ужасных трагедий за последние годы стало землетрясение в Пакистане (2006 г.). Куба за собственный счет направила в Пакистан самый большой контингент врачей и среднего медперсонала. Страны континента, несмотря на противодействие США, в силу объективных причин ищут пути интеграции в мировую экономику. Внутренними причинами интегрирования явились: застой в экономике стран Латинской Америки (он характерен для большинства государств континента), неконкурентоспособность продукции на мировом рынке, неустойчивое хозяйственное развитие, рост безработицы, инфляции, социальной напряженности и др. Важнейшей внешней причиной является глобализация мировой экономики, которая выступает одной из движущих сил научно-технического прогресса, обновления производства и ускорения темпов роста производительных сил, усиления взаимодействия всех форм международного экономического обмена (мировой торговли, вывоза капитала, научно-технического сотрудничества и т.д.). Но глобализация несет резкое обострение конкуренции во всех субрегионах континента, усиление экономической неустойчивости: учащение колебаний хозяйственной конъюнктуры, увеличение безработицы, рост банкротств, снижение оплаты труда рабочих и служащих. Европейские эксперты отмечают повышение интереса латиноамериканских стран к сотрудничеству с ЕС, поскольку Латинская Америка не хочет усиления односторонней зависимости от США. В качестве приоритетов сотрудничества рассматривались программы региональной интеграции, экономических реформ, содействия развитию экспортных возможностей, социального развития, смягчения проблемы бедности, модернизации государственного аппарата и зашиты окружающей среды. На реализацию этих программ Аргентине, Бразилии, Парагваю, Уругваю выделялись миллионы евро. Кроме развития экономического сотрудничества, между ЕС и Латинской Америкой установлены прямые связи на уровне глав и правительств и принято соглашение о стратегическом партнерстве. Однако внутри латиноамериканского сообщества отношения с ЕС достаточно часто вызывают волну критики. Это касается затягивания переговоров по снижению барьеров на пути латиноамериканского экспорта сельскохозяйственных товаров на рынки ЕС. Упорное нежелание ЕС идти на уступки в этих вопросах вполне объяснимо, поскольку в ряде стран ЕС аграрный сектор играет значительную роль. Вместе с тем, ЕС постепенно превращается в крупнейшего инвестора в регионе, в противовес США.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 944; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.132 (0.008 с.) |