Период президентства Масарика: 1918–1935. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Период президентства Масарика: 1918–1935.



Одной из первых задач, с которой столкнулось новое чехословацкое государство, было определение границ. Правительство признало исторические границы Чехии, Моравии и Австрийской Силезии, но требовало установления границ Словакии в соответствии с границами расселения этого этноса. В Чехословакию были включены также Закарпатская Украина и некоторые другие территории. На Парижской мирной конференции чехословацкая делегация под руководством Крамаржа и Бенеша добилась удовлетворения большинства своих территориальных требований. Только в случае с Тешинской (Цешинской) областью, где возникли территориальные споры с Польшей, чехи не смогли восстановить своих исторических границ. Окончательно границы Чехословакии были установлены в соответствии с Версальским (1919), Сен-Жерменским (1919) и Трианонским (1920) мирными договорами стран Антанты с Германией, Австрией и Венгрией. В этих границах на территории Чехословакии оказалось большое число национальных меньшинств, в первую очередь немцев и венгров, враждебное отношение которых к Чехословакии сыграло важную роль в жизни нового государства.

Э.Бенеш, министр иностранных дел в период президентства Масарика, видел реальную угрозу интересам Чехословакии со стороны Венгрии и возможной реставрации Габсбургов в Центральной Европе. Поэтому он принял активное участие в создании т.н. Малой Антанты (1920–1921), в которую входили Чехословакия, Югославия и Румыния. Чехословакии не удалось заключить долгосрочное соглашение в сфере внешней политики с Польшей из-за трений, связанных в основном с конфликтом вокруг Тешина (Цешина). Эти разногласия помешали объединению усилий двух стран против немецкой экспансии 1930-х годов.

В 1920–1930-е годы Чехословакия тесно сотрудничала с Францией, Великобританией и Лигой наций. Франко-чехословацкий договор о союзе и дружбе был подписан в 1924 в Париже. Этот договор основывался на убеждении Бенеша в том, что франко-британский союз, в отличие от союза континентальных стран, не мог служить способом сдерживания Германии. Новый франко-чехословацкий пакт (о взаимных гарантиях) в Локарно был подписан в 1925 как часть соглашений, объединявших несколько европейских стран. Бенеш поддерживал с Германией формальные дипломатические отношения до прихода в 1933 к власти Гитлера. В 1935 Бенеш, следуя примеру Франции, подписал договор о взаимной помощи с СССР в целях сдерживания нацистской Германии.

Чехословакия столкнулась с серьезными внутренними экономическими проблемами. Первый кабинет, возглавляемый Крамаржем, был создан в основном из членов Национально-демократической партии. Министр финансов Алоис Рашин, надеясь предотвратить инфляцию, ввел стабильный курс кроны и убедил парламент принять законы о проведении умеренной аграрной реформы; частная собственность на землю была ограничена 15 га пашни и 15 га остальных угодий. Закон не затрагивал крупных землевладений, производителей товарной сельскохозяйственной продукции.

Кабинет Крамаржа пал в 1919, на смену ему пришло коалиционное правительство во главе с социал-демократом Властимилом Тусаром. Сдвиг влево продолжался, и на выборах 1920 социал-демократы получили 40% голосов. Однако раскол Чехословацкой социал-демократической рабочей партии, с отделением от нее радикального крыла и созданием Коммунистической партии Чехословакии (1921), завершился отставкой Тусара и приходом к власти непартийного правительства во главе с Яном Черным. В 1921 в новом коалиционном правительстве под руководством премьер-министра Бенеша были представлены пять крупных партий: Аграрная партия Чехословакии (с 1922 – Республиканская партия земледельческого и мелкокрестьянского населения), Чешская национально-социалистическая партия, Чехословацкая народная партия, Чехословацкая национально-демократическая партия и Чехословацкая социал-демократическая рабочая партия. В 1922 эта коалиция сменилась другой, которую возглавил премьер-министр Антонин Швегла, лидер аграрной партии, сохранившая большинство в парламенте более 10 лет.

В начале 1930-х годов экстремистские группировки начали утрачивать свои позиции. Наблюдалось укрепление оппозиционного немецкого меньшинства, использовавшего напряженные отношения между государством и церковью. Сохранялось враждебное отношение к чехословацкому государству многих немцев, венгров, поляков и словаков.

Словаки обвиняли чехов в монополизации административных должностей в Словакии и в обострении отношений государства с церковью. Недовольство вызывало и государственное устройство страны. Словаки видели в республике двуединое государство чехов и словаков и надеялись, что соглашение, подписанное в Питтсбурге (США) между ними и чехами во время Первой мировой войны (в котором говорилось о праве Словакии на автономию), имеет если не юридическую, то хотя бы моральную силу. Конституция 1920, провозгласившая Чехословакию унитарным государством, разочаровала многих словаков. Последующие конфликты между чешской администрацией и словацким лидером Андреем Глинкой усугубили недовольство словаков.

 

 


2. Общая характеристика глобальных проблем современности.

 

Особенности современного мира, входящего в XXI век, заключаются в том, что он, с одной стороны, охвачен всеобщей научно-технической революцией и научно-техническим прогрессом, достиг фундаментальных социальных сдвигов, во многом руководствуется теорией нового политического мышления, а с другой – пестр, многолик, пронизан противоборствующими тенденциями, острыми противоречиями, доходящими до конфликта. Это сложный, целостный мир, стремящийся к стабилизации на основе решения обострившихся глобальных проблем

 

Глобальными считаются проблемы, охватывающие население всего земного шара, всеобщие, т. е. относящиеся ко всем и каждому государству, которые не могут быть решены одним, отдельно взятым государством. Они обладают следующими признаками: во-первых, эти проблемы затрагивают интересы всего человечества, а в перспективе и будущее существование человеческого общества, т. е. имеют общепланетарный характер; во-вторых, эти проблемы проявляют себя как объективные характеристики развития общества во всех или в большинстве регионов мира; в-третьих, нерешенность их создает угрозу для будущего человечества, препятствует прогрессу общества, что делает их неотложными; в-четвертых, они могут быть решены только благодаря усилиям всего мирового сообщества, большинства или многих государств; в-пятых, они предполагают примат международного права, т. е. неукоснительное соблюдение всеми государствами международных норм, повышение роли институциональных механизмов современного международного права, осознание всеми значимости международного суда как конечной инстанции по разрешению международных споров юридического характера и важности международных переговоров на основе посредничества или партнерства при урегулировании споров политического, территориального, национального и другого характера.

 

Принято выделять несколько групп глобальных проблем:

 

– международное сотрудничество и упрочение мира;

 

– обеспечение прав и свобод человека;

 

– национальная и международная безопасность;

 

– экология;

 

– народонаселение или установление демографического равновесия планеты;

 

– научно-техническая революция и использование ее результатов для преодоления отсталости;

 

– международное сотрудничество в борьбе с преступностью и другими антиобщественными явлениями.

 

Указанные группы проблем тесно между собой связаны, а поэтому решение их взаимообусловленно и должно быть комплексным. Содержание их можно конкретизировать следующим образом:

 

1) предотвращение мировой ядерной катастрофы, прекращение гонки вооружений, испытаний ядерного оружия;

 

2) обеспечение международного сотрудничества и партнерства в экономической, политической, экологической, духовно-культурной и других областях;

 

3) преодоление разрыва в уровне экономического роста между государствами развитыми и развивающимися;

 

4) ликвидация или уменьшение энергосырьевого, продовольстветного, демографического кризиса (или предкризисного состояния), соблюдение требований экологии, совместное освоение космического пространства и т. д., т. е. создание условий выживания и нормального существования, относящихся к взаимоотношениям человека и среды обитания;

 

5) использование достижений научно-технического прогресса для совершенствования систем здравоохранения и просвещения, социального и духовного развития личности и т. д.;

 

6) международное сотрудничество в борьбе с терроризмом, наркобизнесом, взрывами самолетов, попытками преступников скрыться от правосудия за рубежом, сбытом похищенного или «отмыванием» преступных доходов за границей, незаконным оборотом наркотиков, культурных ценностей и оружия и т. д.

 

Новое мышление государственных деятелей предлагает перешагнуть через то, что мир разделяет, ради общих человеческих интересов, ради жизни на Земле. Нормализация международных отношений в экономике, в сфере информации, в экологии может быть осуществлена на основе широкой интернализации, парнерства, поиска баланса интересов государств, т. к. без этого невозможна стабильность на планете. Основной исходный принцип взаимоотношений между государствами и во внутренней политике каждого государства прост: ядерная война не может быть средством достижения политических, экономических, каких бы то ни было иных целей, что означает коренной отход от традиционных представлений о войне и мире. В глобальном ядерном конфликте не оказалось бы ни победителей, ни побежденных и неминуемо погибла бы вся цивилизация. Соответственно в основу международной политики должны быть положены общечеловеческие морально-этические принципы и нормы, способные гуманизировать межгосударственные отношения. В этом контексте решение глобальных проблем экономического развития, экологии и др. должно служить обеспечению прочного и справедливого мира, с одной стороны, развитию личности, общества и государства – с другой. Провозглашен и осуществляется приоритет общечеловеческих ценностей, прежде всего выживания и прогрессивного развития человечества. Отсюда конверсия, закрытие ядерных полигонов, цивилизованное решение экономических и экологических проблем.

 

Законодательство России по глобальным проблемам приводится в соответствие с международными стандартами. Но, к сожалению, в России имеются большие трудности, связанные с Чернобылем и событиями, порожденными переходным периодом в развитии общества и государства. В результате не все государственные программы полностью финансируются, не все законодательство материально и организационно обеспечено.

 

По существу, все глобальные проблемы современности входят в содержание экономической, политической, социальной и духовно-культурной функций каждого государства, но в разной мере и степени реализуются в жизни.

 

Положение дел с экологией, продовольствием, энергетическими ресурсами и т. д. диктует необходимость повышения ответственности мирового сообщества за решение глобальных проблем или продвижение по пути к их решению. Необходимы научные методы решения глобальных проблем и социальные условия претворения их в жизнь, что также входит в содержание функций государств. При этом центральным звеном стратегии должно быть развитие международного сотрудничества государств, объединение усилий всего человечества путем расширения политических, экономических, гуманитарных и культурных связей, совершенствования средств коммуникации на основе утверждения в международных отношениях нового политического мышления, исходящего, как уже отмечалось, из приоритета общечеловеческих идей справедливости и солидарности.

 

Помимо норм международного права каждое государство должно иметь и обеспечивать реализацию специальных блоков законодательства, регулирующего социальное развитие, охрану природы и окружающей среды, оборону и внешнюю безопасность. Законодательство, регулирующее экономику и охрану общественного порядка, также необходимо сориентировать на решение глобальных проблем современности.

 

Заслуживают поддержки выделяемые в литературе основные тенденции глобализации мировой политики, относящиеся к каждому государству и всему мировому сообществу:

 

– понимание целостности современного мира и приоритета глобальных проблем как целей международной политики;

 

– создание вместо существующих военно-политических блоков международной системы содружества, все составляющие которой исходят из примата международного права над национальным, прежде всего применительно к общепризнанным правам и свободам человека, и международных форм – над национально-государственными;

 

– усиление взаимодействия государств при решении глобальных проблем, ориентация внутренних функций на глобальное сотрудничество и решение задач мирового сообщества;

 

– повышение ответственности государств перед мировым сообществом за решение национальных проблем, могущих стать глобальными;

 

– повышение политической культуры сотрудничества на основе компромисса при выработке соглашений;

 

– разработка совместных с другими государствами содружеств или согласованных с ними научных программ решения глобальных проблем;

 

– ориентация национального законодательства на решение глобальных проблем современности.


3. Особенности социально-экономической жизни Украины в конце XX века – начале XXI века.

Политическая независимость Украины не стала предпосылкой получения республикой экономического суверенитета. Украина самостоятельно не избрала своей модели перехода к рынку, а была втянута в рыночные преобразования по российскому образцу, также себя не оправдали.
Уже весной 1992 г. Украина находилась в кризисной ситуации. Так,национальный доход в 1991 г. снизилась на 10%, а в следующем году - на 14%. Валовая продукция промышленности за 1991 - 1992 гг. Сократилась на 13,4%, сельского хозяйства - на 18%. Производствотоваров народного потребления составил 84% уровня 1990 г.
На конец 1992 г. экономика из состояния глубокого кризиса вступила в этап неуправляемой разрушения. Инфляция достигла рубежа 50%.
В 1993 г., несмотря на чрезвычайные полномочия правительства Л. Кучмы, экономика продолжала разваливаться. Выпуск товаров народного потребления за 1993 г. сократился на 21,3%. Производство промышленной продукции снизилось на 21%. Инфляция превысила 75%.
В первом квартале 1994 г. национальный доход сократился на 36% против соответствующего периода прошлого года, объем промышленной продукции - на 38%.
Снижение инфляции в середине 1994 г. был достигнут, главным образом, за счет отсрочки бюджетных выплат и огромного роста задолженности. Например, выполнение бюджетного финансирования на образование составил 64%, медицину - 69%, культуру - 30%. Теневой сектор экономики достиг в конце 1994 г. 60%, денежная масса, находившаяся вне банковского оборота, составила 40%.
Покупательная способность уменьшилась в 5 раз, за чертой бедности оказалось около 70% населения, а количество богатых составляет до 10%.
В октябре 1994 г. был провозглашен курс на ускорение реформирования как единственный выход из кризиса и достижение экономической стабилизации.
Основными направлениями реформирования стали:
- Финансовая стабилизация, ослабление налогового пресса, преодоление платежного кризиса;
- Регулируемая и контролируемая государством либерализация цен;
- Структурная перестройка производства на основе рыночной экономики;
- Либерализация внешнеэкономических связей;
- Социальная защита населения, поддержка собственного производителя, решения социальных, духовных проблем.
Либерально-монетаристская модель реформирования не смогла преодолеть кризисные явления и решить социальные проблемы.
В 1995 г. была признана необходимость корреляции реформ, поиска собственной, украинской модели рыночной трансформации экономики. Новые идеи легли в основу программы антикризисных действий, которую Президент обнародовал в 1997 г.
В экономической сфере в 1995-1999 гг. Произошли определенные сдвиги, появились ростки положительных тенденций:
- Частичная, но периодическая финансовая и ценовая стабилизация, снижение инфляции;
- Определенные структурные сдвиги: негосударственный сектор производства в 1998 г. производил 66% промышленной продукции;
- Зародилось процесс возврата капитала в Украину;
- Интенсифицируется процесс приватизации, малая приватизация фактически завершена;
- Произошло разгосударствление земли и имущества сельскохозяйственных предприятий и прочее.
Однако эти тенденции не приобрели постоянный характер.
В 1998 г.:
- Убыточно работали 51% предприятий;
- Новую конкурентоспособную продукцию освоили только 9% предприятий;
- На конец 1998 г. вновь начался спад промышленного производства на 2-3% (в общем спад промышленного производства по сравнению с 1990 г. 60%);
- Выросла задолженность по зарплате, ее уровень достиг 7 млрд. гривен;
- Сократилось производство зерна на 58%, молока - на 76%, сахара - на 60% по сравнению с 1990 г.;
- Жизненный уровень населения снизился в 10-20 раз по сравнению с 1990 г., наблюдается стремительный рост безработицы и т. д.
Можно называть множество причин, которые привели украинское общество к такому катастрофическому состоянию, но среди них надо прежде всего определить две общие:
1. Продолжение и последствия тех кризисных явлений, имевших место в советской экономике, особенно в 70-х - нач. 80-х годов.
2. Ошибки, просчеты, негативные явления, которые допущены и сделанные на этапе развития уже самостоятельного Украинского государства.
О первой группе причин и явлений уже говорилось, среди вторых можно назвать:
- Нерешительность и стихийность в проведении реформ;
- Медленное реформирование правовой базы, неэффективности принятых законов;
- Противостояние между ветвями власти и недееспособность правительств Украины;
- Недостаточное внимание и несовершенный механизм социальных компенсаций;
- Внешнеэкономические просчеты, за бесценок вывезены огромные богатства за пределы Украины;
- Неэффективна, антиселянська аграрная политика, ограбление села;
- Наличие огромного бюрократического, командно-административного аппарата, диктат центра;
- Экономическую свободу получил не законный владелец, производитель, хозяин, а директорский корпус, админаппарата,мафиозные структуры;
- Пренебрежение, невнимание к воспитательной, духовной, нравственной сферы и т. д.
Определенная стабилизация экономической ситуации началась с 2000 года. В Украине растут темпы экономического розвтику, они самые высокие среди стран СНГ. Рост ВВП за последние годы составляет 16-20%, инфляция на уровне 5 процентов.
Увеличился выпуск продукции конечного производства, зокркма в машиностроении, легкой и пищевой промышленности.
Ощутимым стал перелом в реформировании отношенийсобственности. Три четверти от общего объема промышленной продукции производится негосударственными предприятиями. Осуществлен разгосударствления сфер строительства, транспортуторгивли.
Происходят позитивные изменения на селе, где реализуется земельная реформа. Практически вся аграрная продукция производится в частном секторе.
Наметились тенденции расширения внутреннего и внешнего рынка, увеличение иностранных инвестиций в украинскую экономику.
Актуальной проблемой власти остается снижение тенизации экономики, борьба с коррупцией.

Билет 22


Билет 22



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 570; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.174.248 (0.041 с.)