Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Итоги политики “нового курса” и ее историко-правовое значениеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Антикризисные финансово-экономические и социальные меры “нового курса”, стабилизировавшие в известной мере экономику, имели ограниченный эффект, о чем свидетельствовал новый кризис, наступивший в США в 1937 г. Вместе с тем политика «нового курса», направленная на преодоление глубочайшего в истории капитализма экономического кризиса, привела к оформлению как экономических, так и социально-политических основ ГМК в США в его буржуазно-реформистском варианте. Экономические итоги «нового курса» были весьма неоднозначны. Он снизил социальную напряженность в обществе, способствовал повышению уровня концентрации производства и капитала, укрупнению корпораций, что содействовало росту их конкурентоспособности. Однако полного оздоровления экономики не произошло, докризисный уровень развития не был достигнут, когда в 1937 г. начался новый кризис, правда менее глубокий, чем в 1929—1932 гг. Вторая мировая война, милитаризация, научно-техническая революция способствовали складыванию целостной, постоянно действующей системы ГМК в США. С этого времени совершенствование методов государственного регулирования капиталистической экономики и социальных отношений, в частности проведение активной политики в области бюджета и кредита, направленной на обеспечение устойчивого уровня спроса, производства и занятости, становится ведущим направлением эволюции американского капитализма. Официальное «закрытие» политики «нового курса» было провозглашено Рузвельтом в одной из речей в марте1939 г. Скорректированные судебной практикой и обстоятельствами законы 1933-1934 гг. и, особенно 1935-1938 гг., заложили основы государственного регулирования социально-хозяйственных отношений в США на последующие десятилетия. Новый этап усиления административного вмешательства в экономику пришелся на годы Второй мировой войны. Политика Ф.Д. Рузвельта получила беспрецедентную в истории США поддержку избирателей. Он стал единственным президентом, избиравшимся подряд на четыре срока — в 1932, 1936, 1940 и 1944 гг. После его смерти в США была принята поправка к конституции, запрещавшая избирать одно лицо более, чем на два срока, подряд. Большой авторитет Ф.Д. Рузвельту обеспечила его внешняя политика. С одной стороны, она отвечала традициям изоляционизма, невмешательства в конфликты, происходящие вне американского континента. Тем самым учитывалось, что сложное экономическое положение требует повышенного внимания к внутренней политике. С другой стороны, в усложнившихся международных условиях 1930-х гг. были обеспечены дополнительные возможности влияния США на происходящие события, расширились торгово-экономические отношения с другими странами, активизировался вывоз капитала. В частности, этому содействовало установление дипломатических отношений с СССР в 1933 г., провозглашение политики «доброго соседа» в отношении латиноамериканских стран, подразумевавшей, что США с уважением относятся к их суверенитету, помогают в преодолении экономических трудностей.
2. Причины и характер Второй мировой войны. Вторая мировая война принадлежит к числу крупнейших исторических событий. Она длилась 6 лет, охватив почти все континенты и океаны. В войне участвовало 61 государство, в том числе все великие державы. Ее масштабы далеко превзошли масштабы первой мировой войны, которая продолжалась более 4 лет и охватила 36 государств. Вторую мировую войну подготовили и развязали фашистские агрессоры во главе с гитлеровской Германией – главной ударной силой мировой реакции. Но за возникновение войны несут ответственность все империалистические государства. Передел мира, который произошел в результате первой мировой войны, отвечал интересам только держав – победительниц. Он заключал в себе зародыш нового мирового конфликта и нового передела мира. Экономическое и политическое развитие капиталистических стран в межвоенный период происходило неравномерно. Страны фашистского блока – Германия, Италия и Япония – считали себя обделенными и требовали «жизненного пространства» за счет других государств. Гитлеровцы хотели установить безраздельное господство в Европе, поработить славянские народы, захватить европейскую территорию СССР вплоть до Урала, овладеть Ближним и Средним Востоком, воссоздать колониальную империю в Африке. Глава правительства фашистской Германии Гитлер, выступая на секретном совещании немецкого военного командования 10 февраля 1939 г., так сформулировал цели своей политики: «а)господство в Европе, б)мировое господство на столетия». Италия стремилась к завоеванию Алжира, Туниса, Египта, Судана и других стран, в которых хозяйничали Англия и Франция, японские милитаристы мечтали о захвате советского Дальнего Востока и Сибири. Япония добивалась монопольного господства в Китае, вынашивала планы завоевания Французского Индокитая, Индии, Бирмы, Таиланда, Индонезии, Филиппин, островных владений США и Англии на Тихом океане. Агрессивные устремления фашистских держав пришли в столкновение с тем распределением сфер влияния, которое было установлено Версальско-Вашингтонской системой. Причины: · неравномерность экономического и политического развития стран; · несовершенство Версальско-Вашингтонской системы; · политика умиротворения со стороны Англии и Франции по отношению к Германии; · резкое обострение противоречий между капиталистическими странами и противостояние капиталистического и социалистического лагеря, составление военных блоков; · попытки фашистов провести новый передел мира, захват колоний, рынков сбыта. Каков же был характер второй мировой войны? Историческая обстановка, в которой она началась коренным образом отличалась от условий возникновения первой мировой войны. Первая мировая война началась и проходила в условиях всеохватывающей капиталистической системы, а к началу второй – уже существовал Советский Союз – социалистическая страна, хотя это был «государственный», «казарменный» и т.п. социализм, но его нельзя причислить и ставить на одну доску с тоталитарными режимами фашистских государств, как это иногда делается. Со стороны гитлеровской Германии и ее союзников вторая мировая война была империалистической, захватнической на всем ее протяжении. Для стран, ставших жертвами агрессии гитлеровской Германии и ее союзников борьба против оккупантов с самого начала носила справедливый, освободительный, антифашистский характер.
Экономические реформы 1985–1991 годов в УССР.
Стратегия ускорения. В апреле 1985 г. новое советское руководство провозгласило курс на ускорение социально-экономического развития страны. Главными его рычагами виделись научно-технический прогресс, техническое перевооружение машиностроения и активизация «человеческого фактора». В мае 1985 г. началась антиалкогольная кампания, которая должна была обеспечить не только «всеобщую трезвость», но и повышение производительности труда рабочих и служащих на производстве. Для контроля за качеством продукции была введена новая контролирующая инстанция — госприемка, потребовавшая роста управленческою аппарата и материальных затрат. Качество продукции от этого, однако, радикально не улучшилось. Традиционная ставка не на экономические стимулы, а на энтузиазм работников успехов не принесла. В то же время усиление эксплуатации оборудования, не подкрепленное техническими нововведениями и новым уровнем подготовки специалистов, обернулось увеличением случаев аварийности. Взрыв на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г. привел к катастрофическим последствиям. В зоне радиоактивного заражения оказались миллионы жителей РСФСР, Украины, Белоруссии и других регионов. Уже спустя год после провозглашения курса на ускорение стало ясно, что одними призывами, даже очень привлекательными, исправить положение в экономике невозможно. Руководство страны приступило к разработке программы экономической реформы.
К разработке реформы Горбачев привлек известных экономистов, давно выступавших за проведение преобразований в экономике, — Л. Абалкина, А. Аганбегяна, Т. Заславскую, П. Бунина и др. В короткий срок ими был предложен проект реформы, предусматривавший следующие изменения: — расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования; — постепенное возрождение частного сектора экономики (первоначально путем развития кооперативного движения); — отказ от монополии внешней торговли; — более глубокая интеграция в мировой рынок; — сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить «партнерские» отношения; — признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (наряду с колхозами и совхозами — агрокомбинатов, арендных кооперативов и фермерских хозяйств). Этот проект с некоторыми коррективами был одобрен летом 1987 г. Тогда же был принят ключевой документ реформы — «Закон о государственном предприятии». Второй этап экономической реформы. По мере неудач в реформировании госсектора Горбачев все более ориентировался на переход к рынку. В то же время предлагавшиеся им меры не носили последовательного характера. Так, он провел через Верховный Совет СССР в июне 1990 г. постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», а затем и конкретные законы. Они предусматривали перевод промышленных предприятий на аренду, постепенную децентрализацию и разгосударствление собственности, создание акционерных обществ, развитие частного предпринимательства и др. Однако реализация большинства названных мероприятий откладывалась до 1991 г., а перевод лишь 20% предприятий на аренду растягивался до 1995 г. Реформирование сельского хозяйства также носило половинчатый характер. Горбачев объявил в мае 1988 г. о целесообразности арендного подряда на селе, предполагавшего заключение крестьянами или фермерами договора об аренде земли на 50 лет и полное распоряжение полученной продукцией. Однако все права по наделению землей, определению площади индивидуального участка и поголовья скота должны были принадлежать колхозам, которые, конечно, не были заинтересованы в появлении конкурента. К лету 1991 г. на арендных условиях обрабатывалось лишь 2% возделываемых земель и содержалось 3% поголовья скота. Да и сами колхозы в ходе реформ так и не получили реальной самостоятельности, оставаясь под постоянной, порой мелочной опекой районных властей. Таким образом, ни одна из реформ, начатых в экономике за годы перестройки, так и не дала положительных результатов. С 1988 г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве, с 1990 г. — в промышленности. Нехватка элементарных продуктов питания привела к тому, что даже в Москве было введено их нормированное распределение (чего не было с 1947 г.). В условиях стремительного падения уровня жизни населения простые люди все меньше верили в способность властей добиться перемен к лучшему. Летом 1989 г. начались первые массовые забастовки рабочих, которые стали с тех пор повседневным явлением. Обострение национального сепаратизма также сказывалось на экономическом положении страны. Перестройка и Украина После смерти К. Черненко в марте 1985 г. на должность Генерального секретаря ЦК КПСС был избран М. Горбачева. Именно по его инициативе в апреле 1985 г. началась перестройка в СССР. Перестройка должна была охватить пять ведущих сфер жизнедеятельности общества: экономику (переход от экстенсивных методов хозяйствования к интенсивным), внутреннюю политику (демократизация общественной жизни и народовластия), внешнюю политику (прекращение «холодной войны» и построение общего европейского дома); социальную сферу (улучшение материального и культурного благосостояния населения); идеологию (ликвидация цензуры, гласность, свободное изъявление мнения граждан). Теоретически идеи перестройки имели шанс на реализацию, но, как показала жизнь, кроме общих деклараций, М. Горбачев так и не смог в течение шестилетнего периода выдвинуть любую практическую концепцию реформирования советского общества Перестройка быстро зашла в тупик, углубила общественно-политическую, экономическую и национальную кризиса и завершилась распадом СССР. Партийное руководство Украины на словах однозначно поддерживало действия кремлевского руководства, на самом деле некоторое время блокировало перестроечные процессы в Украине Перестройка имела четыре этапа. В марте 1985 г. - январь 1987 г. - перестройка осуществляется под лозунгом «больше социализма». В период с 1987 по 1988 гг - основной лейтмотив - «больше демократии», а в 1989 - 1990 гг. Характеризовались разграничением и расколом в лагере проводников перестройки, что привело в 1991 г. до победы радикал-реформизма и распада СССР перестроечных процессов в Украине контролировались управленческой номенклатурой тоталитарного государства. В течение 1985 - 1987 годов в Украине не существовало политических сил в виде общественных объединений и народных фронтов, аналогичных тем, которые возникли в Прибалтике и России. Пассивность широких народных масс имеет свое объяснение. На фоне общего, прежде всего экономического, развала ситуация в Украине оставалась относительно стабильной. Был еще один важный субъективный фактор. Гласность в союзных республиках началась с острой критики первой партийных руководителей и партноменклатуры различного ранга. В. Щербицкий, который семнадцать лет возглавлял Компартию Украины, оставался ортодоксальным коммунистом и превратился в одного из оппонентов М. Горбачева. Пресса называла Украина заповедником застоя Чернобыльская катастрофа (апрель 1986) способствовала оживлению общественно-политического движения в республике. 13 ноября 1988 в Киеве состоялся первый за годы советской власти массовый экологический митинг (20 тыс. участников). Помимо вопросов экологии, острой критике были подвергнуты должностные лица, виновные в чернобыльской трагедии и ее последствиях. 1989 Украина прокатилась волна шахтерских забастовок, которые наряду с экономическими требованиями остро ставили и политические вопросы - отказ в доверии номенклатуре и чиновникам-бюрократам В условиях резкого обострения социально-экономического кризиса, роста цен и непрерывного ухудшения жизненного уровня населения весной 1990 г. состоялись первые демократические выборы в Верховную Раду, которые усилили расслоение политических сил В сентябре 1989 г. возникла массовая политическая организация - Движение (Народный рух Украины за перестройку). Одна за другой создавались политические партии Украины (Украинская республиканская партия, Демократическая партия Украины, «Партия зеленых», Партия демократического возрождения Украины и др.). 16 июля 1990 Верховный Совет УССР принял Декларацию о государственном суверенитете Украины, которая стала предвестником независимости нашего государства. Билет 20
Билет 20
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 922; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.210 (0.014 с.) |