ТОП 10:

Итоги политики “нового курса” и ее историко-правовое значение



Антикризисные финансово-экономические и социальные меры “нового курса”, стабилизировавшие в известной мере экономику, имели ограниченный эффект, о чем свидетельствовал новый кризис, наступивший в США в 1937 г. Вместе с тем политика «нового курса», направленная на преодоление глубочайшего в истории капитализма экономического кризиса, привела к оформлению как экономических, так и социально-политических основ ГМК в США в его буржуазно-реформистском варианте.

Экономические итоги «нового курса» были весьма неоднозначны. Он снизил социальную напряженность в обществе, способствовал повышению уровня концентрации производства и капитала, укрупнению корпораций, что содействовало росту их конкурентоспособности. Однако полного оздоровления экономики не произошло, докризисный уровень развития не был достигнут, когда в 1937 г. начался новый кризис, правда менее глубокий, чем в 1929—1932 гг.

Вторая мировая война, милитаризация, научно-техническая революция способствовали складыванию целостной, постоянно действующей системы ГМК в США. С этого времени совершенствование методов государственного регулирования капиталистической экономики и социальных отношений, в частности проведение активной политики в области бюджета и кредита, направленной на обеспечение устойчивого уровня спроса, производства и занятости, становится ведущим направлением эволюции американского капитализма.

Официальное «закрытие» политики «нового курса» было провозглашено Рузвельтом в одной из речей в марте1939 г. Скорректированные судебной практикой и обстоятельствами законы 1933-1934 гг. и, особенно 1935-1938 гг., заложили основы государственного регулирования социально-хозяйственных отношений в США на последующие десятилетия. Новый этап усиления административного вмешательства в экономику пришелся на годы Второй мировой войны.

Политика Ф.Д. Рузвельта получила беспрецедентную в истории США поддержку избирателей. Он стал единственным президентом, избиравшимся подряд на четыре срока — в 1932, 1936, 1940 и 1944 гг. После его смерти в США была принята поправка к конституции, запрещавшая избирать одно лицо более, чем на два срока, подряд.

Большой авторитет Ф.Д. Рузвельту обеспечила его внешняя политика. С одной стороны, она отвечала традициям изоляционизма, невмешательства в конфликты, происходящие вне американского континента. Тем самым учитывалось, что сложное экономическое положение требует повышенного внимания к внутренней политике. С другой стороны, в усложнившихся международных условиях 1930-х гг. были обеспечены дополнительные возможности влияния США на происходящие события, расширились торгово-экономические отношения с другими странами, активизировался вывоз капитала. В частности, этому содействовало установление дипломатических отношений с СССР в 1933 г., провозглашение политики «доброго соседа» в отношении латиноамериканских стран, подразумевавшей, что США с уважением относятся к их суверенитету, помогают в преодолении экономических трудностей.

 

2. Причины и характер Второй мировой войны.

Вторая мировая война принадлежит к числу крупнейших исторических событий. Она длилась 6 лет, охватив почти все континенты и океаны. В войне участвовало 61 государство, в том числе все великие державы. Ее масштабы далеко превзошли масштабы первой мировой войны, которая продолжалась более 4 лет и охватила 36 государств.

Вторую мировую войну подготовили и развязали фашистские агрессоры во главе с гитлеровской Германией – главной ударной силой мировой реакции. Но за возникновение войны несут ответственность все империалистические государства.

Передел мира, который произошел в результате первой мировой войны, отвечал интересам только держав – победительниц. Он заключал в себе зародыш нового мирового конфликта и нового передела мира.

Экономическое и политическое развитие капиталистических стран в межвоенный период происходило неравномерно. Страны фашистского блока – Германия, Италия и Япония – считали себя обделенными и требовали «жизненного пространства» за счет других государств. Гитлеровцы хотели установить безраздельное господство в Европе, поработить славянские народы, захватить европейскую территорию СССР вплоть до Урала, овладеть Ближним и Средним Востоком, воссоздать колониальную империю в Африке. Глава правительства фашистской Германии Гитлер, выступая на секретном совещании немецкого военного командования 10 февраля 1939 г., так сформулировал цели своей политики: «а)господство в Европе, б)мировое господство на столетия». Италия стремилась к завоеванию Алжира, Туниса, Египта, Судана и других стран, в которых хозяйничали Англия и Франция, японские милитаристы мечтали о захвате советского Дальнего Востока и Сибири. Япония добивалась монопольного господства в Китае, вынашивала планы завоевания Французского Индокитая, Индии, Бирмы, Таиланда, Индонезии, Филиппин, островных владений США и Англии на Тихом океане. Агрессивные устремления фашистских держав пришли в столкновение с тем распределением сфер влияния, которое было установлено Версальско-Вашингтонской системой.

Причины:

· неравномерность экономического и политического развития стран;

· несовершенство Версальско-Вашингтонской системы;

· политика умиротворения со стороны Англии и Франции по отношению к Германии;

· резкое обострение противоречий между капиталистическими странами и противостояние капиталистического и социалистического лагеря, составление военных блоков;

· попытки фашистов провести новый передел мира, захват колоний, рынков сбыта.

Каков же был характер второй мировой войны? Историческая обстановка, в которой она началась коренным образом отличалась от условий возникновения первой мировой войны. Первая мировая война началась и проходила в условиях всеохватывающей капиталистической системы, а к началу второй – уже существовал Советский Союз – социалистическая страна, хотя это был «государственный», «казарменный» и т.п. социализм, но его нельзя причислить и ставить на одну доску с тоталитарными режимами фашистских государств, как это иногда делается.

Со стороны гитлеровской Германии и ее союзников вторая мировая война была империалистической, захватнической на всем ее протяжении.

Для стран, ставших жертвами агрессии гитлеровской Германии и ее союзников борьба против оккупантов с самого начала носила справедливый, освободительный, антифашистский характер.

 

Экономические реформы 1985–1991 годов в УССР.

 

Стратегия ускорения.

В апреле 1985 г. новое советское руководство провозгласило курс на ускорение социально-экономического развития страны. Главными его рычагами виделись научно-технический прогресс, техническое перевооружение машиностроения и активизация «человеческого фактора».
В сентябре 1985 i. Горбачев призвал шире использовать «скрытые резервы», к числу которых он отнес максимальную загрузку производственных мощностей путем организации их многосменного режима работы, укрепление трудовой дисциплины, использование предложений рационализаторов, повышение качества продукции, развитие соцсоревнования.

В мае 1985 г. началась антиалкогольная кампания, которая должна была обеспечить не только «всеобщую трезвость», но и повышение производительности труда рабочих и служащих на производстве .

Для контроля за качеством продукции была введена новая контролирующая инстанция — госприемка, потребовавшая роста управленческою аппарата и материальных затрат. Качество продукции от этого, однако, радикально не улучшилось.

Традиционная ставка не на экономические стимулы, а на энтузиазм работников успехов не принесла. В то же время усиление эксплуатации оборудования, не подкрепленное техническими нововведениями и новым уровнем подготовки специалистов, обернулось увеличением случаев аварийности. Взрыв на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г. привел к катастрофическим последствиям. В зоне радиоактивного заражения оказались миллионы жителей РСФСР, Украины, Белоруссии и других регионов.

Уже спустя год после провозглашения курса на ускорение стало ясно, что одними призывами, даже очень привлекательными, исправить положение в экономике невозможно. Руководство страны приступило к разработке программы экономическойреформы.


Экономическая реформа 1987 г.

К разработке реформы Горбачев привлек известных экономистов, давно выступавших за проведение преобразований в экономике, — Л. Абалкина, А. Аганбегяна, Т. Заславскую, П. Бунина и др. В короткий срок ими был предложен проект реформы, предусматривавший следующие изменения:

— расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования;

— постепенное возрождение частного сектора экономики (первоначально путем развития кооперативного движения);

— отказ от монополии внешней торговли;

— более глубокая интеграция в мировой рынок;

— сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить «партнерские» отношения;

— признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (наряду с колхозами и совхозами — агрокомбинатов, арендных кооперативов и фермерских хозяйств).

Этот проект с некоторыми коррективами был одобрен летом 1987 г. Тогда же был принят ключевой документ реформы — «Закон о государственном предприятии».
Несмотря на то что реальных сдвигов в экономике не произошло, одним из итогов реформы 1987 г. стало начало формирования в ней частного сектора (хотя этот процесс шел с большим трудом). Принятые в мае 1988 г. законы открыли возможность частной деятельности более чем в 30 видах производства товаров и услуг. К весне 1991 г. более 7 млн. человек были заняты в кооперативном секторе и еще 1 млн. — индивидуальной трудовой деятельностью. Это вело к фактической легализации «теневой экономики». Не последнее место в ней занимали представители номенклатуры, скопившие средства в доперестроечные времена на основе коррупции и казнокрадства. По самым скромным оценкам, ежегодно частный сектор «отмывал» до 90 млрд рублей в год (в ценах до 1 января 1992 г.).

Второй этап экономической реформы. По мере неудач в реформировании госсектора Горбачев все более ориентировался на переход к рынку. В то же время предлагавшиеся им меры не носили последовательного характера. Так, он провел через Верховный Совет СССР в июне 1990 г. постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», а затем и конкретные законы. Они предусматривали перевод промышленных предприятий на аренду, постепенную децентрализацию и разгосударствление собственности, создание акционерных обществ, развитие частного предпринимательства и др.

Однако реализация большинства названных мероприятий откладывалась до 1991 г., а перевод лишь 20% предприятий на аренду растягивался до 1995 г.
Горбачев опасался не только консерваторов, способных повернуть реформы вспять, но и социального взрыва, чем объясняется его постоянная задержка в реформировании кредитной и ценовой политики, централизованной системы снабжения. Все это вело к углублению экономического кризиса.

Реформирование сельского хозяйства также носило половинчатый характер. Горбачев объявил в мае 1988 г. о целесообразности арендного подряда на селе, предполагавшего заключение крестьянами или фермерами договора об аренде земли на 50 лет и полное распоряжение полученной продукцией. Однако все права по наделению землей, определению площади индивидуального участка и поголовья скота должны были принадлежать колхозам, которые, конечно, не были заинтересованы в появлении конкурента. К лету 1991 г. на арендных условиях обрабатывалось лишь 2% возделываемых земель и содержалось 3% поголовья скота. Да и сами колхозы в ходе реформ так и не получили реальной самостоятельности, оставаясь под постоянной, порой мелочной опекой районных властей.

Таким образом, ни одна из реформ, начатых в экономике за годы перестройки, так и не дала положительных результатов. С 1988 г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве, с 1990 г. — в промышленности. Нехватка элементарных продуктов питания привела к тому, что даже в Москве было введено их нормированное распределение (чего не было с 1947 г.).

В условиях стремительного падения уровня жизни населения простые люди все меньше верили в способность властей добиться перемен к лучшему. Летом 1989 г. начались первые массовые забастовки рабочих, которые стали с тех пор повседневным явлением. Обострение национального сепаратизма также сказывалось на экономическом положении страны.

Перестройка и Украина

После смерти К. Черненко в марте 1985 г. на должность Генерального секретаря ЦК КПСС был избран М. Горбачева. Именно по его инициативе в апреле 1985 г. началась перестройка в СССР. Перестройка должна была охватить пять ведущих сфер жизнедеятельности общества: экономику (переход от экстенсивных методов хозяйствования к интенсивным), внутреннюю политику (демократизация общественной жизни и народовластия), внешнюю политику (прекращение «холодной войны» и построение общего европейского дома); социальную сферу ( улучшение материального и культурного благосостояния населения); идеологию (ликвидация цензуры, гласность, свободное изъявление мнения граждан). Теоретически идеи перестройки имели шанс на реализацию, но, как показала жизнь, кроме общих деклараций, М. Горбачев так и не смог в течение шестилетнего периода выдвинуть любую практическую концепцию реформирования советского общества

Перестройка быстро зашла в тупик, углубила общественно-политическую, экономическую и национальную кризиса и завершилась распадом СССР. Партийное руководство Украины на словах однозначно поддерживало действия кремлевского руководства, на самом деле некоторое время блокировало перестроечные процессы в Украине

Перестройка имела четыре этапа. В марте 1985 г. - январь 1987 г. - перестройка осуществляется под лозунгом «больше социализма». В период с 1987 по 1988 гг - основной лейтмотив - «больше демократии», а в 1989 - 1990 гг. Характеризовались разграничением и расколом в лагере проводников перестройки, что привело в 1991 г. до победы радикал-реформизма и распада СССР

перестроечных процессов в Украине контролировались управленческой номенклатурой тоталитарного государства. В течение 1985 - 1987 годов в Украине не существовало политических сил в виде общественных объединений и народных фронтов, аналогичных тем, которые возникли в Прибалтике и России. Пассивность широких народных масс имеет свое объяснение. На фоне общего, прежде всего экономического, развала ситуация в Украине оставалась относительно стабильной.

Был еще один важный субъективный фактор. Гласность в союзных республиках началась с острой критики первой партийных руководителей и партноменклатуры различного ранга. В. Щербицкий, который семнадцать лет возглавлял Компартию Украины, оставался ортодоксальным коммунистом и превратился в одного из оппонентов М. Горбачева. Пресса называла Украина заповедником застоя

Чернобыльская катастрофа (апрель 1986) способствовала оживлению общественно-политического движения в республике. 13 ноября 1988 в Киеве состоялся первый за годы советской власти массовый экологический митинг (20 тыс. участников). Помимо вопросов экологии, острой критике были подвергнуты должностные лица, виновные в чернобыльской трагедии и ее последствиях.

1989 Украина прокатилась волна шахтерских забастовок, которые наряду с экономическими требованиями остро ставили и политические вопросы - отказ в доверии номенклатуре и чиновникам-бюрократам

В условиях резкого обострения социально-экономического кризиса, роста цен и непрерывного ухудшения жизненного уровня населения весной 1990 г. состоялись первые демократические выборы в Верховную Раду, которые усилили расслоение политических сил

В сентябре 1989 г. возникла массовая политическая организация - Движение (Народный рух Украины за перестройку). Одна за другой создавались политические партии Украины (Украинская республиканская партия, Демократическая партия Украины, «Партия зеленых», Партия демократического возрождения Украины и др.). 16 июля 1990 Верховный Совет УССР принял Декларацию о государственном суверенитете Украины, которая стала предвестником независимости нашего государства.

Билет 20

 

Билет 20

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.240.31 (0.011 с.)