ТОП 10:

Особенности «оттепели» в культурной жизни УССР.



После смерти Сталина (1953) началась частичная либерализация советского режима, которая получила название “оттепель”. Она несколько улучшила условия развития культуры в целом.

В 1953 г. был осуществлен переход к обязательного семилетнего образования, в 1956 г. отменили плату за обучение в старших классах. Однако не хватало школьных помещений. Треть школ проводила занятия в две, а то и в три смены.

В апреле 1959 г. Верховная Рада УССР приняла закон о реформировании школьного образования. Вместо семилетней обязательной было организовано восьмилетняя школа, которая давала ученикам общеобразовательные и технические знания. Этот закон предоставлял право родителям выбирать своим детям язык обучения и фактически был использован для русификации украинского образования.

В конце 50-х гг. началась организация школ-интернатов, где обучались сироты, дети инвалидов, малообеспеченных родителей и одиноких матерей.

В послевоенные годы была проведена реорганизация высших учебных заведений, количество которых сократили, хотя число студентов увеличилось. На базе вузов при крупных промышленных предприятиях и в местах сосредоточения студентов-заочников было организовано общетехнические и общенаучные факультеты. Почти половина студентов училась на заочных и вечерних отделениях, что в целом негативно влияло на уровень профессиональной подготовки. Недостатком учебно-воспитательного процесса была его чрезмерная заидеологизированность.

Определенные достижения были в это время в науке. Расширилась сеть научно-исследовательских учреждений. В 1956 г. образовалась сельскохозяйственная академия. Украинские ученые немало сделали для развития ракетной техники, космонавтики, использование атомной энергии в мирных целях. В 1956 г. генеральным конструктором строительства космических кораблей стал выходец из Житомирщины С.Королев. Широкое признание как конструктор турбореактивных двигателей получил академик А.Люлька. Одним из создателей атомной бомбы был генерал-лейтенант Н.Духов. Развития кибернетики в Украине способствовала организация в 1957 г. Вычислительного центра АН УССР, преобразованного впоследствии в Институт кибернетики. Его достижения связаны с именем В.Глушкова, первого и бессменного в течение 20 лет (с 1962) директор института. Крупнейшим научным центром республики оставалась Академия наук УССР, которую с 1962 г. возглавляет Б.Патон.

Либерализация и десталинизация создали благоприятные условия для развитиялитературы. Значительным достижением украинской прозы стал цикл романов М.Стельмаха “Большая родня”, “Кровь людская – не водица”, “Хлеб и соль”. Особую популярность в послевоенные годы получила творчество А.Гончара, автора трилогии “Знаменосцы”. Романом “Водоворот” навсегда вписал в историю украинской литературы свое имя Григорий Тютюнник. Выдающимся явлением в украинской литературе стала опубликованная в 1956 г. киноповесть О.Довженко “Поэма о море”.

На развитие украинской культуры, на общественную жизнь в Украине существенно повлияла новая генерация талантливых художников, которые получили название“шестидесятников”. Эпоха “шестидесятников” стала в украинской культуре время духовной мобилизации поэтических (в широком смысле) сил, поскольку именно тогда, несмотря на господство официальной идеологии, были сформированы идеи и символы, которыми устанавливались дистантні связи современности с бурной культурной жизнью 20-х годов.

“Шестдсеятники” – это движение творческой молодежи, которая разрабатывала оригинальную тематику, выступала против фальши, елейности в отражении действительности, отстаивала украинское национально-культурное возрождение и стала ядром духовной оппозиции в Украине. Среди ее лидеров были поэты Василий Симоненко, Николай Руденко, Лина Костенко, Василий Стус, Иван Светличный, Дмитрий Павлычко, Иван Драч, Евгений Сверстюк, Борис Олейник, критик Иван Дзюба, публицист Вячеслав Чорновил, художники Алла Горская, Людмила Семыкина, Опанас Заливаха и др. В частности, интерес читателей вызвали сборника стихов Лины Костенко “Лучи земли” (1957), “Паруса” (1958), “Путешествия сердца” (1961). Увидела свет первая В сборник.Симоненко “Тишина и гром” (1962), ставшей одновременно его последним прижизненным книгой. Положительные отзывы в 1962 г. получили первые сборники стихов И.Драча “Подсолнух” и М.Винграновского “Атомные прелюды”. Уже в 1962-1963 гг. шестидесятников подвергли критике, произведения многих из них перестали печатать, но они распространялись путем самиздата в среде национально сознательной интеллигенции.

“Шестидесятники” стали интеллектуально-духовным основанием дальнейшего движения сопротивления в республике, предтеча и первыми представителями правозащитного движения в Украине – диссидентства.

Во второй половине 50-х – 60-х гг. оживилась театральная жизнь. Хотя количество театров в Украине уменьшилось с 80 в 1958 г. до 61 в 1965 г., количество зрителей возросло. Ведущими театрами были им. И.Франко в Киеве, им. Т.Шевченко в Харькове, им. М.Заньковецкой во Львове, им. Леси Украинки в Киеве, Киевский театр оперы и балета. Большую известность получила пьеса О.Коломийца “Фараоны”, плодотворно работали драматурги М.Зарудный, В.Минко.

Процесс развития украинской музыки в 50-60-е гг. характеризуется совершенствованием всех ее жанров, созданием новых опер, оперетт, балетов, симфоний и песен. В Украине появляется блестящее созвездие замечательных оперных певцов и певиц: Д.Гнатюк, А.Соловьяненко, Есть.Мирошниченко, А.Мокренко, Д.Петриненко.

Достижения мало и киноискусство Украины. До середины 50-х гг. фильмы по 1-2 в год выпускала только Киевская киностудия. Во времена “оттепели” студия ежегодно выпускала около 20 картин. Известность получили фильмы “Гадюка”.Ивченко, кинокомедия “Королева бензоколонки”, “Ключи от неба”. Выдающимся достижением украинского кино стал фильм С.Параджанова “Тени забытых предков”, поставленный по повести Н.Коцюбинского, который поражал необычайной силой художественно-поэтического проникновения в глубины народной жизни, его драматические и трагические аспекты. Выдающимся явлением украинского кино стало творчество Ю.Ильенко, Л.Осины, К.Муратовой, Л.Быкова, А.Фиалка, А.Савченко. Сокровищницу украинского кино пополнили такие выдающиеся ленты, как “Каменный крест”, “Вечер на Ивана Купала”, “Белая птица с черной отметиной”, “Колодец для жаждущих”, “Соломия Крушельницкая”, “Меланхолический вальс”, “Распад”, “В бой идут одни старики” и др. О росте международного авторитета украинского кино свидетельствует тот факт, что в 1965 г. фильмы “Тени забытых предков” и “Белая птица с черной отметиной” получили призы на международных фестивалях, что утвердило высокий профессиональный и художественный уровень украинского кинематографа.

Основной темой изобразительного искусства в это время был героизме, подвигах воинов, тружеников тыла в период Великой Отечественной войны. Среди них картины С.Беседина “Освобождение Киева”, В.Костецкого “Возвращение”. Большую популярность приобрела картина Т.Яблонской “Хлеб”, где показаны жизненные образы тружеников послевоенного села.

Ситуация в сфере культуры резко изменилась с отставкой Г.Хрущева и приходом к власти в СССР Л.Брежнева (1964). Начался поворот к неосталинизма, сопровождавшийся репрессиями, притеснениями и преследованиями многих выдающихся мастеров культуры.

В марте 1969 г. ЦК КПУ принял постановление “О повышении ответственности руководителей органов печати, радио, телевидения, кинематографии, учреждений культуры и искусства за идейно-политический уровень материалов, которые печатаются, и репертуар”. Она устанавливала персональную ответственность руководителей всех структур идеологического цикла за идейно-политическое содержание деятельности, обязывало их выступать в первую очередь против любых проявлений “буржуазной идеологии” и, разумеется, “национализма”. Тогда же была принята подобная постановление, что касалось кинематографа. С этого времени идеологический контроль над деятельностью интеллигенции стал почти тотальным. Писателей, художников, ученых ругали в прессе и на собраниях творческих союзов за “аполитичность”, “идейную незрелость”, “формализм”, “национализм” и тому подобное.

Билет 11

 

Билет 11

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.236.245.255 (0.007 с.)