Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Искусство западного Средневековья и проблема

Поиск

Исследовательского метода.

Основные тенденции развития французской медиевистики

второй половины XX века.

 

 

 

Специальность 17.00.04

изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура

 

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата искусствоведения

Москва-2008

 

Работа выполнена на кафедре зарубежного искусства Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и

архитектуры имени И.Е. Репина Российской академии художеств

 

Научный руководитель: кандидат искусствоведения

Цецилия Генриховна Нессельштраус

 

 

Официальные оппоненты: доктор искусствоведения

Нина Николаевна Калитина

кандидат исторических наук

Татьяна Демьяновна Сергеева

 

 

Ведущая организация: Санкт-Петербургский государственный

университет культуры и искусств

 

Защита состоится «29» декабря 2008__ года в _11___часов

на заседании Диссертационного совета Д 009.001.01

при Научно-исследовательском институте теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств (119 034 Москва, ул. Пречистенка, д.21)

 

 

С диссертацией можно ознакомиться в филиале научной библиотеки Российской академии художеств (119 034 Москва, ул. Пречистенка, д.21)

 

 

Автореферат разослан «» ____________2008__ года

 

 

Ученый секретарь

Диссертационного совета

кандидат искусствоведения Е. Н. Короткая

Актуальность исследования

Французская медиевистика, основы которой были заложены романтиками в начале XIX века, представляет собой весьма обширную сферу научного знания. Историческое развитие этой дисциплины связано с разработкой исследовательских методов и теоретических понятий, которые способствуют более ясному взгляду на предмет, более объективной его оценке, но самое главное – приближают нас к его пониманию, то есть освоению культурой того или иного времени.

Любая научная школа тесно сплетена с историческим временем и не может существовать изолированно, она также неразрывно связана с существующей традицией, которая в большей или меньшей степени определяет круг изучаемых проблем и используемых методов, а также с социальными, политическими, культурными факторами, которые создают почву для рождения новаторских идей и методологий.

Тема данного диссертационного исследования обусловлена необходимостью изучения и целостного исторического анализа французской медиевистики второй половины ХХ века. Материал представлен с точки зрения его теоретической значимости и вклада в методологию дисциплины. Другими словами, «ограничение парадигматическими достижениями необходимо, если мы намерены пробиться сквозь заросли фактов и определить основные, принципиальные линии, которые несут на себе сложный рисунок действительности и дают ей ориентир» (В.Хофман).

Этим обусловлен выбор имен наиболее значительных французских медиевистов второй половины XX века, наследие которых интересует нас с точки зрения новизны используемых методов, аналитических практик, нового взгляда на предмет – средневековое искусство.

Акцент в диссертационном исследовании делается на анализе основных тенденций медиевистики, возникновении новых и развитии старых аналитических методов. Особое внимание уделяется истории формирования и развития французской формальной школы во главе с А.Фосийоном, поскольку именно она является наиболее значимой и влиятельной на протяжении всего XX века во Франции, а также немалое значение придается вопросу междисциплинарных исследований, которые представлены на примере Социологии искусства П.Франкастеля и методов школы «Анналов».

Отсутствие обобщающих исследований этой темы как в отечественном, так и зарубежном искусствознании побуждает обратиться именно к ней.

Предмет и задачи исследования

Предметом исследования являются работы французских историков средневекового искусства XX века, на основе которых определяются и анализируются основные тенденции в истории французской медиевистики второй половины ХХ века и теоретические понятия, важные для той или иной концепции. Столь же важным аспектом является практическое использование методов, декларируемых тем или иным ученым, их эффективность при анализе конкретного памятника. Не менее значимым представляется определение роли и места регионального варианта медиевистики (Лангедок) в общем контексте научно-исследовательских работ во Франции второй половины XX века.

Основной целью диссертации является выявление непрерывной научной традиции, идущей от исследователей довоенного времени к деятельности медиевистов следующего исторического этапа. На основе этих взаимосвязей определяются основные тенденции, магистральные линии дисциплины, новые подходы и исследовательские практики. Столь же значимым представляется исследование исторического и социального контекста, который является во многом определяющим фактором, повлиявшим на развитие французской медиевистики второй половины ХХ века.

Методы исследования

В основу работы положены конкретно-исторический метод, исследующий особенные черты данного исторического периода и определяющий характерное именно для французской истории средневекового искусства второй половины XX века, а также сравнительно-исторический метод, позволяющий провести сопоставительную характеристику развития медиевистики во Франции и США (например, через сравнение исследовательских установок американского медиевиста М.Шапиро и французских формалистов А.Фосийона и Ю.Балтрушайтиса) и определить, степень оригинального и общего в развитии исследовательских подходов и понимании основных категорий в истории медиевистики XX века. Биографический метод позволяет проследить развитие идей и концепций того или иного исследователя. Структурно-семантический метод используется для анализа основных теоретических понятий и категории, а также бинарных оппозиций при изучении работ историков школы «Анналов».

Таким образом, примененный в работе метод можно в целом охарактеризовать как комплексный, ориентированный на изучение широкого круга источников и явлений, непосредственно связанных с темой диссертации.

Степень изученности вопроса

Диссертация непосредственно связана с изучением концепций и методов и соответственно базируется на текстах. Однако, специальной литературы, напрямую касающейся истории французской медиевистики второй половины XX века фактически нет. Что касается русскоязычных источников, то они очень немногочисленны. Первое краткое упоминание (но только одного имени – А.Фосийона) встречается в «Истории европейского искусствознания» (1969), где он назван наиболее «характерным документом» влияния Вёльфлина. Монография А.Я.Гуревича «Исторический синтез и школа «Анналов» (1993) освещает исторические проблемы в исследованиях, не связанных с анализом изображений и проблемами этого материала, однако ее роль очень значительна в ознакомлении русского читателя с процессами, происходящими в европейской исторической науке второй половины XX века. Будучи коллегой и соратником многих исследователей школы «Анналов», в частности Ж.Ле Гоффа, именно А.Я.Гуревич был инициатором переводов на русский язык работ, чрезвычайно значимых для развития медиевистики в России. Одновременно он стоял у истоков создания ежегодного сборника «Одиссей», где также освещались актуальные вопросы медиевистики и исторической науки в целом, публиковались статьи французских ученых, связанные, в том числе, и с проблемами изобразительного искусства, стоит отметить, например, «Историк и изображение» Ж-К.Шмитта (2002) или «Средневековые изображения и социальная история: новые возможности иконографии» Ж.Баше (2005). Среди русских искусствоведов-медиевистов второй половины XX века необходимо назвать Ц.Г.Нессельштраус, В.П.Тяжелова, Е.П.Ювалову, И.П.Мокрецову, которые не касались напрямую истории науки, но в каждом конкретном случае решали проблемы метода, делали ссылки и комментировали зарубежных, в том числе и французских, авторов, что позволяло читателю, ознакомиться с дискуссиями, разворачивающимися вокруг памятников средневекового искусства.

Среди переводных исследований необходимо назвать «Историю истории искусства» Ж.Базена (1986), где в связи с теми или иными проблемами медиевистики, упоминаются и Э.Маль, и А.Фосийон, и П.Франкастель.

Что касается иностранных изданий, и в частности, справочной литературы, то лаконичные сведения о французских медиевистах (Э.Мале, А.Фосийоне, П.Франкастеле, Л.Гродески) содержатся в «Оксфордском словаре искусства» (1994), «Критическом словаре западной иконографии» (2003), «Словаре исторических наук» (1986), а также в критической антологии «История искусства и её методы» (2001) под редакцией Э.Ферни.

Среди французских историков средневекового искусства Фосийон - один из немногих, наследие которого активно изучается, проводятся конференции и выставки, издаются сборники научных статей. В числе недавних можно назвать: «Тетради на все времена/Анри Фосийон» (1986), «Перечитывая Фосийона» (1995); «Жизнь форм: Анри Фосийон» (2004).

Стоит также упомянуть сборник статей «Социология искусства и ее интердисциплинарное призвание. Работы и влияние Пьера Франкастеля» (1976). Что касается других исследователей, то можно почерпнуть сведения о них во вступительных статьях к их книгам и сборникам статей. Так о Л.Гродески были напечатаны замечательные статьи А.Шастеля и В.Соерландера в посмертно изданном сборнике статей «Вновь обретенное средневековье» (1986). К этому следует добавить некрологи и памятные статьи, посвященные Ф.Сале и М.Дюрлиа.

Интересную попытку осмыслить историю французской медиевистики, осуществил профессор университета Тулузы П.Найроль в книге «Изобретение романского искусства в современную эпоху (XVIII-XIX века)» (2005). Автор анализирует основные проблемы и дискуссии, связанные с зарождением медиевистики во Франции, но, как это очевидно из заглавия, он ограничивается XVIII-XIX веками, совсем не касаясь XX века, то есть именно того материала, которому посвящена данная диссертация. Хотелось бы также упомянуть две недавно вышедшие книги, не связанные напрямую с сюжетом настоящего исследования, но поднимающие методологические вопросы в связи с изучением той или иной проблемы. Это издание Ж.Вирта «Датировка средневековой скульптуры» (2004) и книгу Х.Барраль и Альтета «Против романского искусства?» (2006). В первой автор анализирует методы атрибуции и датировки средневековых памятников, и в рамках поставленных исследовательских задач обращается к проблемам правдоподобности существующих дат и плодотворности используемых при этом методов анализа. В книге Барраль и Альтета одно из приложений озаглавлено «Историографические тексты», где приведены краткие биографические сведения, касающиеся исследователей-медиевистов XIX-XX веков, среди прочих упомянуты и французские историки искусства: А.Фосийон, Ю.Балтрушайтис, Ф.Сале, Л.Гродески, П.Франкастель, и приведены небольшие отрывки из их сочинений. И автор также анализирует работы некоторых французских медиевистов в связи с критическим пересмотром концепции романского искусства в целом, среди рассматриваемых им проблем можно назвать: вопрос существования особой модели храма на путях паломничества в романскую эпоху, правомерность регионального деления романской скульптуры, роль декоративно-прикладного искусства в эпоху Средневековья.

Таким образом, опираясь на доступные нам сведения о французских исследователях, на их основные работы, посвященные Средневековью, можно попытаться представить картину развития французской медиевистики второй половины XX века.

Научная новизна

Диссертация представляет собой первый опыт комплексного анализа французской медиевистики второй половины ХХ века. В работе выделены доминирующие тенденции в истории французской медиевистики этого периода, рассмотрены основные методы, сформировавшие ту или иную аналитическую практику в отношении средневекового искусства, проанализирована преемственность исследователей второй половины XX века по отношению к довоенному поколению.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.54.61 (0.01 с.)