Теоретическая значимость работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретическая значимость работы



В диссертации рассматривается малоизученный период в истории французской медиевистики, обозначаются основные направления научно-исследовательских работ, которые определили общую картину медиевистики этого периода, выделяются и анализируются основные теоретические понятия, важные для того или иного исследовательского метода, например, формы и стиля в связи с формальной школой А.Фосийона, образа и исторического контекста в понимании исследователей школы «Анналов».

Практическое значение

Результаты диссертации важны для последующего искусствоведческого, культурологического и историографического изучения не только французской, но и всей медиевистики в целом. Материалы исследования могут быть использованы при составлении школьных и вузовских курсов, ориентированных на изучение истории и теории искусства; в качестве источниковедческой базы для исследований в области истории и теории искусства, социологии искусства, мировой художественной культуры.

Работа способствует введению в научный оборот неизвестных и малоизвестных исследований французских медиевистов, что может быть использовано как при монографическом изучении наследия того или иного ученого, так и при разработке общих теоретических проблем истории средневекового искусства.

Апробация работы

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры зарубежного искусства Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. Положения и материалы диссертации были использованы при подготовке и чтении лекций по курсам: «История средневекового искусства», «Теория искусства» (ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2004). Также ее основные тезисы обсуждались с хранителем скульптуры Музея Августинцев Мадам Шарлотты Рью (Тулуза, Франция) во время научной стажировки (осень 2007).

По теме диссертации были сделаны доклады на научных конференциях: Научная конференция памяти М.В.Доброклонского (СПбГАИЖСА, 2004), Международный коллоквиум молодых ученых «Науки о культуре в новом тысячелетии» ЯГПУ, 2007).

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы, списка и альбома иллюстраций. Общий объем диссертации составляет 144 страницы.

Основное содержание работы

Во Введении характеризуется предмет исследования, связанные с ним проблемы и цели работы, обосновывается выбор и актуальность темы диссертации. Сделаны уточнения хронологических рамок исследования и основных понятий. В частности, оговаривается тот факт, что термин медиевистика, появившийся в XIX веке, ориентирован, во-первых, на европейскую культуру, а во-вторых, на историческую науку и традиционно связывается с историей Средних веков. Однако в XX веке, который можно считать веком окончательного самоопределения и расцвета истории искусства в целом и золотым веком истории искусства Средних веков в частности, этот термин получил более широкое толкование и теперь медиевистами называют исследователей, занимающиеся не только средневековой историей, но и литературой, музыкой, изобразительным искусством. Опираясь на традиционное разделение истории и истории искусства, на византинистику, занимающуюся историей и культурой Византии и медиевистику предметом исследования которой является цивилизация западного Средневевковья, мы выделяем среди всего огромного спектра феноменов европейской культуры этой эпохи именно изобразительное искусство.

В настоящее время в области гуманитарных наук очень популярны рецептивные теории, в связи с чем во Франции появился термин медиевализм. Однако, он не входит в сферу данного исследования, где речь идет именно об истории французской медиевистики или «истории истории искусства», как это определил Ж.Базен в своей знаменитой книге под тем же названием.

В подтверждение тезиса о господстве историко-архивного подхода к изобразительному искусству, «истории искусства без теории» (Р.Рехт), представлены наиболее значимые факторы, сформировавшие характерные черты дисциплины на этом историческом этапе: сфера высшего образования, музейная и выставочная деятельность, научная публицистика.

В первую очередь, сфера высшего образования – университетские научные центры, где и воспитывались будущие историки искусства, а также формировались базовые методологические установки, апробировались исследовательские методы. Так, во второй половине XX века во Франции основными научно-исследовательскими центрами, готовившими историков средневекового искусства, были: университеты, которые существовали практически во всех крупных городах Франции, среди наиболее значительных: университет Сорбонны в Париже, университеты Лиона, Бордо, Тулузы, Пуатье, а также Школа Лувра и Школа Хартий. Основной профессорский состав послевоенного времени представлял собой, главным образом, воспитанников формальной школы А.Фосийона, которые после смерти учителя продолжили его дело, обучая студентов в Школе Лувра, Сорбонне, и других университетах страны. Школа Хартий готовила архивистов и историков, в процессе обучения большое внимание уделялось изучению древних языков и текстов, которые всегда считались базой для исследования средневековых памятников. До сегодняшнего дня во Франции хранители средневекового искусства большинства музеев – выпускники этой Школы (стоит только вспомнить К.Дектота – главного хранителя музея Клюни или А.Эрланда-Бранденбурга - директора Школы Хартий и главного хранителя национального наследия Парижа или хранителей средневекового искусства в Лувре.

Другой важной составляющей являются печатные издания. В 1950 - 1970-е годы это печатный орган Французского общества археологии «Bulletin monumental» – одно из немногих изданий, практически полностью посвященное Средневековью, возглавляемое М.Обером (1884-1962) (выпускником Школы Хартий) до 1962 года, затем Франси Сале (1909-2000), также воспитанником Школы Хартий и учеником А.Фосийона, который оставался директором издания до 2000 года. «Bulletin monumental» публикует многочисленные исследования о романском и готическом искусстве, к которым необходимо прибавить появление ежегодного Археологического конгресса (Congrès archéologique), исходящего из той же инстанции. Среди других периодических изданий, связанных с медиевистикой можно назвать журнал «Les cahiers de Civilisation médiéval», где изобразительному искусству отводится не столь много места, в основном отдается предпочтение филологии и истории, и наконец, «Les cahiers de Saint-Michel-de-Cuxa» - сборник, существующий с 1970 года, выходящий один раз в год по материалам ежегодных конференций «Journées romanes» и полностью посвященный романскому искусству. У его истоков стоят М.Дюрлиа (1917-2006), преданный ученик А.Фосийона, и П.Понcиш (1912-1999), историк-археолог, также ученик А.Фосийона, в Институте искусства и археологии. Отдельные статьи также можно встретить в «Revue de l’art», «Revue du Louvre» et «Gazette des Beaux-Arts», однако, они немногочисленны.

Таким образом, в периодике мы имеем сильнейшее влияние «шартистской» традиции, но неопровержим и тот факт, что формализм А.Фосийона соседствует с большим количеством исследований, привязанных в первую очередь к текстовым источникам.

И, наконец, еще одним важным фактором является выставочная деятельность, которая способствует активизации процесса изучения памятника, иногда пересмотра существующих концепций или внедрению новых идей. Большинство экспозиций базировалось на хронологическом принципе: либо это точное указание века, либо короля или правящей династии. Перед нами исторический подход, основывающийся на письменных источниках, а не на искусствоведческих категориях, например стиля, жанра или иконографии.

Подводя итог, можно сказать, что выставочная политика в отношении средневекового искусства главным образом основывается на хронологическом принципе, что еще раз подтверждает тезис о сильном влиянии архивно-исторического подхода Школы Хартий в сфере искусства.

Для того, чтобы продемонстрировать специфику ситуации во Франции, проведена параллель с процессами, имевшими место в американской медиевистике этого же периода.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.2 (0.006 с.)