Основные тенденции в развитии искусства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные тенденции в развитии искусства.



В послевоенный период в искусстве господствовало реалистическое направление, основными признаками которого были осознание социальных антагонизмов современного общества, психологизм, политическая актуальность (в частности, антифашизм и антикапитализм). В искусстве социалистических стран это направление развивалось в русле социалистического реализма, предусматривавшего отображение наиболее типичных проявлений общественной жизни с позиции трудящихся классов, «социальный оптимизм» и побуждение сознания к улучшению действительности через активное участие в социалистическом строительстве. В рамках этого направления создавались как произведения плакатного характера, так и глубокие по своему психологизму и многоплановости шедевры мирового искусства. Яркими представителями соцреализма были в литературе — М. Шолохов, К. Симонов, А. Фадеев; в изобразительном искусстве — В. Мухина, Д. Налбалдян, В. Лопухов; в кино — С. Бондарчук, С. Герасимов и др.

В искусстве стран «западной демократии» наибольшего развития в этот период достигло неореалистское направление. Неореализму также было присуще обобщенное отражение наиболее характерных черт действительности и острое социальное звучание, однако, без направленности на неизбежную необхо­димость замены капиталистических общественных отношений социализмом. В изобразительном искусстве основоположником и наиболее ярким представителем неореализма был итальянский художник Р. Гуттузо. В области литературы к этому направлению можно отнести Р. Мерля (Франция), Дж. Уэйна, Дж. Осборна(Великобритания), Дж. Стейнбека, Дж. Апдайка, У. Фолкнера, Э. Хемингуэя (США); в области киноискусства — режиссеров Р. Росселини, Л. Висконти, М. Антониони, Д. Да-миани (Италия), С Крамера, Ф. Копполу (США), Ж. Л. Годара (Франция) и др.

С середины 60-х гг., когда в большинстве стран Западной Европы социальные противоречия были сглажены в результате успешной реализации политики «социального рыночного общества», в искусстве возобладали новые направления. Приобрел новые черты развивавшийся еще с конца XIX в. «модерн» — течение, избавленное от «оков реализма», в котором ценилась не реалистичность отображения действительности, а авторское видение и оригинальность стиля. На модернизм второй половины XX в. огромное влияние оказало сформировавшееся в Западной Европе в период между двумя мировыми войнами литературно-философское направление, известное как экзистенциализм. Экзистенциалисты воспринимают современную эпоху как период кризиса цивилизации, кризиса разума и гуманности. Основная проблема экзистенциализма — существование человека (с фр. экзистенция — существование) перед угрозой исторической катастрофы — решается с помощью выхода сознания из реальности и достижения, таким образом, абсолютной свободы. Непосредственными родоначальниками экзистенциализма являются немецкие философы М. Хайдеггер, К. Ясперс, французские философы и писатели Ж.П. Сартр и А. Камю. В изобразительном искусстве эта философская направленность наиболее ярко отразилась в сюрреализме. Сюрреалисты (испанский художник С. Дали, российский — М. Шагал и др.) возносятся «над реальностью», заменяя сознательное восприятие мира подсознательным.

Огромное распространение с 60-х гг. получил «поп-арт» — искусство, основанное на применении художественных приемов и стереотипов, предельно упрощающих восприятие произведения широкими потребительскими массами. Поп-арт в различных формах к концу XX в. приобрел господствующее положение в культуре индустриально развитых стран. Главными его задачами является направленное воздействие на массовое сознание (коммерческая и политическая реклама, создание определенных стереотипов поведения, общественное мнение), а также получение коммерческой прибыли. Развитая и широко финансируемая индустрия развлечений смогла использовать в своих целях практически все художественные направления (включая рок-музыку, возникшую первоначально как протест против поп-арта).

В архитектуре европейских стран модернизм, господствовавший с конца XIX в. до начала 50-х гг., постепенно сменялся функционализмом, составными элементами которого были утилитаризм, техницизм и рационализм.

Функционализм стал практически основным архитектурным направлением XX века. Для него характерен принцип, согласно которому архитектурную форму определяют функции, назначение здания. Функционализм дал миру новые типы жилых домов с плоскими покрытиями, осмысленной экономичностью квартир со встроенным оборудованием и удобным для трансформации интерьером.

Ведущим представителем функционализма в XX веке был французский архитектор Ле Корбюзье. Он был создателем урбанистической теории строительства, которая была воплощена в творчестве многих его последователей.

Наиболее распространенным типом построек общественного назначения стали такие, художественный образ которых определяют как «стеклянный параллелепипед» или «стеклянная призма» - т.е. здание, состоящее из строго геометрического ме­таллического каркаса, остекленного со всех сторон. Среди них — здание ООН и 400-метровый Всемирный торговый центр в Нью-Йорке, гостиничные комплексы «Хилтон» и «Форум» во многих европейских городах. Такие типовые здания из стекла и бетона первым предложил миру американец Л. Мис ван дер Роэ.

Еще одним направлением в архитектуре послевоенного времени стала органическая архитектура, которая рассматривает здание как организм с единым свободно развивающимся пространством, связанным с природной средой. Ее идеолог, американский архитектор Ф. Л. Райт, проповедует связь с природой, обращение к человеческой индивидуальности. Одним из примеров органической архитектуры является здание Сиднейской оперы в Австралии. Это творение из стекла и бетона похоже на сюрреалистического лебедя, который собирается взлететь.

Своеобразным манифестом еще одного направления - постмодернизма стала вышедшая в 1978г. книга американского архитектора Р. Вентури «Сложность и противоречия в архитектуре». Упорядоченности, прямым углам и прямой линии функциональной архитектуры постмодернизм противопоставил усложненные формы, свободное сочетание элементов, нарочитое обращение к историческому материалу и заимствование архитектурных элементов различных эпох и стилей.

В 70-е гг. сформировалась группа западных архитекторов-авангардистов, заложивших основы нового направления — деконструктивизма. В нем архитектурными средствами как бы отражен современный мир с его нагромождением моральных, политических, социальных, экономических и экологических проблем.

В 70-80-е гг. получило распространение архитектурное направление «хайтек» («архитектура «высокой технологии»), использующее технические конструкции и формы (трубы, каркасы, металло-стеклянные многоярусные галереи).

ОЛИМПИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

В древней Греции в 776 г. до н.э. впервые состоялись общегреческие спортивные соревнования — Олимпийские игры. В дальнейшем Олимпийские игры проводились на протяжении более тысячи лет. Когда христианство стало государственной религией в Римской империи, император Феодосии в 394 г. н. э. запретил их как «бесовские игрища».

Возобновление в 1896 г. летних Олимпийских игр по инициативе барона Пьера де Кубертена было воспринято как шаг к миру и сотрудничеству всех людей и стран. С 1924 г. один раз в четыре года проводятся и зимние Олимпийские игры.

В послевоенное время на летних Олимпийских играх доминировали спортсмены СССР (впервые приняли участие в Играх 1952 г. в Хельсинки и сразу завоевали 71 медаль), США и Германии. В 1952 г. на третье место в неофициальном командном первенстве после СССР и США вышли спортсмены Венгрии, а в 1956 г. — спортсмены Австралии.

На Олимпиаде 1996 г. в Атланте первое место в командном первенстве завоевали США, спортсмены которых выиграли 101 олимпийскую награду. На втором месте были спортсмены России, третье и четвертое места соответственно заняли Германия и Китай, пятыми были французы, а украинская команда вышла на 9-е место, завоевав 23 медали (из них 9 — золотых).

На Олимпиаде 2000 г. в Сиднее за 300 комплектов наград боролись 10200 спортсменов из 199 стран мира. Больше всех наград завоевали олимпийцы США, второе место заняла команда России, третье — Китая. Спортсмены Украины завоевали 23 медали Олимпиады, три из них — золотые.

Начиная с Олимпиады 1994 г. в Лиллехаммере (Норвегия), спортсмены Украины принимают участие отдельной командой и в зимних Олимпийских играх.

С 1948 г. проводятся Олимпийские игры для инвалидов. Они имеют большое значение для социальной адаптации и моральной поддержки людей с ограниченными физическими способ­ностями. Эти игры проводятся в том же году и в той же стране, что и летние Олимпиады.

Одна из самых сложных проблем олимпийского движения — влияние политических факторов. Так, до Второй мировой войны спортсмены из СССР по политическим мотивам не допускались к участию в Олимпийских играх. В 1980 г. XXII Олимпийские игры в Москве бойкотировались Олимпийскими комитетами США, Великобритании, Японии и других стран в связи с введением советских войск в Афганистан. Аналогичную акцию бойкота Олимпийских игр в Лос-Анджедесе предприняли в 1984г. правительства СССР и 11-ти его союзников.

Другой важной проблемой для олимпийского движения является коммерциализация и профессионализация спорта, который превратился в отрасль бизнеса. Негативными сторонами коммерциализации спорта является эксплуатация спортсменов, их преждевременное физическое и психическое истощение.

Еще одной проблемой современного олимпийского движения, как и всего спорта, является употребление спортсменами допинга. Олимпийские спортивные организации принимают решительные меры против этой практики. Спортсмены, которые уличаются в употреблении запрещенных стимуляторов, подлежат дисквалификации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.241 (0.032 с.)