Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Югославия. Новые южнославянские державыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В период Второй мировой войны, в ходе борьбы с фашистскими оккупантами в Югославии стали создаваться очаги движения Сопротивления - органы будущей власти. На их основе 26-27 ноября 1942 г. в г. Бихаче было созвано Антифашистское вече народного освобождения Югославии (АВНОЮ), которое и образовало временное правительство страны -НКОЮ - национальный комитет освобождения Югославии во главе с Иосипом Броз Тито. Тито Иосип Броз (1892 - 1980) родился в с. Кумровец (Хорватия) в крестьянской семье. Отец-хорват, мать - словенка. С 1910 г.— член социал-демократической партии Хорватии и Словении. В 1913г. призван в австро-венгерскую армию. В январе 1915г. воевал на Карпатском фронте, где был ранен и попал в российский плен. В 1917 г. в Петрограде принимал участие в июльской демонстрации против Временного правительства. В годы гражданской войны проводил агитационную революционную работу среди крестьян Западной Сибири. Осенью 1920 г. возвращается в Югославию, где вступает в КПЮ -коммунистическую партию Югославии. С февраля 1928 г. - секретарь За*ребского горкома КПЮ. В августе 1928 г. арестован и осужден на 5 лет каторги. После освобождения, в марте 1934 г. возобновил антиправительственную деятельность. В 1935 - 1936 гг. работал.в оргструктурах Коминтерна в СССР. С 1937 г. возглавил ЦК КПЮ. С октября 1940 г. избран генеральным секретарем КПЮ. В 1941 - 1945 гг.- верховный главнокомандующий Народно-освободительной армией и партизанскими отрядами в Югославии. С 30 ноября 1942 г. - глава временного правительства, маршал Югославии. С 7 марта 1945 г. - председатель Совета министров, министр обороны Демократической Федеративной Югославии. С августа 1945 г. - председатель Исполнительного комитета Народного Фронта Югославии. В ноябре 1952 г. на VI съезде КПЮ избран генсеком Союза коммунистов Югославии - СКЮ. С 1966 г. - председатель СКЮ. С января 1953 г, - президент Федеративной Народной Республики Югославии (с апреля 1963 г. - Социалистической Федеративной Республики Югославии), одновременно - председатель Союзного Исполнительного веча (правительства) до 1963 г., а также верховный главнокомандующий вооруженными силами Югославии. С 1971 г. - председатель президиума СФРЮ. Умер в 1980 г. от тромбофлебита (закупорки сосудов). 30 ноября 1943 г. состоялась вторая сессия АВНОЮ, объявившая себя верховным законодательным и представительным органом Югославии. 7 марта 1945 г. в результате достигнутых соглашений между различными политическими силами Югославии, исходя из рекомендаций Крымской конференции глав государств антигитлеровской коалиции, на базе НКО было создано Временное правительство во главе с Броз Тито, включавшее в себя, кроме коммунистов, представителей эмигрантского правительства. Однако некоммунистические силы не имели собственных структур, так как в ходе Второй мировой войны был полностью разрушен старый государственный аппарат и сформирован новый, находившийся под полным контролем компартии Югославии. К концу 1945 г. в госсекторе Югославии было сосредоточено 72% промышленных предприятий. Была проведена и аграрная реформа, установившая максимум земельного надела 35 га - все излишки, в том числе помещичьи, церковные, банковские займы без выкупа переходили в собственность государства или в руки крестьян. Всего было экспроприировано 1566 тыс. га земли: из них 797 тыс. га передано в индивидуальное владение крестьян; 270 тыс. га получили государственные сельские имения и т. д. Представители либеральных кругов осенью 1945 г. покинули состав Временного правительства, чем надеялись привлечь внимание мировой общественности к нарушению Ялтинских соглашений. Однако выборы в общеюгославский парламент - Учредительную скупщину показали повсеместную поддержку режима Народно-освободительного фронта - "за" 90,5% голосов. 29 ноября 1945 г. Учредительная скупщина ликвидировала институт монархии в Югославии во главе с королем Петром II Караге-оргиевичем и провозгласила Федеративную Народную Республику Югославию (ФНРЮ), как федерацию 6 равноправных республик-Сербии, Черногории, Хорватии, Словении, Македонии, Боснии и Герцеговины. Конституция ФНРЮ, принятая Скупщиной 31 января 1946 г., в значительной степени копировала текст Конституции СССР 1936 г. и фактически закрепила в стране тоталитарный политический режим, созданный КПЮ. Была узаконена однопартийная система. 2, Курс на развитие «самоуправляющегося социализма» и конфликт с СССР В Югославии на рубеже 40 - 50-х годов утвердилась несколько иная, чем а СССР, модель общественного развития. Основой этой модели «самоуправляющегося социализма» стала система самоуправляющихся трудовых коллективов на предприятиях, которые осуществляли выполнение производственных планов, действуя в условиях хозяйственного расчета. На основе планирования производства самими предприятиями разрабатывалась общая концепция государственного плана. В начале 50-х годов в стране была создана система местного самоуправления. Югославия отказалась от политики коллективизации сельского хозяйства, которая не получила поддержки крестьян. Были разрешены свободная продажа и аренда земли и использование в определенных пределах наемной рабочей силы. Для предотвращения процесса концентрации земельной собственности земельные владения были ограничены установленным пределом (до 15 га). Югославская модель общественного развития в 50-е годы дала известные позитивные результаты. Возросло промышленное производство, устойчивыми темпами увеличивалось производство сельскохозяйственных продуктов. Своеобразная югославская модель «самоуправляющегося социализма» утвердилась в результате острейшего конфликта Югославии с СССР, происшедшего в 1948 г. Стремление югославского руководства во главе с Броз Тито к проведению самостоятельной политической линии вызвало гневную реакцию со стороны сталинского руководства Советского Союза. Информационное бюро коммунистических и рабочих партий в 1948 - 1949 гг. начало под давлением Сталина яростную клеветническую кампанию против югославского руководства. Оно обвинялось в ревизионизме, в предательстве дела социализма. Были прерваны все экономические и политические связи Югославии с СССР и его союзниками. 28 сентября 1949 г. СССР в одностороннем порядке отменил договор о дружбе, взаимопомощи и послевоенном сотрудничестве с Югославией. На совещании Коминформбюро в Будапеште в ноябре 1949 г. была принята резолюция «Югославская компартия в руках убийц и шпионов», в которой говорилось о том, что «клика Тито» в последнее время эволюционировала «от буржуазного национализма к фашизму». Интересно, что в самой Югославии было немало сторонников этой резолюции, из которых 8,4 тыс. было арестовано и отправлено в концентрационный лагерь на острове в Адриатическом море. Таким образом, поиск собственного пути развития привел к тому, что югославское руководство столкнулось с немалыми трудностями. В середине 50-х годов произошли существенные изменения в отношениях между СССР и странами Центральной и Юго-Восточной Европы. Новое руководство Советского Союза во главе с Никитой Хрущевым уже в 1955 г. нормализовало отношения с Югославией. XX съезд КПСС значительно расширил возможности для демократизации всех социально-экономических и политических институтов социалистических стран и для устранения равноправных отношений между ними. Недостаточно глубокий анализ сталинизма и сохранение командно-административной системы в этих странах мешали, однако, практической реализации этих возможностей, Особенно убедительно это было продемонстрировано вооруженным вмешательством СССР в венгерские события 1956 г., а также тем, что югославское руководство одобрило это вмешательство. Либерализация режима В 1953 г', была принята новая Конституция ФНРЮ, которая предусматривала широкое участие в работе народных комитетов представителей трудовых коллективов. Большинство союзных министерств было ликвидировано. Управление хозяйственной деятельностью передавалось республиканским органам, а также районным и городским комитетам. Компартия Югославии официально отказалась от всестороннего руководства обществом, сохранив за собой «лишь» идеологическую функцию. Было изменено и ее название: с 1952 г. вместо КПЮ появился союз коммунистов Югославии. Однако фактически СКЮ остается ведущей и направляющей силой - стержнем всей структуры тоталитарного общества в Югославии. Во многом благодаря СКЮ удавалось сохранить единство многонационального государства. Бесспорный лидер СКЮ и глава ФНР Броз Тито определил в сер. 50-х гг. основные направления внутреннего развития страны: - демократизация; - введение рыночной экономики «под контролем государства»; Вместе с тем с нач. 60-х гг. XX в. нарастают внутриполитические проблемы в Югославии. Наиболее актуальной проблемой внутреннего развития страны становится национальный вопрос. Внутри СКЮ проявляются тенденции к обособлению чисто республиканских фракций. Кроме этого усиливаются внутриэкономические противоречия между «богатыми» республиками (Словенией, Хорватией и Сербией) и «бедными» (Македонией, Черногорией, Боснией и Герцеговиной). В результате конституционной реформы 1963 г. страна получила название СФРЮ - Социалистическая Федеративная Республика Югославия. По расчетам Броз Тито завершить строительство социализма в Югославии планировалось через 45 лет. В 1964 г. им же была выдвинута программа переустройства экономики, политической системы, культуры и идеологии на принципах децентрализации. Отныне первичным звеном политической и экономической системы СФРЮ стала БООТ - базовая организация объединенного труда. Как правило, это - община, коллектив небольшого предприятия и т. п. В 80-е годы количество БООТ дошло до 20.000 единиц. Итогом реформ Броз Тито стало сосуществование в Югославии 3 социальны х систем: 1. Реальный социализм - в оргструктуре политической системы, 2. Капитализм - в товарно-денежных отношениях, в массовой 3. «Модель самоуправляющегося социализма» -в низовых зве Причем, это сосуществование постоянно рождало и противоречия: между плановой координацией и критериями рыночной экономики; между экономическим плюрализмом и монопольной идеологией СКЮ и др. И все это на фоне позитивных результатов: интеграции Югославии в общеевропейский рынок, увеличении производительности труда в промышленности и сельском хозяйстве и т. д. В феврале 1974 г. была принята очередная, последняя Конституция СФРЮ, которая ввела в стране институт президентства. В мае 1974 г. президентом СФРЮ без ограничения мандата (т. е. пожизненно) был избран Броз Тито. В этом же году он стал пожизненным председателем СКЮ. Иосиф Броз Тито умер 4 мая 1980 г. Дань уважения харизматическому лидеру Югославии приехали выразить руководители 126 стран.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 421; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.189.124 (0.011 с.) |