Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государства постсоветского пространства.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Эстония. По конституции 1992 г глава государства - президент, который избирается парламентом двумя третями голосов на 5-летний срок. Законодательный орган — однопалатный парламент, депутаты которого избираются всеобщим голосованием на 4-летний срок. В 1988 году был создан Народный фронт, а также ряд других политических организаций и партий, которые выдвигали требование отделения от СССР. В ноябре 1988 года Верховный Совет Эстонии принял 254 голосами против 7 «Декларацию о суверенитете Эстонской ССР» (законы ЭССР провозглашались первичными перед всесоюзными). В 1989 году стремление к достижению полной независимости усилилось. Комитет эстонских граждан провел кампанию по регистрации граждан довоенной Эстонской республики, был созван Конгресс Эстонии. В марте 1990 году вновь избранный Верховный Совет Эстонии объявил о начале перехода к полной независимости. 21 августа 1991 года Эстония объявила о восстановлении довоенной Эстонской республики. Верховный Совет и Конгресс Эстонии образовали Конституционную Ассамблею по разработке конституции страны (по сути восстановления конституции 1938 года). Главными политическими вехами после августа 1991 года стали: референдум по конституции в июне 1992 года, и выборы парламента и президента в сентябре — октябре 1992 года. После первых парламентских выборов, состоявшихся в сентябре 1992 года, кабинет сформировала правоцентристская коалиция во главе с Мартом Лааром. В октябре 1992 года парламент избрал первым президентом Эстонии Леннарта Мери, писателя Латвия Глава государства - президент, который избирается парламентом на 4-летний срок. Законодательный орган — однопалатный парламент Сейм, депутаты которого избираются всеобщим голосованием на 3-летний срок. Кампания за демократию и независимость не начиналась всерьез до октября 1988 года, когда был образован Народный фронт Латвии. На выборах в Верховный Совет в марте 1990 года Народный фронт одержал убедительную победу, получив 131 место из 201. В августе 1991 года после провала «путча» в Москве, независимость Латвии была окончательно закреплена и получила быстрое признание в мире. Страна была принята в Организацию Объединенных Наций. В 1999 г. латвийская экономика продолжала испытывать на себе последствия российского финансового кризиса 1998 г., рост ВВП составил 0%. В феврале 1999 г. Латвия была принята во Всемирную Торговую Организацию, в декабре 1999 г, представители Латвии участвовали в Хельсинкском саммите стран ЕС — были начаты переговоры о вступлении республики в организацию «Общего рынка». Тем не менее, внутреннее экономическое положение остается сложным: уровень безработицы в 1997 г. составил 6,7 %, в 1998 г. — 9,2%, в 1999 г. — 9,6%. В 2002 г. страна получила официальное приглашение вступить в НАТО. С 2004 г. Латвия — член ЕС и НАТО. Литва. Согласно конституции 1992 г. глава государства - президент, избираемый всеобщим голосованием на 5-летний срок. Законодательный орган - однопалатный парламент Сейм (141 место — 71 депутат избирается прямым всеобщим голосованием, 70 избираются на пропорциональной основе; все депутаты избираются на 4-летний срок). После распада Советского Союза, 6.09.1991 г. Литовская республика стала независимым суверенным государством. Экономический кризис 1998 г. нанес сильный удар по литовской экономике, в значительной степени ориентированной на российский рынок. ВНП страны сократился на 3%, безработица достигла 10% экономически активного населения (что является самым высоким показателем за 10 лет независимости), а дефицит бюджета колеблется в районе от 8% до 9% ВНП. Политика правительства включает в себя принятие жестких мер по стабилизации экономической жизни страны, ограничению расходов и дальнейшему наращиванию реформ. Основные задачи, стоящие перед страной в области экономики: сокращение торгового дефицита и приватизация государственных предприятий коммунального обслуживания, особенно в энергетическом секторе. В декабре 2002 - январе 2003 гг. состоялись президентские выборы, победу на которых одержал лидер Либерально-демократической партии РоландасПаксас. С 2004 г. Литва стала членом ЕС и НАТО. Стратегической целью Литвы является поддержание особых отношений с США. В 2002 г., еще до вступления страны в НАТО литовские воинские подразделения приняли участие в операциях США в Афганистане. Грузия. Согласно принятой в 1995 г. конституции, главой государства является президент, который избирается всеобщим голосованием на 5-летний срок. Законодательный орган — однопалатный Верховный Совет (обычно называемый парламент), депутаты которого избираются всеобщим голосованием на 4-летний срок. Курс на перестройку, провозглашенный в конце 1980-х гг. М.С.Горбачевым, привел к быстрой смене лидеров коммунистической партии Грузии. 9 апреля 1989 в Тбилиси советскими войсками была жестоко подавлена демонстрация в поддержку независимости Грузии. Во время этой акции погибли 20 молодых грузин. На многопартийных выборах в октябре 1990г. победила коалиция Звиада Гамсахурдиа, блок «Круглый стол -Свободная Грузия». Имея большинство мест в новом Верховном совете, который собрался в ноябре 1990, сторонники Гамсахурдиа избрали его на пост Председателя Верховного совета. На первом заседании Верховный совет принял решение о ликвидации автономной области Южная Осетия, объявил незаконным призыв грузин в советские вооруженные силы и учредил независимую Национальную гвардию. В марте 1991 грузинское правительство отказалось проводить на территории страны референдум о будущем СССР; вместо этого оно провело референдум о независимости Грузии. В референдуме приняло участие 95% электората, причем 93% из принявших участие в референдуме проголосовало за независимость. 9 апреля 199 г. Верховный совет принял Акт о восстановлении государственной независимости Грузии. В конце апреля 1991 Верховный совет Грузии принял новую конституцию и избрал Звиада Гамсахурдиа на пост Президента республики. Прямые президентские выборы состоялись 26 мая, и Гамсахурдиа получил почти 87% голосов. Однако за очень короткое время беспомощная экономическая политика президента и его борьба с внутренней оппозицией привели к недовольству населения, и в декабре 1991 развернулись бои между сторонниками президента и оппозицией, в состав которой входила Национальная гвардия. После нескольких недель боев в центральной части Тбилиси в январе 1992 Гамсахурдиа был смещен со своего поста и бежал из страны. Военный совет, который возглавил Тенгиз Китовани, командир Национальной гвардии, взял власть в свои руки, распустил парламент и приостановил действие конституции. В марте 1992 Военный совет объявил о самороспуске и создании Государственного совета, состоявшего примерно из 70 представителей 36 оппозиционных партий. Председателем Государственного совета, а с 1995г. — президентом страны стал Эдуард Шеварднадзе. В октябре 1992 состоялись выборы в новый парламент. Его председателем был избран Шеварднадзе, получивший 96% голосов избирателей. В июле 1992 Шеварднадзе прекратил 18-месячную войну с осетинским меньшинством, которая началась после того, как была ликвидирована Южно-Осетинская автономная область, но не смог остановить внезапно вспыхнувшую в августе 1992 войну с абхазами. Абхазы, как и осетины, вели политику, направленную на отделение от Грузии. Война в Абхазии осложнилась вмешательством российских войск, дислоцированных на военных базах в этой автономной республике, и нерегулярных вооруженных формирований, направленных Конфедерацией народов Кавказа (организацией, учрежденной крайне радикальными элементами в российских автономных республиках Северного Кавказа). В 1994 абхазы одержали победу над правительственными войсками Грузии и вытеснили их за пределы Абхазии. Сторонники Гамсахурдиа сразу после его отстранения развернули партизанскую борьбу. В течение 1992-1993 гг. они предпринимали террористические нападения на руководителей государства и на стратегические экономические объекты. Особенно сильной поддержкой они пользовались в Западной Грузии. Осенью 1993 г. Гамсахурдиа попытался вернуться к власти, положив начало короткой, но ожесточенной гражданской войне. Шеварднадзе был вынужден призвать на помощь российские войска. Гамсахурдиа был убит при невыясненных обстоятельствах в январе 1994. В обмен на российскую военную помощь Грузия дала согласие на присоединение к СНГ. После 1995 г. Грузия вступила в полосу стабилизации. Значительного прогресса удалось добиться на переговорах по осетино-грузинскому конфликту. С 1996 в Южной Осетии и Абхазии не было крупномасштабных вооружённых столкновений, но деятельность партизан в Абхазии не прекращается. Грузинский парламент проводит экономическую реформу в сотрудничестве с МВФ и Всемирным банком и делает ставку на восстановление Древнего шелкового пути - Евразийского коридора, используя географическое положение Грузии как моста для транзита товаров между Европой и Азией. В начале 2004 г. президент Э. Шеварнадзе, несмотря на победу на выборах, был смещен оппозицией, которая провозгласила выборы фальсифицированными. Шеварнадзе бежал из страны. Президентом Грузии стал один из лидеров оппозиции Михаил Саакашвили. Азербайджан По конституции 1995 г. глава государства — президент — избирается всеобщим голосованием на 5-летний срок. Высшую законодательную власть осуществляет однопалатное национальное собрание. С 1988 г. в рамках политики гласности в республике начали появляться независимые публикации и политические организации. Из этих организаций самой мощной оказался антикоммунистический Народный фронт Азербайджана. Но в январе 1990 г. в НФА произошел раскол между консервативно-исламистским и умеренным течениями. Большинство лидеров НФА были арестованы. На альтернативных выборах, проведенных в сентябре 1990 г., коммунисты получили около 90% голосов и были обвинены в фальсификации результатов выборов. После провала попытки переворота 19-21 августа 1991 г. в Москве прокоммунистический Верховный Совет республики провозгласил 30 августа 1991 г. независимость Азербайджана. Затем последовал роспуск Коммунистической партии Азербайджана, хотя ее члены сохранили свои позиции в правительстве и экономике. В сентябре 1991 г. последний руководитель Коммунистической партии Азербайджана Аяз Муталибов был избран президентом республики. Верховный Совет официально ввел в действие Декларацию о независимости 18 октября 1991 г. Тем временем конфликт в Нагорном Карабахе расширялся. В начале 1992 г. региональные армянские лидеры провозгласили независимость Нагорного Карабаха. В последовавшей за этим войне между Арменией и Азербайджаном преимущество оказалось на стороне армян. Неудачи в Нагорном Карабахе послужили причиной отставки А. Муталибова в марте 1992 г. В июне 1992 г. были проведены новые президентские выборы. Бывшая коммунистическая номенклатура не смогла выдвинуть яркого лидера, и президентом был избран Абульфаз Эльчибей, лидер НФА, бывший диссидент и политзаключенный, за которого было отдано более 60% голосов. Он выступал против членства Азербайджана в СНГ, за сближение с Турцией и расширение связей с азербайджанцами в Иране. В Нахичевани пришел к власти Гейдар Алиев (в 70 — 80-е гг. бывший Первым секретарем ЦК КП Азербайджана), проводивший собственную внешнюю политику по отношению к Армении, Ирану и Турции. Продолжение военных действий в Нагорном Карабахе и вокруг него постепенно выявило преимущество армян, которые заняли примерно 1/5 территории Азербайджана. В начале июня 1993 г. в Гяндже под руководством полковника Сурета Гусейнова был поднят мятеж против президента Эльчибея, который, оказавшись без поддержки перед лицом военных неудач, ухудшения экономического положения и политической оппозиции, вынужден был бежать. Власть в Баку перешла к Г. Алиеву, который быстро укрепил свои позиции. Эльчибей был смещен со своего поста в результате референдума, проведенного в августе, а в октябре президентом был избран Алиев. Укрепив свое положение в стране, Алиев вернул Азербайджан в состав СНГ. Иран приветствовал приход к власти Алиева, так как опасался влияния НФА в Иранском Азербайджане, но в Турции это было воспринято как отход Баку от протурецкой ориентации. В последующие годы Г. Алиев укрепил отношения с Турцией и странами Запада, интересы которых были сосредоточены на освоении каспийских нефтяных месторождений. На выборах 2003 г. президентом был избран сын Г. Алиева Ильхам Алиев. Армения. По конституции 1995 г и глава государства — президент, и однопалатное национальное собрание избираются всеобщим голосованием на 5-летний срок. Когда руководитель СССР М. Горбачев провозгласил программу проведения радикальных реформ, население Армении открыто выразило желание воссоединить свою страну с областью компактного проживания армян — Нагорным Карабахом, который по настоянию И. Сталина в 1923 г. был передан Азербайджану. В феврале 1988 г. в республике вспыхнули массовые демонстрации. Критическая ситуация усугубилась сильным землетрясением в декабре 1988, унесшим 25 тыс. жизней и оставившим без крова ок. 100 тыс. человек. Были разрушены города Спитак, Ленинакан и Киро-вакан. Вскоре после этого в республику хлынуло ок. 200 тыс. армянских беженцев из Азербайджана. 23 августа 1990 г. законодательный орган Армении (тогда Верховный Совет Армянской ССР) провозгласил суверенитет республики, проголосовал за новое официальное название — Республика Армения, и восстановление ранее запрещенного «ерекгуйна» (триколора, состоящего из красной, голубой и оранжевой полос) в качестве национального флага. 23 сентября 1991 г. Республика Армения провозгласила свою независимость, а 21 декабря того же года присоединилась к Содружеству Независимых Государств (СНГ). К концу 1991 около 80% обрабатываемой земли было передано тем, кто ее возделывал. 25 декабря 1991 Республика Армения была признана США, а 22 марта 1992 г. принята в ООН. Весной 1992 г. полувоенные формирования Армении установили контроль над Нагорным Карабахом. В 1993 г. вооруженные силы карабахских армян атаковали позиции азербайджанцев, с которых последние обстреливали Карабах и деревни, расположенные на востоке Армении. В самом Азербайджане вспыхнула гражданская война, и вооруженные силы Карабаха захватили значительную часть азербайджанской территории севернее и южнее Карабахского анклава, расчистив Лачинский коридор, отделявший Карабах от Армении. Сотни тысяч азербайджанцев покинули свои дома и стали беженцами. В мае 1994 г. при посредничестве России было заключено соглашение о прекращении военных действий. Между тем экономика Армении была парализована, отчасти из-за распада СССР, но главным образом из-за блокады республики, установленной Азербайджаном. В 1993 г. производство мяса, яиц и других необходимых продовольственных продуктов сократилось, импорт превысил экспорт на 50%, резко возрос дефицит бюджета. Заводы и школы были закрыты, уличное движение в городах приостановлено. Уровень жизни стал резко падать, пришлось ввести нормирование продуктов питания. В этих условиях процветала коррупция, и организованные местные преступные группы взяли под контроль некоторые отрасли экономики. В эти годы из Армении эмигрировало ок. 10% населения (300 тыс. человек). В 1994 г., после двух зим без отопления и почти без электричества, правительство приступило к рассмотрению вопроса о возможности пуска Мецаморской АЭС, которая была законсервирована после Чернобыльской катастрофы 1986 г. В середине 1990-х годов были проведены переговоры с Туркменией и Ираном об импорте природного газа в Армению и подписано трехстороннее соглашение о сотрудничестве в сферах торговли, энергетики, банковского дела и транспорта. В 1994 г. началось сооружение современного моста через р. Араке, соединяющего Армению с Ираном у города Мегри, которое было завершено в 1996 г. По нему было открыто двустороннее движение. Летом 1996 г. было заключено торговое соглашение с США, выполнение которого, однако, увязывалось с прекращением войны в Нагорном Карабахе. С 1994 г. в стране начало расти недовольство президентом Тер-Петросяном и его партией АОД на фоне обострившегося экономического кризиса и широкого распространения коррупции в самом правительстве. Армения приобрела репутацию государства, в котором успешно развивается процесс демократизации, но в конце 1994 г. правительство запретило деятельность оппозиционной партии Дашнакцутюн и выпуск нескольких оппозиционных газет. Президент Тер-Петросян стал особенно непопулярным, когда предложил компромиссное решение карабахского конфликта и принял за основу план международного сообщества, согласно которому Нагорный Карабах формально останется в составе Азербайджана, но получит полную автономию и самоуправление. Тер-Петросяну пришлось уйти в отставку в феврале 1998 г. После новых выборов президентом Армении стал Роберт Кочарян, бывший руководитель Нагорного Карабаха. Политика Кочаряна в карабахском вопросе оказалась менее гибкой, но правительство решительно взялось за искоренение коррупции и налаживание отношений с оппозицией (партия Дашнакцутюн снова была легализована). Беларусь. Глава государства — президент, который избирается всеобщим голосованием на 5-летний срок. На референдуме 1996 г. полномочия избранного президента были продлены до 2001 г. Законодательный орган — двухпалатное Национальное Собрание состоит из Совета Республики и Палаты Представителей. На выборах 1990 г. коммунистической партии удалось получить большинство мест в Верховном Совете. Однако участие других сил раскололо парламент на три блока: номенклатуру компартии; антикоммунистический БНФ; умеренных по взглядам интеллигентов и рядовых членов компартии. Первый из этих блоков поддержал путч в Москве в августе 1991 г. и после его провала лидер блока Николай Дементей был вынужден уйти в отставку с поста председателя президиума Верховного Совета республики. Его место занял лидер умеренных Станислав Шушкевич. 25 августа 1991 г. Верховный Совет провозгласил независимость БССР; несколькими неделями позже название страны было изменено на «Республика Беларусь». После продолжительной борьбы с левыми Шушкевич в январе 1993 г. ушел в отставку с поста председателя Верховного Совета. Его заменил Мечислав Гриб, который стремился к интеграции с Россией. В марте 1994 г. была принята новая конституция, а в июле состоялись первые президентские выборы. Александр Лукашенко, бывший директор совхоза и депутат Верховного Совета, который создал себе репутацию борца против коррупции, получил на этих выборах более 80% голосов. В ноябре 1996 г. Лукашенко провел референдум о поправках к конституции 1994 г., которые расширили его полномочия и увеличили срок пребывания на посту президента. В 1998 г. парламент одобрил проект Гражданского кодекса с изменениями, внесенными президентом. Эти изменения направлены на установление жесткого государственного контроля над осуществлением экономической и социальной реформ в течение переходного периода. На президентских выборах 2001 г. победу вновь одержал А. Лукашенко. Правительства стран Запада оспаривают легитимность избрания Лукашенко, но среди населения республики он пользуется популярностью. Белоруссия резко осудила вторжение НАТО в Югославию, а после прекращения операции приняла активное участие в маневрах. «Запад 1999», проводившихся вооруженными силами России. Межрегиональная ассоциация экономического сотрудничества «Центральная Россия» установила прямые экономические связи с Витебской, Гомельской, Минской и Могилевской областями Белоруссии. В декабре 1999г. между Белоруссией и Россией был заключен договор о создании Союзного государства. Молдова. По конституции 1994 г. глава государства - президент, который избирается всеобщим голосованием на 4-летний срок. Законодательный орган — однопалатный парламент, депутаты которого избираются всеобщим голосованием на 4-летний срок). Молдова провозгласила независимость 27.08.1991 г. Разгул национализма и требования части молдавского общества о воссоединении с Румынией привели к расколу страны: земли, населенные гагаузами и земли на левом берегу Днестра, населенные преимущественно русскими и украинцами, заявили о выходе из Молдовы и создании независимых государств, что привело к ожесточенным вооруженным столкновениям. На парламентских выборах 1994 г. к власти пришли умеренные представители Аграрной партии. Начались рыночные реформы, Гагаузии и Приднестровью были гарантированы конституцией широкие автономные права. Молдова располагает плодородными почвами, климат благоприятствует развитию сельского хозяйства. Но основная проблема — отсутствие минеральных ископаемых, особенно энергоресурсов — страна импортирует из России нефть, газ, уголь. Нехватки в поставках электроэнергии, последовавшие вслед за распадом СССР, вызвали снижение производства, Молдова последовательно проводит реформы, направленные на создание рыночной экономики: остановлено льготное кредитование государственных предприятий, формирование цен не находится более в ведомости государства, ведется приватизация земли, прекращен контроль над экспортными операциями. Но ожидаемый от реформ эффект был невелик: причины этого кроются в политическом кризисе, затронувшим страну после обретения независимости. В 1998 г., Россию — главного торгового партнера Молдовы поразил экономический кризис, что вызвало снижение ВВП Молдовы на 8,6%, обесценивание национальной валюты на половину. В 2000 г. ВВП сократился еще на 4,4% (пятый раз за б лет), упали объемы экспорта, поставки электроэнергии оставались нерегулярными. В 2000 г. президентом страны был избран лидер Партии коммунистов Молдовы Владимир Воронин, который проводит курс на урегулирование конфликта с Приднестровьем, укрепление связей с Россией и ЕС, укрепление правопорядка. Казахстан Глава государства - президент, который избирается всеобщим голосованием на 7-летний срок. Законодательный орган — двухпалатный парламент, состоящий из Сената и Меджлиса. С 1959 по 1986 гг. первым секретарем ЦК компартии Казахстана оставался Динмухамед Кунаев. Его отставка в 1986г. вызвала массовые беспорядки в Алма-Ате. С началом распада СССР 25.10.1990 г. была провозглашена Республика Казахстан, президентом которого остался руководитель КазССР Нурсултан Назарбаев. С 16.10.1991 г. Казахстан — независимое государство. Внешняя политика Казахстана предусматривает тесное сотрудничество с Россией. Первое время после распада СССР, президент республики Назарбаев заявлял о необходимости создания коллективных сил безопасности СНГ, предлагал создать единую армию в рамках Содружества. После того, как весной 1992 г. Россия окончила оформление создания собственной армии, Казахстан национализировал военные базы (в последние годы существования СССР на территории Казахской ССР была расквартирована 40-ая армия) на своей территории, чем начал процесс формирования собственных вооруженных сил. Оппозиция обвиняет президента Н. Назарбаева и его окружение в узурпации власти, нарушении действующей конституции, демократических принципов, коррупции в высших эшелонах власти и т. д. Особое возмущение в ее рядах вызвал принятый парламентом в 2000 г. закон «О первом президенте Казахстана», который фактически закрепляет власть и полномочия Н. Назарбаева пожизненно. Согласно этому закону президент Н. Назарбаев получил право после своей возможной отставки с поста главы государства обращаться к народу, государственным органам или президенту по ключевым вопросам государственной важности, выступать перед парламентариями, на заседаниях правительства, возглавлять Ассамблею народов Казахстана, входить в состав Совета безопасности, влиять на вопросы кадровой политики, введение чрезвычайного и военного положения, а также применение вооруженных сил в стране. Н. Назарбаев после истечения срока его президентских полномочий становится неприкасаемой личностью и, за исключением случаев совершения государственной измены, может отказываться от показаний в суде. Кыргызстан Глава государства - президент. Президент избирается прямым всеобщим голосованием на 5-летний срок. Законодательный орган — двухпалатный Верховный Совет. Киргизстан был первым и наиболее последовательным среди азиатских союзных республик, в попытках выхода из состава СССР. 31.08.1991 г. Киргизстан стал независимым государством. С 1990 г президентом страны является Аскар Акаев. Решением Конституционного суда он получил возможность баллотироваться на президентских выборах 2000 г., по результатам которых вновь был избран главой государства. После парламентских выборов 2000 г., к которым судебными инстанциями не был допущен ряд оппозиционных партий, обострились отношения власти с оппозицией. В августе 2002 г. в Киргизии было создано новое оппозиционное движение «За отставку Акаева, за реформу для народа», в которое вошли представители 20 оппозиционных партий, неправительственных организаций и общественных объединений. Внешнеполитические усилия руководства Киргизии на современном этапе направлены на укрепление суверенитета и независимости страны, обеспечение национальной безопасности, противостояние международному терроризму и исламскому экстремизму, активное участие в деятельности международных организаций, интеграцию в мировое сообщество. Киргизия, наряду с Россией, Китаем, Казахстаном, Таджикистаном и Узбекистаном является членом Шанхайской «шестерки», в рамках которой первостепенное внимание уделяется вопросам укрепления безопасности в регионе, объединения усилий в борьбе с международным терроризмом. Киргизия одной из первых среди постсоветских республик стала членом ВТО. Приоритетным для Киргизии является развитие отношений с Россией. Таджикистан Глава государства — президент (избирается всеобщим голосованием на 7-летний срок). Законодательный орган — двухпалатное Верховное Собрание — избирается на 5-летний срок. Конституция была принята в 1994 г. В мае 1992 г. исламская оппозиция во главе с Саидом Абдул-ло Нури, добивавшаяся создания в Таджикистане исламского государства и провозглашения шариата в качестве единственной правовой системы страны, развязала в стране гражданскую войну. В начале войны оппозиция установила свой контроль над столицей к заставила президента Набиева пойти на создание «правительства национального примирения», где ее представители получили 1/3 часть мест. Однако война продолжалась, боевые действия стали приобретать все более ожесточенный характер. Набиев подал в отставку, а главой парламента был избран Эмомали Рахмонов — представитель кулябского клана, сторонник пророссийской ориентации. В конце 1992 г. вооруженная борьба за Душанбе закончилась победой сил, выдвинувших Э, Рахмонова. С. Нури эмигрировал, создав «правительство Объединенной таджикской оппозиции (ОТО) в изгнании» В конце 1994 г. Э. Рахмонов был избран президентом Таджикистана. Рахмонов начал переговоры с ОТО, однако боевые действия продолжались. Только в конце 1996г. начались переговоры с участием представителей ООН, которые стали приносить конкретные результаты. ОТО признала существующий политический и государственный строй Таджикистана, а также статус Э. Рахмонова в качестве президента. 27 июня 1997 г. в Москве президент Таджикистана Эмомали Рахмонов и лидер ОТО Сайд Абдулло Нури в присутствии президента России Бориса Ельцина подписали Общее Соглашение по установлению мира и национального согласия в республике. Он было направлено на поэтапное и полное урегулирование конфликта. Гарантами мирного урегулирования в Таджикистане стали миротворческие войска ООН, состоящие почти полностью из российских войск. В середине 1997г. под их контролем началась массовая репатриация таджикских беженцев из Афганистана на родину. Всего в ходе гражданской войны погибло 20 тыс. человек, в массовом порядке применялись этнические чистки. Были вырезаны тысячи бадахшанцев (жителей Памира) и каратегинцев, страна покинули свыше 600 тыс. беженцев. В1998 г. в ходе выполнения мирного плана члены ОТО были приглашены в правительство. Новые власти Таджикистана установили на подконтрольной им территории авторитарный режим. Исламское движение превратилось в ведущую силу всей оппозиции. В настоящее время страна фактически разделена на две части — одна контролируется правительством, другая — оппозицией. Причем в каждой из них усиливаются региональные сепаратистские тенденции. Многие проблемы так и остались нерешенными. Они создают предпосылки для сохранения напряженности и нестабильности в республике. Туркменистан Глава государства - президент, избираемый всеобщим голосованием на 5-летний срок. Согласно Конституции Туркменистана 1992 г. в стране существует два законодательных органа — однопалатный Народный Совет (часть депутатов которого избирается, часть назначается президентом.) и однопалатный Меджлис, депутаты которого избираются всеобщим голосованием на 5-летний срок. В 1990 г. парламент страны принял декларацию о суверенитете. После распада СССР, с 27.10.1991 г. Туркмения — независимая республика. Туркменистан — пустынная, не имеющая выходов к морю, страна, экономика которой базируется на кочевом скотоводстве, хлопководстве в орошаемых оазисах и нефте- и газодобыче. Страна входит в десятку мировых производителей хлопка. Половина всех земель Туркменистана орошается за счет огромной системы ирригационных каналов. Страна занимает пятое место в мире по запасам нефти и газа. До конца 1993 г, страна не испытывала экономических трудностей, которые стояли перед другими бывшими союзными республиками, поскольку ее экономика подпитывалась за счет регулярной продажи энергоносителей на мировых рынках. В 1994 г. Россия отказалась транспортировать туркменский газ через свою территорию, вскоре возник кризис неплатежей со стороны основных потребителей стран СНГ, и в национальном хозяйстве начался спад производства, страна стала сводить бюджет с дефицитом. С этого момента правительство предприняло робкие шаги по проведению экономической реформы и приватизации, одновременно наращивая усилия в попытке транспортировки нефти и газа через Турцию и Иран. Проведение небольшой по объему приватизации остается под вопросом, решение о транспортировке энергоресурсов растянется на многие годы. В 1999 г. Туркменистан продал через российскую компанию «Газпром» 20 млрд. куб. метров газа, но вырученные средства не смогли вывести экономику из кризиса. Узбекистан По конституции 1992 г. глава государства - президент, который избирается всеобщим голосованием на 5-летний срок. Законодательный орган — однопалатный Верховное Собрание, депутаты которого набираются всеобщим голосованием на 5-летний срок. В июне 1990 г. Узбекистан стал первой республикой Советской Средней Азии, заявившей о приоритете местных законов над федеральными. 31 июля 1991 г. Узбекистан был провозглашен независимой республикой. Президентом страны является лидер Народно-демократической партии Узбекистана Ислам Каримов (с 1989 по 1991 гг. занимавший пост первого секретаря ЦК компартии Узбекистана). Избрание И. Каримова президентом Узбекистана после распада СССР на всенародных выборах в декабре 1991 г. стало результатом компромисса между влиятельными элитами региональных узбекских кланов — самаркандского, ташкентского, ферганского, кашкардарьинского. И. Каримов с самого начала своей президентской деятельности повел решительную борьбу с кланами. В июле 1992 г. он активными упреждающими действиями пресек попытку захвата власти со стороны депутатов парламента от партии «Бирлик» и тогдашнего вице-президента республики лидера ташкентского клана Шукрулло Мирсаидова. Деятельность оппозиционных партий была запрещена, а их лидерам предоставлена возможность эмигрировать из страны. В последующие годы в Узбекистане сформировалась система власти, основанная не на клановых, а на управленческих и деловых связях. При этом резко усилилось влияние центральной государственной власти, оппозиция практически утратила возможность влиять на ход событий в стране. В марте 1995 г. И. Каримов на референдуме добился продления своих полномочий до 2000 г. На президентских выборах в январе 2000 г. он набрал 92% голосов и был переизбран на пост главы государства С ухудшением обстановки в соседнем Афганистане, падением промосковского правительства и приходом к власти талибов, усилилось проникновение в Узбекистан экстремистских религиозных групп. В 1996г. было основано «Исламское движение Узбекистана», которое вместе с исламистским «Узбекским фронтом» осуществляет террористические акты на территории своей страны и в Чечне. Целью исламистов, финансируемых Пакистаном, Усамой бен Ладеном и Саудовской Аравией, является создание в Узбекистане исламской республики. В августе 2000 г. боевики «Исламского движения» попытались взять власть в стране, однако были разбиты правительственными войсками.
Лекция 37 – 39
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.19.29 (0.013 с.) |