ТОП 10:

ЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ



В первые послевоенные годы в Западной Европе наблюдалось стремление к военно-политическому и экономическому объединению — интеграции развитых стран Европы. Для интеграции были характерны приспособление и расширение экономического и производственного сотрудничества, а также объединение национальных хозяйств сразу шести государств — Франции, Германии, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга, которое вело к формированию единого хозяйственного комплекса.

Практическим шагом на пути к западноевропейской интеграции было создание в 1948 г. Организации европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), которая участвовала в реализации “Плана Маршалла” — плана по оказанию помощи европейским странам для восстановления их экономик. За 1948—1952 гг. эта помощь составила 13 млрд. долларов. В ОЕЭС вошли 17 государств, в 1949 г. к ней подключилась ФРГ.

Западноевропейские страны присоединились к Бретон-Вудской системе, стали членами Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития, которые предоставляли им кредиты. К началу 50-х годов европейские страны смогли таким образом восстановить в основном довоенный уровень производства, но к этому времени позиции США в мире уже преобладали.

Интернационализация производства и капитала привела к развитию такой формы современного экономического сотрудничества, как межгосударственная экономическая интеграция. Наиболее полно она воплотилась в Европейском экономическом сообществе (ЕЭС).

Экономические факторы, интересы западноевропейских монополий, а также соперничество с США и социалистическим лагерем были важным моментом в объединительных усилиях Европы.

Инициаторами современной западноевропейской интеграции были два французских политика —Жан Монне и Робер Шуман, выступавшие за объединение ключевых отраслей тяжелой (и военной) промышленности (угледобывающей и сталелитейной) двух враждовавших в прошлом стран — Франции и Германии. Предполагалось создать верховный орган для их управления.

9 мая 1950 г. Шуман выступил с официальным предложением — декларацией — к правительству Германии и другим западно­ европейским странам начать переговоры по данному вопросу. Принципы, содержащиеся в “Плане Шумана”, получили поддержку канцлера ФРГ К. Аденауэра, правительств Италии и стран Бенилюкса. Поддержка “Плана Монне — Шумана” стала важным шагом при создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Великобритания в него не вошла.

18 апреля 1951 г. в Париже был подписан договор, учреж­дающий ЕОУС (Парижский договор). Договор заключался на 50 лет. В ЕОУС вошли предприятия черной металлургии, каменноугольной и железорудной промышленности стран- учредителей, что позволило им получать беспошлинно необходимую для восстановления и развития продукцию тяжелой промышленно­ сти. Образование ЕОУС явилось результатом франко-германского примирения. Учреждение ЕОУС рассматривалось участвовавшими в нем государствами в качестве первого этапа процесса многосто­ронней интеграции.

Первые годы деятельности Объединения показали жизнеспо­собность данной модели интеграционной организации. Вместе с тем жесткая политика Ш. де Голля, поддерживавшего интеграцию, но считавшего, что это должна быть “Европа Отечеств”, не раз серьезно тормозила усиление наднациональных начал в интегра­ционных процессах.

Великобритания, пожелавшая в 1951 г. остаться вне Объеди­нения, заключила в 1964 г. с ЕОУС договор об ассоциации, содержавший ряд положений интеграционного характера. Велико­британия, а также тесно сотрудничавшие с ней Скандинавские страны и другие европейские государства, оставались вне сообщества. В марте 1959 г. в Стокгольме состоялась встреча представителей Англии, Швеции, Норвегии, Швейцарии, Австрии, Дании, Португалии, которые решили создать зону свободной торговли в составе этих семи стран. В январе 1960 г. состоялось подписание конвенции об учреждении Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ).

25 марта 1957 г. страны-участницы ЕОУС заключили в Риме Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (Евроатом), так называемые Римские соглашения. Так в Западной Европе возникли три сообщества: ЕОУС, ЕЭС и Евроатом. Договоры провозглашали одни и те же цели: гармо­ничное развитие экономической жизни, постоянный рост экономики, ее стабильность, повышение жизненного уровня и более тесные связи между государствами, которые они объединяли. ЕЭС было направлено на построение и регулирование общего рынка. Отсюда другое, часто встречающееся наименование сообщества — “Общий рынок”.

Образование “Общего рынка”, т. е. ЕЭС, сопровождалось созданием в 1958 г. Таможенного союза стран ЕЭС и ликвидацией таможенных границ между ними и препятствий для конкуренции и торговли продуктами угольной и металлургической отраслей. К 1 июля 1968 г. внутренние таможенные границы в сообществе были полностью упразднены, а на его внешних границах введены общие таможенные тарифы. Создание “Общего рынка” предусматривало поэтапное обеспечение четырех видов свобод: свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.

Создание самостоятельного “атомного” сообщества явилось результатом настоятельных требований Франции — страны, которая наряду с Великобританией осуществляла одной из первых в Западной Европе собственную ядерную программу. Евроатом также стал инструментом частичной интеграции, охватившей одну из сфер экономического развития Европы.

Важный фактор, способствовавший развитию интеграционных процессов в Западной Европе, — это благоприятная ситуация в экономике, “экономический бум шестидесятых”, охвативший большинство отраслей промышленного и сельскохозяйственного производства. Одной из причин экономического подъема явилось внедрение новейшей техники и технологий. Научно-техническая революция и появление мощных транснациональных корпораций создали экономические основы и предпосылки для формирования интернациональных производственно-технологических комплексов в Западной Европе, в которых объединялись капиталы и производственные организмы многих стран.

В течение 1978—1979 гг. были введены в действие Европейская валютная система для поддержания стабильных обменных курсов национальных валют государств-членов и общая валютная еди­ница — ЭКЮ.

Сообщество постепенно расширялось: с 1 января 1973 г. это уже сообщество девяти, вместе с Великобританией, Ирландией и Данией. В 1981 г. Грепия становится десятым членом. И в 1986 г. — это сообщество двенадцати стран вместе с Португалией и Испанией, которые еще в 1977 г. подали заявки на вступление в его ряды.

С 1979 г. каждые пять лет в странах ЕЭС происходят всеобщие прямые выборы депутатов в Европейский парламент — орган сообщества, определяющий его бюджет.

Великобритания проводит в рамках ЕС особую политику, оста­ваясь вне Шенгенских соглашений и вне еврозоны. Наоборот, франко-германский тандем — согласованная политика Ф. Миттерана и Г. Коля, в дальнейшем — Ж. Ширака и Г. Шредера, подстегнул интеграционные процессы в сторону создания Европейского союза, экономического, валютного и политического союзов.

Новый этап развития сообществ и западноевропейской интеграции. Учреждение Европейского союза. В 1980 г. большая группа европарламентариев, возглавляемая федералистом А. Спи-нелли, предложила проект договора о Европейском союзе. Но прежде, в 1986 г., был принят новый Договор о Европейском сообществе — Единый европейский акт (ЕЕА), который осу­ществлял идею европейского единства на новом этапе интеграции.

В конце 80-х и в начале 90-х годов произошли кардинальные перемены, круто изменившие международную обстановку. Разрушение социализма в Восточной Европе повлекло за собой ликвидацию СЭВ, ОВД, распад СССР. Еще одним серьезнейшим изменением в Европе стало воссоединение Германии.

11 декабря 1991 г. в голландском г. Маастрихте, на стыке голландской, бельгийской и германской границ, главы государств и правительств, входящих в Европейский союз, одобрили проект договора, а 7 февраля 1992 г. был подписан окончательный текст Договора о Европейском союзе. Там же были подписаны документы о валютном, экономическом и политическом союзах этих стран. Договор о ЕС вступил в силу 1 ноября 1993 г. К началу 1993 г. полностью было завершено формирование единого внутреннего рынка. Понятия “союз” и “сообщество” теперь имеют одинаковое хождение. Прежние институты сохранились, их сферы деятельности, основные функции и компетенция не подверглись сколько-нибудь существенному пересмотру.

Валютно-экономический договор предусматривал переход стран ЕС к единой денежной единице — евро, которая с 1 января 1999 г. действует в странах Евросоюза. Началась новая фаза углубления экономической и политической интеграции Западной Европы, обозначенная в Римском договоре 1957 г. о создании ЕЭС.

В начале 90-х годов появилось новое образование — Европей­ское экономическое пространство (ЕЭП), включающее, с одной стороны, страны Европейского сообщества, а с другой — страны, входящие в ЕАСТ. В итоге получился единый рынок, функцио­нирующий на территории 19 стран, расположенных как в Запад­ной, так и в Северной Европе. Население этого региона составляет 380 млн. человек. На рынок ЕЭС приходится более 40% мировой торговли.

После создания Европейского союза все большая роль в деятель­ности Совета отводится мероприятиям в рамках общей внешней политики и политики безопасности, сотрудничества в области правосудия и внутренних дел. Ответственность за осуществление внешнеполитических мероприятий ЕС возлагается на государство-член, председательствующее в Совете. После.того как ЕС подверг­ся острой критике за слабую эффективность в ликвидации военных конфликтов на Балканах, особое Значение приобрело военное сотруд­ ничество. Были созданы силы быстрого реагирования в составе 60 тыс. человек для предотвращения конфликтов в Европе. Однако события последнего времени, в частности, связанные с ликвидацией режима Саддама Хусейна в Ираке, привели к ослаблению общей составляющей в сфере внешнеполитических действий стран ЕС. Лидеры ЕС—Франция и ФРГ — крайне отрицательно отнеслись к американской военной операции; Испания, Италия и некоторые другие государства отправили свои военные контингенты в Ирак.

В договоре о политическом союзе введено понятие “общая оборона”, предусмотрены меры по формированию оборонной политики. Со временем она должна привести к созданию общих Вооруженных сил ЕС. Составной частью ОВПБ ЕС является Западноевропейский союз—военно-политический блок европейских стран (в него в 1991 г. входили 9 государств), который, в свою очередь, дополняет структуру НАТО.

В политическом договоре о ЕС предусматриваются также меры по расширению наднациональных полномочий ЕС в области со­циальной политики, охраны окружающей среды, промышленности, культуры, здравоохранения. С созданием ЕС во всех странах-членах действует уникальный Институт европейского гражданства, хотя и в формах, второстепенных по отношению к гражданству национальному.

ЕС — это Союз европейских народов, обеспечивающий условия для свободного сотрудничества, контактов, взаимодействия населения Европы, а граждане стран-членов Союза одновременно являются и гражданами всего Союза.

В 1997 г. в г. Амстердаме главами государств и правительств подписан Амстердамский договор об изменении Договора о Европейском союзе.

В настоящее время Европейский союз — это союз уже 27 го­сударств. В 1995 г. полноправными членами его стали Австрия, Швеция и Финляндия. Вскоре на повестке дня встал вопрос о расширении ЕС на восток, т.е. вхождении в состав ЕС бывших восточноевропейских стран. Вопросы о расширении ЕС были представлены в основном документе по вступлению ( ACQUIS ) — эти государства стали ассоциированными членами ЕС. В 2004 г. Союз пополнился сразу десятью новыми членами. Это — Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Латвия, Литва, Эстония, Мальта, греческая часть Кипра, в 2007 г. — Болгария и Румыния.

В 2004 г. в Риме главы государств и правительств стран ЕС торжественно подписали Конституционный договор. 12 января 2005 г. Европарламент одобрил первую в истории Конституцию Европейского союза.

Однако население Франции и Дании отвергло проект (2005 г.). Был разработан новый проект Конституции ЕС, но и он был заблокирован на референдуме в Голландии. Таким образом, политическое развитие ЕС значительно притормозилось.

 

Семинар

Тема: СССР в 1946 – 1991 гг. образование СНГ. Новые независимые государства.

1. СССР в 1946 – 1991 гг.

Победа в тяжелейшей войне, достигнутая в значительной степени в результате героизма народа и отказа от бюрократиче­ских крайностей системы, создала в послевоенный период уверенность в том, что именно действующая система руководства является наилучшей.

Ущерб, нанесенный стране агрессором, был огромен. Много крупнейших предприятий было разрушено. К их восстановлению государство приступило еще в годы войны, по мере того как освобождались занятые врагом территории.

В годы первой послевоенной пятилетки были сняты лишь некоторые ограничения военного времени: восстановлены 8-часовой рабочий день, ежегодные отпуска, отменены обязательные сверх­урочные работы. Хотя в эти годы внедрялся выпуск некоторых новых видов промышленной продукции, но решающих изменений не произошло. Внедрение научно-технических достижений было сконцентрировано на оборонной промышленности, совершившей рывок в ядерно-ракетной области. Главным методом руководства оставался принцип штурмовщины, авралов, сверхурочных работ.

Восстановление народного хозяйства в этот период имело свои особенности:

1. С 1943 года начались восстановительные работы, по мере освобождения от германских оккупантов захваченных советских земель;

2. Страна обладала большим промышленным потенциалом, созданным в 30-е годы и годы войны в восточных районах, которые оказали значительную помощь разрушенным регионам Украины, Белоруссии и России в восстановлении экономики;

3. Восстановление шло в основном на новом технологическом оборудовании за счёт демонтированных в Германии машин и оборудования, полученных СССР в качестве репараций.

В октябре 1952 г. после 13 лет перерыва состоялся XIX съезд партии, переименовавший Всесоюзную Коммунисти­ческую партию (большевиков) в Коммунистическую партию Советского Союза (КПСС).

Тем более неожиданными были события, развернувшиеся после съезда. И. Сталин предложил избрать узкое Бюро Президиума. Решили создать в Бюро неуставную “пятерку”, в которую вошли Сталин, Маленков, Берия, Булганин, Хрущев, но без Молотова и Микояна.

После смерти И. Сталина 5 марта 1953 года в его окружении началась борьба за власть между двумя враждующими группировками. МВД во главе с Л. П. Берия, сосредоточивший в своих руках огромную власть в последние годы жизни И. Сталина. Враждебная Л. Берии группа партийно-государственных руководителей высшего ранга – Булганин, Маленков и Хрущёв – действовали под лозунгом ликвидации всевластия карательных органов и восстановления норм советской и партийной демократии. Эта группа получила полную поддержку высшего командования Советской Армии. Л. Берия был арестован и расстрелян.

В сентябре 1953 г. Первым секретарем ЦК КПСС был избран Н.С. Хрущев. В печати стали появляться статьи о вреде культа личности.

В СССР начался период т.н. «оттепели», затронувшей все сферы общественно-политической жизни. Были несколько расширены права союзных республик в культурной жизни и управлении народным хозяйством.

Переломным событием в жизни Советского Союза стал XX съезд КПСС, состоявшийся в феврале 1956г. В докладе первого секретаря ЦК КПСС П. Хрущева «О культе личности и его последствиях» на закрытом заседании съезда сталинское руководство было обвинено в многочисленных репрессиях, незаконных переселениях народов в годы войны, разжигании национальной вражды. Съезд осудил «культ личности Стали­на», выступил против массовых репрессий 30 — 40-х годов.

Несмотря на ограниченность критики сталинизма, съезд по­ложил начало важным изменениям в обществе. Борьба за утвер­ждение демократических начал во всех сферах жизни, ликвида­ция сталинизма были объявлены политическим курсом партии.

В течение короткого периода времени были сняты тысячи сталинских бюстов и памятников, имя Сталина было вычерк­нуто из неисчислимого множества наименований площадей, улиц, заводов, колхозов, учреждений и т.п.

Крупнейшим шагом по демократизации общественной жизни были меры руководства страны по сокращению и удешевлению административно-управленческого аппарата. В 1957-1959гг. штаты управленцев сократились на 180 тыс. чел.

В период «оттепели» началась реализация большой социаль­ной программы. Осуществлялся переход на 7-часовой рабочий день для всех рабочих и служащих, а для тех, кто был занят в угольной и горнорудной промышленности на подземных ра­ботах — на 6-часовой рабочий день. Внедрялась пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями. Значительно уве­личивались размеры минимальных пенсий, повысилась заработная плата, был отменен выпуск обязательных облигаций госзаймов. Между 1951 и 1958 гг. прибыли рабочих выросли в среднем на 23%.

Началось массовое жилищное строительство. Продолжалась газификация городов. Колхозники получили паспорта и право свободного перемещения по стране. Трудодни были отменены, натуральная оплата труда в колхозах была заменена денежной.

В 1957г. была предпринята попытка коренной реорганизации органов управления промышленностью и строительством. Были лик­видированы отраслевые министерства, контролировавшие важ­нейшие отрасли промышленности, как республиканские, так и союзные, и вместо них были созданы территориальные органы управления — Советы народного хозяйства (совнархозы). Положительное значение имело некоторое расширение прав союзных республик в административно-политической облас­ти, в формировании бюджета, в вопросах материально-технического снабжения, сбыта продукции.

В 50-е гг. прошли многочисленные пленумы ЦК партии, обсуждавшие проблемы сельского хозяйства, отставание ко­торого становилось угрожающим. Впервые было введено денеж­ное авансирование труда колхозников. Теперь они получали деньги ежемесячно.

В1954 г. началось освоение целинных земель в Казахстане, Поволжье, на Урале, Северном Кавказе, куда поехали добро­вольцами 500 тыс. человек. Сначала освоение целины дало хорошие результаты, но к началу 60-х гг. постоянно выдувае­мая ветрами земля перестала давать высокие урожаи.

В 1958 г. была проведена реорганизация МТС, в ходе кото­рой их техника была передана колхозам и совхозам.

После своего визита в Америку в 1959 г. Н. С. Хрущев попы­тался внедрить в сельском хозяйстве СССР американский опыт по выращиванию кукурузы как ценной кормовой и продуктовой культуры. Однако при этом не учитывалась существенная разница климатических зон СССР и США, Массовое расширение посевов кукурузы началось даже в регионах, не пригодных для выращивания этой теплолюбивой культуры, причем за счет сокращения посевов местных районированных культур. Вскоре был выдвинут лозунг «догнать и перегнать Америку по произ­водству молока, масла и мяса», для чего необходимо было увеличить их производство в 3 раза.

В условиях административной чехарды широкое распростра­нение получила практика приписок, липовых отчетов о «вы­полнении и перевыполнении плана».

В начале 60-х гг. сельское хозяйство оказалось на грани кри­зиса. С 1962 г. начали расти цены на мясо и масло, начались серьезные перебои с хлебом.

Н. Хрущев решился на новое реформирование экономики. Были созданы комитеты по новой технике, возрождены мини­стерства, создан Высший совет народного хозяйства, сосредо­точивший все рычаги управления промышленностью и строи­тельством на территории СССР.

Еще на сентябрьском 1953 г. Пленуме ЦК Н. Хрущев первым из советских лидеров заявил о плачевном положении села. Здесь также впервые был доставлен вопрос о материальной за­интересованности сельских тружеников. В соответствии с этим государственные заготовительные цены на скот и птицу были повышены более чем в 5 раз, на молоко и масло — вдвое, картофель — в два с половиной раза, овощи — на 25-40%. Были снижены нормы обязательных поставок продукции лич­ными подсобными хозяйствами, сокращен денежный налог, осуществлен ряд других прогрессивных мер.

Усиление экономического стимулирования труда в 50-е гг. привело к увеличению среднегодовых темпов прироста нацио­нального дохода до 9% и расширению производства товаров народного потребления. В магазинах появились такие новые для советских людей товары, как телевизоры, пылесосы, хо­лодильники и др.

 

Во внешней политике был провозглашен курс на обеспечение внешней безопасности стра­ны путем «мирного сосуществования государств с различным общественным строем», а также завоевание устойчивых пози­ций на мировом рынке путем установления «тесного и взаимо­выгодного экономического сотрудничества» с другими государ­ствами, в первую очередь — промышленно развитыми страна­ми Европы и Северной Америки. Однако практически сразу после окончания Второй мировой войны по инициативе прези­дента США Г. Трумэна была возобновлена прерванная в военный период экономическая блокада СССР со стороны Сое­диненных Штатов Америки и находившихся в орбите их влияния государств Западной Европы.

В то же время руководство СССР, воспользовавшись усилив­шимся в послевоенный период влиянием коммунистической идеологии и симпатиями к Советскому Союзу, попыталось под­чинить себе левые и левоцентристские правительства, пришед­шие к власти в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, а также Азии. Оказывая им значительную финансовую и мате­риальную помощь, отстаивая их независимость от США, а также, используя присутствие своих войск на территории восточноевропейских государств, СССР способствовал приходу к власти в них партий коммунистической направленности. Од­нако неприкрытый диктат советских руководителей в отноше­нии партийно-государственного руководства суверенных стран вызвал на протяжении 50-70-х гг. выход из советской сферы влияния Югославии, Албании, Китая, Северной Кореи и Кам­боджи. В 1956г. неудачную попытку такого выхода предпри­няло руководство Венгрии, в 1968 г. — руководство Чехосло­вакии. В 1956 г. на XX съезде КПСС был провозглашен новый внешнеполитический принцип признания многовариантности путей построения социализма (что лишало идеологического обоснования попытки советского руководства вмешиваться во внутренние дела соцстран).

Объединение вокруг СССР государств « социалистического лагеря» и создание под его руководством международной эко­номической (СЭВ) и военной (ОВД) организаций обеспечило ему поддержание статуса «сверхдержавы» на протяжении четырех послевоенных десятилетий. Однако вынужденная изоляция от основной части международного рынка с самого начала сделала экономику СССР достаточно уязвимой. Ядерное противостоя­ние и гонка вооружений были для нее гораздо более тяжелым бременем, чем для США и их союзников. Понимая это, советское руководство, несмотря на достигнутый военно-стратегический паритет с США и НАТО, уже в начала 50-х гг. добивалось нормализации отношений с основными европейскими союзни­ками США — ФРГ и Францией, активно настаивало на созда­нии системы коллективной безопасности в Европе, пошло на односторонний вывод своих войск из европейских несоциалис­тических государств. В 1958г. было заключено советско-аме­риканское сотрудничество в области культуры и экономики. Существенному улучшению советско-американских отноше­ний способствовали визиты вице-президента США Р. Никсона в СССР и Н. Хрущева в США. Однако уже в начале 60-х гг. начался новый виток холодной войны. В 1960 г. над террито­рией СССР был сбит один из американских разведывательных самолетов, который фотографировал стратегические военно-промышленные и военные объекты. В 1961 г. под предлогом защиты Восточного Берлина от подрывных действий и диверсий спецслужб стран НАТО, СССР обеспечил возведение т. н. Бер­линской стены, отделившей западный сектор города от столицы ГДР. В 1962 г, советское руководство «с позиции силы» попы­талось компенсировать уязвимость советских территорий, на­ходившихся под прицелом размещенных в Европе и Малой Азии ядерных боеголовок США, размещением наКубе ракет, направ­ленных на американские объекты. Карибский военно-полити­ческий кризис поставил весь мир на грань ядерной войны и вынудил тогдашнего руководителя СССР Н.Хрущева отка­заться от авантюристических шагов во внешней политике.

Используя кризис колониальной системы, СССР стремился к установлению дружеских отношений с освободившимися го­сударствами, надеясь на получение через них доступа к миро­вой торговле, а также на их поддержку в своем противостоянии с США и НАТО. В 1957—1964 гг. с этими странами были под писаны более 20 договоров о сотрудничестве. Как правило, СССР не имел от этого сотрудничества существенной экономи­ческой выгоды, предоставляя безвозмездные кредиты и мате­риально-техническую помощь в целях укрепления своего влия­ния и создания при посредстве новых государств международ­ного сообщества, способного противостоять США.

В отличие от агрессивной наступательной внешнеполитиче­ской риторики руководства США тех лет, внешнеполитические доктрины СССР провозглашали принципы «равноправного международного сотрудничества», «борьбы за мир», «невме­шательства во внутренние дела суверенных государств », «ан­тиимпериализма и антиколониализма». Это способствовало росту международного влияния СССР в 50 — начале 60-х гг., особенно в освободившихся странах. Вместе с тем, большин­ство этих государств заявило о неприятии для себя советской модели социально-экономического развития, провозгласив т.н. «третий путь» — некапиталистический и несоциалистический. Большинство из них объединились в Движение Неприсоедине­ния, в указанный период во многих случаях поддерживавшее внешнеполитический курс СССР.

На проходившем в октябре 1964 г. Пленуме ЦК КПСС республиканские и областные партийно-государственные элиты, недовольные ослаблением своего влияния в условиях непредсказуемого авторитарного руководства Н. Хрущева, добились отстранения его от власти. Пост председателя Совета Министров СССР занял Алексей Косыгин. Опираясь на под­держку избранного Генеральным секретарем ЦК КПСС Леонида Брежнева он попытался осуществить систему реформ, направ­ленных на интенсификацию развития народного хозяйства путем перехода на экономически обоснованные методы руко­водства производством и распределением, расширения хозяй­ственной самостоятельности предприятий и их материальной заинтересованности в результатах производства, а также за счет использования новейших достижений НТР. Эти реформы про­исходили в основном в течение 8-й пятилетки.

В промышленности реформы предусматривали:

- ликвидацию территориальных совнархозов и возвращение к отраслевой системе управления;

- сокращение количества обязательных плановых показа­телей, доводимых до предприятий;

- оценку деятельности предприятий по объему не произве­денной, а реализованной продукции;

- создание на предприятиях фондов дополнительного мате­риального стимулирования работников.

К концу 1968 г. на новые экономические условия работы были переведены 27 тыс. предприятий, которые производили 72% промышленной продукции. В целом итоги 8-й пятилетки по основным показателям развития промышленности были вы­полнены, устойчиво росла производительность труда и другие производственные показатели.

В сельском хозяйстве были предприняты меры по:

- повышению закупочных цен на сельскохозяйственную про­дукцию;

- установлению твердых планов сельскохозяйственных за­купок и гарантированного минимума оплаты труда в сельском хозяйстве;

- перераспределению бюджетных инвестиций в пользу сель­ского хозяйства;

- развитию специализации отдельных хозяйств и межхозяй­ственной кооперации;

- мелиорации земель, использованию в агроинженерии новейших достижений химии, генетики и т.д.;

- насыщению хозяйств новой техникой и квалифицирован­ными кадрами, укрупнение колхозов и совхозов;

- развитию социальной сферы села: созданию сети асфаль­тированных дорог, строительству школ, больниц, домов культуры, домов быта, магазинов, отдельных и многоквартир­ных домов.

Оживление хозяйственной деятельности колхозов и совхо­зов улучшило снабжение населения сельскохозяйственными продуктами к концу 60 — началу 70-х гг. Реформы способство­вали созданию относительно развитой и устойчивой сельско­хозяйственной инфраструктуры, однако в дальнейшем эти воз­можности не были использованы в полной мере.

К началу 70-х гг. реформы исчерпали свой потенциал. Эко­номика СССР находилась на подъеме, но для ее дальнейшего развития был необходим отказ от жесткого государственного регулирования всех сторон хозяйственной жизни, и в первую очередь — получения доходов от экономической деятельности. Однако это привело бы к быстрому имущественному и классо­вому расслоению советского общества и ликвидации советского строя, основанного на социально-экономической однородности граждан. Поэтому к началу 70-х гг. реформы были свернуты.

Часть историков под тер­мином «застой» подразумевает весь период пребывания на посту Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева, а также пребывание на этом посту Юрия Андропова и Константина Черненко. Согласно такому подходу период «застоя» охваты­вает 1964-1985 гг. Однако необходимо учитывать, что в дей­ствительности во второй половине 60-х гг. темпы экономичес­кого развития СССР устойчиво возрастали, и замедлились лишь с начала 70-х гг. Т. о., «застоем» можно считать время с начала 70-х по середину 80-х гг. XX в. В этот период темпы прироста промышленного производства упали в 2 раза по сравнению с концом 60-х гг. Развитие экономики продолжалось за счет экстенсивных факторов: привлечения новых источников сырья и рабочей силы, а также за счет доходов от продажи на внешнем рынке алмазов, золота, стратегических энергоносителей - нефти и газа. Замедлилось внедрение в производство достиже­ний НТР, усилилась бюрократизация в руководстве народным хозяйством (к середине 80-х гг. число союзных министерств достигло сотни). Начали снижаться темпы роста жизненного уровня основной массы городского населения, в то время как реальные доходы лиц, занятых в сельском хозяйстве, продол­жали устойчиво расти. К началу 80-х гг. усилилась ползущая инфляция, которая в ряде отраслей не покрывалась ростом за­работной платы.

Усилению негативных тенденций в экономике способствова­ли внешние факторы: непомерные расходы на военно-стратеги­ческое противостояние с США и НАТО, продолжающаяся эко­номическая и торговая дискриминация СССР со стороны веду­щих промышленно развитых государств, расходы на оказание помощи развивающимся странам. С конца 70-х гг. к этому при­бавились огромные расходы на ведение войны в Афганистане.

Тем не менее, на протяжении 70-х - первой половины 80-х гг. осуществлялось все возрастающее массовое строительство де­шевых государственных квартир и другого жилья для населе­ния (св. 100 млн. кв. м. ежегодно), расширялась сфера куль­турно-бытового и медицинского обслуживания. В период прав­ления Л. Брежнева было реализовано бесплатное всеобщее обязательное среднее образование, существенно расширена сис­тема высшего образования. Успешно реализовывались косми­ческие программы народнохозяйственного значения.

В сравнении с предшествующим периодом значительно уве­личились денежные накопления основной массы населения, что позволило реализовать программу «массового народного авто­мобиля » (ВАЗ) и привлечь в экономику новые капиталовложе­ния. Однако искусственное сдерживание государством роста цен на рабочую силу негативно сказывалось на покупательной способности населения, что в свою очередь сдерживало развитие производства товаров массового потребления и рост качества жизни в целом. По уровню жизни населения СССР в этот пери­од устойчиво занимал место в пятом десятке среди около 200 стран мира.

С середины 70-х гг. усилилась бесконтрольность партийно-го­сударственных и хозяйственных руководителей различного уров­ня. В составе ряда региональных и отраслевых элит доминирую­щее положение заняли группировки, использовавшие государ­ственную власть и право распоряжения материальными ресурсами для личного обогащения. Прикрытию их деятельности служила намеренно культивируемая бесхозяйственность и неразбериха на всех уровнях руководства. Центральная власть сохраняла свое положение благодаря невмешательству во внутренние дела регионов. После смерти Л. Брежнева в ноябре 1982 г. Генераль­ным секретарем ЦК КПСС был избран сторонник усиления законности Юрий Андропов, однако он был тяжело болен уже к моменту своего избрания и не смог сколько-нибудь серьезно повлиять на положение дел в стране. После его смерти Генераль­ным секретарем ЦК КПСС был избран К. Черненко, игравший в управлении страной чисто декоративную роль.

В период «застоя» экономика СССР продолжала разви­ваться по экстенсивному пути.

Достижение военно-стратегического паритета между СССР и США привело к перекачке в ВПК наиболее квалифицирован­ных научных, инженерно-технических кадров, финансов, ма­териальных ресурсов, что серьезно ослабило те отрасли эконо­мики, которые работали на непосредственное удовлетворение потребностей трудящихся. Приоритетными считались отрасли, связанные с военно-промышленным комплексом (ВПК): горнодобывающая, металлургическая, химическая промышлен­ность и тяжелое машиностроение. В то же время уменьшилась добыча угля, себестоимость которого непрерывно возрастала.

В эти годы советская экономика начала терять темпы при­роста, нарастали сбои в работе основных отраслей народного хозяйства. Недооценивалось значение социального развития общества, стремительно надвигались экологические проблемы. Среднегодовые темпы прироста национального дохода и вало­вого общественного продукта в 1965-1980 гг. сократились почти в два раза, производительность труда — с 6,8 до 3,3% . Прирост заработной платы обгонял рост производительности труда в 1,33 раза. Если в 1970 г. за счет роста производительности труда было получено 85% прироста промышленной продукции, то в 1980 г. — только 74% . Снизились среднегодовые сборы зерна. Почти не росла продуктивность животноводства. В колхозах и совхозах Украины, например, удой на корову в 1975 г. составил 2347 кг, а в 1980 г. — 2272 кг.

Весной 1982 г. была внедрена в жизнь общегосударственная продовольственная программа. Однако из-за увеличения круп­ных хищений в системе хранения, переработки и снабжения сельхозпродукции в середине 80-х гг. во многих регионах СССР возникла серьезные перебои со снабжением продовольственны­ми товарами.

В целом возможности экстенсивного экономического разви­тия неуклонно иссякали.

Застойные явления в экономическом развитии серьезно за­тронули социальную сферу. Реальные доходы в расчете на душу населения в СССР в 1983 г. по сравнению с 1965 г. возросли в 2 раза. Однако развитию социальной сферы мешали остаточ­ный принцип выделения средств на социально-культурные нужды, преобладание уравнительности в распределении и серьезные нарушения социальной справедливости, прогрес­сирующее рассогласований интересов различных общественных слоев и групп.

Внешняя политика СССР в этот период характеризовалась тремя основными принципами, которые на Западе получили наименование «доктрины Брежнева»:

- стремление к признанию незыблемости сложившихся в Европе в послевоенный период межгосударственных границ и сфер влияния;

- перенесение основной борьбы за сферы влияния на страны «третьего мира»;







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.24.122.228 (0.021 с.)