Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешняя политика российской империи во второй половине XIX - начале XX вв.

Поиск

Окончание Крымской войны привело к коренному изменению ситуации в Европе. Сложившийся против России англо-австро-французский блок так называемая Крымская система был нацелен на сохранение ее политической изоляции и военно-стратегической слабости, обеспеченной решениями Парижского конгресса. Россия не утратила своего положения великой державы, но она потеряла право решающего голоса при решении международных проблем, лишилась возможности оказывать эффективную поддержку народам Балкан. В связи с этим главной задачей русской дипломатии стала борьба за отмену статьи Парижского мирного договора о нейтрализации Черного моря.

Основные направления внешней политики.

1. Западное направление. Россия стремилась ликвидировать свою внешнеполитическую изоляцию. Отношения с центрально-европейскими государствами определялись традиционными династическими связями, общностью их политических и идеологических устоев. Царское правительство было готово и к новым политическим союзам для поддержания европейского равновесия и восстановления своего международного престижа.

Борьба России за пересмотр условий Парижского трактата. Основная задача российской дипломатии во второй половине 50-х 60-е годы XIX в. отмена ограничительных условий Парижского мирного договора. Отсутствие военного флота и баз на Черном море делали Россию уязвимой для нападения с юга, что фактически не позволяло ей занимать активную позицию в решении международных проблем.

Борьбу возглавил министр иностранных дел князь A.M. Горчаков, крупный дипломат, обладавший широким политическим кругозором. Им была сформулирована программа, суть которой отказ от вмешательства в международные конфликты, энергичные поиски союзников и использование противоречий держав для решения главной внешнеполитической задачи

Первоначально Россия, изменив своему традиционному курсу опоры на германские государства, пыталась ориентироваться на Францию. В 1859 г. был заключен русско-французский союз, который, однако, не привел к желаемому Россией результату.

В связи с этим началось ее новое сближение с Пруссией и Австрией. Россия стала поддерживать Пруссию в стремлении объединить все германские земли под своим главенством, а во франко-прусской войне 1870-1871 гг. заняла позицию нейтралитета.

Воспользовавшись моментом, в октябре 1870 г. A.M. Горчаков разослал "циркулярную ноту", уведомляя великие державы и Турцию, что Россия не считает себя связанной обязательством не иметь военный флот на Черном море. Пруссия в благодарность за нейтралитет поддержала ее. Англия и Австрия осудили одностороннее решение русского правительства, а разгромленная Франция не имела возможности протестовать.

Лондонская конференция великих держав 1871 г. закрепила отмену нейтрализации Черного моря. Россия вернула право иметь военный флот, военно-морские базы и укрепления на Черноморском побережье. Это позволило воссоздать оборонную линию южной границы государства. Кроме того, расширилась внешняя торговля через проливы, более интенсивно развивался Новороссийский край причерноморский регион страны. Россия вновь смогла оказывать помощь народам Балканского полуострова в их освободительном движении.

Союз трех императоров. В 70-е годы XIX в. международная ситуация в Европе претерпела значительные изменения. Франция была сильно ослаблена после франко-прусской войны. В центре европейского континента сложилось новое государство, сильное в экономическом и военном отношении Германская империя. С самого начала своего существования она проводила агрессивную внешнюю политику, желая обеспечить доминирующее влияние в Европе, создать и расширить свои колониальные владения. Между Германией, с одной стороны, Францией и Великобританией, с другой, сложился комплекс противоречий. Активизировала свою внешнюю политику на Балканах Австро-Венгрия.

В этих условиях Россия, стремясь избежать изоляции и не надеясь на Францию, потерявшую свой международный престиж, стала искать сближения с центрально-европейскими государствами. Германия охотно пошла на союз с Россией в расчете окончательно изолировать Францию. В 1873 г. был подписан трехсторонний договор между Россией, Германией и Австро-Венгрией Союз трех императоров. Три монарха обещали друг другу устранять разногласия между собой путем политических консультаций, а при угрозе нападения какой-либо державы на одну из сторон союза договариваться о совместных действиях.

Германия, окрыленная этим дипломатическим успехом, готовилась повторно разгромить Францию. Однако Россия, несмотря на союз с Германией, выступила в защиту Франции. Ее активно поддержала Великобритания. Германии пришлось отступить. Франция была спасена от разгрома, но в русско-германских отношениях выросли недоверие и отчужденность. Хотя позднее три императора несколько раз подтверждали приверженность союзу, российская дипломатия все более склонялась к мысли о необходимости приобретения других партнеров. Постепенно намечалась возможность русско-французского сближения.

2. Среднеазиатское направление.

На юго-востоке от России располагались обширные среднеазиатские территории. Политически территория Средней Азии делилась на три обособленные государственные образования (Бухарский эмират, Кокандское и Хивинское ханства), в которых переплетались элементы рабовладения и феодализма, и ряд независимых племен.

В первой половине XIX в. Россия, проявляя некоторый интерес к пограничному с ней среднеазиатскому региону, пыталась наладить с ним экономические связи, изучить возможность его завоевания и последующего освоения. Однако решительных внешнеполитических действий Россия не вела. Во второй половине XIX в. ситуация кардинально изменилась из-за стремления Великобритании проникнуть в эти районы и превратить их в свою колонию. Соперничество с Англией стало основной причиной активизации русской внешней политики на Среднем Востоке.

В 1865 году войска генерала Черняева захватили крупный центр Кокандского ханства - Ташкент. Было образовано Туркестанское Генерал-губернаторство во главе с крупным администратором и военачальником Кауфманом.

В 1868 году Кокандское ханство и Бухарский эмират были вынуждены признать вассальную зависимость от России. В 1873 году аналогичную зависимость признало Хивинское ханство. Властитель Коканда попытался в 1876 году поднять восстание против России, однако потерпел поражение. Территория ханства вошла в состав Туркестанского генерал-губернаторства. Присоединение Средней Азии в целом было завершено после покорения туркменских племен в 1881-1885 гг.

Присоединение Средней Азии можно оценивать по-разному. С одной стороны, эти земли, в основном, были завоеваны Россией. На них установился полуколониальный режим, насаждаемый царской администрацией. С другой стороны, в составе России среднеазиатские народы получили возможность ускоренного развития. Было покончено с рабством, наиболее отсталыми формами патриархальной жизни и феодальными усобицами, разорявшими население. Русское правительство заботилось об экономическом и культурном развитии края. Создавались первые промышленные предприятия, совершенствовалось сельскохозяйственное производство (особенно хлопководство, так как из США были завезены его сорта), открывались школы, специальные учебные заведения, аптеки и больницы. Средняя Азия постепенно втягивалась во внутреннюю российскую торговлю, став источником сельскохозяйственного сырья и рынком сбыта русского текстиля, металлических и других изделий.

Народы Средней Азии, находясь в составе России, не утратили свои национальные, культурные и религиозные черты. Наоборот, с момента присоединения начался процесс их консолидации и создания современных среднеазиатских наций.

3. Дальневосточное направление. В связи с усилением национально-освободительных движений на Балканах в 70-е годы XIX в. вновь особое звучание приобрел восточный вопрос. Народы Балканского полуострова развернули борьбу за освобождение от османского ига и создание национальных независимых государств. В этом процессе Россия участвовала дипломатическими, политическими и военными методами.

Во второй половине XIX в. дальневосточное направление во внешней политике России постепенно изменяло свой периферийный характер. Англо-французская диверсия на Камчатке во время Крымской войны, ослабление Китая и его превращение в страну, зависимую от англогермано-французского капитала, быстрый рост морских и сухопутных сил Японии показали необходимость усиления российских экономических и военно-стратегических позиций на Дальнем Востоке.

По Айгунскому (1858) и Пекинскому (1860) договорам с Китаем за Россией была закреплена территория по левому берегу реки Амур и весь Уссурийский край. Русские колонисты при поддержке правительства начали быстро осваивать эти благодатные земли. Там вскоре возник ряд городов Благовещенск, Хабаровск, Владивосток и др.

Начали развиваться торговые и дипломатические отношения с Японией. В 1855 г. между Россией и Японией был заключен Симодский договор о постоянном мире и дружбе. Он закреплял право России на северную часть Курильских островов. Остров Сахалин, принадлежавший России, объявлялся совместным владением. В 1875 г. в Петербурге был подписан новый русско-японский договор, по которому остров Сахалин признавался исключительно российским. В качестве компенсации Япония получила Курильские острова. Территория Сахалина и Курил в конце XIX в. продолжала являться источником напряженности в русско-японских отношениях.

Продолжая традицию первой половины XIX в., Россия проводила доброжелательную политику по отношению к США. В отличие от Англии она выступила на стороне Севера в его борьбе против рабовладельческого Юга. Далее она постоянно поддерживала США в международных делах. В 1867 г. Россия уступила (фактически продала) за 7,2 млн. долларов Северо-Американским Соединенным Штатам пустынную северо-западную часть американского материка полуостров Аляску.

Русско-Турецкая война 1877-1878 гг.

После отмены основной статьи Парижского мирного договора о нейтрализации Черного моря Россия вновь получила возможность оказывать более активную поддержку народам Балканского полуострова в борьбе против османского ига.

Первый этап восточного кризиса 70-х годов XIX в. В 1875 г. вспыхнуло восстание в Боснии и Герцеговине. Вскоре оно распространилось на территорию Болгарии, Сербии, Черногории и Македонии. Летом 1876 г. Сербия и Черногория объявили султану войну. Однако силы были неравны. Турецкая армия жестоко подавляла сопротивление славян. Без помощи европейских держав, и в первую очередь России, борьба этих народов была обречена на поражение.

Учитывая пассивность Западной Европы в Балканском вопросе и уступая давлению общественности, русское правительство в 1876 г. потребовало от султана прекратить истребление славянских народов и заключить мир с Сербией. В условиях, когда балканские народы терпели поражение, а Турция отвергала все предложения о мирном урегулировании, Россия в апреле 1877 г. объявила войну Османской империи. Начался второй этап восточного кризиса – Русско-Турецкая война.

Царское правительство стремилось избежать этой войны, так как было к ней плохо подготовлено. Военные преобразования, начатые в 60-х годах, не были завершены. Военная промышленность работала слабо: армии не хватало снарядов и других боеприпасов. Военные действия развернулись на двух театрах Балканском и Закавказском. В мае 1877 г. русские войска вступили на территорию Румынии и форсировали Дунай. Их поддержали болгарские ополченцы и регулярные румынские части. Основная часть русской армии осадила Плевну - сильную турецкую крепость в Северной Болгарии. Генерал И.В. Гурко получил приказ овладеть перевалами через Балканский хребет и произвести диверсию в южной Болгарии. Эту задачу он выполнил, овладев древней столицей Болгарии Тырново и горным перевалом Шипка - важнейшим стратегическим пунктом. Поскольку главные силы русской армии надолго задержались под Плевной, И.В. Гурко был вынужден обороняться с июля по декабрь 1877 г. Маленький отряд русской армии, поддерживаемый болгарскими добровольцами, проявил на Шипкинском перевале чудеса героизма и отстоял его ценой больших человеческих жертв.

После взятия Плевны в начале декабря 1877 г. русская армия устремилась к Константинополю. В этих военных действиях выдающуюся роль сыграл генерал М.Д. Скобелев.

Сан-Стефанский мирный договор. В феврале 1878 г. в Сан-Стефано был подписан прелиминарный (предварительный) мирный договор. Его главное значение заключалось в обеспечении суверенитета балканских народов и укреплении влияния России на Ближнем Востоке. Сербия, Румыния и Черногория получили независимость. Болгария, Босния и Герцеговина стали автономными княжествами.

Россия вернула Южную Бессарабию, потерянную после Крымской войны, приобрела новые опорные пункты на Кавказе Батум, Каре, Ардаган и Баязет. Эти крепости имели важное стратегическое значение для оказания давления на Турцию в Закавказье.

Берлинский конгресс. Третий этап восточного кризиса 70-х годов был вызван обострением обстановки в Европе. Западные державы не хотели смириться с усилением русских позиций на Балканах и Кавказе. Они отказались признать условия Сан-Стефанского договора, потребовали его пересмотра и созыва международного конгресса. Россия, не готовая к новой общеевропейской войне, была вынуждена уступить.

В нюне 1878 г. в Берлине открылся конгресс, в котором приняли участие Россия, Турция, Англия, Франция, Германия и Австро-Венгрия. Россия оказалась в полной изоляции. Европейские государства, действуя единым фронтом, навязывали свою волю русским дипломатам. Их основная цель сводилась к подрыву русского влияния на Балканах и принижению результатов военных побед России. При этом они меньше всего учитывали интересы балканских народов.

В июле на Берлинском конгрессе был подписан трактат, значительно изменивший условия Сан-Стефанского мирного договора. Болгария была расчленена на две части (автономной тсановилась только северная). Подтверждалась независимость Сербии, Черногории и Румынии, но их территории были значительно сокращены. Австро-Венгрия оккупировала Боснию и Герцеговину. Англия за свою поддержку Турции получила остров Кипр. Началось расчленение Османской империи.

Несмотря на решения Берлинского конгресса, русско-турецкая война 1877-1878 гг. была важнейшей вехой в освобождении славянских народов и создании их национальной государственности.

Берлинский конгресс выявил новую расстановку европейских сил. Победе англо-австрийского блока помогла позиция Германии. Это способствовало закреплению австро-германского сближения. В то же время со всей очевидностью проявилась полная несостоятельность русской ориентации на Германию и Союз трех императоров. Россия была вынуждена искать нового союзника, более надежного, чем Германия.

В последней четверти XIX в. европейская напряженность постоянно нарастала из-за углубления противоречий между великими державами: Россией, Англией, Францией, Германией и Австро-Венгрией. Конец XIX в. начало XX в. ознаменовался созданием двух враждебных блоков.

Тройственный союз. В 1879 г. Германия и Австро-Венгрия втайне заключили союз, направленный против России и Франции. После того, как к нему присоединилась Италия, в 1882 г. возник Тройственный союз центрально-европейских держав. Этот союз проводил агрессивную политику на Балканах, Ближнем и Среднем Востоке. Австро-Венгрия готовилась к захвату Сербии. Германия наращивала свое влияние в Турции и Ираке, активизировала свою колониальную политику в Африке и на Дальнем Востоке. Недоверие в русско-германских отношениях нарастало. Обе стороны навязывали друг другу протекционистские таможенные тарифы и невыгодные торговые условия. Германия готовилась к войне против России и Франции.

Русско-французский союз. Россия в своем внешнеполитическом курсе была вынуждена пересмотреть традиционную ориентацию на центрально-европейские государства и искать новых союзников. Она начала активное сближение с Францией. К этому ее подталкивала антирусская политика Германии на Ближнем Востоке и возобновление Тройственного союза в 1891 г. В 1891-1892 гг. были подписаны первые документы (политическое соглашение и военная конвенция) о совместных действиях России и Франции на случай, если одной из сторон будет угрожать нападение Германии или Австро-Венгрии. Ратификация конвенции в 1893 г. означала окончательное оформление русско-французского союза, имевшего анти-германскую направленность.

С образованием двух противостоящих союзов (Тройственного и русско-французского) открылся новый этап в истории международных отношений, связанный с углублением противоречий в Европе и ожесточенной борьбой великих держав за дальнейший раздел мира на сферы влияния.

 

38. Социально-экономическое развитие России в конце XIX - начале XX вв.

К концу 19 века Россия была самой крупной из развитых стран, она занимала 1/6 часть суши, простираясь от Германии до Аляски, от Афганистана до Заполярья.

социальное развитие

Российское общество все еще делилось на сословия: высшим сословием оставалось дворянство (1,5%), по 0,5 % составляли купцы и духовенство, 2,5% казаки, 11% мещане и 77% крестьяне.

Крестьянское сословие было самым неполноправным, не могли свободно распоряжаться землей, были связаны властью общины, лишены свободы передвижения (паспортная система), подвергались телесным наказаниям, в земства допускались крайне редко. Однако позже были приняты следующие указы: 1901 – указ о разрешении переселения крестьян из густонаселенных районов в Сибирь, 1903 – в общине отменена круговая порука, 1904 – отмена телесных наказаний.

К началу 20 века сословная система уже не показывала социальной структуры общества. Разлагавшееся крестьянство и мещанство выделяли из своей среды буржуазию и пролетариат.

Появление буржуазии в России историки датируют по-разному. Но бурный процесс ее роста и формирования относят к этапу промышленного переворота второй половины 19 века. Все исследователи подчеркивают значительную роль государства, особенно политики протекционизма и меркантилизма в рождении и укреплении позиций буржуазии От опеки государства зависела прежде всего крупная промышленная буржуазия. Мелкой же буржуазии удалось сосредоточить в своих руках производство и торговлю предметами постоянного спроса, продуктами питании, она же содержала лесопилки, баржи, трактиры.

Российский пролетариат был тесно связан с деревней, часть фабрик размещалась в селах, рабочие имели приусадебные хозяйства, занимались сельскохозяйственным трудом. Пролетариат пополнялся за счет выходцев из деревни. Стоит отметить его сильную концентрацию в Центральном промышленном районе. Этот фактор служил подспорьем в деле ликвидации технической отсталости страны, для чего требовалось большое число рабочих. Экономический спад начала века вызвал повышение уровня эксплуатации рабочих, расширяется стачечное движение, правительство регулировало отношения рабочих с фабрикантами(1903-закон о социальном страховании).

В отношении дворянства стоит сказать, что оно еще не восстановилось после кризиса, охватившего дворянские гнезда в конце 19 века. Ухудшилось экономическое положение дворян, т.к. сословие на 2/3 было безземельным, помещики не могли приспособиться к новым капиталистическим условиям.

В начале века особенно ярко выделяется бюрократия, как широкий социальный страт. Чиновничество превращалось в самодовлеющую силу, оторванную от широких народных масс.

экономика

В результате реформ начался сначала медленный, а потом более быстрый разгон экономического маховика. Но из-за наличия разных укладов он происходил противоречиво. К концу 19 века определилась отраслевая структура российской промышленности, ведущую роль играли крупные механизированные предприятия. Они давали 85% стоимости промышленной продукции. Не позже середины 90-х завершился промышленный переворот (преобразование производительных сил, способствующее переходу от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике, быстрому росту промышленной буржуазии и кадрового промышленного пролетариата), т.е. переход к фабрично-заводскому производству. Была высока доля отраслей, производящих средства производства, эта доля превышала объем такого производства в Западной Европе.

Благодаря этому, Россия уже в конце 19 века смогла перейти к индустриализации, но в то же время тяжелая структура экономики сдерживала оборачиваемость капиталов, постоянно требовала колоссальных инвестиций. Создавались структуры, характерные для западной экономики: финансовый капитал, развитая банковская система, акционерные общества. Складывался всероссийский рынок.

Развитие западного уклада шло динамично: в начале 20 века Россия давала 5% мирового промышленного производства.

Однако были и недостатки: западный уклад развивался под жестким контролем государства, не было соответствующего механизма разрешения социально-классовых противоречий.

На смену свободной конкуренции в экономике приходит власть монополий (картель, синдикаты - Продамет, Продуголь, Продвагон -, тресты – однородная продукция, концернов не было). Кроме промышленных, возникали и банковские монополии – «большая пятерка» - Русско-Азиатский, Азовско-Донской, Петербургский Международный банки. Финансовый капитал сращивался с промышленным.

Если в западном укладе шел медленный, но интенсивный рост, то в почве наблюдались застой и стагнация, она медленно втягивалась в рыночные отношения. В сельском хозяйстве было занято 75% населения страны, складывался рынок зерна, технических культур, продуктов животноводства, но все же структуры рыночного типа в сельском хозяйстве были очень слабы, и преобладал традиционный уклад. Его искусственная консервация на основе реформ 60-х годов 19 века создала большие трудности.

Надежды на то, что община предотвратит пролетаризацию, не оправдались. Несмотря на жесткие рамки, внутри общинного крестьянства шла дифференциация. Выделялось зажиточное крестьянство. Но: все равно крестьянская община нищала, шла выкачка средств для нужд индустриализации.

 

Преобразования Витте:

Министр финансов Витте, будучи умным и дальновидным политиком, осознавал необходимость реформирования жизни. Но первоочередным он считал экономические реформы, прежде всего в области промышленного производства и финансов. По его мнению, создание в России собственной промышленности являлось коренной задачей. В 1895 году была объявлена госмонополия на продажу водки. Сильно выросли косвенные налоги на соль, керосин, спички, повышены пошлины на ввоз в страну промышленных товаром.

С 1897 году вводится золотое денежное обращение, рубль становится конвертируемой валютой, что ускорило приток иностранных капиталов в страну. Государство раздавало промышленникам крупные заказы и субсидии. Реформы Витте положительно сказались на экономике страны.

С другой стороны, Витте считал, что необходимо вытеснить с российской политической сцены дворянство, заменив его властью крупного капитала, который укрепит политическое устройство страны. Одновременно он понимал необходимость социальных реформ: выступал за ликвидацию общины, круговой поруки, уравнение крестьян в правах с другими сословиями.

Выводы на основании социально-экономического развития:

1.неравномерность развития основных отраслей национальной экономики: передовая промышленность и отсталое сельское хозяйство

2.именно поэтому экономика России носила многоукладный характер

3.огромную роль в экономике играл иностранный капитал

4.самая большая в мире концентрация производства и пролетариата

5.в социальной структуре страны, наряду с классами капиталистического общества, буржуазией и пролетариатом, сохраняются феодальные сословия, причем дворянству по-прежнему принадлежала вся полнота политической власти в стране

политическое развитие

Страна оставалась самодержавной монархией, главой государства являлся император, которому принадлежала высшая власть в Империи. Полнота власти монаха вплоть до 1906 года не ущемлялась никакими институтами. Главными общеимперскими институтами были: Государственный совет, Сенат, Комитет министров. Любое законоположение становилось законом лишь после подписи монарха, она могла быть поставлена после обсуждения в вышеперечисленных органах власти.

Сохранялось сословно-иерархическое ранжирование (люди не равны по юридическому статусу).

Главным законодательным органом оставался Госсовет, наделенный законосовещательными правами. Не имел законодательной инициативы. Его компетенция состояла лишь в том, чтобы обсуждать законы, вносимые по инициативе монарха.

Главным административным органом был комитет министров. Его возглавлял председатель с весьма ограниченными функциями. Комитет представлял собой собрание административно независимых сановников, каждый министр имел право прямого обращения к монарху с докладом. Существовало 15 министерств. Наиболее обширную компетенцию имели Министерство Финансов и Министерство внутренних дел.

Император считался главой судебной власти, весь суд проходил от его имени, играл роль высшего арбитра. Надзор за судом и администрацией монарх осуществлял через Правительствующий Сенат.

Важным элементом монархической авторитарной системы являлось чиновничество, «господа двадцатого числа» (в этот день чиновники получали жалованье).

На рубеже веков Россия все отчетливее превращается в узел социально-экономических и политических противоречий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.227.250 (0.016 с.)