ТОП 10:

Реформы Петра I и их влияние на историческую судьбу России.



Московское государство, скованное религиозной регламентацией жизни, корпоративной структурой и мощным государством, развивалось медленно и могло стать добычей более сильных, динамичных стран. Пример Османской Империи и Речи Посполитой.

Для того чтобы сохранить независимость и обеспечить достойное место страны среди рвавшихся вперед европейских держав, Московскому государству нужна была модернизация. Что такое модернизация?

Модернизация это

• Коренное обновление социально-экономических, политических, культурных, религиозно-нравственных и других основ жизни общества путем нововведений, усовершенствований.

• В более узком смысле модернизация – это промышленная революция и индустриализация, которые являются основой формирования индустриального общества, способствуют складыванию общенационального рынка и единой системы хозяйствования.

В основе политики Петра I лежали:

• Доктрина государственного интереса – государство может стать процветающим путем развития промышленности, активной внешней политики и соблюдения внутренней и внешней безопасности.

• Экономическая основа этой теории – доктрина меркантилизма, т.е. теория торгового баланса с обязательным преобладанием суммы экспорта над суммой импорта. Т.о.активная внешняя торговля и выход к морям – важные условия модернизации страны.

Причины реформ:

• Начало политической биографии Петра 1 - поиск информации, ориентиров будущих преобразований

• Азовские походы 1695-1696 гг., «Великое посольство» в Европу

• Наличие «преобразовательного настроения» в российской элите.

• Постоянно действующий военный фактор (из 36 лет правления 28 лет – военные действия)

• Природно-географические условия и социальное развитие страны предполагали экстенсивный путь развития, что препятствовало конкурентоспособности России.

Государственно-административные реформы Петра 1

• Упразднение Боярской Думы – 1694.

• Учреждение Сената с законосовещательными, управленческими и контрольно-финансовыми функциями – 1711

• Создание вместо приказной системы управления коллегий – 1718-1721

• Реформа местного управления и образование губерний (провинции и воеводы, уезды и земские комиссары) – 1708-1710

• Упразднение патриаршества и введение государственного управления православной церковью Святейшим Правительствующим Синодом во главе с обер-прокурором –1720

• Создание государственных органов контроля за обществом и системой управления (прокуратура, фискалы) – 1714, 1722

• Изменение закона о престолонаследии - 1722

• Провозглашение России империей – 1721

Реформы в военной области

• Введение рекрутской повинности и создание регулярной армии – 1705 (до 1874)

• Создание военно-морского флота – 1696

• Организация военно-учебных заведений (училища, школы, Морская академия)

• Введение новых военных уставов – 176, 1720

• Создание первых гвардейских полков (Преображенский, Семеновский)

Реформы в экономической области

• Активное освоение новых территорий

• Распространение в сельском хозяйстве новых культур (лен, табак, виноград, картофель), развитие коневодства

• Новые отрасли промышленности (судостроение, шелкопрядение, стеклоделие, производство бумаги и др.)

• Указ 1722 г. О создании ремесленных цехов и гильдий в городах

• Рост мануфактурного производства (до 200)

• Создание новых промышленных районов (Петербург, Урал)

• Торгово-финансовая политика основывалась на идеях меркантилизма и протекционизма: Торговый устав 1721 г., чеканка новой медной разменной монеты, строительство каналов, как важных путей сообщения, создание инспекции фискалов в 1714 г., введение государственной монополии на продажу ряда товаров и производств, введение подушной подати.

Социальные реформы Петра 1

• Дворяне – завершение процесса оформления дворянского сословия, введение обязательной службы с заменой принципа происхождения принципом выслуги и заслуги, новое иерархическое деление внутри дворянского сословия(14 классов) на основе Табели о рангах 1722 г., учреждение майората, окончательное слияние вотчины и поместья.

• Горожане – городская реформа 1699-1720 гг. вела к созданию единообразной структуры городского населения, пыталась внедрить европейские социальные и управленческие институты (гильдии, цеха, ратуши, магистраты)

Крестьянство

• Сформировано единое сословие, состоявшее из групп помещичьих (частновладельческих), государственных крестьян, холопов. В 1703 г. Принят Указ о приписных крестьянах, которые приписывались к мануфактурам для отработки государственной подати. В 1721 г. Указ о посессионных крестьянах, которые покупались владельцами мануфактур для работы на них.

• Введение подушной подати фактически уравнивало положение различных групп крестьянства, введение паспортной системы в 1724 г.

В целом, несмотря на экономические показатели, России не удалось выйти на уровень развития Европейских стран, не сложились 4 ключевых признака:

1. Не было рынка собственности;

2.Промышленность государственная и небольшой группки предпринимателей (монополия);

3. Не сложился рынок свободной рабочей силы, продолжало действовать внеэкономическое принуждение.

4. Не было рынка капитала: только государственный бюджет

Экономика остаётся традиционной, потому что в оборот не была пущена земля – основная ценность России.

Появление светского государства, светской культуры и образования, предпринимательства и элементов рыночных отношений формировало новую личность, с иной ментальностью, появлялась европейски ориентированная часть общества. В результате уже в Петровскую эпоху начался цивилизационный раскол русского общества («почва» и «цивилизация»), который сохранился на протяжении двух веков и стал причиной глубоких противоречий.

«Почва» - это уклад в русском обществе, основные черты которого сложились в эпоху Московского царства (общинно-корпоративное устройство, вертикальные связи (община - власть), отношения подданства). Этот уклад тяготел к застою и развитие в нем шло медленно. С этим укладом была связана бóльшая часть общества – общинное крестьянство, которое было связано с уравнительными принципами, коллективизмом и антисобственническими принципами.

«Почва» была базой для развития традиционной русской православной культуры – веры.

Западный уклад или «цивилизация» был по объему мал и расширялся медленно, хотя на фоне почвенной России развивался динамично. Для большинства населения он был чужим, инородным, искусственно привнесенным. Его поддерживали лишь европейски образованная часть интеллигенции и собственники, которые работали на рынок.

Для западного уклада было характерно постепенное разочарование в православии, ослабление влияния ортодоксального христианства, критика православных догматов и служителей церкви. Однако этот уклад не был атеистическим, не отрицал духовность, а стремился привести в соответствие духовные ценности с приоритетами цивилизации. Западный уклад имел сильные восточные черты.

Между «почвой» и «цивилизацией» была пропасть, которая постоянно увеличивалась. Это практически два разных общества, со своей духовной жизнью, системой ценностей и культурой, тяготевшие к разным путям развития. Расколотость русского общества – один из важных факторов, определивших развитие страны на протяжении последующих трех столетий. Все остальные противоречия накладывались на этот глубинный раскол, усложняя коллизии российской жизни и несли трагические последствия:

· противостояние двух укладов сверху донизу

· постоянная угроза нарушения общественного согласия

· угроза гражданской войны

В послепетровской России не было лидеров общенационального масштаба, способных объединить, консолидировать разные части русского общества. Даже представители правящей династии отличались по приверженности ценностям определенного уклада жизни.

Наследие Петра вызывает споры и неоднозначные оценки. Западники утверждали, что всем лучшим в своей истории Россия обязана Петру: он сделал государство европейским, воссоединил Россию с Европой. Сторонники «почвы» утверждали обратное: Петр изменил национальному русскому началу и истории России, исказил русскую культуру иностранными заимствованиями и нанес вред ходу развития страны. Эта расколотость по цивилизационным предпочтениям ставила общество перед выбором:

· либо возвращение на путь развития, характерный для Московского царства, при господстве коллективистской традиции и сакрализации власти

· либо дальнейшая модернизация и движение в сторону рыночной экономики, правового государства и демократического устройства.

Эта проблема решалась в течение 300 лет.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.208.159.25 (0.007 с.)