ТОП 10:

Духовно-культурная жизнь Российского общества в XVII в. Церковная реформа патриарха Никона и ее последствия.



Одним из важнейших итогов царствования Алексея Михайловича стала церковная реформа, проводившаяся в 50-60е годы 17 века. Целью реформы было духовное сближение с другими православными народами, и прежде всего с греками.

Смута привела к резкому падению нравственности общества. Падал авторитет в глазах как светской, так и духовной власти. Нравственные ценности предшествующей эпохи девальвировались, в стране широко распространились пьянство, половой разврат, сквернословие, неуважение к личности и ее достоинству. Вскоре после восшествия на престол царя Алексея Михайловича вокруг него сложился круг лиц, главным образом духовного звания, называвших себя «ревнителями древнего благочестия».

 

Подобные кружки возникли и в других городах. Его участниками были окольничий боярин Федор Михайлович Ртищев, архимандрит (то есть настоятель) Новоспасского монастыря Никон, протопопы (старшие священники) Аввакум, Даниил, Лазарь и тп. Они стремились к новому возвышению Москвы в православном мире, подъему авторитета церкви и усилению ее влияния на народ. Пытались возродить искусство проповеди, осуществить обширную издательскую программу по выпуску религиозно-просветительской литературы с целью повышения нравственности общества. Кружок распался в 1652 со вступлением Никона на патриарший престол.

Члены кружка развернули активную деятельность. Однако единого представления о путях возвышения Москвы в православном мире у них не существовало. Так, по мнению Аввакума, достичь этой цели можно, только опираясь на старые традиции, в изоляции от остального мира, чтобы не допустить проникновения на Святую Русь латинской ереси.

Другие (Ртищев, Никон), напротив, считали, что возвышение Москвы не может быть достигнуто без усвоения опыта и знаний других народов. Эти разногласия привели к расколу в кружке «ревнителей древнего благочестия», который стал предтечей церковного раскола в стране. В 1652 году Никон сделался патриархом и приступил к проведению реформы, состоящей в унификации церковных обрядов в стране и привидении их в соответствие с греческими обрядами, а также в исправлении богослужебных книг.

Вопреки постановлению Церковного Собора 1654 года об исправлении богослужебных книг по древним русским и древним греческим рукописям, Никон отдал приказ проводить «справу» по греческим книгам, напечатанным в Италии, чему воспротивились в первую очередь некоторые из членов кружка «ревнителей древнего благочестия», в частности Иван Неронов и Аввакум Петров. Ранее они столь же решительно выступили против реформы перстосложения, то есть замены двуперстия при крестном знамении троеперстием. Реформа не посягала на суть вероучения, а касалась только обрядов. Однако она вызвала сильное сопротивление сначала со стороны многих церковнослужителей, а затем и достаточно широких народных масс, которые восприняли изменение в обрядовой сфере как перемену веры. Никон проводил реформу поспешно и жестоко, не учитывая характерного для русских людей того времени недоверия ко всему иноземному, не считаясь с их патриотическими чувствами, жестко преследуя своих противников. Те же, в свою очередь, проявляли такую же нетерпимость по отношению к сторонникам реформы и готовы были пострадать за веру, но не допустить ее искажения. Все это привело к церковному расколу, начало которому положил Церковный собор 1666 года, где реформа была одобрена, а противники ее осуждены.

ЦС – религиозно-общественное движение в середине 17 века. Поводом к нему послужила церковная реформа, начатая в 1653году.

Их стали называть «старообрядцами». Старообрядчество объединяло представителей самых разных социальных слоев. Протест старообрядцев против реформ выражался в разных формах – от ухода в отдаленные места и основания там поселений до индивидуальных и групповых самосожжений и вооруженного сопротивления правительственным силам. Так, несколько лет, с 1668 по 1676 годы длилось восстание в Соловецком монастыре. Оно закончилось взятием монастыря царскими стрельцами и жестоким наказанием его участников.

Церковная реформа носила прозападный характер, поскольку способствовала духовному сближению с Европой. Она послужила духовной опорой тех преобразований, которые предпринял в дальнейшем Петр I.

Для ускорения развития Россия нуждалась в глубоком реформировании, однако это было невозможно без предваряющих изменений в духовной сфере. В то время как в Европе политическая и социально-экономическая деятельность были освобождены от регламентирующего влияния религии, Россия продолжала оставаться глубоко религиозным обществом. Влияние церкви сказывалось во всем, даже в мелочах. Религиозная регламентация сдерживала процесс изменений в обществе. Реформы надо было начинать с духовной сферы. Однако восточное христианство — православие — консервативно, оно почти не поддается изменениям, более того, оно отрицает возможность изменений. Свое вероучение православные считают от бога данным и истинным. Упорствуя в этом положении, православие на протяжении многих столетий не менялось, по сути, в отличие от западного христианства. В православной церкви до сегодняшнего дня являются действующими установления византийских Соборов, принятые в IV-VIII вв. Пение аллилуйи (торжественной песни) было введено еще при апостолах в I в. н.э. и сохраняется до сих пор.

Русская православная церковь проявляла особое упорство в противостоянии изменениям. Она оказалась изолированной не только от католичества и протестантства, но и от европейского православия. Более того, всех православных, которые не принадлежали к Русской церкви, например, греков, считали вероотступниками и еретиками. Не лучше обстояло дело и в отношении православия в западно-русских землях, которые находились в составе Речи Посполитой. Православным центром этих земель был Киев, где находилась резиденция митрополита. Если в Киеве вводились какие-то новшества, то в Москве они рассматривались как уклон к латинству. В России, таким образом, считали еретиками всех православных, которые не подчинялись Московскому патриарху. Однако все более настоятельно вставала необходимость выбора: либо и дальше находиться в изоляции от христианского мира, либо налаживать с ним связи.

В реформе церкви по ряду причин, прежде всего, было заинтересовано государство. Укрепление его международного положения было невозможно без прочных связей с христианским миром. К тому же претензии на главенство церковной организации над светской властью, так ярко проявившиеся в первой половине XVII в., были опасны для государства и самодержца. Проявилась необходимость утверждения приоритета светской власти. В силу этих причин государство инициировало церковную реформу, а царь активно способствовал ее развитию.

К реформе духовной сферы приступил патриарх Никон, занявший в 1652 г. этот самый высокий пост в церковной иерархии. Никон по своему мировоззрению был сторонником православного фундаментализма, имел устойчивые представления о превосходстве церковной власти над светской. Введение Соборного уложения 1649 г., как и большинство церковных иерархов, он встретил отрицательно, поскольку на его основе вводилось светское правовое регулирование жизни общества. На короткий период интересы Никона и государства совпали. Патриарх считал, что сближение Русской православной церкви с христианским миром приведет к расширению возможностей для ее влияния и тем самым будет способствовать превращению Москвы в ведущий религиозный центр. Таким образом, в деятельности Никона сплелись в единый клубок интересы государства, потребности церкви и личные амбиции властолюбивого патриарха. Его церковные преобразования преследовали две главные цели.

1. Устранение различий в богослужебной практике между Русской и Греческой православными церквями. Это позволяло восстановить связи с европейским православным миром, привязать Россию к Европе духовно и тем предоставить возможности для расширения своего влияния.

2. Введение единообразия в церковной службе по всей России. Дело в том, что единого культа Христа не существовало, на местах богослужение велось по-разному. К тому же в каждой местности были свои святые. Установление единого канона освобождало христианский культ от наносного.

Как видно, сама реформа Никона была очень умеренной и ни по каким параметрам не сравнимой с религиозной Реформацией на Западе. Она ни в какой мере не касалась основ вероучения, роли церкви в жизни общества, взаимоотношений церкви и верующих. Но даже эта попытка приблизить духовную жизнь России к Европе вызвала сопротивление значительной части общества и церковнослужителей. Произошел раскол на сторонников реформ и ревнителей старой веры (староверов), который с этого времени, как последствие реформ, будет сопровождать вплоть до сегодняшнего дня всю историю России. Единомышленники Никона выступали за реформу и, следовательно, за обновление общества. Староверы (их еще называли старообрядцами) боролись за сохранение неизменности русского православия, старины. И к тем, и к другим принадлежали люди разных слоев, разного положения.

Яростная борьба в обществе заставила Никона в 1658 г. сложить полномочия патриарха и удалиться в монастырь. После этого в церковной реформе развернулись главные события. Дело реформы взял в свои руки Алексей Михайлович, причем задачи, которые ставил перед собой царь, шли гораздо дальше сделанного Никоном. В государственных интересах он приветствовал преобразования в церковной обрядности. После соединения с Украиной, церковь которой находилась в юрисдикции греческого патриарха, важно было обеспечить единство в духовной сфере.

В 1666-1667 гг. заседал Большой московский церковный собор, на котором присутствовали иерархи других православных церквей. На нем обсуждался важный вопрос о соотношении духовной и светской власти. От царя заблаговременно поступил запрос к иерархам с просьбой дать точно сформулированный ответ по этой проблеме. Царь стремился заранее повлиять на Собор, используя греческих иерархов. Многие русские священнослужители выступали за превосходство духовной власти над светской, за контроль церкви над государством. После острых дискуссий Собор признал, что царь имеет преимущество в делах гражданских, а патриарх—в делах церковных. Это крайне важно! Церковь пришла к выводу о необходимости разделения светской и духовной сфер деятельности, причем это решение казалось настолько революционным, что в окончательном виде оно не было зафиксировано в документах Собора. Однако сам факт примечателен: Россия двигалась к светскому обществу. Собор осудил Никона за чрезмерные претензии на власть, лишил его звания патриарха, признал православными всех греческих патриархов (раньше их клеймили за приверженность латинству) и все греческие богослужебные книги. Тем самым были отменены решения авторитетнейшего Стоглавого собора, который в 1551 г. утвердил старый обряд и верность древности, а это означало, что Русская православная церковь сблизилась с христианским миром. Было решительно осуждено также старообрядчество.

Решения Собора еще более углубили раскол в обществе. Сторонники неразделеннсти религиозной и светской жизни, детальной их регламентации церковью поднимали восстания, уходили в леса. Среди фанатиков древней веры перед угрозой, как они считали, нашествия Антихриста прокатилась волна самоубийств в форме самосожжений. Православие осуждает самоубийство: бог дал жизнь, он ее в нужный срок и отнимет, человек не вправе решать этот вопрос сам. Однако староверы стали проповедовать, что мучительное самоубийство есть смерть за веру. Лидер староверов протопоп Аввакум доказывал: "Насильственная смерть за веру вожделенна, что лучше сего?" Эти призывы находили последователей даже среди молодежи.

Церковная реформа, при всей ее ограниченности и несопоставимости с западной Реформацией, воспринималась обществом как прозападная. Было очевидно, что ее сторонники в конечном итоге призывают воссоединиться на духовной основе с Европой, освободить государственную жизнь от регламентации церкви. Протопоп Аввакум, неистовый ревнитель старой веры, нераздельности светской и духовной сфер жизни, в своих обличительных писаниях поместил в ад царя Алексея Михайловича, допустившего реформу церкви, и Никона, стоявшего у ее истоков. Все же церковная реформа показала, что общество поддавалось изменениям, утверждались светские формы жизни. Нововведения в такой сложной сфере, как духовная, открывали дорогу для деятельности Петра I. Великий преобразователь был бы невозможен, если бы ему не предшествовала церковная реформа.

Русская культура XVII столетия оставалась культурой средневе­кового общества, тесно связанной с религиозным мировосприяти­ем. Вместе с тем в это время зарождались процессы ее «обмир­щения», секуляризации. Одним из важных факторов развития куль­туры страны являлась борьба двух тенденций — церковной и светской. Все это стало отражением становления нового мировоззрения, ино­го подхода к действительности. Яркое и противоречивое искусство XVII в. — крупное художественное явление в истории русской куль­туры. В XVII столетии завершается история средневекового искусст­ва и отмечается зарождение новых эстетических идеалов. Процес­сы, происходившие в культуре в этот период, стали отражением глубинных политических и социально-экономических процессов. Ре­шающей силой в утверждении светской культуры стал российский абсолютизм. Материальные предпосылки для ее развития создали подъем хозяйственной жизни. Расширение контактов с европейски­ми странами вело к усилению культурных взаимодействий. Развитие русской культуры в XVII в. подготовило почву для культурного прорыва в следующем столетии.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.168.57 (0.006 с.)